НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Брянска (Брянская область) от 15.07.2019 № 2-2627/19

32RS0027-01-2019-001255-68

Дело № 2-2627/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2019 года г. Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи Позинской С.В.

при секретаре Мухиной А.А.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства » города Брянска о взыскании премии, материальной помощи, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что в соответствии с приказом № 27-к от 28.05.2018 года был принят на должность юрисконсульта в Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства » города Брянска (далее МКУ «УКС» г. Брянска), с должностным окладом в размере 4353 руб.

26.12.2018 года ФИО1 написал заявление об увольнении по собственному желанию с 09.01.2019 г. Утверждает, что в соответствии с приказом от 27.12.2018 г. № 77-к работникам предприятия, за исключением истца, была выплачена премия за 2018 год.

Впоследствии ФИО1 стало известно, что в МКУ «УКС» г. Брянска выплачивалась премия в связи с профессиональным праздником «День строителя», материальная помощь при вступлении в брак (выплачена работнику МКУ «УКС» г. Брянска Б. на основании приказа от 30.08.2018 г. № 55-к).

09.01.2019 года истец обратился к директору МКУ «УКС» г. Брянска с заявлениями о выплате ему премии в связи с профессиональным праздником «День строителя», за 2018 год, о выплате материальной помощи в связи с вступлением в брак, которые работодателем оставлены без удовлетворения.

Считает, что поскольку ему выплачивалась материальная помощь за первое и второе полугодие, ежемесячные премии за период май-декабрь 2018 года, то имеет право на получение годовой премии, поскольку должностные обязанности выполнял добросовестно, замечаний и дисциплинарных взысканий не имел. Полагает, что в связи с этим нарушены его права связанные с осуществлением трудовой деятельности.

Ссылаясь на вышеизложенное, положения ст.ст. 236, 237, 391 Трудового кодекса РФ истец с учетом уточнений исковых требований просит суд взыскать с МКУ «УКС» г. Брянска в его пользу выплаты, предусмотренные положением об оплате труда работников МКУ «УКС» г. Брянска, а именно: премию в связи с профессиональным праздником «День строителя» в размере одного должностного оклада – 4353 руб.; материальную помощь в связи с вступлением в брак в размере 10000 руб.; материальную помощь к неиспользованному очередному отпуску в размере одного должностного оклада – 4353 руб.; премию за 2018 год в размере 4 (четырех) должностных окладов – 17412 руб.; денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная 10.01.2019 года по 10 июля 2019 года в размере 3381 рубль 85 копеек ; компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Брянская городская администрация как учредитель учреждения, Управление по строительству и развитию территории города Брянска, как главный распорядитель средств бюджета.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика МКУ «УКС» г. Брянска ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, просила суд отказать истцу, поскольку премия выплачивается на усмотрение работодателя. Кроме этого отсутствовали лимиты бюджетных обязательств для оказания ему материальной помощи.

Представители третьего лица Брянской городской администрации, Управления по строительству и развитию города Брянска в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания по уважительным причинам не заявили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ установление системы премирования является прерогативой работодателя.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Таким образом указанная норма закрепляет право работодателя поощрять работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, создавая тем самым дополнительный стимул к высокопроизводительному труду, предоставляет работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников в целях ведения экономической деятельности.

Судом установлено, что ФИО1 был принят на работу в Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» г. Брянска на период нахождения основного работника М. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, с 28.05.2018 года по срочному трудовому договору № 64 от 28.05.2018 г. на должность юрисконсульта отдела контрактной службы МКУ «УКС» г. Брянска. Приказом о приеме на работу ФИО1 с 28.05.2018 г. установлен должностной оклад в размере 4353 руб., надбавка за особые условия и специальный режим работы в размере 170 процентов от должностного оклада; за выслугу лет в размере 20% от должностного оклада, за интенсивность и высокие результаты работы в размере 50% от должностного оклада, выплата за качество выполняемых работ в размере 30% от должностного оклада; ежемесячная премия по результатам работы в размере 100% от должностного оклада.

Трудовой договор с ФИО1 прекращен 09.01.2019 г., в этот же день он ознакомлен с приказом об увольнении от 09.01.2019г. № 1-К.

В соответствии с приказом № 1-к от 09.01.2019 г. с ФИО1 произведен окончательный расчет в соответствии с действующим законодательством, выплачена компенсация за: неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы с 28.05.2018 г. по 09.01.2018 г. – 16,33 календарных дня, неиспользованный дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 01.01.2018 г. по 09.01.2019 г. – 4,08 календарных дня; материальная помощь за фактически отработанное время в данном периоде.

Согласно п. 5.4, 5.5 Срочного трудового договора № 64 от 28.05.2018 г. работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Пунктом 10.1 указанного договора установлен должностной оклад в размере 4353 руб. в месяц, надбавка за особые условия и специальный режим работы в размере 170% от должностного оклада, за выслугу лет 20% от должностного оклада, за инициативность и высокие результаты работы в размере 50% от должностного оклада, ежемесячная премия по результатам работы 100% от должностного оклада, материальная помощь в размере 2-х месячных должностных окладов в год (первая выплата в первом полугодии, вторая выплата в связи с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска и единовременная выплата к отпуску в размере 1 должностного оклада в год).

В соответствии с п. 10.3 Срочного трудового договора работник имеет право по результатам своей деятельности на получение различных надбавок, доплат, премий, других вознаграждений в соответствии с системой оплаты труда и Положением о премировании.

Согласно расчетному листку за январь 2019 г. с 01.01.2019 г. по 09.01.2019 г. ФИО1 была начислена и выплачена компенсация отпуска (отпуск дополнительный за ненормированный рабочий день) 3531, 65 руб., материальная помощь за полугодие в размере 45,24 руб.

При увольнении ответчиком был произведен расчет в размере 16680,37 руб., что истцом не оспаривается. Спора по указанным суммам не имеется.

Согласно справке МКУ «УКС» г. Брянска представленной представителем ответчика в судебное заседание 15 июля 2019 года, ФИО1 произведен окончательный расчет в соответствии с действующим законодательством и индексацией заработной платы с 01.01.2019 г. в размере 1,20836205: выплата денежной компенсации за неиспользованный оплачиваемый отпуск за период с 28.05.2018 г. по 09.01.2019 г. за 16,33 календарных дня и дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск – 4,08 календарных дня в сумме 17666,90 руб.; материальная помощь за фактически отработанное время в 1-ом полугодии 2019 г. (доля неполного времени – 0,0086) в сумме 45,24 руб.; оплата по окладу за 1 рабочий день в сумме 309,41 руб.; ежемесячная премия за 1 рабочий день в сумме 309,41 руб.; ежемесячная надбавка за качество за 1 рабочий день в сумме 92,82 руб.; надбавка за особые условия работы за 1 рабочий день в сумме 526 руб.; ежемесячная надбавка за интенсивность за 1 рабочий день в сумме 154,71 руб.; за выслугу лет за 1 рабочий день в сумме 61,88 руб. Из указанной справки следует, что ФИО1 было подано заявление на выплату материальной помощи от 09.01.2019 г. в связи с вступлением в брак в 2018 год. Со ссылкой на п. 5.5 Положения об оплате труда МКУ «УКС» г. Брянска в ней указано, что материальная помощь выплачивается в пределах средств оплаты труда. Ссылаясь на то, что в начале 2019 года лимиты бюджетных обязательств были доведенные не в полном объеме, то выплата вышеуказанной материальной помощи по мнению работодателя не могла быть произведена.

Так согласно п.5.5 Положения об оплате труда работникам муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» гор. Брянска ( Утверждено Постановлением Брянской городской администрацией № 3375-П от 20.12.2011 года в редакции на момент возникновение спорных правоотношений ) в пределах средств на оплату труда, работникам учреждения может быть оказана единовременная материальная помощь работнику в размере не более среднемесячной заработной платы, в случаях. вступлении в брак.

Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Выплаты материальной помощи в связи с бракосочетанием не предусмотрены трудовым законодательством РФ, а являются в основном инициативой работодателя и выплачиваются за его счет. Порядок таких выплат должен быть закреплен в локальном нормативном акте, коллективном договоре.

Таким образом, при наличии финансовой возможности работодатель вправе в локальном нормативном акте прописать выплату материальной помощи по тем или иным основаниям и выдавать ее работникам.

Поскольку при решении вопроса об оказании материальной помощи истцу в связи с вступлением в брак отсутствовали лимиты бюджетных средств для ее оказания, а также учитывая, что выплата данной материальной помощи не является императивной обязанностью руководителя, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца в указанной части.

Согласно п. 4.8 вышеуказанного положения, в редакции Постановления Брянской городской администрации № 639-п от 18.03. 2014 года, решением директора учреждения, при наличии экономии по фонду оплаты труда, может выплачиваться единовременная премия: за выполнение особо важных и сложных заданий; по итогам работы за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год; в связи с профессиональным праздником «День строителя». Конкретный размер премии определяется в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением, и устанавливается для директора учреждения – на основании распоряжения Брянской городской администрации по согласованию с заместителем Главы Брянской городской администрации, курирующим деятельность учреждения; для работников учреждения – на основании приказа директора.

В соответствии с п. 4.9 премирование осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда и предельными размерами не ограничивается.

В судебном заседании установлено, что истцу не была выплачена премия в связи с профессиональным праздником «День строителя», а также по итогам работы за 2018 год.

Принимая во внимание, что локальными актами работодателя не предусмотрена и не гарантирована выплата в обязательном порядке или фиксированном размере премии к профессиональному празднику, а также критерии ее определения, что выплата премии к профессиональным праздникам относится к компетенции работодателя при наличии экономии фонда оплаты труда в целях материального стимулирования работников, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров, суд приходит к выводу о том, что не выплатой указанной премии трудовые права истца нарушены не были, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований в этой части не усматривает. При этом суд считает необходимым отметить что выплата премии, а также установление ее размера является правом, а не обязанностью работодателя.

Исходя из буквального толкования Положения и заключенного сторонами трудового договора премия является стимулирующей выплатой, установление которой относится к исключительной компетенции руководителя, а ее размер определяется им исходя из оценки личного вклада каждого работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением.

Законодательно установленного и гарантированного размера такой выплаты не установлено.

Так установлено, что согласно служебной записки начальника отдела контрактной службы Х. непосредственного руководителя истца на имя и.о. директора МКУ « УКС» гор. Брянска», ФИО1 неоднократно допускал нарушения трудовой дисциплины в течение 2018 года

Поскольку выплата по результатам работы за год является правом, а не обязанностью работодателя, производится с учетом индивидуальных показателей работника по итогам работы, невыплата премии по итогам работы за год в связи с несоответствием критериям для премирования является правомерной.

При этом трудовой договор не содержит условий об обязательной выплате премий работнику. При этом суд не наделен полномочиями по оценке профессионализма, эффективности и результативности деятельности конкретного сотрудника и выполнению им необходимых для работодателя задач. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания в его пользу премии по итогам за 2018 год суд не усматривает.

Относительно требований истца о взыскании материальной помощи к неиспользованному очередному отпуску в размере одного должностного оклада – 4353 руб. суд приходит к следующему:

Согласно п.5.1 Положения, у вновь принятых работников право на получение материальной помощи возникает по истечению 6 месяцев работы в учреждении. Работникам, которые не использовали очередной отпуск в течении календарного года, выплата материальной полмощи производится во второй половине декабря календарного года.

Поскольку с заявлением о выплате указанной материальной помощи истец к работодателю не обращался, то отсутствуют основания для ее взыскания. При этом суд учитывает, что трудовые отношения с истцом прекращены 9 января 2019 года.

Поскольку требования о взыскании денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда были мотивированы нарушениями трудовых прав истца ФИО1, при установлении отсутствия таких нарушений суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении указанных требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу от отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства » города Брянска о взыскании премии, материальной помощи, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Позинская

Решение суда в окончательном виде изготовлено 20 июля 2019 года