НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Брянска (Брянская область) от 15.05.2017 № 2А-1367/2017

Дело 2а-1367/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2017 года гБрянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,

при секретаре Шило В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боргуна А.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа г.Брянска о признании незаконным требования,

УСТАНОВИЛ:

Боргун А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа г.Брянска о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 042S01160070117 от 24 ноября 2016года, указывая на то, что до 30 июня 2016 года являлся индивидуальным предпринимателем. 24 ноября 2016 года Управлением пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа г.Брянска выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа. Основанием предъявления к уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа явилось принятие в качестве базы для определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2015 год суммы фактически полученного индивидуальным предпринимателем совокупного дохода без учета расходов. Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» полагает, что для определения дохода для исчисления страховых взносов положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации», Фонд социального страхования» должны применяться во взаимосвязи со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть с учетом вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Романова Ю.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Административный истец Боргун А.В., представители Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа г.Брянска, а также Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела и своих представителе в судебное заседание не направили.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа г.Брянска возражало против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что в 2015 году размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей в случае, если величина дохода плательщика страхового взноса за расчетный период не превышает 300000 рублей, определяется как произведение одного минимального размера оплаты труда, установленного на начало финансового года и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации», увеличенное в 12 раз. В случае, если величина дохода за расчетный период превышает 300000 рублей, плюс 1% от суммы дохода превышающего 300000рублей. При этом сумма взноса не может быть более размера оплаты труда, тарифа страховых взносов, увеличенного в 12 раз. В силу пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 24июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов направляют налоговые органы. Взаимодействие с ФНС России в части получения информации о доходах плательщиков страховых взносов и работа территориальных органов ПФР с 01 января 2014 года была организована в соответствии с разъяснениями Минтруда России (письма от 27декабря 2013года № 17-6/30527-1674, от 09 июля 2014 года № 17-3В-313), предусматривающими, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, под величиной дохода признавались суммы фактически полученного ими совокупного дохода за этот расчетный период без учета расходов. Также в своем письменном отзыве Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа г.Брянска указало, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года №24-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть со 02 декабря 2016года.

Учитывая мнение лица, участвующего в деле, суд на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, ИП Боргун с <дата> по <дата> состоял на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску как индивидуальный предприниматель, в связи с чем являлся плательщиком налога на доходы физических лиц.

06 августа 2016 года ИП Боргун А.В. предоставил в налоговый орган первичную налоговую декларацию по НДФЛ за 2015 год.

Согласно указанной декларации сумма полученных доходов за налоговый период 2015 года составила <...>.

Сведения о доходах (форма 3-НДФЛ), полученных ИП Боргун А.В. от предпринимательской деятельности за 2015 год, были направлены налоговым органом в Пенсионный фонд и получены последним 09 сентября 2016 года. Согласно указанным сведениям сумма дохода предпринимателя составляет <...>.

Пенсионным фондом в результате проверки выявлена недоимка за 2015год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, в связи с чем были начислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере <...>.

24 ноября 2016 года Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа г.Брянска выставило ИП Боргун А.В. требование №042S01160070117 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме <...> и пени в сумме <...>.

Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ).

ИП Боргун А.В. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ являлся плательщиком страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в том числе, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта 1).

Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также исходя из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона № 212-ФЗ, устанавливая дифференцированный механизм определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, учитывающий величину получаемого дохода, федеральный законодатель преследовал цель нивелировать негативные последствия повышения размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства, и в особенности для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих низкодоходные виды деятельности, предоставить им возможность продолжать осуществлять хозяйственную деятельность в пределах правового поля, а представителям бизнеса с большим доходом - позволить формировать свои пенсионные права в большем объеме.

При этом размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

Соответственно, предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской федерации).

Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов.

Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ вступившим в силу с 1 января 2017 в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 34 «Страховые взносы», причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.

Такое понимание взаимосвязанных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации согласуется и с ранее выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.

Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 февраля 1998 года № 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. Доходом применительно к налогу на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Постановление от 13 марта 2008 года № 5-П).

Хотя Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (Определение от 5 февраля 2004 года № 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (Определение от 15 января 2009года №N 242-О-П).

Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Согласно данным налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год (форма 3-НДФЛ), общая сумма дохода ИПБоргун А.В. составила <...>, сумма налогового вычета - <...>.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Брянску представила в Пенсионный фонд сведения лишь о сумме полученного дохода ИП Боргун А.В. за 2015 год, в связи с чем при определении дохода для исчисления страховых взносов, Пенсионным фондом не были учтены расходы, произведенные ИП Боргун А.В. в расчетный период.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Боргун А.В. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Боргуна А.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа г. Брянска о признании незаконным требования удовлетворить.

Признать незаконным требование Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе городского округа г. Брянска № 042S01160070117 от 24ноября 2016 года о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Советского районного суда г. Брянска Е.М. Бурлина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 мая 2017 года.

Судья

Советского районного суда г. Брянска Е.М. Бурлина