НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Брянска (Брянская область) от 04.04.2022 № 2-1898/2022

32RS0027-01-2022-000042-69

Дело №2-1898/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2022 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего Борлакова М.Р.

при помощнике Головневе В.С.,

с участием истца Тереньковой С.В., представителя ответчика Бельской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тереньковой Светланы Владимировны к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда РФ по Брянской области об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным статусом и понуждении назначить пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Теренькова С.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 24.09.2021 направила ответчику заявление о назначении досрочной пенсии по старости, предусмотренной ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ГУ-УПФР в городском округе г. Брянска (межрайонное) №327205/21 от 03.09.2021 г. в назначении пенсии было отказано. Истец считает отказ незаконным, так как она обучалась в период с <дата> по <дата> в Трубчевском педагогическом училище на очной форме обучения по специальности <данные изъяты>, окончила его полный курс. В период обучения в техникуме постоянно проживала в общежитии, расположенном в г. Трубчевск.

На основании изложенного, просит суд:

- установить факт проживания Тереньковой С.В. в период с <дата> по <дата> в г. Трубчевск Трубчевского района Брянской области;

- признать за Тереньковой С.В. право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 1 год на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с момента подачи заявления;

- обязать ГУ-УПФР в городском округе г. Брянска (межрайонное) назначить Тереньковой С.В. страховую пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента подачи заявления.

Определением суда ненадлежащий ответчик ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) заменен на надлежащего ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области.

В судебном заседании истец Теренькова С.В. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области по доверенности Бельская Е.А. возражала против удовлетворения иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 24.09.2021 Теренькова С.В. направила в ГУ-УПФР в городском округе г. Брянска (межрайонное) заявление о назначении досрочной пенсии по старости, предусмотренной ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ГУ-УПФР в городском округе г. Брянска (межрайонное) №327205/21 в назначении пенсии было отказано, так как сведений о постоянном проживании Тереньковой С.В. в г. Трубчевск (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом) не имеется.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

На основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с примечанием к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Рассматривая заявление истца об установлении факта постоянного проживания, суд принимает во внимание следующее.

Под постоянным проживанием гражданина на территории субъекта РФ понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату. Установление данного факта постоянного проживания осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993№ 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности; Конституция РФ (ст. 19 ч. 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.

Из материалов дела следует, что Теренькова (К.) С.В. поступила в Трубчевское педагогическое училище на очную форму обучения по специальности <данные изъяты> с <дата>, что подтверждается Приказом о зачислении от <дата>№....

<дата> Теренькова (К.) С.В. окончила указанное учебное заведение, что подтверждается Приказом об отчислении от <дата>№..., дипломом серии №..., регистрационный №... с присвоением квалификации <данные изъяты>

Трубчевское педагогическое училище на основании приказа Управления образования администрации Брянской области от 27.08.2001 г. №584 «О переименовании педагогического училища» было переименовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Трубчевский профессионально-педагогический колледж».

В соответствии с приказом департамента общего и профессионального образования Брянской области от 26.11.2010 года №2331 «Об изменении типа и вида государственного учреждения, находящегося в ведении Брянской области» государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Трубчевский профессионально педагогический колледж» переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Трубчевский профессионально педагогический колледж».

В соответствии с приказом департамента образования и науки Брянской области от 04.12.2015 г. №3191 «О переименовании государственных образовательных учреждений, находящегося в ведении Брянской области» государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Трубчевский профессионально педагогический колледж» переименовано в государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение Трубчевский профессионально-педагогический колледж».

Как следует из справки №455 от 10.08.2021 г. ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж», Теренькова (К.) С.В. обучалась в «Трубчевском педагогическом училище по очной форме образования по специальности <данные изъяты> с <дата> по <дата>

В период обучения Теренькова (К.) С.В. проживала и была зарегистрирована <адрес> (общежитие) с <дата> по <дата>, что подтверждается справкой ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж» №456 от 10.08.2021 г.

Согласно справке от 16.08.2021 №256 администрации Трубчевского района г. Трубчевск включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения: зона проживания с льготно-экономическим статусом (основание: распоряжение Совета Министров Правительства Российской Федерации от 05.04.1995 г. №557-р Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. №237-р).

Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. №1582 г. Трубчевск исключен из Перечня населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения.

Обстоятельства постоянного проживания истца в спорный период в г. Трубчевск Брянской области подтвердили допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели К.Г. и Я. (однокурсники истца) которые показали, что в период с <дата> (с момента обучения в педагогическом колледже в г. Трубчевск) до <дата> (окончания обучения), истец постоянно проживала в общежитии, так как обучение проходило по очной форме.

Суд учитывает, что свидетели по делу в результате стечения обстоятельств воспринимают факты, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, и являются носителями информации об этих фактах; свидетели не высказывают суждения, включающие субъективную оценку относительно фактов.

Из положений ст. 69 ГПК РФ следует, что свидетели не относятся к субъектам материально-правовых отношений и в отличие от лиц, участвующих в деле, не имеют юридической заинтересованности в его исходе.

У суда нет основания ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания последовательны, дополняют друг друга, соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Гражданам, принятым на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в государственные образовательные организации, а также за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования в образовательные организации, расположенные на территориях зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, зоны отселения, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно пунктом 1 части первой статьи 18, пунктом 1 части второй статьи 19, пунктом 1 части второй статьи 20 настоящего Закона. После получения образования и выезда за пределы указанных территорий эти граждане утрачивают право на меры социальной поддержки. (ст.22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Таким образом, в данной статье регламентированы условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, которые переселились в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение через определенный промежуток времени после аварии на Чернобыльской АЭС.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что Теренькова С.В. поступила на обучение в 1982 году, т.е. до 26.04.1986 года, и не могла предвидеть для себя негативные последствия.

Таким образом, совокупностью вышеизложенных доказательств, свидетельскими показаниями, по мнению суда, подтверждаются в полном объеме доводы истца о проживании в период с <дата> по <дата> в г. Трубчевск Брянской области, на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и наличии права на назначение пенсии по старости со снижением установленного возраста на 1 год. Доказательств, опровергающих доводы истца, суду ответчиком не представлено.

Как следует из материалов дела, 24.08.2021 года истец направила ответчику заявление о назначении досрочной пенсии по старости, предусмотренной ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением пенсионного органа № 327205/21 в назначении пенсии было отказано.

С учетом установленных судом обстоятельств, право на назначение страховой пенсии по старости возникло у Тереньковой С.В. в день наступления 54-летия, а именно 07.10.2020 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тереньковой Светланы Владимировны к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда РФ по Брянской области об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным статусом и понуждении назначить пенсию по старости, удовлетворить.

Установить факт проживания Тереньковой Светланы Владимировны в период с <дата> по <дата> в г.Трубчевск, Трубчевского района Брянской области.

Признать за Тереньковой Светланой Владимировной право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на 1 год на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Брянской области назначить Тереньковой Светлане Владимировне страховую пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 07.10.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.Р. Борлаков

Резолютивная часть решения оглашена 04.04.2022 года.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.04.2022 года.