НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Брянска (Брянская область) от 02.10.2023 № 2-5009/2023

Дело№ 2-5009/2023

УИД 32RS0027-01-2022-004018-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 октября 2023 г. г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Петрачковой И.В.,

при секретаре Рождественской И.А.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании права на выплату компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, взыскании компенсации расходов, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является получателем пенсии по старости. В период с 1996 по август 2020 г. постоянно проживала в <адрес>, который относится к району Крайнего Севера. 30 января 2021 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, приложив документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1351. Решением ответчика №112513/21 в выплате указанной компенсации частично отказано, не возмещены расходы на топливо, - не приняты чеки АЗС в связи с тем, что марка автомобиля не поименована в Методических рекомендациях Минтранса России от 14 марта 2008 г. №АМ-23-р «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», а также не возмещены расходы на проезд, - не приняты чеки на проезд платных участков автодороги, поскольку данные виды расходов не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. №1351.

Полагая отказ ответчика незаконным, истец просит суд признать за ней право на выплату компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в части компенсации расходов на топливо и проезд по платным автодорогам; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию расходов на топливо, связанную с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в сумме 10 160, 63 руб.; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию расходов на оплату проезда по платным автодорогам, связанную с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в сумме 1 360 руб.; взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате госпошлины в размере 461 руб.

В судебное заседание истец ФИО2 не явились, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление истца о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 полагала иск не подлежащим удовлетворению, указала на то, что на основании Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1351 не могут быть приняты к выплате чеки АЗС на приобретение топлива, чеки на проезд платных участков автодороги.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено, что ФИО2, <дата> рождения, в период с <дата> по <дата> была зарегистрирована по месту жительства <адрес>.

В период времени с <дата> по <дата> осуществляла трудовую деятельность на предприятии питания <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.

Судом установлено, что истец в период с 8 августа по 9 августа 2020 г. осуществила переезд из района Крайнего Севера, а именно, <адрес>, на новое постоянное место жительства в г.Брянск транспортным средством марки KIA QLE (SPORTAGE), 2019 года выпуска, принадлежащим супругу П.

ФИО2, являясь получателем страховой пенсии, 30 марта 2021 г. обратилась в ГУ – УПФР в городском округе г.Брянска (межрайонное) с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним областей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению и членам их семей.

Решением ГУ – УПФР в городском округе г.Брянска (межрайонное) №112513/21 в выплате компенсации расходов на приобретение бензина, на проезд платных участков автодороги отказано со ссылкой на пп. «а» п. 15 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1351, поскольку переезд осуществлялся на автомобиле, марка которого не поименована в Методических рекомендациях Минтранса России от 14 марта 2008 г. №АМ-23-р «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», расходы на проезд платных участков автодороги не предусмотрены указанными Правилами.

Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (далее - Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1).

Согласно ч. 6 ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1351 утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, определившие размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа указанной категории граждан (далее - Правила N 1351 от 11.12.2014)

Согласно пункту 6 Правил N 1351 от 11.12.2014, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и членов семьи пенсионера и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортном производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе, базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства.

Согласно пункту 7 Правил N 1351 от 11.12.2014 заявление о компенсации пенсионер подает после осуществления переезда в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства, в котором находится его выплатное дело.

Согласно подпункту "е" пункта 10 Правил к заявлению о компенсации должны быть приложены документы, подтверждающие, что пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд к новому месту жительства и провоз багажа личным транспортом и пенсионером фактически произведены расходы на оплату стоимости указанного проезда (правоустанавливающие документы, чеки автозаправочных станций на оплату топлива).

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Базовые нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения установлены распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. №АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Согласно копии паспорта транспортного средства от <дата>, модификация автомобиля KIA QLE (SPORTAGE), 2019 года выпуска, объемом двигателя 1999 куб. см в Методических рекомендациях не поименована.

Учитывая, что истец как пенсионер имеет право на компенсацию, а компенсация не может быть выплачена пенсионным органом по причине отсутствия необходимых сведений об автомобиле, на котором передвигалась истец, в нормативном государственном акте – «Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. №АМ-23-р, суд приходит к выводу о том, что именно на ответчике на стадии принятия заявления от пенсионера лежала обязанность получить такую информацию у завода – изготовителя или обратиться с индивидуальной заявкой в научную организацию, осуществляющую разработку указанных норм по специальной программе-методике.

При этом, отсутствие в Методических рекомендациях Минтранса РФ базового расхода топлива марки автомобиля, на котором передвигалась истец, и принадлежащего её супругу, не является основанием для отказа в выплате расходов заявителя, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям к новому месту жительства.

Согласно сведениям, представленным по запросу суда ООО «БН-Моторс», потребление топлива согласно техническим характеристикам автомобиля KIA QLE (SPORTAGE), 2019 года выпуска составляет 8,3 л на 100 км (смешанный цикл).

Согласно сведениям «Яндекс карты» проезд по кратчайшему пути от <адрес> до г.Брянска составляет 2 370 км в одну сторону.

Таким образом, общий расход бензина по маршруту <адрес> – г.Брянск протяженностью 2 370 км не должен превышать 196,7 л.

Представителем ответчика в силу положений ст.56 ГПК РФ доказательств, опровергающих данные сведения о базовой норме расхода топлива автомобиля, на котором передвигалась истец, суду не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявлено.

В подтверждение понесенных истцом расходов представлены кассовые чеки автозаправочных комплексов на приобретение топлива по маршруту следования из <адрес> в г.Брянск всего на сумму 9 681,63 руб.: на АЗК-16 ПАО «НК Роснефть-Мурманскнефть-продукт» от 8 августа 2020 г. на сумму 963 руб., на АЗК-023 АО «Карелиянефтепродукт» от 8 августа 2020 г. на сумму 1 823,89 руб., на АЗК-446 ООО «ПТК» от 9 августа 2020 г. на сумму 922 руб., на АЗК-3 АО «РН-Тверь» от 9 августа 2020 г. на сумму 910 руб., на АЗС №... ООО «Киришиавтосервис» от 9 августа 2020 г. на сумму 1894,66 руб., на АЗК-78 АО «Калуганефтепродукт» от 9 августа 2020 г. на сумму 3168,08 руб. Представленный чек на сумму 479 руб. не может быть принят судом как доказательство приобретения топлива, поскольку в нем не указано количество приобретенного топлива (в литрах) и стоимость топлива за один литр.

Согласно представленным чекам истцом затрачено 209,6 л бензина, что превышает рассчитанную норму в 196,7 л. В связи с чем, истец имеет право на компенсацию стоимости проезда в размере 9 088 руб. исходя из следующего расчета: 46,2 руб. (средняя стоимость одного литра топлива, рассчитанная из затраченных денежных средств в размере 9 681,63 руб. на 209,6 л) х 196,7 л.

При таких обстоятельствах, за истцом подлежит признанию право на выплату компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в части компенсации расходов на топливо, и, следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива в размере 9 088 руб.

Разрешая требование истца о взыскании компенсации расходов на оплату проезда по платным автодорогам, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 36 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», решение об использовании участка автомобильной дороги на платной основе принимается собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.

Согласно части 1 статьи 37 указанного закона, решение об использовании участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.

Учитывая, что платные участки автомобильных дорог имеют бесплатные альтернативные маршруты передвижения, а также принимая во внимание общие принципы гражданского законодательства, суд приходит к выводу, что включение в расходы на переезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в другую местность, стоимости проезда по платным участкам автодорог, нельзя признать отвечающим критериям разумности и справедливости.

В связи с изложенным, требования истца о признании за ней права на выплату компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в части компенсации расходов на проезд по платным автодорогам, взыскании компенсации расходов на оплату проезда по платным автодорогам не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

ФИО2 заявлено о взыскании расходов в размере по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 461 руб.

Суд не находит оснований для взыскания с ответчика расходов истца по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд, поскольку в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ответчик, как орган наделенный государственными полномочиями, публично-властными полномочиями, освобожден от уплаты государственной пошлины, как будучи истцом (административным истцом), так и в случае, если выступает ответчиком (административным ответчиком).

При этом, суд отмечает следующее.

В целях предоставления дополнительных гарантий гражданам-пенсионерам при обращении их в суд с исками по требованиям, вытекающим из пенсионных отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям в Налоговом кодексе Российской Федерации установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.

Согласно пп.5 п.2 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Исходя из приведенных нормативных положений законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан-пенсионеров как экономически более слабой стороны в пенсионном правоотношении, учитывая материальные возможности пенсионеров, предоставил дополнительную гарантию таким гражданам при обращении их в суд с иском к пенсионному органу о защите нарушенных или оспариваемых пенсионных прав, освободив их от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, на гражданина, обратившегося в суд с иском к пенсионному органу, не может быть возложена обязанность по оплате государственной пошлины.

В силу ст.93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, излишне уплаченная ФИО2 при подаче иска государственная пошлина, может быть возвращена ей на основании положений ст.93 ГПК РФ, путем обращения с заявлением в суд о возврате излишне уплаченной госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании права на выплату компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, взыскании компенсации расходов, судебных расходов удовлетворить частично.

Признать за ФИО2 право на выплату компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в части компенсации расходов на приобретенное топливо.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в пользу ФИО2 компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в части расходов на приобретенное топливо, в сумме 9 088 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Петрачкова

Решение в окончательной форме изготовлено 9 октября 2023 г.