32RS0027-01-2020-014126-77
Дело № 2а-1060/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.,
при секретаре Ведмедера Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску к Петрищеву Ивану Анатольевичу о взыскании налоговой задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по г. Брянску обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылалась на то, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Брянску в качестве налогоплательщика.
На основании статей 357, 400 Налогового кодекса Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Для налогов, исчисленных до 01.01.2016 г. ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются согласно части 3 Постановления Брянского городского Совета народных депутатов «О налоге на имущество физических лиц» №200-п от 26.10.2005 г. Для налогов, исчисленных после 01.01.2016 г. ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются согласно ч. 2 решения Брянского городского Совета народных депутатов «О налоге на имущество физических лиц» № 298 от 25.11.2015 г.
Согласно налоговому уведомлению № 14192815 от 04.07.2019 г. налогоплательщику за 2017 г. был начислен налог на имущество физических лиц в сумме 1004 рублей по сроку уплаты 03.12.2018 г.
Данный налог налогоплательщиком не был уплачен в установленный срок.
Административный ответчик является плательщиком транспортного налога в соответствии со статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации на основании сведений, поступивших в порядке, предусмотренном пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
На территории Брянской области налоговое ставки установлены статьей 2 Закона Брянской области «О транспортном налоге» от 09.11.2002 года № 82-З.
Согласно налоговому уведомлению № 14192815 от 04.07.2018 г. налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2017 год в сумме 5230 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 г.
Данный налог налогоплательщиком не был уплачен в установленный срок.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику было направлено требование об уплате налога и пени от 06.02.2019 № 2939 до настоящего времени данное требование не исполнено.
Ссылаясь на статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец просит суд взыскать с Петрищева Ивана Анатольевича налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2017 г. в размере 1004 руб.. пеня в размере 16,49 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2017 г. в размере 5230 руб., пеня в размере 85,91 руб.
Стороны в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Указанная обязанность изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для налогов, исчисленных до 01.01.2016 года, ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются согласно части 3 Постановления Брянского городского совета народных депутатов «О налоге на имущество физических лиц» № 200-П от 26.10.2005 г. Для налогов, исчисленных после 01.01.2016 г. ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются согласно части 2 Решения Брянского городского Совета Народных Депутатов «О налоге на имущество физических лиц» № 298 от 25.11.2015 г.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, т.е. налоговой недоимки, предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогичные требования изложены в статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года.
Из изложенного следует, что плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, которое указано в ЕГРН, как обладающее соответствующим вещным правом на недвижимое имущество, в силу чего обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на недвижимое имущество, то есть внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующее недвижимое имущество.
Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика, Петрищев И.А. является владельцем: квартиры, площадью 107,20 кв.м., расположенной <адрес> (кадастровый №...); гаража, площадью 22,10 кв.м. расположенного <адрес> (кадастровый №...), квартиры, площадью 35,10 кв.м., расположенной <адрес> (кадастровый №...).
Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно налоговому уведомлению № 14192815 от 04.07.2018 г. налогоплательщику за 2017 г. был начислен налог на имущество физических лиц в сумме 1004 рублей по сроку уплаты 03.12.2018 г.
Данный налог налогоплательщиком не был уплачен в установленный срок.
Административный ответчик является плательщиком транспортного налога в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации на основании сведений, поступивших в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном законом порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Ставки различаются в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации) и установлены статьей 2 Закона Брянской области «О транспортном налоге» от 09.11.2002 г. № 82-З.
В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В абзаце 1 пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Судом установлено, что административный ответчик является собственником транспортных средств: МЕРСЕДЕС БЕНЦ, государственный регистрационных знак №..., КРАЙСЛЕР ВОЯДЖЕР, государственный регистрационный знак №..., ГАЗ 311000, государственный регистрационный знак №...
Согласно налоговому уведомлению № 14192815 от 04.07.2018 г. налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2017 год в сумме 5230 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 г.
Данные налоги налогоплательщиком не были оплачены в установленный срок.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику было направлено требование об уплате налога и пени от 06.02.2019 г. № 2939 по состоянию на 06.02.2019 г., в котором Петрищеву И.А. предлагалось погасить задолженность, предоставив срок для добровольного исполнения требования до 20.03.2019 года.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
В силу статей 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора в виде денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В пункте 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно правилам части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Общая сумма по требованию превысила 3 000 рублей, требование об уплате налога № 2939 со сроком исполнения – 20.03.2019 года, налогоплательщиком в полном объеме не исполнено, следовательно, шестимесячный срок для подачи заявления в суд следует исчислять от установленного срока исполнения указанного требования, т.е. 21.03.2019 года, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Петрищева И.А. сумм задолженности налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 16 Советского судебного района г. Брянска в срок (21.09.2019 года), предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебный приказ № 2а-1697/2019 в отношении Петрищева И.А. о взыскании задолженности по уплате налога, был вынесен 19.08.2019 года, определением мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района г. Брянска от 29.06.2020 г. отменен судебный приказ № 2а-1697/2019 в отношении Петрищева И.А. по причине поступивших возражений от ответчика.
В срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, 19.11.2020 года налоговый орган обратился в суд с данным административным иском.
Административным ответчиком не представлено доказательств уплаты недоимки по налогу на имуществу физических лиц и пени и по транспортному налогу, пени.
Учитывая приведенные требования закона, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ИФНС России по г. Брянску о взыскании задолженности по налоговым платежам, т.к. Петрищевым И.А. не уплачена установленная налоговым органом задолженность по налогам и пени за оспариваемый период в полном объеме, при этом налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, сроки обращения в суд за взысканием задолженности административным истцом не пропущены.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Исходя из размера взысканной суммы задолженности по налоговым платежам с Петрищева И.А. в доход бюджета муниципального образования - гор. Брянск, подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 руб.
Руководствуясь статьями 179 -180, 290 Кодекса административного судопроизводства, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску к Петрищеву Ивану Анатольевичу о взыскании налоговой задолженности, удовлетворить.
Взыскать с Петрищева Ивана Анатольевича задолженность в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску в общей сумме 6336,40 руб., в том числе задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов налог за 2017 г. в размере 1004 руб., пеня в размере 16,49 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2017 г. в размере 5230 руб., пеня в размере 85,91 руб.
Взыскать с Петрищева Ивана Анатольевича в доход бюджета муниципального образования - гор. Брянск госпошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.В. Курнаева
Решение в окончательной форме изготовлено 09.02.2021 года.