НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область) от 16.01.2020 № 2А-179/20

№2а-179/2020Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2020 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.

при секретаре Фатхулоевой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области об оспаривании отказа в перерасчете сумм страховых взносов,

у с т а н о в и л :

Административный истец <ФИО>1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области об оспаривании отказа в перерасчете сумм страховых взносов, указав, что согласно справке <номер> о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам по состоянию на <дата>, за ней значится недоимка в сумме 21611 рублей 69 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии. В период с <дата> по <дата> административный истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, состояла на налоговом учете в Инспекции и применяла специальный режим налогообложения – упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. Согласно налоговой декларации за 2018 год налоговой декларации по УСН за отчетный период ей было получены и отражены доходы в сумме 2475484 рубля, расходы в сумме 2 324657 рублей. Истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете произведенных доначислений и внесении соответствующих корректировок в ее налоговые обязательства по страховым взносам и исключении из лицевого счета неправомерно доначисленной суммы взносов в размере 21754 рубля 84 копейки. Письмом налогового органа от <дата> в перерасчете обязательств по страховым взносам было отказано и разъяснено, что исчисление страховых взносов произведено без учета произведенных налогоплательщиком в 2018 года расходов. Полагает, что данные начисления незаконными. Обращаясь в суд, административный истец просила признать незаконным отказ в перерасчете сумм страховых взносов начисленных с применением налоговой ставки 1 процент от полученного за отчетный период дохода по итогам представленной налоговой декларации за 2018 год, выраженный в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области от <дата><номер>.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области.

В судебном заседании представитель административного истца <ФИО>3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика МИФНС № 6 по Астраханской области <ФИО>4, действующий на основании доверенности, возражал против административного искового заявления, поскольку налоговым кодексом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, налоговый кодекс РФ не содержит. Законодатель применительно к обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование указанных в статье 430 Налогового кодекса РФ плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не ввел предписания об исчислении в целях применения положений пункта 1 статьи 419 НК РФ доходов указанной категории плательщиков с учетом расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. Доначисление страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 21754 рубля 84 копейки соответствует требованиям налогового законодательства. Просит суд административный иск оставить без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области <ФИО>5 возражал против удовлетворения иска, поддержал позицию представителя административного ответчика, просил в административном иске отказать.

Суд, выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что <ФИО>1 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС России №6 по Астраханской области в период с <дата> по <дата>. В 2018 году <ФИО>1 применяла упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».

С <дата> полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта (пп.1 п.1 статья 430 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Предпринимателем <ФИО>1 2018 представлена налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2018 год с указанием суммы дохода в размере 2475 484 рубля и суммы расходов в размере 2324657 рублей.

Заявителем самостоятельно исчислен страховой взнос в фиксированном размере, рассчитанный с разницы между полученными в 2018 году доходами и произведенными расходами, то есть за 2018 год база для начисления дополнительных страховых взносов по ставке 1 % <ФИО>1 отсутствует.

Инспекцией произведен перерасчет суммы страховых взносов без учета произведенных предпринимателем расходов, в результате сумма страховых взносов за 2018 год составила 21754 рубля 84 копейки (2475484 - 300 000) x 1%.

На основании заявления <ФИО>1 от <дата> налоговым органом выдана справка о состоянии расчетов с бюджетом от <дата>, согласно которой за <ФИО>1 числится недоимка по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 21611 рублей 69 копеек.

<дата><ФИО>1 обратилась в налоговый орган с заявлением о проведении соответствующих корректировок налоговых обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть пенсии и исключить из лицевого счета неправомерно доначисленную сумму взносов в размере 21754 рублей 84 копейки.

Письмом налогового органа от <дата><номер><ФИО>1 А,А. было разъяснено, что для целей определения размера страховых взносов индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, используют положения ст.346.15 НК РФ, которыми установлен только порядок определения дохода такими индивидуальными предпринимателями. При этом упомянутые положения ст.430 НК РФ не предполагают для таких плательщиков, применяющих УСН, уменьшения исчисленного дохода на суммы произведенных ими расходов. Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимтаелей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы в этом случае не учитываются. Таким образом, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% свыше полученного дохода в размере 300000 рублей в размере 21754 рубля 84 копейки подлежит уплате.

Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области <номер>-Н от <дата> жалоба <ФИО>1 о признании неправомерным отказ в перерасчете суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование оставлена без удовлетворения.

Считая отказ налогового органа в перерасчете суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год, <ФИО>1 обратилась в суд с иском об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области.

Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 Налогового кодекса устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 Налогового кодекса содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата> N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, суд считает, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от <дата> N 27-П правовая позиция подлежит применению в рассматриваемой ситуации.

Указанная правовая позиция также изложена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2017), утвержденного <дата> Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Ссылка ответчика на правовую позицию, изложенную в письмах Минфина России, суд не принимает во внимание, поскольку письма не относятся к числу нормативных правовых актов, применяемых судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов, на что указано и в решении Верховного Суда Российской Федерации от <дата> по делу N АКПИ18-273, на которое ссылается инспекция.

Таким образом, в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2018 год, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговой декларации.

Анализируя представленные доказательства, с учетом правовых позиций, сформулированных в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, суд приходит к выводу, что на дату вынесения требований налогоплательщик в полном объеме исполнил обязательства по уплате страховых взносов в фиксированном размере и переменной части страховых взносов (1 процент от доходов, превышающих 300 000 рублей).

При указанных обстоятельствах, суд считает, что отказ налогового органа в перерасчете сумм страховых взносов незаконным, нарушающим законные права <ФИО>1, в связи с чем у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление <ФИО>1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области об оспаривании отказа в перерасчете сумм страховых взносов удовлетворить.

Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области в перерасчете <ФИО>1 сумм страховых взносов, начисленных с применением налоговой ставки 1 процент от полученного за отчетный период дохода по итогам представленной налоговой декларации за 2018 год.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области произвести <ФИО>1 перерасчет сумм страховых взносов, начисленных с применением налоговой ставки 1 процент от полученного за отчетный период дохода по итогам представленной налоговой декларации за 2018 год.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца через районный суд.

Мотивированный текст решение изготовлен <дата>.

Судья Иноземцева Э.В.