НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда (Ставропольский край) от 26.01.2016 № 2А-1134/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Зеленокумск 26 января 2016 года

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Соловьянова А.Н.,

с участием ответчика Шкуро Т.С.,

при секретаре Монастырской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> к Шкуро Т.С. о взыскании недоимки и пени,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края обратилось в суд с административным иском к Шкуро Т.С. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2015 год в размере <данные изъяты> копеек из которых: на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> копеек, пени в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> копеек.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что с 01 января 2010 года за Пенсионным фондом РФ закреплены функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Административный ответчик Шкуро Т.С. с 27 января 2009 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила свою деятельность в таковом качестве 16 января 2015 года. Согласно поступившей информации налогового органа, Шкуро Т.С. не представила в налоговый орган отчетность о доходах за 2015 год и не уплатила страховые взносы. Поскольку в указанной информации налогового органа отсутствовали сведения о доходах налогоплательщика – административного ответчика
Шкуро Т.С., в связи с непредоставлением последней таковых, с нее подлежат взысканию страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере страховых взносов, пропорционально количеству календарных дней этого месяца до даты регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В этой связи Шкуро Т.С. 21 августа 2015 года было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней, которое должником в добровольном порядке не исполнено.

В судебное заседание представитель административного истца - ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края не явился, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

С учетом ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края.

Административный ответчик Шкуро Т.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27 января 2009 года, прекратила свою деятельность в этом статусе 16 января 2015 года. После получения соответствующих документов из налогового органа, она обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ по Советскому району, чтобы сообщить о прекращении предпринимательской деятельности. На основании этих документов была произведена сверка расчетов по имеющейся задолженности и ей выдано уведомление о снятии с учета в территориальном органе Пенсионного фонда РФ физического лица по месту жительства. При этом за 16 дней работы в качестве индивидуального предпринимателя в 2015 году ей были начислены страховые взносы в сумме <данные изъяты> рублей, которые она уплатила 26 января 2015 года, что соответствует нормам законодательства. Она является добросовестным налогоплательщиком, она всегда своевременно сдавала отчетность и уплачивала страховые взносы. В качестве налогоплательщика в отношении нее применялась упрощенная система налогообложения. По утверждению истца из налогового органа была получена информация, согласно которой, она не представила своевременно в налоговый орган отчетность за 2015 год. Истец предъявляет свои требования, основываясь на положении п. 2 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ, согласно которой декларация в налоговый орган должна быть представлена не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была прекращена предпринимательская деятельность, то есть до 25 февраля 2015 года. В указанный срок отчетность не предоставлялась, поскольку в ее случае отчетность должна быть предоставлена согласно п. 1
ст. 346.23 НК РФ, в соответствии с которой по итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговой орган не позднее 30 апреля 2016 года. Поскольку она прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения 16 января 2015 года. Декларацию о доходах она должна представить в налоговый орган до 30 апреля 2016 года. Срок подачи декларации за 2015 год еще не истек. Считает требования ГУ – УПФ по Советскому району СК неправомерны. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ она уплатила полностью и своевременно. Просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.

Заслушав административного ответчика Шкуро Т.С., исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Шкуро Т.С. 27 января 2009 года была поставлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю. Прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 16 января 2015 года.

Данное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16 января 2015 года.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 167-ФЗ), обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ, страховщик имеет право получать, в том числе у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и иные сведения, составляющие налоговую <данные изъяты> в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Пунктом 4.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 6 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется налогоплательщиками в налоговый орган в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 8 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Согласно сведениям представленным административному истцу налоговым органом, то есть Межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю в письме от 30 сентября 2015 года, Шкуро Т.С. находясь на специальной режиме налогообложения – упрощенная система налогообложения, не представила в налоговый орган налоговые декларации за период с 01 по 16 января 2015 года.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 84 НК РФ в случае прекращения деятельности организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим, по общему правилу утрата статуса юридического лица и индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения, означает одновременное прекращение действия упрощенной системы налогообложения.

Поэтому в данном случае у таких налогоплательщиков отсутствует обязанность представлять в налоговый орган уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения.

Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы закона, суд приходит к выводу, поскольку 16 января 2015 года Шкуро Т.С. прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, обязанность предоставления в налоговый орган, согласно п. 8 ст. 346.13 НК РФ уведомления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, у Шкуро Т.С. отсутствует. В этой связи не имеется оснований для применения к Шкуро Т.С. нормы п. 2 ст. 346.23 НК РФ.

При таких обстоятельствах исковые требования административного истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> к Шкуро Т.С. о взыскании недоимки и пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение календарного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Советский районный суд.

Мотивированное решение суда, в соответствии с ч. 2 ст. 177 КАС РФ изготовлено в окончательной форме 31 января 2016 года.

Судья Соловьянов А.Н.