Дело №2-219/2014
Решение
Именем Российской Федерации
11 июня 2014 года р.п. <адрес>
Советский районный суд <адрес> области в составе:
председательствующего судьи Музаевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Максимовой А.И.,
с участием:
представителя заявителя администрации <адрес> муниципального района <адрес> ФИО1 действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (выдана сроком на один год),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании предписания Комитета по государственному надзору и контролю в сфере образования Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, и его отмене,
установил:
Глава администрации <адрес> муниципального района <адрес> обратился в районный суд с жалобой на предписание, выданное Комитетом по государственному надзору и контролю в сфере образования Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, просит признать его незаконным и отменить по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Комитета по государственному надзору и контролю в сфере образования Министерства образования <адрес> выдано предписание об устранении нарушений в деятельности образовательной организации, а именно по установке по периметру участка учреждения ограждения. Данное предписание выдано администрации <адрес> муниципального района <адрес> поскольку она является учредителем образовательного учреждения. Вместе с тем администрация считает, что согласно Уставу образовательного учреждения функции и полномочия учредителя возложены на управление образования, в связи с чем, на администрацию необоснованно возложена обязанность по установке ограждения на территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» р.<адрес> (далее МБОУ <данные изъяты>»).
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просит заявление администрации <адрес> муниципального района оставить без удовлетворения, рассмотреть жалобу в отсутствии их представителя.
Суд, основываясь на положениях ст.167 ГПК РФ, с согласия сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, определение занесено в протокол судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 (действующий по доверенности) заявленные требования поддержал в полном объеме.
Суд, рассмотрев указанное заявление, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым его удовлетворить по следующим основаниям:
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. В соответствие со ст.57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой документарной проверки деятельности МБОУ «<данные изъяты>» <адрес>, в адрес администрации <адрес> муниципального района <адрес>, Министерством образования <адрес> вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, а именно - у образовательного учреждения по периметру частично отсутствует ограждение. Срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации 2 от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, при этом в силу ч.4 ст.22 указанного закона, муниципальной образовательной организацией является организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районном или городским округом).
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Из чего следует, что собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Пунктами 4,5 ст.9 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что одной из функций органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования является создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Указанные нормы законодательства нашли свое отражение в Уставе МБОУ «<данные изъяты>» <адрес>, п. 1,5, согласно которому, учредителем и собственником имущества <данные изъяты> является администрация <адрес> муниципального района <адрес> (далее (Учредитель»).
Вместе с тем, решением муниципального собрания <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года №, управление образования администрации <адрес> муниципального района <адрес> наделено функциями и полномочиями учредителя в том числе в отношении муниципального учреждения МБОУ - средняя общеобразовательная школа № р.<адрес>.
Кроме того, решением муниципального собрания <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании реорганизации, изменения вида и переименования муниципальных бюджетных учреждений в 2013 году», МБОУ - средняя общеобразовательная школа № р.<адрес> переименовано в МБОУ «<данные изъяты>» р.<адрес>. Указанное, подтверждается и Постановлением администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в установленном порядке выполняет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации; утверждает устав бюджетного учреждения, а также вносимые в него изменения; назначает (утверждает) руководителя бюджетного учреждения и прекращает его полномочия; заключает и прекращает трудовой договор с руководителем бюджетного учреждения и т.д..
Из положения об управлении образования администрации <адрес> муниципального района <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №, следует, что Управление образования <адрес> имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Также функциями управления образования является обеспечение выполнения мероприятий по противопожарной безопасности, гражданской обороне, мобилизационной подготовке, санитрано-гигиенического и противоэпидемического режима подведомственных учреждений, организация работ по выполнению текущего и капитального ремонта.
При таких обстоятельствах, и основываясь на указанных нормах законодательства, на момент проведении ДД.ММ.ГГГГ проверки Министерством образования <адрес> деятельности МБОУ «<данные изъяты>» р.<адрес>, администрация <адрес> муниципального района <адрес> являлась ненадлежащим субъектом, вследствие чего, направление в ее адрес спорного предписания является незаконным и подлежит отмене.
Вместе с тем, заявитель не лишен права вынести предписание по выявленному нарушению в адрес надлежащего лица - Управление образования <адрес> муниципального района <адрес>, с целью устранения нарушений установленных проверкой в деятельности МБОУ «<данные изъяты>» р.<адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,198 ГПК РФ, суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать предписание выданное главным специалистом - экспертом отдела правового обеспечения и противодействия коррупции комитета по государственному надзору и контролю в сфере образования Министерства образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес администрации <адрес> муниципального района <адрес> незаконном и подлежащим отмене.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через <адрес> районный суд <адрес>.
Председательствующий О.Ю. Музаева