Дело № 2а-427/2020
91RS0020-01-2020-000732-64
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2020 года Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Бражника И.С.,
при секретаре - Самокоз Н.И.,
при участии: помощника прокурора - Зайцевой В.С.,
представителя административного
ответчика - Норгелло С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Советского района Республики Крым действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым, о признании бездействия незаконным и обязании совершить определённые действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор Советского района Республики Крым действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в Советский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным и обязании совершить определённые действия. Административное исковое заявление мотивировано тем, что Прокуратурой Советского района в мае 2020 года проведена проверка исполнения администрацией Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым (далее – Администрация) законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений, в ходе которой было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Урожайновского сельского поселения инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования Урожайновское сельское поселение не проводилась, паспорта объектов зеленых насаждений не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется.
Прокурор в судебном заседании просил суд удовлетворить административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нём.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил рассмотреть дело на усмотрение суда.
Исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Прокуратурой Советского района в мае 2020 года проведена проверка исполнения администрацией Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым (далее – Администрация) законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений, в ходе которой было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Урожайновского сельского поселения инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования Урожайновское сельское поселение не проводилась, паспорта объектов зеленых насаждений не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется.
Зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений, и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды, бездействие ответственных лиц органа местного самоуправления в части не проведения инвентаризации зеленого фонда поселения может привести к незаконному, без разрешительных документов, сносу или уничтожению зеленых насаждений удовлетворительного состояния.
В связи с указанными нарушениями прокурором района 25.05.2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства
25.06.2020 из администрации Урожайновского сельского поселения поступил ответ на представление прокурора, в соответствии с которым бухгалтерский учет многолетних насаждений в организациях Государственного сектора осуществляется в соответствии с общими требованиями Федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов России от 31.12.2016 № 257н. При этом, насаждения могут быть зачислены в состав основных средств только в том случае, если учреждение несло затраты на их создание или же эти затраты были переданы какой-либо организацией (письмо Минфина России от 11.01.2017 № 03-05.05-01/314).
В соответствии с п. 7 СГС «Основные средства» многолетние насаждения могут быть приняты к учету в качестве объектов основных средств в случае, если объектом учета многолетних насаждений (инвентарным объектом) является совокупность зеленых насаждений, обособленная по признакам: вид, дата, закладки, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в метрах квадратных. Отдельные многолетние растения (куст, дерево) объектами основных средств не являются.
Администрацией Урожайновского сельского поселения затраты на создание зеленого фонда не несла. По улицам у придомовых территорий высадкой деревьев и кустарников, а также уход за ними осуществляют собственники домовладений. На территории Урожайновского сельского поселения нет зеленых лесопарковых и других озеленительных зон, подлежащих инвентаризации.
Решением 24 сессии 1-го созыва Урожайновского сельского совета Советского района Республики Крым от 21.11.2017 №9 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования Урожайновское сельское поселение Советского района Республики Крым, в соответствии с которыми благоустройство сельского поселения – совокупная деятельность по благоустройству территорий сельского поселения, изменению (реконструкции), поддержанию в надлежащем состоянии внешнего вида зданий, сооружений и объектов благоустройства, формирующая комфортную среду жизнедеятельности; благоустройство территорий – процесс создания, изменения и поддержания в надлежащем состоянии объектов (элементов) благоустройства и озеленения различных функциональных территорий сельского поселения или их частей, формирующих ландшафт поселения во взаимосвязи с природным ландшафтом.
Согласно пунктов 5.1-5.5 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Основные составляющие системы оценки озелененных территорий:
- оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства;
- выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений;
- разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства;
- прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный).
Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.
Оценка состояния озелененных территорий осуществляется:
- долгосрочная оценка - один раз в 10 лет;
- ежегодная (плановая) оценка - два раза в год;
- оперативная оценка - по специальному распоряжению.
Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
Долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Инвентаризация проводится в соответствии с «Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений» (Минстрой России, 1997 г.).
На основании п. 6.2. Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям раздела 7.
В силу ч. 5 ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 №424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» орган местного самоуправления обязан вести реестр объектов, находящихся в муниципальной собственности, а именно недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного ст. 42 Конституции РФ. Невыполнение названных требований законодательства создает угрозу потери таких насаждений, что не способствует нормализации экологической обстановки и созданию благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях.
В соответствии с п.п. 19, 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; осуществление муниципального лесного контроля.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные в том числе пунктом 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения) части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов), 22, 24, 26, 32, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, к полномочиям администрации Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым относится организация благоустройства территории поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
К основным принципам охраны окружающей среды Закон относит, в том числе и ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Закона № 7-ФЗ).
В силу ст. 61 Закона № 7-ФЗ зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Отношения в сфере охраны зеленых насаждений на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 25.12.2014 № 50-ЗРК «О растительном мире» (далее - Закон № 50-ЗРК), принятым в целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Республики Крым.
Положениями ст. 3 Закона № 50-ЗРК определено, что под охраной зеленых насаждений понимается система правовых, организационных и экономических мер, направленных на сохранение зеленых насаждений.
Стоимостная оценка конкретных деревьев (кустарников), травяного и иного напочвенного растительного покрова в денежном эквиваленте устанавливается с целью определения размера компенсации за их удаление (снос, уничтожение), с учетом их ценности, экологической и социальной значимости и фактического жизненного состояния.
Однако в нарушение указанных норм на территории Урожайновского сельского поселения в период с 2019 по 2020 годы не проводилась оценка состояния озелененных территорий, в частности, администрацией Урожайновского сельского поселения реестр зеленых насаждений, относящихся к муниципальному имуществу, не ведется, сведения о зеленых насаждениях сельского поселения в паспорта объектов зеленых насаждений не вносятся, инвентаризация зеленых насаждений сельского поселения, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений не проведена.
Отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования города приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов, сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных деревьев и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке.
Выявленные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц администрации Урожайновского сельского поселения от решения вопросов местного значения при реализации возложенных на них полномочий, являются следствием низкого уровня исполнительской дисциплины и подменой решения принципиально важных задач фактами формального подхода при исполнении своих обязанностей, а также полным отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководства.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства инвентаризация зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, на протяжении 2019-2020 годов не проведена.
Учитывая данные обстоятельства, административное исковое заявление Прокурора Советского района Республики Крым действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Прокурора Советского района Республики Крым действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым, о признании бездействия незаконным и обязании совершить определённые действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым, выразившееся в непроведении инвентаризации зеленых насаждений.
Обязать администрацию Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья: И.С.Бражник