Дело №2-87/2021
(УИД 46RS0021-01-2021-000129-51)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Кшенский 29 апреля 2021 г.
Советский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Стрельцова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алисовой В.В.,
с участием истца Полухиной Т.А.,
представителя ответчика, Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области, Атанова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полухиной Татьяны Алексеевны к администрации муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
В период с 15.08.1996 г. по 11.03.2008 г. Полухина Т.А. замещала должность муниципальной службы Курской области - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области.
С 12.03.2008 г. по 01.09.2015 г., т.е. полных 7 лет, Полухина Т.А. замещала выборную должность главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области, её полномочия были досрочно прекращены в порядке п.2 ч.6 ст. 36 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с уходом на пенсию по старости по достижении 55 лет.
Распоряжением Главы Ледовского сельсовета от 01.09.2015 года №32-а Полухиной Т.А., в соответствием с Правилами обращения за ежемесячной доплатой к трудовой пенсии лиц, осуществлявших полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, утвержденного решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета от 20.01.2015 г. №2, была установлена ежемесячная доплата к трудовой (страховой) пенсии по старости из расчета, чтобы сумма фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости составляла 35 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области
Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 12.01.2018 г. №6 было утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе», согласно которого общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года должна составлять для главы сельского поселения с численностью от 500 до 3 тыс. человек - 8 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (пункт 3.1); за каждый полный год осуществления полномочий главы сельсовета на постоянной основе свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области, общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать для главы сельского поселения с численностью от 500 до 3 тыс. человек - 11 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
На основании указанного Положения от 12.01.2019 г., распоряжением главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 21.09.2018 г. №45 Полухиной Т.А. ей была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии из того расчета, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости составляла 11% денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области с 01.01.2018 г.
Распоряжение от 21.09.2018 г. №45 было обжаловано Полухиной Т.А. в судебном порядке, и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 30.07.2019 г. решение Советского районного суда Курской области от 18.04.2019 г. отменено, распоряжение главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области Атанова С.А. от 21.09.2018 г. №45 признано противоречащим положениям ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. №35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области», гарантирующих истцу право на увеличение размера ежемесячной доплаты к пенсии на 3% за каждый год осуществления полномочий главы свыше трех лет, что в обжалуемом распоряжении не учтено.
Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 28.05.2019 г. №9 пункт 3.2 Положения от 12.01.2018 г. изложен в новой редакции, в частности, общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать для главы сельского поселения с численностью от 500 до 3 тыс. человек – 35 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
С учетом внесенных изменений в Положение от 12.01.2018 г., распоряжением главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области №18 от 28.05.2019 г. Полухиной Т.А. была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии из расчёта, чтобы сумма фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости составляла 20 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. При расчете размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Полухиной Т.А. был учтён только период замещения ею выборной должности главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области.
18.02.2020 г. Полухина Т.А. обратилась в Администрацию Ледовского сельсовета Советского района Курской области с заявлением о включении в стаж, дающий право на установление размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, периода замещения должности муниципальной службы в Курской области - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района с марта 2003 г. по март 2008 г., т.е. в течение 5 лет, в чём ей ответчиком было отказано письмом от 18.03.2020 г. №58 по тем основаниям, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости ей уже была назначена в 2015 г.
Не согласившись с данным отказом, Полухина Т.А. обратилась в Советский районный суд Курской области с иском к Администрации муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, включив в стаж, дающий право для исчисления размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления, период работы в должности муниципальной службы - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района в период с 12.03.2003 г. по 11.03.2008 г. на основании положений ч.4 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции от 19.04.2013 № 31-ЗКО) и п.3.4 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 12.01.2018 г. № 6.
В судебном заседании истец Полухина Т.А. заявленные исковые требования подержала и просила их удовлетворить в полном объеме указывая на то, она с 15.08.1996 г. по 11.03.2008 г. работала в должности заместителя Главы Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области, а с 12.03.2008 г. по 27.08.2015 г. осуществляла полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе - Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области, её полномочия были досрочно прекращены в порядке п.2 ч.6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., в связи с уходом на пенсию по старости по достижении 55 лет.
27.08.2015 г. она подала в Администрацию Ледовского сельсовета Советского района заявление о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии, приложив к нему копию трудовой книжки, и с учётом осуществления в течении полных 7 лет полномочий выборного должностного лица органа местного самоуправления, распоряжением Главы Ледовского сельсовета от 01.09.2015 года №32-а ей была установлена ежемесячная доплата к трудовой (страховой) пенсии с 01.09.2015 г. из расчета, чтобы сумма фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости составляла 35 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области, т.е. в максимально возможном по закону размере. При этом, какие периоды работы были включены в стаж, да.ющией право на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, ей сообщено не было.
По мнению истца, Администрацией Ледовского сельсовета Советского района Курской области при назначении ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости и исчислении её размера в стаж должен был быть включён и период работы в должности муниципальной службы Курской области - заместителя Главы Администрации Ледовского сельсовета с 12.03.2003 г. по 11.03.2008 г., т.е. пять лет, на основании положений ч.4 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции от 19.04.2013 № 31-ЗКО), однако ответчиком этого сделано не было, о чём она узнала только в январе 2018 г., после перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии.
После принятия Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области Положения от 12.01.2018 г., и произведенного в связи с этим распоряжением главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области №18 от 28.05.2019 г. перерасчета размера подлежащей выплате ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, сумма доплаты уменьшилась - сумма фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости составила 20 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. В связи с этим, 18.02.2020 г. она обратилась к ответчику с заявление о включении в стаж работы, дающей право на ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, периода работы в должности муниципальной службы Курской области на протяжении 5 лет, с 12.03.2003 г. по 11.03.2008 г., и перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, на что ей было отказано.
Этот отказ истец считает незаконным, поскольку включение в стаж, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) и установление размера этой доплаты периода замещения должностей муниципальной службы в Курской области, но не более пяти лет, прямо предусмотрено ч.4 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции от 19.04.2013 № 31-ЗКО), и п.3.4 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 12.01.2018 г. № 6.
Доводы ответчика о том, что включение в специальный стаж периода замещения должностей муниципальной службы в Курской области носит заявительный характер, а такого заявления она не подавала, истец считает необоснованным, так как ею в 2015 году в администрацию сельсовета была представлена копия трудовой книжки, и из имеющегося у неё периода замещения должности муниципальной службы Курской области более 11 лет должен был быть включён в стаж, дающий право на назначение доплаты к страховой пенсии, период 5 лет.
Кроме того, с таким заявлением она обратилась к ответчику 18.02.2020 г., и отказ в удовлетворении её заявления по тем основаниям, что доплата к страховой пенсии её уже назначена считает необоснованным, в том числе, и по основаниям отсутствия трудовых отношений между сторонами, как на то указывает ответчик.
По этим основаниям, истец Полухина Т.А, просила заявленные ею исковые требования удовлетворить в полном объеме, и взыскать с ответчика в её пользу уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Представитель ответчика, Администрации Ледовского Сельсовета Советского района Курской области Атанов С.А. в судебном заседании исковые требования Полухиной Т.А. не признал, просил отказать в их удовлетворении, поскольку при назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости Полухиной Т.А. период замещения должностей муниципальной службы не был включён, так как от истца не поступало советующего заявления, предусмотренного «Порядком рассмотрения и принятия решений о включении в стаж главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления при исчислении размера доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) периодов замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, муниципальных должностей в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и Курской области и должностей муниципальной службы в Курской области», утвержденным Постановлением Главы администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 20.01.2011 г. №15.
Согласно п.11 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-3KO перечень документов, необходимых для установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), правила обращения за установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и перерасчета ее размера, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Таким образом, Законом не предусмотрен порядок установления и перерасчёта размера доплаты.
Уставом муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области закреплено, что Главе муниципального образования, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, гарантируются, в том числе и в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) на условиях и в порядке, определенных Законом Курской области от 11.12.1998 года N35-3KO "О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе".
Норма данного пункта Устава является отсылочной, бланкетной, так как самого порядка не устанавливает.
В соответствии с этим был принят нормативный правовой акт Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, который регламентировал порядок обращения и установления доплаты (далее по тексту Положение).
Абзац второй пункта 3.4. Положения императивно закрепил, что включение в стаж Главы сельсовета, замещавшего выборную должность, для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии периодов замещения в должностях, предусмотренных абзацем первым пункта 3.4. Положения осуществляется по его заявлению при обращении за назначением доплаты к страховой пенсии на основании Распоряжения Главы Администрации сельсовета, по представлению комиссии при Главе Администрации сельсовета по включению в стаж периодов работы, дающих право на доплату к страховой пенсии.
Формой заявления (Приложение №1 к Положению) предусмотрены документы, которые прилагаются к заявлению как доказательства права, в том числе и копия решения о зачете в стаж иных периодов работы (службы).
Исходя из смысла вышеуказанных нормативных положений и во взаимосвязи с нормами действующего законодательства лицо, претендующее на доплату к страховой пенсии, если считает необходимым включить в стаж иные периоды обязано написать заявление и указать какие именно периоды необходимо включить. И в момент, когда лицо, претендующее на доплату к страховой пенсии, связано трудовыми отношениями с сельсоветом, так как иное противоречит самой природе трудовых отношений.
Закрепленная норма абзацем вторым пункта 3.4. Положения это право претендующего на доплату к страховой пенсии обратиться с личным заявлением, а не обязанность работодателя решать за работника нужно это работнику или нет.
Согласно приложению к заявлению от 27 августа 2015 г. истец не прилагал документ о включение в стаж для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии иных периодов работы, не содержится данный документ и в пенсионном деле истца. Также не приложен данный документ ни к заявлению истца от 18.02.2020 года, ни к исковому заявлению.
Анализ реестра нормативно-правовых актов за 2015 г. показал, что распоряжения о включение в стаж для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии иных периодов работы Полухиной Т.А. не принимались, так как истец с таким заявлением не обращалась.
Таким образом, Администрация Ледовского сельсовета Советского района Курской области при назначении доплаты к страховой пенсии истцу ошибок не допускала.
Порядок перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии и ее индексации Положением императивно урегулирован и перерасчёт пенсии за выслугу лет в иных случаях не предусмотрен.
По мнению представителя ответчика, заявление о перерасчёте пенсии за выслугу лет в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчёт, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. Перерасчёт пенсии за выслугу лет в сторону увеличения осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера пенсии. При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчёта размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчёт размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчётом.
В настоящее время трудовые отношения между Полухиной Т.А. и Ледовским сельсоветом отсутствуют, а потому оснований для удовлетворения заявления истца от 18 февраля 2020 г. не имелось.
Кроме того, представитель ответчика считает, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости Полухиной Т.А. была назначена в сентябре 2015 г., а с заявлением о включении в стаж работы, дающей право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии оп старости, истец обратилась только в феврале 2020 г.
По этим основаниям представитель ответчика Атанов С.А. просил в удовлетворении иска Полухиной Т.А. отказать.
Выслушав участвующих лиц, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно п.«ж» и п. «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.1 и абз.2 ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз. 7 ч.16 ст.35, п.п.2.1, 3, 6-9 ч.6, ч.6.1 ст.36, ч.7.1, п.п.5-8 ч.10, ч.10.1 ст.40, ч.ч.1 и 2 ст.73 названного федерального закона.
Положениями ч.9 ст.34, ч.2 ст.53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования, возникающие, в том числе, в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Закон Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» определяет гарантии осуществления полномочий главами муниципальных образований в Курской области, которые могут устанавливаться уставами муниципальных образований (ст. 1).
Согласно ч.1 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", могут быть обеспечены в соответствии с условиями, определенными настоящей статьей.
Право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч.2 ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО).
Согласно ч.4 ст.13.1 Закона Курской области № 35-ЗКО, при исчислении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), установление ее размера, включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы в Курской области, но не более пяти лет.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.31.1 Устава муниципального образования «Ледовской сельсовет» Советского района Курской области главе Ледовского сельсовета Советского района, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, гарантируется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) на условиях и в порядке, определенных Законом Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе».
Судом установлено, что в период с 15.08.1996 г. по 11.03.2008 г. Полухина Т.А. замещала должность муниципальной службы Курской области - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области.
С 12.03.2008 г. по 01.09.2015 г., т.е. полных 7 лет, Полухина Т.А. замещала выборную должность главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области, её полномочия были досрочно прекращены в порядке п.2 ч.6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., в связи с уходом на пенсию по старости по достижении 55 лет.
Распоряжением Главы Ледовского сельсовета от 01.09.2015 года №32-а Полухиной Т.А., в соответствием с Правилами обращения за ежемесячной доплатой к трудовой пенсии лиц, осуществлявших полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, утвержденного решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета от 20.01.2015 г. №2, была установлена ежемесячная доплата к трудовой (страховой) пенсии из расчета, чтобы сумма фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости составляла 35 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области
Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 12.01.2018 г. №6 было утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе», согласно которого общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года должна составлять для главы сельского поселения с численностью от 500 до 3 тыс. человек - 8 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (пункт 3.1); за каждый полный год осуществления полномочий главы сельсовета на постоянной основе свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области, общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать для главы сельского поселения с численностью от 500 до 3 тыс. человек - 11 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
На основании указанного Положения от 12.01.2019 г., распоряжением главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 21.09.2018 г. №45 Полухиной Т.А. ей была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии из того расчета, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляла 11% денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области с 01.01.2018 г.
Распоряжение от 21.09.2018 г. №45 было обжаловано Полухной Т.А. в судебном порядке, и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 30.07.2019 г. решение Советского районного суда Курской области от 18.04.2019 г. отменено, распоряжение главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области Атанова С.А. от 21.09.2018 г. №45 признано противоречащим положениям ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. №35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области», гарантирующих истцу право на увеличение размера ежемесячной доплаты к пенсии на 3% за каждый год осуществления полномочий главы свыше трех лет, что в обжалуемом распоряжении не учтено.
Решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 28.05.2019 г. №9 пункт 3.2 Положения от 12.01.2018 г. изложен в новой редакции, в частности, общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать для главы сельского поселения с численностью от 500 до 3 тыс. человек – 35 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
С учетом внесенных изменений в Положение от 12.01.2018 г., распоряжением главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области №18 от 28.05.2019 г. Полухиной Т.А. была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии из расчёта, чтобы сумма фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости составляла 20 % денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. При расчете размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Полухиной Т.А. был учтён только период замещения ею выборной должности главы Ледовского сельсовета Советского района Курской области.
18 февраля 2020 г. Полухина Т.А. обратилась в Администрацию Ледовского сельсовета Советского района Курской области с заявлением о включении в стаж, дающий право на установление размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, периодов замещения должности муниципальной службы в Курской области - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района с марта 2003 г. по март 2008 г., т.е. в течение 5 лет, в чём ей ответчиком было отказано в письме от 18 марта 2020 г. №58 по тем основаниям, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости ей уже была назначена в 2015 г.
В судебном заседании представитель ответчика Атанов С.А. в обоснование своей позиции об отказе в удовлетворении иска ссылается на отсутствие распоряжения о включение в стаж для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии Полухиной Т.А. периодов работы в должности муниципальной службы в Курской области - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района, так как с соответсвующи заявлением, предусмотренным «Порядком рассмотрения и принятия решений о включении в стаж главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления при исчислении размера доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) периодов замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, муниципальных должностей в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и Курской области и должностей муниципальной службы в Курской области», утвержденным Постановлением Главы администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 20.01.2011 г. №15, истец в администрацию Ледовского сельсовета не обращалась.
Кроме того, по мнению истца в настоящее время заявление истца о включении в стаж для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии Полухиной Т.А. периодов её работы в должности муниципальной службы в Курской области не может быть рассмотрено, так как стороны не состоят в трудовых отношениях, поскольку такое заявление может быть подано в комиссию при Главе сельсовета только в период трудовых между сторонами, а Полухина Т.А. в трудовых отношения с Администрацией Ледовского сельсовета не состоит с 2015 г.
Эти доводы представителя ответчика не могут быть приняты судом во внимание и подлежат отклонению, так как противоречат положениям Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» и нормативно-правовым актам муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области.
Вводя гарантии для глав муниципальных образований, осуществляющих полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, в том числе право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с федеральными законами и данным законом (статья 11 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО), региональный законодатель одновременно определил порядок исчисления ежемесячной доплаты к пенсии, указав на то, что при исчислении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), установление её размера, включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы в Курской области, но не более пяти лет (часть 4 статьи 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО).
Из анализа указанной нормы закона следует, что включение в стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), установление её размера, периода, в том числе, замещения должностей муниципальной службы в Курской области, но не более пяти лет, является обязательным, и не связано с волеизъявлением лица, обращающегося на назначением такой ежемесячной доплаты.
В судебном заседании также установлено, что решением собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 13.06.2000 г. №3 было утверждено «Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области, в соответствии с п.1.6.2. которого муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденным Законом области.
Из являющегося приложением к решению Собрания депутатов муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области №3 от 13.06.2000 г. реестра муниципальных должностей администрации муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области следует, что в указанный реестр включена и высшая должность муниципальной службы - заместителя главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области.
Записями в трудовой книжке Полухиной Т.А. (л.д.8-15) подтверждается, что истец с 15.08.1996 г. по 11.03.2008 г замещала должность муниципальной службы Курской области - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области, что не оспаривается ответчиком.
Копия трудовой книжки была представлена истцом в Администрацию Ледовского сельсовета при подаче заявления о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, что также не оспаривается представителем ответчика.
Следовательно, при определении стажа работы Полухиной Т.А., дающего право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, в него подлежал включению и период замещения истцом должности муниципальной службы в Курской области - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области, но не более пяти лет, что ответчиком сделано не было.
Отсутствие заявления истца о включение в стаж для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии периодов её работы в должности муниципальной службы в Курской области - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района и соответствующего распоряжения Главы Администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области вопреки доводам представителя ответчика правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку эти требования нормативно-правового акта органа местного самоуправления (Порядка рассмотрения и принятия решений о включении в стаж главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления при исчислении размера доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) периодов замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, муниципальных должностей в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и Курской области и должностей муниципальной службы в Курской области», утвержденного Постановлением Главы администрации Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 20.01.2011 г. №15), прямо противоречат положениям Закона Курской области от 11.12.1998 г. № 35-ЗКО, имеющего высшую юридическую силу.
Кроме того, это требование нормативно-правового акта органа местного самоуправления о заявительном характере включения в специальный стаж периода работы в должности муниципальной службы в Курской области противоречит и п.3.3 «Правил обращения за ежемесячной доплатой к трудовой пенсии лиц, осуществлявших полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области», утвержденных решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета от 20.01.2015 г. №2, и действовавших в момент назначения истцу ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, согласно которого при исчислении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), в стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), установление её размера, включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы Курской области, но не более пяти лет.
Аналогичные положения содержатся и в п.3.4 «Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе», утверждённого решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 12.01.2018 г. №6, согласно которого при исчислении размера доплаты к страховой пенсии по старости инвалидности), установления ее размера, включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы Курской области, но не более пяти лет (абзац 1 пункта 3.4.).
При этом абзацем 2 пункта 3.4 Положения от 12.01.2018 г., определено, что включение в стаж Главы сельсовета, замещавшего выборную должность, для назначения доплаты к страховой пенсии, периодов замещения в должностях, предусмотренных абзацем 1 пункта 3.4. данного Положения осуществляется по его заявлению при обращении за назначением доплаты к страховой пенсии, на основании распоряжения Главы Администрации сельсовета, по представлению комиссии при Главе Администрации сельсовета по включению в стаж периодов работы, дающих право на доплату к страховой пенсии.
Согласно пункта 4.1 Правил от 20.01.2015 г. №2 и пункта 4.1 Положения от 12.01.2018 г., для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицом, замещавшим выборную должность главы сельсовета, представляются в Администрацию сельсовета следующие документы: заявление лица, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица на постоянной основе – главы сельсовета о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии; копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия трудовой книжки; справка органа Пенсионного фонда Российской Федерации о размере назначенной (досрочно оформленной) пенсии по старости (инвалидности) с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена (досрочно оформлена) на месяц обращения за доплатой к страховой пенсии с выделением, в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности); копия справки МСЭ ВТЭК об инвалидности (при назначении доплаты к страховой пенсии по инвалидности); копия военного билета (для подтверждения стажа военной службы); другие документы, подтверждающие периоды, включаемые в стаж, для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Пункт 4.1 Правил от 20.01.2015 г. №2 также предусматривал предоставление справки о должностях, периоды замещения в которых учитываются при назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии -
Следовательно, при обращении истца с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости 27.08.2015 г. Администрацией Ледовского сельсовета Советского района Курской области в силу норм действовавшего законодательства обязательно должен был быть разрешён и вопрос о включении в стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, и периода замещения заявителем должности муниципальной службы Курской области, однако этого сделано не было.
В тоже время, с заявлением о включении в стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, 5 лет замещения должности муниципальной службы Курской области – заместителя Главы Администрации Ледовского сельсовета, истец Полухина Т.А. обратилась к ответчику 18.02.2020 г., при этом все необходимые для рассмотрения этого заявления документы имелись в пенсионном деле Полухиной Т.А., ведущимся Администрацией Ледовского сельсовета.
Согласно пункта 4.4. Положения от 12.01.2018 г., и пункта 4.2 Правил от 20.01.2015 г., Глава сельсовета может обращаться за ежемесячной доплатой к страховой пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
По этим основаниям, судом не могут быть приняты во внимание как доводы представителя ответчика о том, что заявление Полухиной Т.А. от 18.02.2020 г. не могло быть разрешено по существу, так как стороны не состояли в трудовых отношениях, а также и доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
С учётом вышеуказанных норм законодательства, и установленных в судебном заседании обстоятельств дела суд приходит к выводу, что в стаж Полухиной Т.А., дающий право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, и определяющий размер это доплаты, подлежит включение периода замещения истцом должности муниципальной службы Курской области – заместителя Главы Администрации Ледовского сельсовета в течении 5 лет, а потому находит необоснованным отказ ответчика в удовлетворении заявления Полухиной Т.А. от 18.02.2020 г.
Отсюда, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворении исковые требования Полухиной Т.А.
В силу пункта 4.5 Положения от 12.01.2018 г. доплата к страховой пенсии назначается с 1-го числа месяца, в котором лицо, осуществлявшее полномочия выборного должностного лица на постоянной основе – главы сельсовета, обратился за установлением доплаты к страховой пенсии, но не ранее чем со дня возникновения на нее права, а потому перерасчёт размера доплаты должен быть произведён ответчиком с 01.02.2020 г.
Согласно статье 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Следовательно, в пользу Полухиной Т.А. с администрации муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области подлежит взысканию и уплаченная при подаче иска государственная пошлина, исчисленная в порядке абз.3 подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ исходя из удовлетворенных требований неимущественного характера, а именно в размере 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление Полухиной Татьяны Алексеевны к администрации муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости.
Обязать администрацию муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области включить в стаж Полухиной Татьяны Алексеевны для исчисления размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления, период работы в должности муниципальной службы Курской области - заместителя Главы муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области с 12.03.2003 г. по 11.03.2008 г., и произвести перерасчет размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости с 01.02.2020 г.
Взыскать с администрации муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области в пользу Полухиной Татьяны Алексеевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Стороны могут ознакомиться с мотивированным решением, которое будет составлено 04.05.2021 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Советский районный суд Курской области в течении месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.Н. Стрельцов