Дело №а-418/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2021 года гор. Советск
Советский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Тиуновой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ООО «Агентство Финансового Контроля» (ООО «АФК») к судебному приставу –исполнителю отдела судебных приставов по Советскому и Лебяжскому районам УФССП РФ по Кировской области Тарасовой Т.С., старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Советскому и Лебяжскому районам УФССП РФ по Кировской области Логинову С.Е., Управлению федеральной службы судебных приставов по Кировской области, об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,
у с т а н о в и л:
ООО «Агентство Финансового Контроля» (ООО «АФК») обратилось с обратилось с иском об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому и Лебяжскому районам Тарасовой Т.С. и возложении на начальника отдела судебных приставов по Советскому и Лебяжскому районам УФССП РФ по Кировской области обязанности отменить постановление об окончании исполнительного производства, указав, что 29.07.2021 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП РФ по Кировской людасти Тарасовой Т.С. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству № 15229/20/43030-ИП от 05.06.2020 года, возбуждённому на основании исполнительного документа № 2-26721/12 от 29.10.2012, выданного судебным участком № 1 Орджоникидзевского района гор. Уфы о взыскании задолженности в размере 67 733, 23 рублей с должника Мочаловой Т.А. в пользу взыскателя ООО «АФК». Копия указанного постановления с исполнительным документом поступили в ООО «АФК» 16.09.2021 года, то есть срок обращения с административным исковым заявлением не истёк. Исполнительное производство окончено в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ № «Об исполнительном производстве». Положения п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ « 229 «Об исполнительном производстве» предусматривают возвращению взыскателю исполнительного документа, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей. Поскольку решение суда до настоящего времени не исполнено, считают, что судебным приставом –исполнителем постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источников дохода, в том числе: какого числа после истечения срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель направил запрос в органы ЗАГСа для установления семейного положения должника (смены ФИО, установления факта смерти); негосударственные пенсионные фонды, Центр занятости населения, Пенсионный фонд РФ для установления СНИЛС, места работы, получения пенсионных выплат должником, ИФНС – о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о том, является ли должник учредителем или директором юридического лица, АО «Реестр» - на наличие у должника акций, облигаций и других ценных бумаг, операторам сотовой и местной телефонной связи об имеющихся у должника номерах телефонов и наличия на них денежных средств, в Бюро кредитных историй для получения информации о задолженности должника в других банках, в ГИБДД о наличии зарегистрированных транспортных средств, водительских прав у должника и о привлечении его к административной ответственности, в военкомат для получения информации, состоит ли должник на учёте и по каким причинам с учёта снят), в государственные и негосударственные страховые компании на предмет застрахованного движимого/недвижимого имущества должника, в Росреестр на наличие у должника недвижимого имущества, в УФМС, в лицензионно-разрешительную систему на предмет зарегистрированного охотничьего оружия, в Министерство юстиции на наличие судимости, в ГИМ МЧС России – на наличие у должника зарегистрированных маломерных судов, соблюдался ли семидневный срок предоставления ответа на указанные запросы, предусмотренный ч. 10 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»; в случае не предоставления или не своевременного предоставления ответа, проверить, привлекалась ли судебным приставом –исполнителем указанные организации к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ. В случае установления фактов нарушений, просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области Тарасовой Т.С. выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № 15229/20/43030-ИП от 05.06.2020 года, предусмотренных ст. 68 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». В целях восстановления нарушенных прав обязать начальника ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области отменить постановление об окончании исполнительного производства № 15229/20/43030-ИП от 05.06.2020 года для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № 2-26721/12 от 29.10.2012. В целях восстановления нарушенных прав взыскателя, обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области совершить все необходимые исполнительные действия и применить все необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа № 2-26721/12 от 29.10.2012 в установленный законом срок, а именно, осуществить полный комплекс мер (в том числе меры, изложенные в данном административном исковом заявлении).
В судебное заседание представитель ООО «АФК», надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области Тарасова Т.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутсвтие, представила письменный отзыв, пояснила, что на исполнении в ОСП по Советскому и Лебяжскому районам на исполнении находилось исполнительное производство № 15229/20/43030-ИП от 05.06.2020 года о взыскании с Мочаловой Т.А. денежных средств в размере 46 025, 86 рублей в пользу ООО «Агентство Финансового Контроля» (ООО «АФК»). Данное исполнительное производство входило в состав сводного исполнительного производства № 30548/20/43030-СД. В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом –исполнителем неоднократно направлялись запросы в учётно-регистрирующие органы с целью получения информации о наличии у должника расчётных счетов, автотранспорта, недвижимости, исключительных прав, акций, запросы в учётно-регистрирующие органы и кредитные организации. Получены отрицательные ответы Гостехнадзора (самоходная техника), ЦЗН (статус безработного), Центра ГИМС МЧС (плав. средства), ИФНС (банковские счета, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, доли в уставном капитале, дата смерти должника), ОПФ РФ (работа, пенсия), ГИБДД (транспортное средство), Россреестр (недвижимое имущество), Росгвардия (оружие), ИЦ УМВД (место отбытия наказания), ЗАО Компьютершер Регистратор и ЗАО Сервис – реестр (акции, ценные бумаги), УВМ МВД (паспорт, загранпаспорт), Билайн, ПАО МТС, Мегафон, Теле- 2 (номера мобильной связи). По данным Кировское отделение № 8612 ПАО Сбербанк, АО «Россельхозбанк», АО «Банк Русский Стандарт», ООО «ХКФ Банк», ПАО «Росбанк», АО «Россельхозбанк» - «ЦРМБ», АО «Альфа –Банк», ПАО КБ «УБРИР» на имя должника открыт банковский счёт. 22.06.2021 судебным приставом-исполнителем, в вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете. В ходе применения мер принудительного взыскания с банковского счёта должника взыскано и перечислено взыскателю 80 рублей. Согласно ответу ОПФ РФ должник трудоустроен в ООО «ССБ», в связи с чем, судебным приставом – исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника, 01.06.2021 года поступил ответ, что должник уволен 30.09.2020 года. Согласно ответу из Росреестра за должником зарегистрировано недвижимое имущество – помещение, площадью 23,3 кв. метра, расположенное по адресу: Кировская область, Советский район, пос. Новый, ул. Фабричная, д. 3 кв. 1, кадастровый № 43:31:160601. 05.12.2020 года в рамках сводного исполнительного производства было вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации в отношении данного недвижимого имущества. В соответствии со ст. 446 ГПК РФ, ст. 79 ФЗ «Об исполнительном производстве» на данное имущество не может быть обращено взыскание. Судебным приставом – исполнителем 03.12.2020, 29.07.2021 совершён выезд по адресу должника, указанному в исполнительном документе: <адрес>, установлено, что должник по данному адресу не проживает. Согласно ответа из ЗАГСа сведений о перемене фамилии, имени, отчества, сведений об актах гражданского состояния нет. Согласно ответу ИЦ УМВД России по Кировской области сведения о нахождении должника в местах лишения свободы отсутствуют. Согласно информации Росгвардии, за должником не зарегистрировано огнестрельное оружие. В соответствии со ст. 65 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в рамках исполнения данного вида исполнительного документа, розыск должника и его имущества осуществляется федеральной службой судебных приставов по заявлению взыскателя. Заявление об исполнительном розыске должника и его имущества адрес отдела судебных приставов УФССП России по Кировской области ОСП по Советскому и Лебяжскому району от заявителя не поступало. Согласно ответам УФМС должником получен паспорт 3301 552905, выдан 22.01.2002, ОВД Советского района Кировской области. В связи с тем, что должник не уведомлен надлежащим образом о возбуждении исполнительного производства, вынести постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы РФ не представляется возможным. 29.07.2021 года исполнительное производство окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Таким образом, судебным приставом-исполнителем приняты все меры, направленные на установление, как должника, так и его имущества. В статье 64 Закона № 229-ФЗ приведён перечень исполнительных действий, а в ст. 68 – перечень мер принудительного исполнения. Данные меры не являются исчерпывающими, однако все исполнительные действия заключаются в обеспечении исполнения, а меры принудительного исполнения – в реальном исполнении исполнительного документа. Не совершение действий, указанных в административном исковом заявлении (направление запросов в страховые компании, бюро кредитных историй) не является незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя, и с учётом имеющихся сведений о должнике и его имуществе, не нарушает прав и интересов взыскателя, поскольку ответы на указанные запросы не повлияли бы на исход исполнительного производства. При данных обстоятельствах доказательств фактического нарушения прав и законных интересов административного истца не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик – старший судебный пристав ОСП по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области Логинов С.Е. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил письменный отзыв, в котором указал, что все действия в рамках указанного исполнительного производства осуществлялись в соответствии с положениями ФЗ от 02.10.2007 года № 229 «Об исполнительном производстве» и ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Согласно ответам из регистрирующих органов, какого – либо имущества, на которое может быть обращено взыскание, за должником не зарегистрировано, должник нигде не работает, пенсий и пособий не получает, денежные средства на его счетах отсутствуют, по месту регистрации не проживает, его место жительства не установлено. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава и избирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Заинтересованное лицо – Мочалова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом по адресу регистрации.
Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьёй 2 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан предпринимать меры, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение решения суда.
Одним из принципов исполнительного производства, предусмотренных статьей 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», являются законность и своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено положениями п. 4 ст. 14, п. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании пункта 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу подп. 2 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», п. 17 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному, правильному исполнению исполнительных документов.
Для выполнения задач исполнительного производства
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Закона N 229-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 64 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Указанный перечень является открытым, о чем свидетельствует п. 17 ч.1 упомянутой статьи, согласно которому судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Решение27.10.2021