НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда (Кировская область) от 08.07.2019 № 2-4/68/19

Дело № 2-4/68/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Пижанка 08.07.2019

Советский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Данилиной С.А.,

при секретаре Найдановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пижанского района в интересах Куклиной Г.Н. к МО «Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области» в лице администрации Войского сельского поселения Пижанского района Кировской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии,

установил:

Прокурор Пижанского района Кировской области в интересах Куклиной Г.Н. обратился в суд к МО «Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области» в лице администрации Войского сельского поселения Пижанского района Кировской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии. В обоснование требования указано, что решением комиссии по установлению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, при администрации Войского сельского поселения от 21.10.2009г. Куклиной Г.Н. установлена доплата к пенсии в размере 37,5% ежемесячного денежного содержания с 21.10.2009г.

Решением Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области от 25.06.2013 года № 8/27 утверждено Положение о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области.

09.08.2018 года Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области принято решение № 13/74, которым раздел 4 Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области дополнен п. 4.8, предусматривающим возможность изменения размера доплаты к пенсии в сторону уменьшения в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных бюджетом поселения на текущий финансовый год. Кроме того, Положение дополнено п. 4.6, согласно которому изменение размера доплаты к пенсии устанавливается в процентном соотношении к назначенному размеру доплаты в соответствии со ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» для лиц, получающих эту доплату на основании вышеназванного Закона и Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области, но не менее трех тысяч рублей.

Решением Войской сельской Думы Пижанского района Кирвоской области от 31.05.2018 года № 11/58 «Об уменьшении размера доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании «Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области» размер доплаты к пенсии указанной категории граждан уменьшен на 60% в связи с недостатком лимита бюджетных обязательств.

06.07.2018г. Куклиной Г.Н. направлено уведомление об уменьшении размера пенсии.

Решениями Войской сельской Думы от 19.02.2019г. №№ 19/100 и 19/101 на основании протеста прокурора решения Войской сельской Думы от 09.08.2018г. № 13/74 и от 31.05.2018г. № 11/58 отменены.

В период действия незаконного решения Войской сельской Думы с 01.01.2018г. по 28.02.2019г. Куклина Г.Н. ежемесячно не дополучала доплату к пенсии в размере 4181 рубль 40 копеек. Общая сумма недополученной доплаты к пенсии составила 58539 рублей 60 копеек, которую просят взыскать с ответчика.

В судебном заседании прокурор района Зыков Р.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Истец Куклина Г.Н. в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, дополнительно суду пояснила, что с 2009 года она является получателем доплаты к пенсии как лицо, замещавшее муниципальную должность в МО «Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области» на основании Закона Кировской области №257-ЗО. В 2018 году размер доплаты к пенсии был уменьшен на 60%, как ей пояснили в администрации поселения, в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств на выплату доплаты. С марта 2019 года доплата к пенсии была возобновлена в полном объеме, но за период с 01.01.2018 по 28.02.2019 администрация сельского поселения отказывается выплатить задолженность, в связи с отсутствием денежных средств на указанные цели. Считает, что её незаконно лишили доплаты к пенсии, просить взыскать задолженность, указанную в заявлении.

Представитель ответчика МО «Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области» в лице МУ «Администрация Войского сельского поселения Пижанского района Кировской области» Ермакова Л.А. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Более того, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что «законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов». В соответствии с частью 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Таким образом, определение размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, лиц, замещавших муниципальные должности, равно как и иных выплат, не предусмотренных федеральным законодательством, является исключительной прерогативой органов местного самоуправления. Поскольку указанные выплаты производятся за счет средств местного бюджета, вопрос об установлении данных выплат зависит от наличия бюджетных средств муниципальных образований. Муниципальные образования с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия таких выплат муниципальным служащим, лицам, замещавшим муниципальные должности, как в отношении вновь, так и ранее назначенных выплат. Исходя из того, что финансирование доплат к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, осуществляется за счет собственных доходов органов местного самоуправления, проведение перерасчета размеров выплат, в случае изменения органами местного самоуправления правил их исчисления, не противоречит положениям федерального и регионального законодательства. Соответственно, уменьшение размера выплаты ежемесячной доплаты к пенсии Куклиной Г.Н. произведено на законных основаниях. Указывает, что неоднократно обращалась в администрацию Пижанского района Кировской области с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств на выплату доплаты к пенсии Куклиной Г.Н., но в данной просьбе ей было отказано.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с пунктами «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 названного выше Федерального закона.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих на постоянной и непостоянной основе в органах местного самоуправления Кировской области, предусматривает Закон Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области».

Согласно части 1 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-30 лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Размер названной доплаты к пенсии определен частями 3-5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-30. Так, доплата к пенсии назначается в размере: 1) 25% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности не менее одного срока полномочий; 2) 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой при замещении муниципальной должности в течение двух и более сроков полномочий (часть 3 статьи 5). Лицам, замещавшим муниципальные должности не менее одного срока полномочий и имеющим стаж муниципальной службы 15 и более лет, размер доплаты к пенсии, определенный пунктом 1 части 3 статьи 5, увеличивается на 2,5% ежемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом общая сумма доплаты к пенсии не может превышать 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой (часть 4 статьи 5). Лицам, замещавшим муниципальные должности не менее одного срока полномочий и имеющим дополнительно неполный срок полномочий, освобожденным от замещаемой должности по основаниям, определенным частью 2 статьи 5, размер доплаты к пенсии, определенный пунктом 1 части 3 статьи 5, увеличивается на 5% за каждый полный год дополнительного срока полномочий. При этом общая сумма доплаты к пенсии не может превышать 50% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой (часть 5 статьи 5).

На основании части 8 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-30 порядок обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Как следует из представленных и исследованных в судебном заседании материалов дела, решением Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области от 25.06.2013 года № 8/27 утверждено Положение о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области (л.д.14-18).

Решениями комиссии по назначению доплаты к пенсии лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы от 21.10.2009 и от 31.12.2009 Куклиной Г.Н. была установлена доплата к пенсии в размере 37,5% ежемесячного денежного содержания с 21.10.2009г. и в размере 40% ежемесячного денежного содержания с 01.01.2010г (л.д.11,12,13).

Решением Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области от 09.08.2018г. № 13/74 раздел 4 Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии, назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Пижанский муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области от 25.06.2013 года № 8/27, дополнен пунктом 4.6 согласно которому изменение размера доплаты к пенсии устанавливается в процентном соотношении к назначенному размеру доплаты в соответствии со ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» для лиц, получающих эту доплату на основании вышеназванного Закона и Положения о порядке обращения за доплатой к пенсии назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области, но не менее трех тысяч рублей, а также пунктом 4.8., в соответствии с которым размер доплаты к пенсии может быть изменен в сторону уменьшения или увеличения, в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных бюджетом Войского сельского поселения на текущий финансовый год, в зависимости от собственных доходов бюджета муниципального района, но не выше размера, определенного частями 3-5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» (л.д.19).

Решением Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области от 31.05.2018г. № 11/58 «Об уменьшении размера доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальном образовании «Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области», размер доплаты к пенсии указанной категории граждан уменьшен на 60% в связи с недостатком лимита бюджетных обязательств с 01.01.2018г. (л.д.26).

06.07.2018г. Куклина Г.Н. была уведомлена об указанном уменьшении доплаты к пенсии главой администрации Войского сельского поселения (л.д. 28).

Оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, с учётом, установленных по делу обстоятельств и вышеизложенных норм закона, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании задолженности по доплате к пенсии являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии со ст.ст.4,15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу абзаца 1 части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-Ф3 лицам, замещавшим муниципальные должности Войского сельского поселения Пижанского района Кировской области, социальные гарантии, в том числе в виде доплаты к пенсии, устанавливаются в соответствии с Законом Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-30, поэтому нормативные правовые акты Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области об этих социальных гарантиях противоречить данному закону Кировской области не могут.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 2 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-30 пенсионное обеспечение представляет собой одну из основных социальных гарантий лица, замещающего муниципальную должность Кировской области. Пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности Кировской области, регламентировано статьей 5 указанного закона Кировской области, которой определен размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии.

Вместе с тем на основании пункта 4.8 Положения лицам, замещавшим муниципальные должности Войского сельского поселения Пижанского района Кировской области, установление доплаты к пенсии допускается в размере меньшем, чем определено частями 3-5 статьи 5 Закона Кировской области от 08 июля 2008г. № 257-30, в связи с чем указанные нормы не могут быть признаны законными.

По этим же основаниям суд полагает ошибочными доводы представителя ответчика о том, что муниципальное образование с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности, поскольку это является исключительной прерогативой органов местного самоуправления.

Решениями Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области 19.02.2019г. №№ 19/100 и 19/101 на основании протеста прокурора Пижанского района решения Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области от 09.08.2018г. № 13/74 и от 31.05.2018г. № 11/58 отменены как незаконные (л.д.24,25,27).

Данный факт представителем ответчика не оспаривается.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что решения Войской сельской Думы Пижанского района Кировской области от 09.08.2018г. № 13/74 и от 31.05.2018г. № 11/58 противоречили действующему законодательству, отменены по протесту прокурора района как незаконные.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период действия указанных правовых актов, принятых в нарушение норм действующего законодательства и отменных как незаконных, с 01.01.2018 по 28.02.2019 Куклина Г.Н. незаконно была лишена социальной гарантии в виде доплаты к пенсии, что нельзя признать правомерным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Пижанского района, действующего в интересах Куклиной Г.Н., удовлетворить.

Взыскать с МО «Войское сельское поселение Пижанского района Кировской области» в лице МУ «Администрация Войского сельского поселения Пижанского района Кировской области» в пользу Куклиной Г.Н. невыплаченную ежемесячную доплату к пенсии за период с 01.01.2018г. по 28.02.2019г. в сумме 58539 рублей 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца путем подачи жалобы через Советский районный суд Кировской области.

Судья С.А.Данилина

Мотивированное решение суда составлено 09.07.2019

Судья С.А. Данилина