НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда (Кировская область) от 07.12.2023 № 2А-417/2023

Дело № 2а-417/2023

(43RS0035-01-2023-000564-51)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по административному делу № 2а-417/2023

07 декабря 2023 года город Советск

Советский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Николиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Голомидовой Е.В.,

с участием помощника прокурора Советского района Кировской области Измайлова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Кировской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Советского района Кировской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной к распространению.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Советского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и информатизации в деятельности организаций, оказывающих услуги по обеспечению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (интернет-провайдеров) на территории Кировской области.

По результатам проведенной проверки установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» не ограничен доступ к интернет-страницам, содержащим информацию об оказании услуг по продаже леса на корню в Кировской области:

1) <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На страницах сайта также размещена информация о территории оказания услуги, контактных телефонах для обращения в целях оказания услуги.

Вместе с тем, на осмотренных страницах сайтов отсутствует информация о юридическом лице либо об индивидуальном предпринимателе, свидетельствующая об оказании услуги в соответствии с требованиями законодательства в области лесопользования.

В соответствии со сведениями общедоступного ресурса «Единый реестр запрещённой информации» (blocklist.rkn.gov.ru), размещённого на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), доступ к осмотренным страницам сайта не ограничен.

Согласно ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

В силу ч. 3 ст. 25 Лесного кодекса РФ, использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Как следует из положений ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным Кодексом.

Согласно ч. 4 ст. 29.1 Лесного кодекса РФ, в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со ст. ст. 81-84 названного Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Победитель торгов или единственный участник торгов, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с ч. 7 ст. 79 или ч. 10 ст. 80.2 указанного кодекса, не вправе: сдавать арендованный лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаём).

Из приведённых правовых норм следует, что основаниями для использования лесного участка являются: договор аренды лесного участка, договор купли-продажи лесных насаждений, договор безвозмездного пользования. Правом заключения договора аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений наделён только орган государственной власти. Использование лесов осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением случаев заготовки древесины гражданами для собственных нужд. Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может быть предметом сделки купли-продажи.

Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о продаже леса на корню на ремонт и строительство дома, создаёт условия к совершению сделки, противоречащей Лесному кодексу РФ, тем самым нарушает публичные интересы Российской Федерации, а также права неопределённого круга лиц.

Приведённые страницы интернет-сайтов предоставляют свободный доступ к указанной информации, способствуют проявлению интереса к противоправному, антиобщественному поведению. При этом, установить владельца данного сайта, а также лицо, осуществившее размещение объявления на указанном прокурором сайте, не удалось.

В силу ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ‑ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

Согласно п. 2 ч. 5 указанной статьи, одним из оснований для включения в реестр сведений является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Прокурор района просит суд признать информацию о предоставляемых в нарушение требований закона услугах по заключению сделок по передаче прав владения, пользования и распоряжения на лесные участки, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах: 1<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора Советского района Кировской области Измайлов И.А. обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердил, на удовлетворении заявленных требований настаивал. Пояснил, что установить владельцев страниц сайтов по указанным в исковом заявлении адресам не представилось возможным.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном заявлении отметил, что Интернет-сайты по URL‑адресам, указанным в административном исковом заявлении прокурора района, не являются средствами массовой информации, не внесены в Единый реестр.

Представитель заинтересованного лица – министерства лесного хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Как следует из представленного им отзыва, заключать договоры аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в целях заготовки древесины, вправе только специально уполномоченные органы государственной власти. На территории Кировской области таким органом является министерство лесного хозяйства Кировской области, осуществляющее от имени Российской Федерации переданные полномочия в сфере лесных отношений. При таких обстоятельствах, информация о продаже леса на корню в Кировской области, размещенная в открытом доступе в сети «Интернет», создает условия к совершению сделок, противоречащих нормам действующего законодательства, в том числе нормам Лесного кодекса Российской Федерации. Полагает, что административный иск прокурора Советского района Кировской области подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее также – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, материалов, содержащих нецензурную брань, а также материалов, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

В силу системного толкования действующего законодательства (ст. ст. 6, 8 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 7, 101 Земельного кодекса РФ) и позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 09.01.1998 № 1-П, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником – Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.

Согласно ч. 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным Кодексом.

В соответствии с ч. 4 ст. 29.1 Лесного кодекса РФ, в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В силу ст. 30 Лесного кодекса РФ, граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (ч. 1). Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4).

Согласно ч. 1 ст. 75 Лесного кодекса РФ, по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, заготовка древесины может осуществляться по общему правилу – только организациями и индивидуальными предпринимателями, что следует из ст. 29 Лесного кодекса РФ; как исключение – гражданами при заготовке ими древесины для собственных нужд (ст. 30 Лесного кодекса РФ).

Отпуск древесины на корню осуществляется на арендованных участках лесного фонда и по результатам лесных аукционов (ст. ст. 73.1 и 77 Лесного кодекса РФ).

В силу ч. 6 ст. 71 Лесного кодекса РФ, граждане, юридические лица, которым лесные участки предоставлены в аренду в целях заготовки древесины, не вправе сдавать арендованный лесной участок в субаренду или передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 99 Лесного кодекса РФ).

Ответственность за правонарушения в области лесных отношений предусмотрена главой 13 Лесного кодекса РФ.

В случае неисполнения гражданами своих обязанностей при заготовке древесины они могут быть привлечены к административной ответственности.

Так, статьей 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

Уголовная ответственность в сфере лесопользования предусмотрена ст. ст. 260 и 261 УК РФ.

Из приведённых правовых норм следует, что основаниями для использования лесного участка являются договор аренды лесного участка, договор купли-продажи лесных насаждений, договор безвозмездного пользования.

Правом на заключение договора аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений наделён только орган государственной власти.

Заготовка древесины осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за исключением случая заготовки древесины гражданами для собственных нужд. Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может быть предметом сделки купли-продажи.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района Кировской области путем мониторинга информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет», выявлены следующие сайты, содержащие информацию об оказании услуг по продаже леса на корню в Кировской области, то есть по заключению сделок по передаче физическим и юридическим лицам прав владения, пользования и распоряжения лесными участками в Кировской области:

https://www.palki.ru/les2010/sell/message317328.html;

https://kirov.gde.ru/c/les_na_kornyu_delyanki_ot_sobstvennika_v_kirovskoy_oblasti_4662712.html;

https://www.dosinfo.ru/c192-359252.html;

https://mydoska.com/stroitelstvo_i_remont/remontnye_i_stroitelnye_materialy/pilomaterialy/724404.html;

https://m.ok.ru/woodresource/topic/152735109023744;

http://woodsale.ru/classifieds/7805.

Вход на указанные сайты (интернет-страницы) является свободным и открытым, не требующим предварительной регистрации.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, её распространением.

Размещенная на Интернет-сайтах информация носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно легальности такого вида деятельности, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия.

Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о продаже леса на корню создаёт условия к совершению сделок по передаче прав владения, пользования и распоряжения в отношении лесных участков в Кировской области, противоречащих Лесному кодексу Российской Федерации, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений в сфере лесопользования, а также способствует их совершению, тем самым нарушает публичные интересы Российской Федерации, а также права неопределённого круга лиц.

Следовательно, информация, содержащаяся на электронных страницах по вышеуказанным адресам, находящаяся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, нарушает действующее законодательство Российской Федерации в сфере информации и информационных технологий, поскольку содержит сведения о предложениях по оказанию услуг по продаже леса на корню, в обход действующего лесного законодательства.

Обеспечение доступа к Интернет-ресурсам, распространяющим указанную информацию, является прямым нарушением требований действующего законодательства, а значит информация, размещенная на указанных интернет-сайтах, должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Установить в ходе проверки местонахождение администраторов (владельцев) доменных имен, владельцев указанных выше страниц не представилось возможным.

Положения ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, запрещая, в том числе, распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149‑ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» (далее – Реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Основанием для включения в названный реестр указанных сведений (доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов) является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе путем признания её судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанными положениями действующего законодательства влечёт возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по включению адресов соответствующих электронных страниц в Реестр.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора Советского района Кировской области.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Советского района Кировской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению – удовлетворить.

Информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронных страницах по адресам:

https://www.palki.ru/les2010/sell/message317328.html;

https://kirov.gde.ru/c/les_na_kornyu_delyanki_ot_sobstvennika_v_kirovskoy_oblasti_4662712.html;

https://www.dosinfo.ru/c192-359252.html;

https://mydoska.com/stroitelstvo_i_remont/remontnye_i_stroitelnye_materialy/pilomaterialy/724404.html;

https://m.ok.ru/woodresource/topic/152735109023744;

http://woodsale.ru/classifieds/7805

– признать информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение является основанием для внесения вышеуказанных электронных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Кировской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Николина

Решение в окончательной

форме принято 07.12.2023.