НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда (Кировская область) от 04.03.2014 № 2-107/2014

     Дело № 2-107/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 04 марта 2014 года                                                                               гор. Советск

 Советский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Терентьевой Ю.Н. при секретаре Тиуновой Н.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 и ФИО1 о признании права на компенсационную выплату за утраченный жилой дом,

 у с т а н о в и л:

 ФИО2, ФИО3 и ФИО1 обратились с иском о признании права на компенсационную выплату за утраченный жилой дом, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в дер. <адрес> произошёл природный пожар. В результате было полностью уничтожено 25 строений, в том числе и их дом, принадлежащий им на основании ордера № 48 от 08.02.2001 года. Ордер выдан на имя ФИО2 в связи с трудовыми отношениями колхозом «Фокинский». В жилом доме с 24.11.2000 года зарегистрирован ФИО3 В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1400-р от 20.08.2010 года оказана финансовая помощь бюджетам Республики Мордовия, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Курской, Липецкой, Московской, Пензенской, Рязанской, Свердловской, Тульской и Ульяновской областей за счёт предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в размере 2 666, 7 млн. рублей для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территориях указанных субъектов РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Кировской области № 62/375 от 06.08.2010 года «О социальных выплатах гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Кировской области в 2010 году» установлены социальные выплаты гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Кировской области в 2010 году. В соответствии с Порядком предоставления социальных выплат гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Кировской области в 2010 году, гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, предоставляются единовременно социальная выплата - компенсация за утрату жилого помещения. В целях реализации вышеуказанных нормативных актов был утверждён перечень населённых пунктов Кировской области, пострадавших от природных пожаров в период с 17.04.2010 г. по 01.08.2010 года, в который вошла деревня <данные изъяты> района. В соответствии с п. 2.1 Порядка, компенсация за утрату жилого помещения предоставляется собственникам жилого помещения, а также гражданам (при отсутствии собственника жилого помещения), проживавшим в утраченном жилом помещении по иным (кроме права собственности) основаниям. Данным порядком установлено, что решение о социальной выплате принимается КОГУ УСЗН в муниципальном образовании на основании списка граждан, пострадавшим в результате природных пожаров, который формирует орган местного самоуправления муниципального образования. Формирование списка осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, пострадавших от природных пожаров, акта органа местного самоуправления об обследовании пострадавшего объекта, строений и имущества, а также установлении факта проживания в утраченном жилом помещении, решения комиссии по принятию решений по установлению фактов утраты имущества и его стоимости гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, создаваемой органами местного самоуправления муниципального образования. Кроме того, к заявлению граждан, пострадавших в результате природных пожаров, должны быть приложены следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность, с предъявлением оригинала для обозрения; копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением (свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи жилого помещения, свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение, договор о безвозмездной передаче помещения в собственность гражданам, договор социального найма, договор коммерческого найма и иные документы) с предъявлением оригинала для обозрения, либо справку уполномоченного органа о наличии сведений, подтверждающих регистрацию права собственности (для собственника жилого помещения); копии документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в жилом помещении (для нанимателей, пользователей жилого помещения и членов их семьи). Таким образом, ответственность за формирование списка граждан, пострадавших в результате природных пожаров, Порядком возложена на органы местного самоуправления. Как следует из ответа администрации Советского района от 08.10.2013 г., исх. № 20-3134, они изначально были внесены в список граждан, лишившихся жилого помещения для получения единовременного пособия и оказания материальной помощи. Указанный список запрашивался Правительством Кировской области. В последующем ФИО2 обращался в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Советском районе, администрацию Советского района Кировской области, Департамент социального развития Кировской области с соответствующими заявлениями, однако получили отказ и рекомендацию обратится в Советский районный суд. Просят обязать администрацию Советского района включить ФИО2, ФИО3, ФИО1 в список граждан-получателей компенсационных выплат за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, пострадавших в результате природного пожара, имевшего место в дер. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года. Обязать КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Советском районе» предоставить компенсационные выплаты за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение.

 В судебном заседании представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО5 заявленные требования поддержала.

 Истцы ФИО1 и ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

 Представитель ответчика - КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Советском районе» Пушкарёва Н.М. исковые требования не признала. Суду пояснила, что истцы ФИО9 не были включены в Списки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Кировской области в 2010-м году, на предоставление социальной выплаты, которые из администрации Советского района поступили в Управление социальной защиты. В настоящее время Постановление Правительства Кировской области от 06.08.2010 года № 62/375, которым предусматривались соответствующие выплаты, уже утратило силу. Кроме того, истцами пропущен срок исковой давности, поэтому просит в иске отказать.

 Представители ответчика - администрации Советского района ФИО6 и ФИО7 исковые требования не признали и пояснили суду, что выплата компенсации гражданам, пострадавшим от природных пожаров в 2010-м году, носила заявительный характер. ДД.ММ.ГГГГ на территории района была создана комиссии по выплатам, которая рассматривала заявления от пострадавших граждан. В ноябре 2011 года комиссия свою работу прекратила. За время деятельности комиссии от истцов ФИО12 никаких заявлений не поступало. В настоящее время постановление Правительства Кировской области, на котором основываются требования истцов, уже утратило силу, поэтому просят в иске отказать.

 Представитель третьего лица на стороне ответчика - Департамента социального развития Кировской области Кировской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в направленном суду отзыве указал, что не согласен с исковыми требованиями ФИО9, поскольку в настоящее время в связи с завершением работы по оказанию помощи пострадавшим в результате природных пожаров 2010 года гражданам, а также в связи с вступлением в действие постановления Правительства Кировской области от 22.08.2011 года № 117/382 «О единовременной денежной выплате в связи с утратой имущества вследствие природных пожаров» признавшим постановление Правительства Кировской области от 06.08.2010 № 62/375, утратившим силу, Законом Кировской области от 09.12.2013 года № 352-ЗО «Об областном бюджете на 2014 года и на плановый период 2015 и 2016 годов» денежные средства на компенсацию за утрату жилого помещения в результате природного пожара, произошедшего в 2010 году, не предусмотрены. Постановление Кировской области от 22.08.2011 года № 117/382 «О единовременной денежной выплате в связи с утратой имущества вследствие природных пожаров» распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2011 года. Кроме того, в соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Кировской области в 2010 году, утверждённого постановлением Правительства Кировской области от 06.08.2010 года № 62/375, компенсация за утрату жилого помещения предоставлялась собственникам жилого помещения, а также гражданам (при отсутствии собственника жилого помещения), проживавшим в утраченном жилом помещении по иным (кроме права собственности) основаниям. Данным порядком было установлено, что решение о социальной выплате принималось Кировским областным государственным учреждением социальной защиты населения в муниципальном образовании на основании списка граждан, пострадавших в результате природных пожаров, который формирует орган местного самоуправления муниципального образования. Формирование списка осуществлялось органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, пострадавших от природных пожаров, акта органа местного самоуправления об обследовании пострадавшего объекта, строений и имущества, а также установлении факта проживания в утраченном жилом помещении, решения комиссии по принятию решений по установлению фактов утраты имущества и его стоимости гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, создаваемой органами местного самоуправления муниципального образования. Из заявления следует, что в апреле 2010 года в результате природного пожара огнём уничтожен дом с надворными постройками на землевладении № в дер. <адрес>, в котором с 24.11.2000 по 06.09.2013 г. (дата выдачи справки) зарегистрирован ФИО3 Фактически семья истцов в дер. Сурнята Советского района не проживала, выехав на постоянное место жительства в Чувашскую республику, данные обстоятельства подтверждаются регистрацией по месту жительства ФИО2 и ФИО1 Документов, подтверждающих право собственности на утраченное жилое помещение истцами не представлено. Кроме того, срок исковой давности по денежным обязательствам, в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет три года. Исковое заявление Яладиновых подано в январе 2014 года, тогда как природный пожар произошёл 23.04.2010 года, следовательно срок исковой давности по предоставлению компенсации за утрату жилого помещения в результате природного пожара истёк.

 Представитель третьего лица - администрации Родыгинского сельского поселения в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. При этом указал, что семья Ялалдиноых уехала из дер. Сурнята в 2004-м году. Жилой дом, в котором они ранее проживали, летом 2005 года был разобран и продан управлением сельского хозяйства администрации Советского района. На момент пожара дома уже не было, а оставались одни хозяйственные постройки. Поэтому просит в иске ФИО9 отказать.

 Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

 Судом установлено, что 23 апреля 2010 года в дер. <адрес> произошел пожар природного характера. В результате пожара уничтожены 25 жилых домов, в том числе жилой дом с надворными постройками, расположенный на землевладении № 5, принадлежащий колхозу «<данные изъяты>».

 В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 Постановлением Правительства Кировской области № 62/375 от 06.08.2010 года были предусмотрены меры по оказанию помощи лицам, пострадавшим от пожаров, утверждён Порядок предоставления социальных выплат гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Кировской области в 2010 году.

 В соответствии с п. 2.1 Порядка компенсация за утрату жилого помещения предоставлялась собственникам жилого помещения, а также гражданам (при отсутствии собственника жилого помещения), проживавшим в утраченном жилом помещении по иным (кроме права собственности) основаниям.

 Данным порядком было установлено, что решение о социальной выплате принималось Кировским областным государственным учреждением социальной защиты населения в муниципальном образовании на основании списка граждан, пострадавших в результате природных пожаров, который формирует орган местного самоуправления муниципального образования. Формирование списка осуществлялось органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, пострадавших от природных пожаров, акта органа местного самоуправления об обследовании пострадавшего объекта, строений и имущества, а также установлении факта проживания в утраченном жилом помещении, решения комиссии по принятию решений по установлению фактов утраты имущества и его стоимости гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, создаваемой органами местного самоуправления муниципального образования.

 Судом установлено, что в период действия формирования Списка граждан, пострадавших в результате природных пожаров с заявлением о предоставлении социальной выплаты в связи с уничтожением жилого помещения в результате природного пожара, происшедшего 22.04.2010 года истцы не обращались.

 Указанное обращение поступило от них в октябре 2013 года.

 В предоставлении компенсации за утраченное в результате пожара жилое помещение истцам было отказано по тем основаниям, что в связи с завершением работы по оказанию помощи пострадавшим в результате природных пожаров 2010 года гражданам, Постановление Правительства Кировской области № 62/375 от 06.08.2010 года «О социальных выплатах гражданам, пострадавшим в результате лесных пожаров и пожаров от пала сухой травы, произошедших на территории Кировской области в 2010 году» утратило силу.

 Заявляя требование о признании за ними права на получение компенсации за утрату жилого помещения истцы ссылаются лишь на факт сохранения до настоящего времени регистрации по указанному адресу ФИО3

 Однако, данные обстоятельства сами по себе право истцов на получение компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, предоставление которой регулировалось постановлением Правительства Кировской области от 06.08.2010 № 63/375 «О социальных выплатах гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Кировской области в 2010 году» не порождают.

 Указанным постановлением, утратившим силу в 2011 году, определялся механизм компенсации за утрату жилого помещения собственнику жилого помещения, либо гражданам (при отсутствии собственника жилого помещения), проживавшим в утраченном жилом помещении по иным (кроме права собственности) основаниям.

 Судом установлено, что жилое помещение - квартира, в дер. Сурнята было предоставлено ФИО2 на семью из 4 человек в 2001 году на основании ордера, то есть по договору найма, поэтому утраченная квартира в собственности ФИО9 не находилась.

 Фактически семья ФИО9 уехала из деревни в 2004 году, что подтверждается, в том числе, и копией паспорта ФИО2, из которой следует, что последний с 2007 года зарегистрирован в дер. <данные изъяты> республики. Доказательств иного суду не представлено.

 Кроме того, записью в похозяйственной книге подтверждается, что жилой <адрес> дер. <адрес> 2005 году был продан сельхозуправлением администрации Советского района и разобран на дрова, то есть на дату возникновения природного пожара как объект не существовал.

 При указанных обстоятельствах, материально-правовых оснований для признания за истцами права на компенсационную выплату за утрату жилого помещения в результате природного пожара, произошедшего на территории Кировской области, у суда не имеется.

 Основанием для отказа в удовлетворении иска ФИО13 является также то, что постановление Правительства Кировской области № 62/375 от 06.08.2010 года «О социальных выплатах гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Кировской области в 2010 году», которым истцы обосновывают свои требования, признано утратившим силу согласно постановлению Правительства Кировской области от 07.11.2011 года № 126/569, а потому не подлежит применению в настоящее время.

 Кроме того, самостоятельным основанием для отказа истцам в иске является истечение установленного ст. 196 ГК РФ срока исковой давности - 3 года, о применении последствий истечения которого заявлено ответчиком - Управлением социальной защиты населения в Советском районе.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                             р е ш и л:

 В иске ФИО2, ФИО3 и ФИО1 к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Советском районе», администрации Советского района Кировской области о признании права на компенсационную выплату за утраченный жилой дом отказать.

 Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок в Кировский областной суд через Советский районный суд.

 Срок для обжалования исчислять с 6 марта 2014 года, то есть с даты изготовления решения в окончательной форме.

 Судья                                              Ю.Н. Терентьева