Дело № 2-535/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Казариновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Журавлевой Н.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации городского поселения Советский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании денежной компенсации и морального вреда за нарушение сроков выплаты единовременной выплаты к отпуску,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения Советский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - администрация г.п. Советский), в котором просила восстановить срок для подачи искового заявления, взыскать с ответчика в свою пользу денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты единовременной выплаты к отпуску в размере 2724 руб. 65 коп., компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. и судебные расходы в сумме 5000 руб.
В обоснование заявленных требований истцом ФИО1 указано, что она состоит с ответчиком в трудовых отношениях, 02.04.2014 между сторонами заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец была принята на муниципальную службу и замещение муниципальной должности муниципальной службы в администрацию городского поселения Советский.
Истец указала, что 30.04.2019 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, и на основании Распоряжения администрации г.п. Советский № 123-о от 30.04.2019 данный отпуск был предоставлен с 01.05.2019 по 22.07.2020.
04.08.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 05.08.2020 по 22.10.2022, а 02.09.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Истцом ФИО1 указано, что Распоряжением администрации городского поселения Советский № 199-о от 03.09.2020 «О единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи» ей произведена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух месячных фондов оплаты труда и материальной помощи в размере одного месячного фонда оплаты труда в 2020 году, при этом выплаченная сумма единовременной выплаты составила 2712 руб. 56 коп.
В связи с несогласием с суммой единовременной выплаты истец обратилась за разъяснениями к ответчику, на что был получен ответ, что выплата произведена верно, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) и в соответствии с разделом Х Положения об оплате труда муниципальных служащих городского поселения Советский, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Советский от 18.11.2019 № 242-IV «О Положении об оплате труда муниципальных служащих городского поселения Советский».
Истцом указано, что по данному вопросу она обратилась в Югорскую межрайонную прокуратуру, которой 26.06.2020 был вынесен протест с целью устранения выявленных нарушений.
В связи принесенным протестом прокурора Решением Совета депутатов Положение об оплате труда муниципальных служащих городского поселения Советский было изменено в части, касающейся предоставления выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Истцом указано, что после изменения Положения об оплате труда администрацией городского поселения Советский было вынесено Распоряжение № 449-р от 30.12.2020, согласно которому истцу произведен перерасчет единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме 68201 руб. 60 коп., которая была получена только в конце января 2021 года.
Истцом указано, что, поскольку ответчиком были нарушены сроки выплаты причитающейся ей единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, то с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация в соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер подлежащей взысканию с ответчика денежной компенсации рассчитан истцом за период с 03.09.2020 по 21.01.2021 и составляет 2724 руб. 65 коп. (т. 1 л.д. 47).
В обоснование размера требуемой на основании ст. 237 ТК РФ компенсации морального вреда истцом ФИО1 указано, что в тот момент, когда ответчиком были нарушены ее трудовые права, она находилась в декретном отпуске, на ее иждивении находилось трое несовершеннолетних детей (старшему ребенку на тот момент было 13 лет, среднему 9 лет, а младшему 1 год 8 месяцев). Единственным источником дохода истца являлись ежемесячные пособия на детей в размере 1300 руб. на каждого из двоих старших детей, и 590 руб. на младшего ребенка. Средний заработок супруга составлял не более 30000 руб. в месяц, чего не хватало на семью из пяти человек.
Истцом также указано, что попытки решить вопрос в досудебном порядке результатов не принесли, истец была вынуждена обращаться в органы прокуратуры, а впоследствии, - за судебной защитой.
Истцом указано, что протест администрации г.п. Советский Югорская межрайонная прокуратура вынесла в конце июня 2020 года, но единовременную выплату, которую истец должна была получить 03.09.2020, она получила только 21.01.2021, в связи с чем истец полагала, что ответчиком ей причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях и ожидании сначала разрешения данного вопроса, а потом и самой выплаты.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно указала, что во второй половине 2020 года ее семья испытывала финансовые трудности, так как размер детских пособий был минимальным, ее супругу пришлось длительное (около месяца) отсутствовать дома, заниматься организацией похорон в Казахстане, на что нести расходы за счет семейного бюджета. Доводы представителя ответчика о наличии финансовых затруднений для своевременной выплаты денежных средств полагала несостоятельными, так как в работе администрации были выявлены факты нецелевого использования денежных средств, что подтверждается находящимися в производстве мирового судьи делами об административных правонарушениях.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и письменные возражения по существу предъявленного иска.
На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 замещает должность муниципальной службы, - (-) в соответствии с трудовым договором № 787 от 02.04.2014 и дополнительными соглашениями к нему (т. 1 л.д. 21-39).
Из материалов дела следует, что Распоряжением № 123-о от 30.04.2019 Главы г.п. Советский «О предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 01.05.2019 по 22.07.2020 (т. 1 л.д. 40). В соответствии с Распоряжением Главы г.п. Советский № 176-о от 04.08.2020 «О предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 05.08.2020 по 22.01.2022 (т. 1 л.д. 41).
Из содержания Распоряжения Главы г.п. Советский № 199-о от 03.09.2020 «О единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи» на основании заявления истца ФИО1 от 02.09.2020 определено произвести единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух месячных фондов оплаты труда, материальную помощь в размере одного месячного фонда оплаты труда в 2020 году (т. 1 л.д. 42).
Согласно справке № 01.01-исх-1682 от 20.04.2021 главного бухгалтера администрации г.п. Советский, по Распоряжению администрации г.п. Советский № 199-о от 03.10.2020 (вероятно при указании даты содержится опечатка при указании месяца, - «03.10.20» вместо 03.09.2020) начисленная единовременная выплата к отпуску и составила 2712 руб. 56 коп. и была перечислена 07.09.2020.
Из содержания письменных возражений ответчика на исковое заявление ФИО1 следует, что при начислении единовременной выплаты к отпуску в сентябре 2020 года ответчик руководствовался действующей редакцией Положения об оплате труда муниципальных служащих, утвержденного решением Совета депутатов г.п. Советский от 18.11.2019 № 242-IV, а именно, п. 10.4 раздела Х указанного Положения. После внесения изменений в Положение на основании Решения Совета депутатов г.п. Советский № 25-V от 24.12.2020, вступления указанных изменений в законную силу, выплата была осуществлена истцу 21.01.2021. За период задержки выплаты с 01.01.2021 по 21.01.2021 истцу начислена и выплачена компенсация в размере 353 руб. 05 коп. При этом представителем ответчика указано, что начало нового 2021-го финансового года было осложнено необходимостью проведения организационных мероприятий в связи с передачей части полномочий администрации г.п. Советский администрации Советского района, а также проведением технической настройки прав доступа для ответственных лиц в системе удаленного финансового документооборота.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется защита его прав и свобод. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому работающему по трудовому договору установленный федеральным законом оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).
В соответствии с положениями ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, запрещение и дискриминации в сфере труда.
В силу положений ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что по состоянию на дату вынесения ответчиком Распоряжения № 199-о от 03.09.2020 "О единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи" истцу ФИО1 и начисления единовременной выплаты действовало Положение об оплате труда муниципальных служащих городского поселения Советский, в редакции, утвержденной решением Совета депутатов городского поселения Советский от 18.11.2019 № 242-IV.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что по обращению в Югорскую межрайонную прокуратуру по вопросу несогласия с размером и условиями начисления единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску, в связи с признанием п. 10.4 Положения об оплате труда муниципальных служащих городского поселения Советский нарушающим права муниципальных служащих, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, а также муниципальных служащих, приступивших к исполнению должностных обязанностей на условиях неполного рабочего времени во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имеющих на момент предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска право на его получение в количестве не менее 14 календарных дней, на указанное Положение Югорским межрайонным прокурором принесен протест.
Статьей 12 ТК РФ определен порядок действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени.
Возражая против исковых требований истца ФИО1, представителем ответчика указано, что право на выплату единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух фондов оплаты труда в текущем 2020 году у истца возникло только 24.12.2020 (дата принятия Решения Совета депутатов г.п. Советский № 25-V о внесении изменений в Положение об оплате труда муниципальных служащих городского поселения Советский), действие Положения было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
Однако, принимая решение об удовлетворении исковых требований истца ФИО1 в части взыскания денежной компенсации за несвоевременную выплату единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за период с 11.09.2020 суд руководствуется тем, что содержащиеся в актах органов местного самоуправления нормы трудового права, ущемляющие положение одних работников по отношению к другим, не должны применяться, поскольку ведут к дискриминации в сфере труда.
Определяя начало периода просрочки, суд руководствуется положениями ст. 136 ТК РФ, в соответствии с которой оплата отпуска, а значит и всех причитающихся в началу отпуска выплат, производится не позднее чем за три дня до его начала.
В соответствии с Распоряжением о предоставлении отпуска работнику № 198-о от 03.09.2020 период отпуска истца ФИО1 составил 14 (четырнадцать) календарных дней с 14.09.2020 по 27.09.2020.
Совокупность исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что право истца на получение единовременной выплаты в размере 68201 руб. 60 коп. возникло после издания Распоряжения № 199-о от 03.09.2021, и указанная выплата по полном объеме должна была быть выплачена не позднее чем за три дня до начала отпуска.
При разрешении спора по существу суд полагает, что не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о переходном периоде в части передачи полномочий между администрациями г.п. Советский и Советского района, равно как и окончание финансового года и прекращение финансовых операций, проведение технической настройки прав доступа для ответственных лиц в системе удаленного финансового документооборота, поскольку внутренняя организация деятельности работодателя не должна приводить к нарушению права работника на своевременное получение причитающихся ему денежных выплат.
Представленный в материалы дела расчет денежной компенсации, произведенной истцом, соответствует положениям ст. 236 ТК РФ и осуществлен исходя из значений ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, при этом следует изменить дату начала просрочки выплаты на 11.09.2020.
Учитывая, что размер денежной компенсации на задержку выплаты истцу единовременной выплаты к отпуску в размере 68201 руб. 60 коп. за период с 11.09.2020 по 21.01.2020 составляет 2570 руб. 06 коп. (68201 руб. 60 коп. х 133 дн. х 1/150 х 4,25%), а на основании Распоряжения исполняющего обязанности главы г.п. Советский № 158-р от 07.07.2021 "О компенсации за перерасчет единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска" истцу выплачено 353 руб. 05 коп., то в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация в размере 2217 руб. 01 коп. (2570 руб. 06 коп. - 353 руб. 05 коп.).
Принимая решение по существу спора, суд полагает, что в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушений ответчиком трудового законодательства и трудовых прав истца.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ч. 1).
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ч. 2).
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
Из содержания данных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в случае спора размер компенсации морального вреда определяется судом по указанным выше критериям вне зависимости от размера, установленного соглашением сторон, и вне зависимости от имущественного ущерба.
Установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 руб., полагая указанный размер компенсации отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Расходы истца на составление искового заявления в соответствии с положениями ст. 94 ГПК РФ являются издержками, связанными с рассмотрением дела, подтверждаются имеющейся в материалах дела квитанцией к приходному кассовому ордеру № 19 от 24.06.2021 (т. 1 л.д. 50), в связи с чем подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 Завдатовны к администрации городского поселения Советский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании денежной компенсации и морального вреда за нарушение сроков выплаты единовременной выплаты к отпуску, - удовлетворить частично.
Взыскать с администрации городского поселения Советский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 денежную компенсацию в размере 2217 (две тысячи двести семнадцать) руб. 01 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб. и судебные издержки на оплату услуг за составление искового заявления в размере 5000 (пять тысяч) руб., в остальной части иска, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03.08.2021.
Председательствующий Казаринова А.А.