Дело №2а-819/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года г.Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Кобцева В.А.,
при секретаре Нечаевой Т.В.,
с участием административного истца Сухицкого Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сухицкого Ю.М. к руководителю Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Бубнову О.Ю., Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению заверенных копий постановлений о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Сухицкий Ю.М. обратился в суд с административным иском к руководителю Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Бубнову О.Ю., Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Юграконтроль), в котором просил:
- признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непредоставлении заверенных копий постановлений о назначении административного наказания;
- обязать Бубнова О.Ю. и Юграконтроль устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем выдачи копий постановлений о назначении административного наказания, принятых в результате рассмотрения дел об административных правонарушениях (с №(номер)-ДГ по №(номер)-ДГ, с №(номер)-АЗ по №(номер)-АЗ).
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что (дата) он обратился в Юграконтроль с заявлением о предоставлении заверенных копий постановлений должностного лица, принятых (дата) и (дата) в отношении директора департамента муниципальной собственности администрации Советского района Сухицкого Ю.М. Указанные постановления необходимы ему для обращения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с заявлениями об оспаривании вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Письмом от (дата) руководитель Юграконтроля фактически отказал ему в предоставлении заверенных копий оспариваемых постановлений, разъяснив право на ознакомление с материалами дел об административных правонарушениях. Данный отказ полагал незаконным, поскольку он нарушает его право на судебную защиту. Без заверенных копий оспариваемых постановлений его обращение в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции невозможно.
В судебном заседании административный истец Сухицкий Ю.М. поддержал заявленные им требования и просил удовлетворить, пояснив при этом изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства.
Судебное заседание проведено в отсутствие административных ответчиков, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Представителем Юграконтроля представлены письменные возражения на административный иск, где им указано, что копии постановлений по делам об административных правонарушениях №(номер)-ДГ, №(номер)-АЗ предоставлялись Сухицкому Ю.М. (дата) и (дата), заявитель не был лишен возможности самостоятельно изготовить себе неограниченное количество копий постановлений, в том числе воспользовавшись услугами нотариуса. Право заявителя на судебную защиту не нарушено и было реализовано им путем обжалования постановлений в Советском районном суде. Административный истец не лишен возможности обращения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи документов в электронном виде через портал «ГАС Правосудие». Юграконтроль обеспечил возможность и создал условия для реализации Сухицким Ю.М. своих прав на судебную защиту. Просил оставить административный иск Сухицкого Ю.М. без удовлетворения.
Заслушав пояснения административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса, суд удовлетворяет требование о признании незаконным решения призывной комиссии в том случае, если установит, что оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).
Сухицкий Ю.М. обратился в суд с настоящим административным иском указав, что оспариваемым бездействием административных ответчиков нарушено его право на судебную защиту.
Из материалов дела следует и установлено судом, что постановлениями должностного лица Юграконтроля по делам об административных правонарушениях №(номер)-ДГ, №(номер)-АЗ директор Департамента муниципальной собственности администрации Советского района Сухицкий Ю.М. признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.15.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административных штрафов в размере 10 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с названными постановлениями, Сухицкий Ю.М. обратился в Советский районный суд ХМАО - Югры с жалобами, в которых просил постановления по делам об административных правонарушениях отменить и прекратить производство по делам. К жалобам Сухицкого Ю.М. были приложены копии оспариваемых постановлений.
Вступившими в законную силу решениями Советского районного суда ХМАО - Югры оспариваемые постановления были отменены, производства по административным делам в отношении Сухицкого Ю.М. прекращены на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно Положению о службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата)(номер)-п, Юграконтроль является исполнительным органом государственной власти ХМАО - Югры, осуществляющим функции по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1). Службу возглавляет руководитель Службы, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий (пункт 6).
Руководителем Юграконтроля является Бубнов О.Ю., что следует из выписки из ЕГРЮЛ от (дата).
Сухицкий Ю.М. обратился к руководителю Юграконтроля Бубнову О.Ю. с заявлением от (дата), в котором просил предоставить ему заверенные копии постановлений по делам об административных правонарушениях №(номер)-ДГ, №(номер)-АЗ, для обжалования в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
В ответ на указанное заявление руководитель Юграконтроля Бубнов О.Ю. сообщил Сухицкому Ю.М. ((номер) от (дата)), что ранее ((дата) и (дата)) заявителю уже предоставлялись копии названных постановлений, и что он может ознакомиться с материалами дел об административных правонарушениях по (адрес).
Таким образом, руководитель Юграконтроля Бубнов О.Ю. не удовлетворил заявление Сухицкого Ю.М., но и напрямую не отказал в предоставлении заверенных копий оспариваемых постановлений.
Суд полагает состоятельным довод административного истца о том, что непредоставлением ему заверенных копий оспариваемых постановлений нарушено его право на судебную защиту.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 30.12 КоАП РФ вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Жалобы подаются, протесты приносятся в кассационные суды общей юрисдикции, в том числе кассационный военный суд, Верховный Суд Российской Федерации (часть 1 статьи 30.13 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 30.14 КоАП РФ к жалобе, протесту, в числе прочего, должна быть приложена копия постановления по делу об административном правонарушении.
Обратившись к руководителю Юграконтроля с заявлением от (дата) Сухицкий Ю.М. указал, что запрашиваемые им копии постановлений по делам об административных правонарушениях необходимы ему для обжалования этих постановлений в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Поскольку запрошенные копии постановлений заявителю не представлены, а их приложение к жалобам на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях обязательны (ч.3 ст.30.14 КоАП РФ), то суд полагает, что бездействием руководителя Юграконтроля, не принявшим решения по существу заявления Сухицкого Ю.М. от (дата), нарушено право административного истца на судебную защиту.
Указание административным ответчиком на тот факт, что копии постановлений по делам об административных правонарушениях №(номер)-ДГ, №(номер)-АЗ предоставлялись Сухицкому Ю.М. (дата) и (дата), в данном случае, не имеет значения, так как копии постановлений, полученные административным истцом (дата), были приложены им к жалобам, направленным в Советский районный суд ХМАО - Югры, а копии постановлений, полученных (дата) требовались ему для обращений в Европейский суд по правам человека, а также в Конституционный Суд Российской Федерации. Копии оспариваемых постановлений для предоставления в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции ранее Сухицким Ю.М. не запрашивались.
Отсутствуют основания полагать, что обратившись к руководителю Юграконтроля с заявлением о выдаче заверенных копий постановлений по делам об административных правонарушениях, с целью последующего обжалования этих постановлений, Сухицкий Ю.М. злоупотребил правом.
Суду административный истец пояснил, что не согласен с прекращением производства по административным делам в отношении него за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности и намерен добиваться прекращения производства по этим делам по реабилитирующим основаниям.
Также суд полагает несостоятельным довод административного ответчика о том, что административный истец не был лишен возможности самостоятельно изготовить себе неограниченное количество копий постановлений, в том числе воспользовавшись услугами нотариуса.
Административный истец просил руководителя Юграконтроля предоставить ему заверенные копии постановлений по делам об административных правонарушениях.
При этом под надлежащим заверением копии документа понимается, в частности:
заверение копии документа нотариусом;
заверение копии документа учреждением и организацией, от которых исходит соответствующий документ (абзац первый п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 №9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»);
заверение копии документа организацией, в которой представитель работает (п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 №9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»);
заверение копии документа судьей, в чьем производстве находится дело.
Поскольку оспариваемые постановления вынесены должностным лицом Юграконтроля, то именно Юграконтроль правомочен заверить копии этих постановлений. Нотариус, в свою очередь, удостоверяет соответствие копии документа его подлиннику. В связи с тем, что постановление по делу об административном правонарушении изготавливается в единственном экземпляре и находится в материалах дела об административном правонарушении, заверение его копии нотариусом по инициативе административного истца невозможно.
Сама по себе возможность обращения в кассационный суд общей юрисдикции путем подачи документов в электронном виде через портал «ГАС Правосудие» не лишает заявителя права на подачу жалоб на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях в суд непосредственно.
При таких установленных по делу обстоятельствах бездействие руководителя Юграконтроля Бубнова О.Ю., выразившееся в непредоставлении Сухицкому Ю.М. заверенных копий постановлений по делам об административных правонарушениях, не может быть признано законным.
В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Для устранения нарушения права Сухицкого Ю.М. на судебную защиту Юграконтролю следует выдать административному истцу заверенные копии оспариваемых постановлений по делам об административных правонарушениях в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд полагает достаточным и разумным с учетом обстоятельств дела.
Расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком в соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178- 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Сухицкого Ю.М. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Бубнова О.Ю., выразившееся в непредоставлении Сухицкому Ю.М. заверенных копий постановлений о назначении административного наказания.
Обязать Службу контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать Сухицкому Ю.М. заверенные копии вынесенных в отношении него постановлений по делам об административных правонарушениях №(номер)-ДГ, №(номер)-АЗ.
Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сообщить об исполнении настоящего решения в Советский районный суд ХМАО - Югры и Сухицкому Ю.М. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать со Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Сухицкого Ю.М. 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.А. Кобцев