НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 20.12.2017 № 12-256/2017

Дело № 12-256/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Советский 20 декабря 2017 года

Судья Советского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Мельникова Т.Л.,

при секретаре Мурыгиной Ю.А.,

рассмотрев жалобу Торопова Геннадия Петровича на постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Братищевой М.В. №5/2017-ТС от 26 октября 2017 года о привлечении должностного лица - Торопова Геннадия Петровича к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО - Югры Братищевой Марины Викторовны №5/2017-ТС от 26 октября 2017 года Торопов Г.П. признан виновным в том, что, являясь заместителем главы администрации Советского района по строительству, начальником управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, путем подписания по месту своей работы: (адрес), платежного поручения (номер) от (дата) осуществил (дата) (день осуществления платежно-расчетной операции) оплату мягкого инвентаря (матрацев) за счёт средств бюджета автономного округа в размере 826 332,00 рублей, чем допустил нецелевое использование бюджетных средств и административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ. Торопову Г.П. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Данное постановление Торопов Г.П. обжаловал в суд, указав в жалобе, что на момент вынесения обжалуемого постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности, который в соответствии с правовым подходом, сформулированным в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2016 № 52-АД16-1, по ст. 15.14 КоАП РФ составляет 1 год. Кроме того, Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района не является получателем бюджетных средств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в связи с чем ссылка в постановлении на ст. 162 БК РФ не состоятельна. Управление не имело права в силу положений БК РФ принимать и (или) исполнять (и не принимало) бюджетные обязательства от имени публично-правового образования - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра за счет средств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Управлением не принимались и не исполнялись обязательства от имени и за счет бюджета автономного округа, в связи с чем получателем бюджета автономного округа Управление не является, и не может в силу ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечивать целевой характер использования средств бюджета автономного округа. Кроме того, денежные средства, доведенные до бюджета соответствующего муниципального образования не являются средствами бюджета округа. Протокол составлен, а постановление вынесено должностным лицом, не уполномоченным на составление протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении не входило полномочия должностного лица исполнительного органа государственной власти Ханты Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющего функции по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений. Вышеуказанная правовая позиция подтверждается доводами, изложенными в Научно-правовом заключении но вопросам толкования и применения норм бюджетного законодательства Российской Федерации в части контроля за соблюдением условий предоставления и использования межбюджетных трансфертов от 19.10.2016, подготовленным ФГБО ВО «Уральский государственный юридический университет». Просит постановление от 26.10.2017 по делу № 5/2017-ТС отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, со ссылкой на научно-правовое заключение специалиста.

Торопов Г.П. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представил.

Должностное лицо Службы контроля также в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на жалобу, в котором просит оспариваемое постановление оставить без изменения.

Судом определено рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя и должностного лица Службы контроля.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

В силу п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов; иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Из материалов дела следует, что Службой контроля Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, на основании приказа от 09.12.2017 № 32-Пр-148, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета автономного округа, а также достижения показателей результативности использования межбюджетных трансфертов, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственной программой автономного округа «Социальная поддержка жителей автономного округа на 2016 - 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства автономного округа от 09.102013 № 421-п, при строительстве объекта «Загородный спортивно-оздоровительный лагерь «Окунёвские зори», г. Советский, III этап» (далее - проверка, Объект) в отношении Администрации Советского района (далее - Администрация), Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района (далее - Управление).

Бюджетные ассигнования на строительство объекта «Загородный спортивно-оздоровительный лагерь «Окунёвские зори», г. Советский, III этап» предусмотрены Государственной программой, Адресной инвестиционной программой № 479-п на 2015 год в сумме 60 641 000,00 руб., в том числе за счёт средств бюджета автономного округа 57 609 000,00 руб.

Субсидия на софинансирование объекта «Загородный спортивно-оздоровительный лагерь «Окунёвские зори», г. Советский, III этап» из бюджета автономного округа муниципальному образованию Советский район в 2015 году предоставлена в соответствии с пунктом 5.6 Порядка формирования и реализации адресной инвестиционной программы автономного округа, утверждённого постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 № 373-п (далее - Порядок № 373-П, в редакции от 09.10.2015), на основании Соглашения, заключённого между Департаментом экономического развития автономного округа и Администрацией.

На основании соглашения №1 от 24.12.2014, заключенного между Департаментом экономического развития автономного округа и администрацией МО Советский район, последнему предоставлена субсидия на строительство объектов капитального строительства.

В силу п.4.1.4 Соглашения №1 муниципальное образование перечисляет средства, полученные из бюджета автономного округа в форме субсидий по Соглашению на финансирование объектов Адресной программы под выполнение объемов работ и поставку товаров по заключенным муниципальным контрактам.

Как следует из п.1.4 Соглашения №1 стороны руководствуются Порядком формирования и реализации адресной инвестиционной программы автономного округа №373-п от 23.12.2010, в соответствии с п.5.8 которого и п.5.1 Соглашения муниципальные заказчики Адресной программы несут ответственность за своевременность, полноту и целевое использование средств, выделяемых на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

В 2015 году Департаментом финансов автономного округа Администрации платёжными поручениями от 20.04.2015 № 2702, от 18.06.2015 № 4355, от 29.12.2015 № 9418, от 29.12.2015 № 9420 перечислена Субсидия на общую сумму 57 609 000,00 руб. по коду бюджетной квалификации: глава 500 «Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», раздел 07 «Образование» подраздел 07 «Молодёжная политика и оздоровление детей» целевая статья 0315424 «Субсидии на строительство (реконструкцию) объектов, предназначенных для размещения детских загородных оздоровительных учреждений, в рамках подпрограммы «Дети Югры» государственной программы «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы» вид расходов 522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

Администрацией бюджетные ассигнования на строительство объекта «Загородный спортивно-оздоровительный лагерь «Окунёвские зори», г. Советский, III этап» в 2015 году доведены до Управления по главе 090 «Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района», раздел 07 «Образование» подраздел 07 «Молодёжная политика и оздоровление детей» целевая статья 0145424 «Субсидии на строительство (реконструкцию) объектов, предназначенных для размещения детских загородных оздоровительных учреждений, в рамках подпрограммы «Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период» муниципальной программы «Развитие образования в Советском районе на 2015-2017 годы» вид расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» (уведомления о бюджетных ассигнованиях (лимиты бюджетных обязательств) № 1 на 2015 финансовый год и на плановый период 2016-2017 годов от 26.12.2016, справки об изменении сводной росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств на 2015 финансовый год и на плановый период 2016-2017 годов от 30.03.2015 № 0165, от 21.04.2015 № 0227, от 16.06.2017 № 0401, от 27.08.2015 № 0619, от 25.11.2015 № 0910).

17.11.2015 между Управлением по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, в лице заместителя главы Администрации Советского района по строительству, начальника Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района Торопова Г.П. и обществом с ограниченной ответственностью (наименование) (далее - Поставщик) заключён муниципальный контракт (номер) на сумму 904 322,00 руб., в соответствии с которым Поставщик обязуется передать в собственность Управления, собрать и установить на «Загородный спортивно-оздоровительный лагерь «Окунёвские зори», г. Советский, III этап» мягкий инвентарь.

Управлением на основании акта приёма передачи товара и выполненных работ от (дата) № б/н принят мягкий инвентарь (матрац) в количестве 374 штук стоимостью 2 418,00 руб. каждый, на общую сумму 904 332,00 руб.

Оплата осуществлена платёжными поручениями от (дата)(номер), от (дата)(номер), от (дата)(номер) в размере 904 332,00 руб., в том числе за счёт средства бюджета автономного округа - 826 332,00 руб. (платёжное поручение от (дата)(номер)) по коду бюджетной классификации: Глава 090 «Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района», раздел 07 «Образование» подраздел 07 «Молодёжная политика и оздоровление детей» целевая статья 0145424 «Субсидии на строительство (реконструкцию) объектов, предназначенных для размещения детских загородных оздоровительных учреждений, в рамках подпрограммы «Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период» муниципальной программы «Развитие образования в Советском районе на 2015-2017 годы» вид расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка № 373-п (в редакции от 09.10.2015) закупка товаров, работ, услуг на комплектацию объектов капитального строительства технологическим оборудованием, мебелью и инвентарём осуществляется в соответствии со спецификацией, предусмотренной утверждённой проектной документацией, обеспечивающей функционирование объекта согласно его назначению. В спецификацию не включаются предметы внутреннего убранства (в том числе картины, ковры), мягкий инвентарь и мелкие предметы хозяйственно-бытового назначения, спецодежда, наглядные пособия.

Утверждённой проектно-сметной документацией на строительство Объекта (шифр 13.09.25-01-ИОС5.7, № 13.09.25-03-ИОС5.7, локальный сметный расчёт (номер), (номер)) предусмотрено приобретение кроватей общим количеством 266 штук, при этом приобретение мягкого инвентаря (матрацев) проектно-сметной документацией не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения муниципальное образование перечисляет средства, полученные из бюджета автономного округа в форме субсидий по Соглашению, на финансирование объектов адресной программы под выполнение объёмов работ и поставку товаров по заключённым муниципальным контрактам.

В соответствии с пунктом 5.4 Порядка № 373-п (в редакции от (дата)) субсидии предоставляются в соответствии с бюджетной росписью после соблюдения условий, предусмотренных соответствующими государственными программами автономного округа и Порядком (номер)-п, в размере стоимости выполненных работ с учётом авансовых платежей, установленных муниципальными контрактами или договорами на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Управление, как получатель средств бюджета автономного округа, в силу статьи 162 БК РФ обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Таким образом, Управлением в нарушение статьи 162 БК РФ, раздела 5 Указаний №65н оплата мягкого инвентаря осуществлена по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», а не по виду расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов. Более того, оплата мягкого инвентаря не была предусмотрена проектно-сметной документацией. То есть субсидия в сумме 826 332,00 рублей использована в целях, не соответствующих целям, определённым Законом № 88-оз, Адресной инвестиционной программой № 479-п, Соглашением №1, п. 3.1 Порядка № 373-п (в редакции от 09.10.2015) и утверждённой проектно-сметной документацией на строительство Объекта (шифр 13.09.25-01-ИОС5.7, № 13.09.25-03-ИОС5.7, локальный сметный расчёт № 02-01-06, № 02-02-06).

Распоряжением администрации Советского района от (дата)(номер) Торопов Г.П. переведен на должность заместителя главы администрации Советского района по строительству, начальника Управления АиКС администрации Советского района.

В соответствии с п. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из изложенного, должностным лицом сделан правомерный вывод о наличии в действиях Торопова Г.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

При проведении внеплановой выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства Служба контроля ХМАО - Югры действовала в рамках п.5 Положения о Службе контроля ХМАО - Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 22.09.2012г. № 356-п, Приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 28.08.2015, Порядка осуществления Службой контроля ХМАО - Югры внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного постановлением правительства ХМАО - Югры №573-п от 27.12.2013

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.ст. 23.7.1, 28.3 КоАП РФ уполномоченным лицом - консультантом отдела контроля в социальной сфере управления финансового контроля и контроля за деятельностью учреждений, организаций Службы контроля ХМАО - Югры, включенного в Приказ Службы контроля автономного округа от 4 марта 2014 года № 7-нп «Об установлении перечня должностных лиц Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях».

Доводы жалобы о том, что на момент вынесения обжалуемого постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности является несостоятельным. Двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек. При этом, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 указанного Кодекса, составляет два года, несмотря на то, что в силу части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, составляет один год. При этом законодатель исходил из того, что назначение наказания в виде дисквалификации по истечении одного года после совершения административного правонарушения или после обнаружения длящегося правонарушения теряет смысл. Кроме того, применение дисквалификации в отношение Торопова Г.П. теряет смысл и в виду того, что с 19.05.2016 Торопов Г.П. вышеуказанную должность не занимает, что подтверждается копией распоряжения №361-к от 19.05.2016 о прекращении (расторжении) трудового договора.

Таким образом, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского районане является получателем бюджетных средств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, несостоятелен,поскольку в соответствии с Положением «Об УАиКС» администрации Советского района именно Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, является казенным учреждением Советского района, выступает Заказчиком по договорам капитального строительства, а в соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение казенным учреждением муниципальных контрактов производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Пунктом 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, являясь получателем бюджетных средств, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ на момент совершения правонарушения обладало бюджетными полномочиями в принятии и (или) исполнении в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.

Соответственно, на Торопова Г.П., являвшегося начальником управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района, правомерно возложена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Научно-правовое заключение Уральского государственного юридического университета от 19.10.2016 года, представленное заявителем, выражает тождественное с заявителем мнение и позицию данного учебного заведения по рассматриваемому вопросу и не является обязательным для суда при рассмотрении жалобы.

Вместе с тем, назначая Торопову Г.П. административное наказание должностное лицо признало обстоятельством, отягчающим административную ответственность, повторное совершение однородного административного правонарушения, ссылаясь на то, что Торопов Г.П. привлекался к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ 17.04.2014, штраф уплачен им 12.05.2015.

При этом, материалы дела, не содержат достоверных сведений, подтверждающих привлечение ранее Торопова Г.П. к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, в частности в материалах дела отсутствует постановление от 17.04.2014, на которое ссылается должностное лицо в оспариваемом постановлении, о привлечении Торопова Г.П. к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ с отметкой о вступлении в законную силу. Также отсутствует документ, подтверждающий дату уплаты Тороповым Г.П. штрафа по вышеуказанному постановлению.

Соответственно, данное постановление должностным лицом при рассмотрении дела не исследовалось, в связи с чем ссылка на него в принятом решении является необоснованной.

С учетом требований пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление должностного лица подлежит изменению путем исключения из постановления отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения.

В связи с исключением отягчающего наказание обстоятельства размер назначенного штрафа подлежит снижению. При этом, определяя размер штрафа, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

В остальной части доводы жалобы являются несостоятельными, существенных нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления, суд не усматривает.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО - Югры Братищевой Марины Викторовны №5/2017-ТС от 26 октября 2017 года о привлечении к административной ответственности Торопова Геннадия Петровича по ст. 15.14 КоАП РФ - изменить, исключив из постановления указание о признании отягчающим обстоятельством - повторное совершение однородного административного правонарушения, назначенное Торопову Геннадию Петровичу наказание снизить до 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

В остальной части постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО - Югры Братищевой М.В. №5/2017-ТС от 26 октября 2017 года оставить без изменения, а жалобу Торопова Г.П. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение десяти дней.

Федеральный судья Т.Л. Мельникова