НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского городского суда (Калининградская область) от 29.08.2019 № 2А-534/19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 августа 2019 года город Советск

Советский городской суд Калининградской области в составе

председательствующего судьи Баландиной О.В.

при секретаре Алексеевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Калининградской области к Стирбису Александру Валерьевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области обратилась в Советский городской суд Калининградской области с административным исковым заявлением к Стирбису А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год, 2016 год и пени, в обоснование требований которого указала следующее. Согласно сведениям МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области на Стирбиса А.В. в 2015-2016 годах были зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобиль легковой «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , мощностью 108,8 лошадиных сил, автомобиль грузовой «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак 39, мощностью 76 лошадиных сил, ДП-1570И, государственный регистрационный знак 9739КУ 39, мощностью 35 лошадиных сил, относящееся к прочим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу, автомобиль легковой «<данные изъяты> государственный регистрационный знак , мощностью 70 лошадиных сил, автомобиль легковой «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , мощностью 174 лошадиных силы, автомобиль легковой «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , мощностью 150 лошадиных сил, автомобиль грузовой «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак 39, мощностью 129,2 лошадиных силы, автомобиль грузовой «Мерседес 1017», государственный регистрационный знак О271СУ 39, мощностью 169 лошадиных сил, автомобиль грузовой «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , мощностью 430 лошадиных сил, автомобиль легковой «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак мощностью 150 лошадиных сил. 19.09.2017 административному ответчику направлено налоговое уведомление от 09.07.2017 с расчетом транспортного налога за 2015 и 2016 годы. Поскольку в установленный срок - до 01.12.2017 - транспортный налог не оплачен, инспекцией 21.01.2018 письмом направлено требование об уплате налога, сбора, пени от 20.12.2017 . Вышеуказанное требование в добровольном порядке исполнено не было, вынесенный мировым судьей судебного участка №1 Советского городского округа Калининградской области в отношении Стирбиса А.В. судебный приказ от 14.08.2018 №2а-2758/2018, отменен 01.10.2019. В связи с тем, что за налогоплательщиком числится задолженность, Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области, ссылаясь на пп.1 п.1 ст.23, п.4 ст.397, абз.2 п.2 ст.52, п.4 ст.52, п.1 ст.70, п.6 ст.69, ст.ст.357, 358, 362, 72, 75, 46, Налогового кодекса Российской Федерации, ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила взыскать задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в сумме 30 142 рубля 00 копеек, за 2016 год в сумме 18 289 рублей 00 копеек и пени в сумме 238 рублей 11 копеек, а всего 48 669 рублей 11 копеек.

Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в заявлении в письменной форме просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Стирбис А.В. в удовлетворении исковых требований возражал, поскольку ни налогового уведомления, ни налогового требования об уплате транспортного налога за 2015 и 2016 годы не получал.

В возражениях относительно заявленных исковых требований в письменной форме административный ответчик просил отказать в удовлетворении административного иска в связи с пропуском шестимесячного срока обращения в суд после вынесения определения об отмене судебного приказа, а также в связи с тем, что в адрес налогоплательщика требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 20.12.2017 не направлялось.

Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.30 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области наделена функциями контроля за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 и пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги.

В соответствии со ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.

На территории Калининградской области транспортный налог установлен и введен Законом Калининградской области от 16.11.2002 №193 «О транспортном налоге».

Как следует из ст.357, п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.ст.1, 3 Закона Калининградской области от 16.11.2002 №193 «О транспортном налоге», налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства – автомобили.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, а налоговым периодом признаётся календарный год (пп.1 п.1 ст.359, п.1 ст.360 Налогового кодекса Российской Федерации и пп.1 п.1 ст.4, п.1 ст.5 Закона Калининградской области от 16.11.2002 №193 «О транспортном налоге»). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении вышеуказанного коэффициента (п.3 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации определены ставки налога в зависимости от мощности двигателя в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства: для легковых автомобилей до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно – 2,5 рубля, свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 3,5 рубля, свыше 150 лошадиных сил до 200 лошадиных сил (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 5 рублей, свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 7,5 рублей, свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт) – 15 рублей; для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) – 2,5 рубля; для грузовых автомобилей до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно – 2,5 рубля, свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 4 рубля; свыше 150 лошадиных сил до 200 лошадиных сил (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 5 рублей, свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 6,5 рублей, свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт) – 8,5 рублей. При этом п.2 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вышеуказанные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

В соответствии со ст.6 Закона Калининградской области от 16.11.2002 №193 «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в следующих размерах: 2014 и последующие годы - для автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно – 2,5 рубля, свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 15 рублей, свыше 150 лошадиных сил до 200 лошадиных сил (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 35 рублей, свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 66 рублей, свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт) – 147 рублей, для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) – 18 рублей; для грузовых автомобилей до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно – 25 рублей, свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 40 рублей; свыше 150 лошадиных сил до 200 лошадиных сил (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 рублей, свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 65 рублей, свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт) – 85 рублей.

В силу п.1 и п.2 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (п.6 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.9 Закона Калининградской области налогоплательщики – физические лица уплачивают налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 №334-ФЗ и Закона Калининградской области от 28.03.2014 №308). Таким образом, за 2015 год оплата транспортного налога должна быть произведена до 01.10.2016.

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 23.11.2015 №320-ФЗ и Законом Калининградской области от 19.12.2016 №22, транспортный налог за 2016 год подлежал уплате физическими лицами в срок не позднее 01.12.2017.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик обязан помимо причитающихся к уплате сумм налога выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Административным ответчиком в судебном заседании не оспаривалось, что в 2015 и 2016 годах на его имя были зарегистрированы транспортные средства, указанные в административном исковом заявлении Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области.

Следовательно, в спорные налоговые периоды Стирбис А.В. являлся плательщиком транспортного налога.

В соответствии с п.п.1 и 2 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога

Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п.3 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Следовательно, с учетом положений п.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате транспортного налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов административного дела следует, что налоговое уведомление от 09.09.2017 об уплате транспортного налога за 2015 и 2016 годы в размере 48 431 рубль было направлено Стирбису А.А. 19.09.2017 по адресу: <адрес> По сведениям официального сайта ФГУП Почта России (https://www.pochta.ru/tracking) вышеуказанное почтовое отправление с идентификатором вручено адресату.

Вместе с тем, административный ответчик факт получения вышеуказанного налогового уведомления отрицал и пояснил, что с 25.11.2014 он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, не проживает. Вышеуказанные пояснения подтверждены его паспортом <данные изъяты>

Аналогичные сведения о месте жительства Стирбиса А.В. указаны и МО МВД России «Советский» при совершении органами ГИБДД регистрационных действий в отношении транспортных средств, начиная с 20.12.2014.

В силу п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с п.3 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика – физическое лицо не возложено обязанности уведомлять налоговый орган о перемене места жительства.

Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 20.12.2017 №17099, направленное административному ответчику 21.01.2018 так же по адресу: <адрес>, по сведениям официального сайта ФГУП Почта России (https://www.pochta.ru/tracking) возвращено отправителю по иным обстоятельствам.

В соответствии с ч.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Поскольку как налоговое уведомление от 09.09.2017 , так и требование об уплате налога направлены налоговым органом по адресу, который к тому моменту более двух с половиной лет не являлся адресом места жительства административного ответчика, и каких-либо доказательств, подтверждающих получение налогового уведомления Стирбисом А.В., а не новыми жильцами квартиры, ранее являвшейся местом его жительства, в судебное заседание не представлено, суд приходит к выводу, что порядок взыскания транспортного налога Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области нарушен.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Калининградской области к Стирбису Александру Валерьевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в сумме 30 142 рубля 00 копеек и за 2016 год в сумме 18 289 рублей 00 копеек, пени в сумме 238 рублей 11 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Советский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения суда принята в совещательной комнате.

Мотивированное решение суда составлено 03.09.2019.

Судья О.В. Баландина