РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2022 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области
в составе председательствующего Ганага Ю.Н..
при секретаре Ворбанской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-607/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области (далее – МИФНС России № 7 по Калининградской области) к Щербакову Андрею Евгеньевичу о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам, по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась в Советский городской суд с административным исковым заявлением к Щербакову А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 7 820 рублей и пени в размере 8 рублей 86 копеек, по земельному налогу с физический лиц за 2019 год в размере 17 911 рублей и пени в размере 20 рублей 30 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов за 2017 год в размере 1 533 рублей и пени в размере 1 рубля 74 копеек, за 2019 год в размере 250 090 рублей и пени в размере 283 рублей 44 копеек, всего в размере 277 668 рублей 34 копеек. В обоснование требований административный истец указал, что Щербаков А.Е. является плательщиком указанных налогов, поскольку в 2019 году ему на праве собственности принадлежало транспортное средство: грузовой автомобиль марки MERSEDES SPRINTER CDI, государственный регистрационный знак №, 2005 года выпуска, объекты недвижимости: с кадастровым номером № с 28.02.2011 по 24.06.2019, расположенное по адресу: А; с кадастровым номером: № с 28.02.2011 по 17.03.2020, расположенное по адресу: с кадастровым номером: № с 03.08.2014 по 28.09.2020, расположенное по адресу: А; с кадастровым номером: № с 06.10.2006 по настоящее время, расположенное по адресу: с кадастровым номером: № с 24.05.2011 по 05.10.2020, расположенное по адресу: ; земельный участок с кадастровым номером: № с 28.02.2011 по 24.06.2019, расположенный по адресу: а; земельный участок с кадастровым номером№ с 24.05.2011 по 05.10.2020, расположенный по адресу: . В установленный законом срок до 02.12.2020 транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц административным ответчиком уплачен не был, в связи с чем Щербакову А.Е. начислены пени за период с 02.12.2020 по 09.12.2020. Налоговый орган в адрес налогоплательщика направил 15.07.2018 налоговое уведомление №21697228, 06.10.2019 налоговое уведомление №15141013 от 26.09.2019, 07.10.2020 налоговое уведомление №178531 от 03.08.2020. Требование об уплате налога от 10.12.2020 № 50497 направлено налогоплательщику, однако в добровольном порядке исполнено не было. Мировым судьей второго судебного участка Советского судебного района Калининградской области 22.07.2021 выдан судебный приказ №2а-2268/2021 по заявлению административного истца, который отменен 06.06.2022 в связи с поступившими возражениями финансового управляющего Щербакова А.Е. - ФИО4. На основании изложенного административный истец, ссылаясь на ст. 23, 46, 48, 52, 69, 70, 72, 75, 85, 357, 358, 362, 401, 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), просит взыскать с административного ответчика недоимки и начисленные на них пени в указанных выше размерах, а всего – 277 668 рублей 34 копейки.
В судебное заседание стороны не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Административным ответчиком, финансовым управляющим возражения по существу заявленных требований суду не представлены.
Исследовав письменные материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных названным кодексом, порядок и сроки его уплаты.
На территории Калининградской области транспортный налог установлен и введен Законом Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге» (далее – Закон Калининградской области).
Как следует из ст. 357 НК РФ и ст. 1 Закона Калининградской области (здесь и далее по тексту нормы приведены в редакции законов, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений), налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК России, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 названного кодекса объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п. 1 ст. 359 того же кодекса, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении вышеуказанного коэффициента (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 361 названного кодекса определены ставки налога в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Пунктом 2 данной статьи установлено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 этой статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Согласно ст. 6 Закона Калининградской области налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства и составляли в 2019 году для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 рублей.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 1 ст. 362 названного кодекса. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть за 2019 год оплата налога должна быть произведена не позднее 01.12.2020.
В судебном заседании установлено, что Щербаков А.Е. владел на праве собственности:
– с 21.02.2012 по настоящее время грузовым автомобилем марки MERSEDES SPRINTER CDI, государственный регистрационный знак №, 2005 года выпуска, мощностью двигателя 156,40 лошадиных силы;
Транспортные средства были зарегистрированы на имя административного ответчика.
Эти обстоятельства подтверждаются сведениями, представленными административным истцом, ОГИБДДД МО МВД России «Советский» и не оспорены административным ответчиком.
Исходя из изложенного, Щербаков А.Е. в 2019 году являлся налогоплательщиком транспортного налога.
В соответствии с требованиями ст. 359, 361, 362 НК РФ и ст. 6 Закона Калининградской области налоговым органом административному ответчику начислен налог на указанное транспортное средство в размере 7 820 рублей.
Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена главой 32 НК РФ.
В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в том числе расположенные в пределах муниципального образования жилое помещение (квартира), иное здание, строение, сооружение (ст. 400, 401 НК РФ).Статьёй 1 Калининградской области от 25.11.2015 № 467 «Об установлении единой даты начала применения на территории Калининградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц», вступившего в силу с 01.01.2016, установлена единая дата начала применения на территории Калининградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 01.01.2016.
Налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате за 2019 год, исчислялся на территории Калининградской области из кадастровой стоимости недвижимого имущества, как установлено п. 1 ст. 402 НК РФ и Законом Калининградской области от 25.11.2015 № 467 «Об установлении единой даты начала применения на территории Калининградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц».
При расчете налога на имущество физических лиц за 2019 год налоговая база определялась в отношении объекта налогообложения в соответствии со ст. 403 НК РФ как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
В силу п. 3 Решения Совета депутатов Советского городского округа от 24.11.2015 № 30 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «Советский городской округ» налога на имущество физических лиц» налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в отношении иных строений и сооружений составляет 0,1% в 2019 году.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст. 408 НК РФ (п. 1 ст. 408 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В судебном заседании по сведениям, представленным административным истцом и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по установлено, что в 2019 году ФИО1 принадлежали на праве собственности здания: с кадастровым номером № с 28.02.2011 по 24.06.2019, расположенное по адресу: А; с кадастровым номером: № с 28.02.2011 по 17.03.2020, расположенное по адресу: ; с кадастровым номером: № с 03.08.2014 по 28.09.2020, расположенное по адресу: А; с кадастровым номером: № с 06.10.2006 по настоящее время, расположенное по адресу: ,2; с кадастровым номером: № с 24.05.2011 по 05.10.2020, расположенное по адресу: .
Налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате административным ответчиком, рассчитан налоговым органом в 2019 году по объекту с кадастровым номером:39:16:010506:62 за 2017 год в размере 1 533 рублей, за указанные объекты за 2019 год в размере 250 090 рублей.
Решением городского Совета депутатов г. Советска Калининградской области от 29.09.2005 № 131 «Об установлении земельного налога» в редакции, действующей на рассматриваемые налоговые периоды, установлены те же налоговые ставки земельного налога в зависимости от разрешённого использования земельных участков.
Как следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 названного кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Исходя из п. 1 ст. 390 того же кодекса, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признаётся календарный год.
Как установлено ст. 391 названного кодекса, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В отношении земельного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 4 ст. 391 названного кодекса.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 28.02.2011 по 24.06.2019 20.11.2019 за Щербаковым А.Е. было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером: № расположенный по адресу: а; с 24.05.2011 по 05.10.2020 земельный участок с кадастровым номером:№ расположенный по адресу: .
Размер земельного налога за 2019 год исчислен налоговым органом с применением налоговых ставок, утвержденных решением, с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ в размере 17 911 рублей.
Как следует из представленных административным истцом доказательств, налоговым органом почтовой связью 15.07.2018, 06.10.2019, 07.10.2020 в адрес Щербакова А.Е. направлялись налоговые уведомления от 04.07.2018 № 21697228, от 26.09.2019 №15141013, от 03.08.2020 №178531 об уплате транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц.
В связи с неуплатой налогов за 2017, 2019 года в установленный законом срок налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ Щербакову А.Е. начислены пени за период с 02.12.2021 по 09.12.2021 в сумме 8 рублей 86 копеек на недоимку по транспортному налогу, 1 рубль 74 копейки за 2017 год, 283 рубля 44 копейки за 2019 год по налогу на имущество физических лиц, 20 рублей 30 копеек – на недоимку по земельному налогу, и 17.01.2021 направлено требование от 10.12.2020 № 50497 об уплате недоимки и пени в срок до 02.02.2021. В установленный срок требование исполнено не было.
Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (п. 1).
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требованием от 10.12.2020 № 50497 установлен срок уплаты недоимки и пени до 02.02.2021.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с неисполнением требования об уплате налога в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей второго судебного участка Советского судебного района Калининградской области 22.07.2021 вынесен судебный приказ о взыскании с Щербакова А.Е. задолженности по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц за 2017, 2019 год и пени.
Ввиду поступления возражений должника определением мирового судьи от 06.06.2022 судебный приказ отменен, в связи с чем, МИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика недоимки и пени в принудительном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах заявленные налоговым органом требования подлежат удовлетворению.
Поскольку административный истец в силу положений ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 111, 114 КАС РФ с учетом разъяснений, изложенных в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Советский городской округ» в размере 5 976 рублей 68 копеек.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области к Щербакову Андрею Евгеньевичу о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам, по налогу на имущество физических лиц, пени, удовлетворить.
Взыскать с Щербакова Андрея Евгеньевича, ИНН №, зарегистрированного по адресу: , в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 7 820 рублей и пени в размере 8 рублей 86 копеек, по земельному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 17 911 рублей и пени в размере 20 рублей 30 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов за 2017 год по объекту с кадастровым номером № в размере 1 533 рублей и пени в размере 1 рубля 74 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов за 2019 год в размере 250 090 рублей и пени в размере 283 рублей 44 копеек, а всего – 277 668 рублей 34 копейки.
Взыскать с Щербакова Андрея Евгеньевича в доход бюджета муниципального образования «Советский городской округ» государственную пошлину в размере 5 976 рублей 68 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Советский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения суда принята в совещательной комнате.
Мотивированное решение суда составлено судом 30.09.2022.
Судья Ю.Н. Ганага