Дело № 2-232/2021
УИД 39RS0019-01-2020-002073-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Зайцевой Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чумаковой А.А.,
с участием в деле:
истца ФИО1,
ответчика Муниципального предприятия по забою оленей и переработке продукции «Ямальские олени» муниципального образования Ямальский район,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному предприяютию по забою оленей и переработке продукции «Ямальские олени» муниципального образования Ямальский район о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию по забою оленей и переработке продукции «Ямальские олени» муниципального образования Ямальский район (далее по тексту, в том числе – МП «Ямальские олени», Предприятие), в котором просил обязать ответчика осуществить перерасчёт начисленной заработной платы на величину районного коэффициента местности осуществления трудовой деятельности, взыскать с ответчика в его пользу расчётную величину районного коэффициента в пределах срока исковой давности (с учётом выплаты заработной платы 10 числа каждого месяца) за сентябрь и октябрь 2020 года в размере 89818 руб. 18 коп. и в счёт перерасчёта компенсации за неиспользованные дни отпуска ввиду перерасчета ежемесячных выплат на районный коэффициент местности осуществления трудовой деятельности – 44947 руб. 40 коп.
В обоснование своих исковых требований ФИО1 указал, что с 21.05.2020 по 22.10.2020 он исполнял обязанности главного экономиста МП «Ямальские олени». За период его работы ему не выплачивался в составе заработной платы районный коэффициент 0,8 за работу в районе Крайнего Севера, предусмотренный нормами трудового законодательства, а также условиями заключённого с ним трудового договора (контракта) № от 21.05.2020. Его обращение к работодателю о перерасчёте осуществлённых выплат с учётом районного коэффициента от 19.11.2020, полученное ответчиком 24.11.2020, оставлено без удовлетворения и ответа.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, не ходатайствуя об отложении рассмотрения дела и не сообщив суду о причинах неявки. Истцом представлено в суд ходатайство от 15.01.2021 о рассмотрении настоящего дела без его участия.
О времени и месте рассмотрения дела истец извещался судом надлежащим образом. Извещение о дне и месте судебного заседания истцом не получено, возвращено в суд с отметкой организации почтовой связи об истечении срока хранения.
Применительно к положениям пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234, и части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваемых в правовом единстве с пунктом 1 статьи 20 и положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, судом расценивается надлежащим извещением о слушании дела. В связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие истца.
Представитель ответчика МП «Ямальские олени», надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
От ответчика в лице законного представителя – генерального директора предприятия поступило в суд ходатайство о рассмотрении дела по иску ФИО1 в отсутствии представителя ответчика.
Ответчиком МП «Ямальские олени» представлены возражения в письменной форме на исковое заявление ФИО1, в которых ответчик просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме, утверждая, что истцу ФИО1 заработная плата за период работы и компенсация за неиспользованные дни отпуска выплачены в соответствии с нормами трудового законодательства, штатного расписания предприятия, в составе и с применением районного коэффициента, установленного для оплаты труда лиц, работающих в районе Крайнего Севера.
Возражения ответчика мотивированы тем, что системой оплаты труда предприятия, согласно штатного расписания № 2 от 28.02.2020 по должности главного экономиста в составе заработной платы предусмотрены следующие выплаты: тарифная ставка 24307 руб.; надбавка за особые условия труда — 1682,64 руб.; премия ежемесячная — 4861,40 руб.; районный коэффициент 80% - 24680,83 руб.; северная надбавка — 24680,83 руб. Истец отработал на предприятии 5 месяцев, в связи с чем он не приобрёл право на получение северной надбавки, выплата которой предусмотрена законодательством Ямало-Ненецкого автономного круга. С целью улучшения условий оплаты труда и материального положения истца заключённым с ним трудовым договором (контрактом) № 10 от 21.05.2020 был установлен размер ежемесячной заработной платы в сумме 65000 руб., в которую были включены все доплаты и надбавки, предусмотренные системой оплаты труда, в том числе и районный коэффициент. В таком размере установленная истцу заработная плата превышала её размер, определённый по штатному расписанию и соответствовала требованиям законодательства Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, дав им оценку в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
В соответствии со статьёй 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5).
Согласно части 1 статьи 135 того же Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со статьёй 148 этого же Кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районных Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате независимо от форм собственности таких организаций.
Исходя из положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1). Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 2).
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 135 названного выше Кодекса).
На основании положений статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями (часть 2).
Аналогичные положения, связанные с оплатой труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера, регламентированы статьёй 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Районный коэффициент, с учётом которого должна начисляться и выплачиваться заработная плата работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, в силу норм соответствующего законодательства применяется с первого дня работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера. В отличие от районного коэффициента, который начисляется всем работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выплата таким лицам процентной (северной) надбавки к заработной плате и её размер находятся в зависимости от стажа работы на указанных территориях.
Согласно разъяснениям официальных органов в фактический месячный заработок, на который начисляется районный коэффициент включаются, в частности: оплата по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным оклада), выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии, предусмотренные системами оплаты труда (кроме единовременных) (Письма Минтруда России от 16.04.2020 № 14-1/В-424, от 27.04.2018 № 14-3/10/В-3162, абз. 5 Письма Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 169-13).
Поскольку в настоящее время отсутствует нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие размеры районных коэффициентов к заработной плате и порядок их выплаты, в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации применяются нормы законодательных и иных нормативных правовых актов бывшего СССР, постановления Госкомтруда СССР, Президиума и Секретариата ВЦСПС.
Ямало-Ненецкий автономный округ входит в территорию районов Крайнего Севера и работа в организациях, расположенных в данном субъекте Российской Федерации, подпадает под действие статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально-технического снабжения и сбыта, машиносчётных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включая всю территорию Ямало-Ненецкого национального округа, для которой установлен районный коэффициент – 1,50.
Статьёй 2 Законом Ямало-Ненецкого округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счёт средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.11.2006 № 63-ЗАО, действующей на период трудовых отношений сторон, установлен более высокий районный коэффициент к заработной плате работникам организаций, финансируемых за счёт средств окружного бюджета: расположенных на территории автономного округа в населённых пунктах севернее Полярного круга, - в размере 1,8; южнее – 1,7.
Из доказательств, представленных сторонами и содержащихся в материалах дела, судом установлено, что истец ФИО1 с 21.05.2020 по 22.10.2020 состоял в трудовых отношениях с МП «Ямальские олени», расположенном в с. Яр-Сале, Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, в должности главного экономиста.
21.05.2020 между МП «Ямальские олени» и ФИО1 был заключён трудового договор (контракт) № на срок с 21.05.2020 по 20.05.2021 включительно.
22.10.2020 трудовой договора с ФИО1 был расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника), с выплатой компенсации за неиспользованных 25 дней отпуска (Приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № от 22.10.2020).
Установленной в МП «Ямальские олени» системой оплаты труда, отражённой в штатном расписании предприятия № 2 от 28.02.2020, действующего на период работы истца, по должности главного экономиста были предусмотрены следующие составляющие заработной платы: тарифная ставка – 24307,00 руб.; надбавка за особые условия труда – 1682,64 руб.; премия ежемесячная; районный коэффициент 80% - 24680,83 руб.; северная надбавка – 24680,83 руб.
Таким образом, районный коэффициент 1,8, применяемый за работу на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежал начислению на заработную плату, установленную МП «Ямальские олени» по должности главного экономиста, в составе: тарифной ставки, надбавки за особые условия труда и ежемесячной премии. В этой связи, при полной занятости размер ежемесячной заработной платы по должности главного экономиста МП «Ямальские олени» с учётом районного коэффициента за работу в районе Крайнего Севера не мог быть ниже 55531 руб. 87 коп., в составе которого районный коэффициент – 24680 руб. 83 коп., из расчёта: 1,8 х (24307,00 руб. (тарифная ставка) + 1682,64 руб. (надбавка за особые условия труда) + 4861,40 руб. (ежемесячная премия).
Пунктом 4.1 трудового договора (контракта) № от 21.05.2020 ФИО1 за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором (контрактом), была установлена выплата заработной платы (суммы по контракту) в размере 65000 рублей. Пунктом 2.1 этого же трудового договора (контракта) было предусмотрено право работника на выплату районного коэффициента к заработной плате.
Из буквального толкования содержания названного трудового договора (контракта), заключённого МП «Ямальские олени» усматривается, что установленная ему этим трудовым договором (контрактом) сумма к оплате за труд в размере 65000 рублей, не являлась тарифной ставкой либо окладом (должностным окладом), базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы, а представляла собой заработную плату, в состав которой входили все выплаты, установленные системой оплаты труда МП «Ямальские олени» по должности главного экономиста, в том числе районный коэффициент за работу в районе Крайнего Севера, начисленные на все остальные составляющие заработной платы в полном размере, и с целью улучшения условий оплаты труда была определенная работодателем в большем размере, чем гарантированная законодательством истцу оплата труда с учётом предусмотренных компенсационных выплат с применением районного коэффициента за работу в районе Крайнего Севера.
Поскольку стаж работы истца в организации района Крайнего Севера составил менее шести месяцев, то право на получение процентной надбавки к заработной плате, предусмотренной статьей 3Законом Ямало-Ненецкого округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счёт средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.11.2006 № 63-ЗАО, истец не приобрёл.
Из представленных истцом ФИО1 расчётных листков за период с мая 2020 года по октябрь 2020 года включительно, а также справки МП «Ямальские олени» от 03.02.2021 исх. № 128/1 о фактически начисленной ФИО1 заработной плате, усматривается, что заработная плата ФИО1 за период работы была работодателем начислена и выплачена в размере, установленном трудовым договором (контрактом), то есть с учётом начисленного на все составляющие заработной платы районного коэффициента 1,8 (80%). С учётом районного коэффициента была истцу начислена и компенсация за неиспользованные дни отпуска.
Таким образом, судом установлено, что при определении и выплате истцу ФИО1 заработной платы МП «Ямальские олени» в её состав включило предусмотренный районный коэффициент за весь период работы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, относящейся к району Крайнего Севера.
Следовательно, предусмотренные трудовым законодательством гарантии на получение компенсационных выплат в связи с работой в местности с особыми климатическими условиями - на территории Крайнего Севера ответчиком в отношении истца ФИО1 были соблюдены. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному предприятию по забою оленей и переработке продукции «Ямальские олени» муниципального образования «Ямальский район» о возложении обязанность осуществить перерасчёт начисленной заработной платы на величину районного коэффициента местности осуществления трудовой деятельности, взыскании в его пользу расчётной величины районного коэффициента в пределах срока исковой давности (с учётом выплаты заработной платы 10 числа каждого месяца) за сентябрь и октябрь 2020 года в размере 89818 руб. 18 коп. и в счёт перерасчёта компенсации за неиспользованные дни отпуска ввиду перерасчета ежемесячных выплат на районный коэффициент местности осуществления трудовой деятельности – 44947 руб. 40 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Советский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 03 марта 2021 года.
Судья Е.С. Зайцева