НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского городского суда (Калининградская область) от 12.05.2021 № 390019-01-2021-002807-582-146/2022

Дело №39RS0019-01-2021-002807-58 2-146/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 мая 2021 года г. Советск

Советский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ганага Ю.Н..

при секретаре Поставельской А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного комиссариата Калининградской области, военного комиссариата (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) к Мазурскому Валерию Геннадьевичу о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет,

У С Т А Н О В И Л:

Военный комиссариат Калининградской области, Военный комиссариат (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) обратились в суд с исковым заявлением к Мазурскому В.Г. о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет, в обоснование требований которого указали следующее. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.11.1992 №1062 подполковник Мазурский В.Г. уволен в запас по ст.59, п. «в» (по сокращению штатов) и с 22.03.1993 исключен из списков личного состава войсковой части. С 23.03.1993 по 31.03.2012 пенсия была назначена и выплата пенсии производилась в военном комиссариате Брестской области Республики Беларусь. С 01.04.2012 по 31.12.2016 пенсия за выслугу лет Мазурскому В.Г. выплачивалась в военном комиссариате Псковской области. В связи с переездом на новое место жительство в г. Советск Калининградской области, Мазурскому В.Г. назначена пенсия за выслугу лет в военном комиссариате Калининградской области с 14.10.2018. Военным комиссариатом Псковской области установлено, что Мазурский В.Г. был зарегистрирован по адресу: <адрес> а фактически проживал по адресу: <адрес>. С 01.01.2007 работал на территории Республики Беларусь, то есть Мазурский В.Г. не имел права на получение пенсии от Министерства обороны Российской Федерации. С 01.01.2017 выплата пенсии Мазурскому В.Г. была приостановлена в связи с выяснением места жительства и в соответствии с п.1, 3, 5 и 6 ч.1 ст. 24 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 прекращена с 01.01.2017. Начальником центра социального обеспечения военного комиссариата Псковской области от 26.12.2017 утвержден расчет излишне выплаченных сумм, вследствие злоупотребления со стороны получателя пенсии Мазурского В.Г., размер которых составил 752 800 рублей 06 копеек. Военным комиссаром Псковской области 26.12.2017 в соответствии со ст. 62 Закона от 12.02.1993 №4468-1 было принято решение об удержании образовавшегося долга в размере 752 800 рублей 06 копеек, по 20 процентов из причитающейся к выплате пенсии. В соответствии с письмом указанием от 21.08.2017 в Управление сопровождения операций физических лиц №2 РЦСРБ ПЦП ОЦ г. Нижний Новгород от Мазурского В.Г. было принято 24 218 рублей 73 копейки. В октябре 2017 года Мазурский В.Г. изъявил желание получать пенсию в военном комиссариате Калининградской области и обратился в военный комиссариат (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) о направлении пенсионного дела из Пскова в военный комиссариат Калининградской области. 21.06.2018 военным комиссариатом Псковской области прекращенное пенсионное дело Мазурского В.Г. было выслано в военный комиссариат Калининградской области. А также была направлена карточка учета переплат на сумму 728 581 рубля 33 копеек. С 14.10.2018 пенсия Мазурскому В.Г. выплачивалась в военном комиссариате Калининградской области и производилось удержание из пенсии по 20% в соответствии с решением военного комиссара Псковской области. В заявлении-обязательстве от 16.10.2018 Мазурский В.Г. указывает, что проживает по адресу: <адрес>. С 29.01.2020 Мазурский В.Г. зарегистрирован по месту пребывания <адрес>. 03.06.2020 военным комиссариатом (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) составлен акт на предмет фактического проживания пенсионера Мазурского В.Г. по адресу: <адрес> со слов хозяйки квартиры ФИО7 установлено, что Мазурский В.Г. прописан и проживает по адресу: <адрес>, но в настоящее время отсутствует – выехал по семейным обстоятельствам к маме в г. Псков. 20.08.2020 военным комиссариатом (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) установлено, что Мазурский В.Г. по адресу г. Советск, ул. К. Талаха, д.16 кв.6 отсутствовал, так как выехал к своей матери в г. Псков и задерживается там в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой в стране. Военным комиссариатом Псковской области было установлено (акт проверки местонахождения пенсионера Мазурского В.Г. от 17.11.2020), что Мазурский В.Г. по месту жительства матери в г. Пскове отсутствовал, а мать после смерти мужа уехала к детям. С 01.10.2020 в военном комиссариате Калининградской области выплата пенсии Мазурскому В.Г. была приостановлена до особого указания. 09.02.2021 Мазурский В.Г. обратился в военный комиссариат Кобринского и Жабинского районов Брестской области с заявлением на имя военного комиссара Калининградской области о направлении пенсионного дела в военный комиссариат Брестской области в связи с переездом на постоянное место жительства в Республику Беларусь по адресу: <адрес>.. 01.03.2021 от военного комиссариата Кобринского и Жабинского районов Брестской области поступило заявление о направлении пенсионного дела в адрес военного комиссара Республики Беларусь. 15.03.2021 пенсионное дело Мазурского В.Г. выслано для получения пенсии по месту жительства в Республике Беларусь. С Мазурского В.Г. производились удержания из пенсии по 30.09.2020, полностью ущерб не был возмещен. В связи с убытием Мазурского В.Г. на постоянное место жительства в другое государство, Министерству обороны Российской Федерации в лице военного комиссариата Калининградской области причинен ущерб в сумме 627 398 рублей 11 копеек, которые подлежат взысканию с ответчика. Ссылаясь на закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, уточнив исковые требования, просит суд взыскать с ответчика излишне выплаченную сумму пенсии за период с 01.04.2012 по 31.12.2016 в счет возмещения причиненного ущерба в размере 627 398 рублей 11 копеек.

Истец Военный комиссариат Калининградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель военного комиссариата Калининградской области Печкобей Д.В. в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил удовлетворить. Пояснил, что Мазурский В.Г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а фактически проживал в Республике Беларусь, в городе Кобрин. Установили это по материалам, переданным им из военного комиссариата Псковской области. Представители военного комиссариата Псковской области выезжали на место регистрации ответчика, где выяснили, что Мазурский по адресу не проживает и убыл в Республику Беларусь, где имел временную регистрацию. У Мазурского В.Г. имеется паспорт гражданина Республики Беларусь с отметкой о месте его регистрации. Он вернул денежные средства на сумму ранее излишне перечисленных пенсионных выплат в размере 24 218 рублей 73 копеек и за тот период, что он получал пенсию от военного комиссариата по Калининградской области с него удерживалось по 20% в соответствии с решением военного комиссара Псковской области, которые также погасили часть суммы. Переплата произошла за тот момент, когда он находился в Псковской области до прибытия в Калининградскую область. Переплата произошла с 01.04.2012 года по 31.12 2016. Узнали о переплате пенсии, когда к ним в военкомат поступило пенсионное дело. В суд ранее не обращались, поскольку удерживали с ответчика по 20% с пенсии на основании закона с 2018 года и по 30.09.2020, ответчик это не обжаловал и претензии не предъявлял.

Истец военный комиссариат (городов Советского, Неманского и Славского городских округов Калининградской области), извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Ответчик Мазурский В.Г., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил письменные возражения, в которых указал, что по письменному сообщению военного комиссариата Брестской области он с 01.07.1995 по 30.04.2012 являлся пенсионером Министерства обороны Республики Беларусь и получал пенсию Министерства обороны Республики Беларусь, с 01.05.2012 по 30.09.2020 он не являлся пенсионером Министерства обороны Республики Беларусь и не получал пенсию Министерства обороны Республики Беларусь, был зарегистрирован по месту жительства с 01.05.2012 по 12.10.2017 по адресу: <адрес>, с 12.10.2017 по 29.01.2020 по адресу: <адрес>, с 29.01.2020 по месту пребывания: <адрес> с 01.10.2020 по настоящее время он является пенсионером Министерства обороны Республики Беларусь и получает пенсию Министерства обороны Республики Беларусь. Просил применить срок исковой давности на подачу искового заявления и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора военный комиссариат Псковской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства по делу и дав им оценку, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что подполковник Мазурский В.Г. 22.03.1993 уволен с действительной военной службы и в соответствии с заявлением от 16.11.1993 на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 с 23.03.1993 являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации через военный комиссариат Псковской области по 30.06.1995; с 01.07.1995 по 31.03.2012 выплаты производились ответчику от военного комиссариата Брестской области Республики Беларусь; с 01.04.2012 по 31.12.2016 - военным комиссариатом Псковской области.

На момент назначения пенсии в военном комиссариате г. Пскова, истцом был указан адрес проживания: <адрес>.

Решением Центра Социального обеспечения Военного комиссариата Псковской области от 20.12.2016 выплата пенсии Мазурскому В.Г. была приостановлена с 01.01.2017 до особого распоряжения в связи с отсутствием фактического проживания по адресу указанному в заявлении и невозможности установления место его нахождения.

О принятом решении военному пенсионеру направлялось уведомление 21.12.2016.

07.07.2017 лицевой счет на Мазурского В.Г. был отозван в связи с неявкой в течение 6 месяцев за оформлением пенсии, о чем ответчик уведомлялся письмами от 18.07.2017 и 12.09.2017.

Военным комиссариатом Псковской области Мазурскому В.Г. с 01.01.2017 прекращена выплата пенсии от Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с утратой пенсионером права на назначенную пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию. В связи с тем, чт Мазурский В.Г. фактически не проживает по месту регистрации в г. Пскове. Основанием для вынесения данного решения послужили проверки по месту жительства истца, проведенные сотрудниками военного комиссариата.

Начальником центра социального обеспечения военного комиссариата Псковской области 26.12.2017 утвержден расчет излишне выплаченных сумм пенсии, вследствие злоупотребления со стороны получателя пенсии Мазурским В.Г., размер которых составил 752 800 рублей.

Военным комиссаром Псковской области 26.12.2017 в соответствии со ст. 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 было принято решение об удержании образовавшегося долга в размере 752 800 рублей 06 копеек по 20 процентов из причитающейся к выплате пенсии.

В соответствии с письмом указанием от 21.08.2017 в Управление сопровождения операций физических лиц №2 РЦСРБ ПЦП ОЦ г. Нижний Новгород от Мазурского В.Г. было принято 24 218 рублей 73 копейки. Согласно письму-указанию данная денежная сумма была погашена за излишне перечисленные пенсионные выплаты компенсации на продукты и материальной помощи на оздоровление как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации, поскольку из ответа Центрального архива МО от 18.04.2017 было установлено, что в приказах войсковой части №61666 ликвидировавшей последствия Чернобыльской катастрофы и журналах учета, указанных в архивной справке не совпадают по датам с действительными, сведения о нахождении Мазурского В.Г. в ДРА в в/ч п/п 67495 отсутствуют, указанные в архивной справке номера приказов не издавались, указанные в архивной справке номера фондов и номера описей с действительными не совпадают.

21.06.2018 военным комиссариатом Псковской области прекращенное пенсионное дело Мазурского В.Г. было выслано в военный комиссариат Калининградской области вместе с карточкой учета переплат на сумму 728 581 рубль 33 копейки.

С 14.10.2018 Мазурскому В.Г. в связи с переездом на новое место жительства в г. Советск Калининградской области возобновлена выплата пенсии от Министерства обороны в военном комиссариате Калининградской области и производилось удержание из пенсии по 20 процентов в соответствии с решением военного комиссара Псковской области.

Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I).

В ст.1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Согласно п.»а» ч.1 ст.11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в п. «б» и «в» этой статьи), лиц, указанных в ч.1 ст.3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Частью 1 ст.56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в ст.11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч.9 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I).

По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации (ч.10 ст.56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I).

В силу ч.12 ст.56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I лица, указанные в ст.1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования возложение на пенсионера ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I пенсии за выслугу лет возможно если установлена вина этого пенсионера в представлении недостоверных сведений в пенсионный орган для назначения и выплаты ему пенсии, а также если причиненный ущерб являлся следствием противоправных действий (или бездействия) пенсионера, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей. При этом причиненный пенсионером государству ущерб должен быть выражен в перерасходе средств при необоснованной выплате этому лицу пенсии.

Статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение от 13.03.1992) определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением.

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 (далее - Соглашение от 15.05.1992).

Статьей 1 Соглашения от 15.05.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно ст.7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу названных положений соглашений от 13.03.1992 и от 15.05.1992 для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Часть 1 ст.62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 во взаимосвязи с ч.10 ст. 56 данного Закона, предусматривающей ответственность лиц, которым назначена пенсия, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии, и обязанность возмещения виновными лицами государству причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, направлена на обеспечение сохранности средств бюджетов соответствующих пенсионных органов, предотвращение их перерасхода вследствие необоснованной выплаты пенсионного обеспечения и позволяет компенсировать пенсионному органу ущерб, причиненный такой выплатой.

По данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных исковых требований и правовых норм, подлежащих применению, являлось установление, в том числе, недобросовестности в действиях Мазурского В.Г., не сообщившего ответчику о перемене своего места жительства.

При этом, добросовестность Мазурского В.Г. презюмируется, следовательно, бремя доказывания его недобросовестности при получении им в указанный период пенсии возложено на пенсионный орган, который вынес решение о взыскании переплаты, то есть на истца.При решении вопроса о законности действий военного комиссариата по удержанию с Мазурского В.Г. суммы пенсии, выплаченной ему в период с 01.04.2012 по 31.12.2016, суд исходит из того, что в названный период Мазурский В.Г. являлся гражданином Российской Федерации, был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>. Мазурский В.Г. имеет право на получение пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I, каких-либо достоверных сведений об ином постоянном месте жительства на территории Республики Беларусь Мазурского В.Г., предоставления им недостоверных сведений в военкомат для выплаты пенсии, каких-либо сведений о назначении Мазурскому В.Г. пенсии за выслугу лет на территории Республики Беларусь в период с 01.04.2012 по 31.12.2016 материалы дела не содержат.

Из копии паспорта Мазурского В.Г. выданного 14.08.2002 УВД г. Пскова, сведений УВМ УМВД России по Псковской области следует, что ответчик зарегистрирован с 12.04.2012 по 12.10.2017 по адресу: <адрес>.

Из сведений ООО «ФИО1» от 12.02.2019 следует, что Мазурский В.Г. осуществлял трудовую деятельность в период с 01.01.2007 по 31.10.2015 в должности коммерческого директора дистанционно на 0,25 тарифной ставки. В должностные обязанности входило регулирование коммерческих вопросов предприятия путем телекоммуникационных сетей в частности интернета. Фактическим рабочим местом являлся <адрес>.

Согласно сведений из Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил военного комиссариата Брестской области от 31.01.2022 №6/500, в период с 01.07.1995 по 30.04.2012 Мазурский В.Г. являлся пенсионером и получал пенсию Министерства обороны Республики Беларусь; с 01.05.2012 по 30.09.2020 Мазурский В.Г. не являлся пенсионером Министерства обороны Республики Беларусь и, соответственно, не получал пенсию Министерства обороны Республики Беларусь.

Как указано в исковом заявлении, по сведениям пенсионного дела, пенсию в Республике Беларусь, Мазурский В.Г. получал до 01.04.2012.

Из сведений предоставленных Кобринским районным исполнительным комитетом Управления по труду, занятости Республики Беларусь от 26.12.2016 №1317 следует, что Мазурский В.Г. на учете в управлении по труду, занятости и социальной защите Кобринского райисполкома не состоит и пенсии не получает. Справка выдана по состоянию на 26.12.2016.

Наличие у Мазурского В.Г. паспорта гражданина Республики Беларусь, регистрации по месту пребывания, в собственности квартиры по адресу <адрес> спорный период не свидетельствует о его постоянном проживании на территории Республики Беларусь.

В соответствии с п.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п.3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе Российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст.17, ч.3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

Не добросовестности в действиях Мазурского В.Г. суд не усматривает, поскольку являясь гражданином Российской Федерации, он был зарегистрирован по месту жительства на территории г. Пскова, пенсию за спорный период на территории Белоруссии не получал, достоверных доказательств того, что ответчик выехал в Республику Беларусь на постоянное место жительство не имеется, и истцом в судебное заседание представлено не было.

Суд оценивая доводы ответчика Мазурского В.Г. относительно пропуска срока предъявления искового заявления о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет приходит к следующим выводам.

Согласно ст.195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз.2 п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

Для решения вопроса об исчислении срока исковой давности по исковому заявлению военного комиссариата к Мазурскому В.Г. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии за выслугу лет необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда пенсионный орган военного комиссариата узнал или должен был узнать о проживании Мазурского В.Г. не в г. Пскове, а в Республике Беларусь. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у военного комиссариата права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

В соответствии со статьей 10 Закона о пенсионном обеспечении выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 (далее - Положение) установлено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

В соответствии с п.п. 39 пункта 17 Положения, одной из основных задач военных комиссариатов является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных е военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

Пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (далее - Положение о Минобороны) определено, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Пунктом 5 Положения о Минобороны предусмотрено, что Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

В соответствии со ст.20 Положения военный комиссариат возглавляет военный комиссар. Военный комиссар назначается на должность и освобождается от должности командующим войсками военного округа после согласования его кандидатуры с Министром обороны Российской Федерации. Военный комиссар непосредственно подчиняется начальнику штаба - первому заместителю командующего войсками военного округа.

Военный комиссар организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею; обеспечивает в военном комиссариате: выполнение личным составом поставленных перед ним задач; законное, экономное и эффективное использование выделенных бюджетных ассигнований, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины; организует взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляет взаимодействие непосредственно (п.10).

В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций по организации работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию пенсионеров из числа лиц, уволенных с военной службы и их семей Главного Управления Военного бюджета и финансирования МО РФ: в целях предупреждения переплат и получения излишних сумм пенсий военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, городов и районов осуществляют следующие мероприятия: организуют и проводят разъяснительную работу среди соответствующих категорий пенсионеров о порядке выплаты пенсий с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее ее получение; информируют должностных лиц учреждений и организаций, ответственных за выдачу документов для назначения и выплаты пенсий, о порядке оформления этих документов; поддерживают постоянную связь с жилищно-эксплуатационными организациями, главами местных администраций, органами ЗАГСа, органами социального обеспечения, судебными и следственными органами по вопросам оперативного получения имеющих значение для выплаты пенсий сведений о пенсионерах (зачисление на полное государственное содержание, назначение трудовой или социальной пенсии, осуждение к лишению свободы, смерть пенсионера, поступление на работу или занятие предпринимательской деятельностью и др.); организуют и обеспечивают контроль за выплатой пенсий; принимают соответствующие меры воздействия в отношении пенсионеров, преднамеренно получивших излишние суммы пенсий; добиваются возмещения государству в возможно короткие срок переполученных пенсионерами сумм пенсий.

Контроль за выплатой пенсий пенсионерам Министерства обороны осуществляется: а) военными комиссариатами областей (республик, краев) путем проверки выписок из лицевых счетов пенсионеров и извещений к поручениям на единовременную выплату, поступающих из учреждений Сбербанка России; б) военными комиссариатами областей (республик, краев) и районов совместно с учреждениями Сбербанка России и местными налоговыми органами путем проверки соблюдения соответствующими категориями пенсионеров данного ими обязательства своевременно сообщать в учреждение Сбербанка России или военный комиссариат об изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии либо лишающих права на дальнейшее ее получение; в) военными комиссариатами областей (республик, краев) и районов в предусмотренных законодательством случаях совместно с органами социального обеспечения населения путем взаимной сверки учетных данных о пенсионерах в целях предупреждения фактов одновременного получения пенсионерами пенсий от двух органов, а также фактов выплаты надбавок к пенсии на членов семьи, которые сами получают пенсию; г) военными комиссариатами областей (республик, краев) и районов совместно с 3 и 4 отделениями этих военкоматов путем сверки учетных данных и проверки наличия вторых экземпляров личных дел офицеров в целях предупреждения фактов пере получения пенсии пенсионерами, вновь поступившими на службу по контракту в различные силовые структуры; д) военными комиссариатами областей (республик, краев) и районов проводится проверка фактического проживания на территории России лиц, прибывших на постоянное место жительства из стран СНГ, путем посещения их на дому.

Из изложенного следует, что военный комиссариат города Пскова был наделен полномочиями, в том числе, по контролю за выплатой пенсий.

Исходя из возложенных на него полномочий по контролю за расходованием средств бюджета, возложена обязанность проводить соответствующие сверки, проверять наличие вторых экземпляров личных дел офицеров в целях предупреждения фактов переполучения пенсии пенсионерами, вновь поступившими на службу по контракту в различные силовые структуры.

В этой связи, исходя из возложенных на военный комиссариат полномочий по контролю за расходованием средств бюджета, Военный комиссариат г. Пскова должен был узнать о нарушении своих прав и наличии оснований для приостановления пенсии Мазурскому В.Г. при проведении соответствующих контрольных мероприятий.

Из материалов дела усматривается, что со стороны военного комиссариата г. Пскова не осуществлялся контроль за выплатой пенсии, за соблюдением пенсионером условий для получения пенсии, расходованием бюджетных средств, в то время как именно на нем возложена обязанность не допускать переплаты бюджетных средств.

Между тем, законодательством не установлен конкретный срок организации проверок, что не освобождает его от исполнения возложенных на него обязанностей.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлен общей срок исковой давности для защиты нарушенного права – 3 года.

Доказательств того, что за пределами указанного срока военный комиссариат г. Пскова путем проведения соответствующей проверки не мог узнать о наличии переплаты материалы дела не содержат.

Суд приходит к выводу о том, что в течение указанного срок военный комиссариат г. Пскова имел реальную возможность установить отсутствие правовых оснований для выплаты ответчику пенсии, должен был узнать о нарушенном праве с учетом ежемесячной выплаты пенсии начиная с 01.04.2012 года и после указанного времени.

Заявляя о пропуске ответчиком срока исковой давности на принятие решения об удержании излишне выплаченной суммы пенсии, истец ссылался на то, что в 21.06.2018 военным комиссариатом Псковской области прекращенное пенсионное дело Мазурского В.Г. было выслано в военный комиссариат Калининградской области, вместе с ним была направлена карточка учета переплат на сумму 728 581 рубль. С 14.10.2018 пенсия Мазурскому В.Г. выплачивалась в военном комиссариате Калининградской области, и производилось удержание из пенсии по 20 процентов в соответствии с решением военного комиссара Псковской области.

О том, что у Мазурского В.Г. имеется переплата пенсии военному комиссариату Псковской области было известно после проведения проверки и отзыва лицевого счета 07.07.2017, а военному комиссариату Калининградской области, после получения карточки переплат - в 21.06.2018, однако, исковых требований о необоснованном получении пенсии до 16.12.2021 (дата подачи искового заявления в суд) они не предъявляли.

Кроме того, что военный комиссариат Псковской области, получив информацию о перемене места жительства ответчика, приняв 21.08.2017 решение об удержании из пенсии Мазурского В.Г. денежных средств, незамедлительно мог обратиться в суд о взыскании неосновательного обогащения.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца и следует из Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, все военные комиссариаты это единая структура, взаимодействующие между собой и входящие в структуру Министерства обороны Российской Федерации.

Признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником. В связи с непредставлением истцом, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, подтверждающих, что должник при осуществлении частичной оплаты признавал в целом наличие соответствующей задолженности в непогашенной части, суд факт произведенной ответчиком частичной оплаты не оценивает, как признание должником наличия задолженности в полном объеме.

Написанное Мазурским В.Г. 16.10.2018, после возобновления выплаты пенсии заявление-обязательство, обязывающее ответчика в трехдневный срок сообщить в военный комиссариат по месту своего жительства обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии, либо лишающих право на дальнейшее их получение, не свидетельствует о признании долга в целом по переплате пенсии за выслугу лет. Кроме того, данное обязательство распространяется на правоотношения, возникшие после его подписания.

Следовательно, поскольку исковое заявление подано в суд 16.12.2021, то срок исковой давности о взыскании излишне выплаченной пенсии за выслугу лет с Мазурского В.Г. истек, соответственно исковые требования удовлетворению не подлежат, в связи с пропуском истцом срока исковой давности на подачу искового заявления в суд, заявленном ответчиком. Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, и о чем стороной истца заявлено не было.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований военному комиссариату по Калининградской области, военному комиссариату (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) к Мазурскому Валерию Геннадьевичу о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Советский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.

Мотивированное решение судом составлено 16.05.2022.

Судья Ю.Н. Ганага