НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сосновского районного суда (Тамбовская область) от 05.10.2023 № 680024-01-2023-000521-41

УИД №68RS0024-01-2023-000521-41

Дело №2-495/2023

Решение

Именем Российской Федерации

05 октября 2023 года р.п. Сосновка

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Измалковой О.А., при секретаре Рожковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алтухова В.Н. к платежному агенту Акционерное общество «Тамбовская областная сбытовая компания» (далее - АО «Тамбовская областная сбытовая компания») и Обществу с ограниченной ответственностью «Сосновские коммунальные сети» (далее - ООО «Сосновские коммунальные сети») о защите прав потребителя коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Истец Алтухов обратился с иском к АО «Тамбовская областная сбытовая компания», ООО «Сосновские коммунальные сети» о защите прав потребителя коммунальных услуг, уточнив свои требования ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и просил суд:

- признать единый платежный документ на оплату коммунальных услуг не соответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», приказа Минстроя России от 26 января 2018 №43-пр и требованиям Жилищного Кодекса РФ;

- признать кассовый чек версии 1.05 подтверждающий оплату коммунальных услуг гражданином-потребителем не содержащий полной достоверной информации;

- признать неправомерными действиями понуждение платежным агентом АО «Тамбовская областная сбытовая компания» гражданина – потребителя без его согласия и учета наличия или отсутствия возможностей исполнять обязанности по передаче показаний приборов учета 23-25 числа текущего месяца;

- признать действия платежного агента АО «Тамбовская областная сбытовая компания» при приеме и учете платежей от потребителей коммунальных услуг не отвечающими требованиям Закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

- произвести платежным агентом АО «Тамбовская областная сбытовая компания» перерасчет размера начисленной и оплаченной истцом платы, за оказанные коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета, переданных истцом и указанных в платежных документах нормативов начислений за капремонт и ТБО за период августа 2022 года по август 2023 год;

- взыскать с платежного агента АО «Тамбовская областная сбытовая компания» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 43000 (срок три тысячи) рублей, которую учесть в счет будущих платежей за коммунальные услуги;

- взыскать с платежного агента АО «Тамбовская областная сбытовая компания» в его пользу понесенные убытки за печатание и копирование документов в сумме 2200 рублей; почтовые расходы в размере 239 рублей, которые учесть в счет будущих платежей за коммунальные услуги;

8. взыскать с платежного агента АО «Тамбовская областная сбытовая компания» штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца, которые учесть в счет будущих платежей за коммунальные услуги.

Заявленные исковые требования Алтухов В.Н. мотивировал тем, что является собственником жилого помещения в 16 квартирном жилом доме. Председателем совета многоквартирного дома в настоящее время избран истец. Одной из функций председателя является, осуществление контроля за выполнением обязательств организациями, заключившими с собственниками МКД договоры управления, содержания, ремонта общего имущества, ресурсоснабжения. Исковые требования, предъявленные к ответчикам, соответствуют интересам и правам граждан – потребителей коммунальных услуг, собственников жилых помещений МКД. Ресурсоснабжающие организации, поставляющие коммунальные услуги жителям 16 квартирного жилого дома по энергоснабжению, газоснабжению, холодному водуснабжению, водоотведению, обращению с твердыми коммунальными отходами и платы в фонд капитального ремонта дома, одновременно являются исполнителями коммунальных услуг. Договорные обязательства сторон, между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг обусловлены публичным договором, который заключен при совершении конклюдентных действий плательщика при оплате услуг. При этом ресурсоснабжающие организации в лице поставщиков коммунальных услуг заключили с оператором договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, который производится на основании единого платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Собственники жилого помещения производят оплату за поставленные коммунальные услуги в пункте приема платежей филиала АО «ТОСК» по единому платежному документу.

Истцом Алтуховым В.Н. были предприняты попытки получить полную и достоверную информацию о юридическом лице, принимающим коммунальные платежи, с целью дальнейшего получения разъяснений в части начисления и оплаты потребителем за оказанные коммунальные услуги.

Истцом было установлено, что на входе в помещение пункта приема платежей имеется вывеска, в помещении пункта приема платежей имеется также вывеска «Доска информации», при этом информация, указанная на данных вывесках для потребителя является противоречивой и недоступной к пониманию. Согласно действующему законодательству потребители жилищно-коммунальных услуг без риска для себя могут оплачивать услуги только через платежных агентов, которые имеют договора с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выставившими им платежные документы на оплату коммунальных услуг. При этом Акционерное Общество «Тамбовская областная сбытовая компания» не может являться платежным агентом, так как помимо услуг по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, оказывает иные виды услуг.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вноситься на основании платежных документов, в том числе на основании платежных документов в электронной форме, которые размещены в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В платежных документах должна быть указана вся необходимая информация для потребителя, а именно наименование исполнителя услуг, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности за отчетный и предыдущий расчетный период, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

В представленных ответчиком платежных документах не содержится достоверная информация, что является нарушением прав и законных интересов потребителей.

Отсутствие в платежных документах указания на расчетный период создают схему для двойного начисления, по видам коммунальных услуг и иным позициям платежного документа, отражая начисленные суммы по отдельности в разделах №1, №2, а в дальнейшем сводя их в итоговую сумму для оплаты потребителем. По мнению истца, эти действия являются преднамеренными, направленными на получение скрытого дохода в ущерб материальных интересов и прав потребителей коммунальных услуг.

Включение в платежный документ информации учета платы за коммунальные услуги в виде «Начального и Конечного Сальдо», в том числе начисление платы за коммунальные услуги, не отвечает требованиям законодательства и является не правомерной по отношению к потребителю.

Информация содержащаяся в платежном документе понуждает потребителя к обязанности, передавать показания приборов учета электрической энергии не позднее 23-25 числа каждого месяца, для того чтобы видеть их в квитанции. Фактически эти обязанности распространяются на все виды коммунальных услуг. С данной обязанностью истец не согласен, так как требования платежного агента в отношении понуждения потребителя к обязанности по передаче показаний приборов учета 23-25 числа текущего месяца ущемляют права потребителя коммунальных услуг.

Истец считает, что в результате того, что платежный документ содержит не достоверную информацию, в период с января по август 2022 года образовалась переплата за коммунальные услуги по энергоснабжению, по холодному водоснабжению и по взносам на капитальный ремонт. Общая сумма переплаты составляет 4705 рублей, которая подлежит зачету в счет будущей оплаты за коммунальные услуги. В заявлении об изменении исковых требований от 05 октября 2023 года истец изменил данный пункт требований, просил произвести платежным агентом Акционерным Обществом «Тамбовская областная сбытовая компания» перерасчет размера начисленной и оплаченной истцом платы, за оказанные коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета, переданные истцом и указанные в платежных документах нормативов начислений за капремонт и ТБО за период августа 2022 года по август 2023 год.

Из-за отсутствия в платежных документах достоверной информации истец лишен возможности произвести проверку обоснованности начисленных сумм, определить период задолженности, тариф за единицу ресурса, объем (количество) потребленного ресурса, итоговую сумму долга, что препятствует реализации его права как потребителя, осуществлять контроль за законностью и обоснованностью выставленной платы.

Кроме этого, истец полагает, что кассовый чек версии 1.05 не соответствует как по форме, так и по содержанию требованиям установленным законодательством Российской Федерации, а именно, отсутствует тег «Приход». Из чего следует, что денежные средства потребителя не поступали на спецсчет платежного агента, для дальнейшего учета денежных средств. В кассовых чеках выданных потребителю, расчетный период платежа не соответствует действительности. В том числе, в кассовых чеках отсутствует признак участия в приеме платежей банковского платежного агента.

На основании выше изложенных доводов и аргументов истец имеет основание полагать, что единый платежный документ и кассовый чек не соответствуют требования действующего законодательства Российской Федерации.

В результате действий ответчика истец понес нравственные и физические страдания, которые он оценивает в 43000 рублей. Также истец просит взыскать с ответчика в его пользу понесенные убытки за печатание и копирование документов в сумме 2200 рублей, почтовые расходы в размере 239 рублей, которые учесть в счет будущих платежей за коммунальные услуги. Кроме этого, в пользу истца с платежного агента Акционерного Общества «Тамбовская областная сбытовая компания» подлежит взысканию за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца, которые необходимо учесть в счет будущих платежей за коммунальные услуги.

Истец Алтухов В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования с учетом изменений поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - ООО «Сосновские коммунальные сети» Гоцева Н.Н. (по доверенности) о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Представитель третьего лица Фонда капитального ремонта Тамбовской области Д.С.А. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело в ее отсутствие, пояснив, что согласно акту взаимных расчетов задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год у Алтухова В.Н. отсутствует.

Третьи лица А.З.М. и А.Г.В. о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.

Представитель Правительства Тамбовской области департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля_ Тамбовской области К.А.Г. о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила в суд письменные пояснения.

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районам Матырская Л.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в заключении на исковое заявление указала, что если суд придет к выводу о нарушении прав истца, то требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть материалы гражданского дела в отсутствии не явившихся лиц.

Представитель ответчика – АО «Тамбовская областная сбытовая компания» Малина М.А. (по ордеру) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, пояснив, что АО «ТОСК» зарегистрировано в качестве оператора по приему коммунальных услуг. Также АО «ТОСК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии. Совмещая деятельность по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги с деятельностью в качестве гарантирующего поставщика, АО «ТОСК» приняло на себя повышенные обязательства в отношении качества их выполнения. Следует отметить, что большинство управляющих организаций приняли решение заключить с АО «ТОСК» агентские договора на рассчетно-кассовое обслуживание и прием платежей от потребителей. АО «ТОСК» законно и добросовестно ведет свою деятельность, в связи с чем не получало предупреждений от Росфинмониторинга РФ. По вопросу начислений, передаче показаний приборов учета, формата платёжного документа, правильности печати кассового чека и прочим вопросам истцу Алтухову В.Н. неоднократно давались исчерпывающие разъяснения, которые последним так и не были приняты во внимание. Платежный документ на оплату коммунальных услуг формируется АО «ТОСК» в строгом соответствии с положениями ст. 154 ЖК РФ, вся необходимая информация для потребителя в нем указана. АО «ТОСК» представлен подробный расчет размера платы за услуги за период январь-август 2022 года, в котором у истца отсутствует задолженность за коммунальные услуги, как отсутствует и переплата. Таким образом, представитель ответчика считает, что в удовлетворении исковых требований истца необходимо отказать в полном объеме.

Выслушав представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу подп. 1 п. 1 ст.8 ГК РФгражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с преамбулой к Закону Российской Федерации от 07 февраля 1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Частью 1 ст.153 ЖК РФпредусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст.154 ЖК РФплата за жилое помещение и коммунальные услуги, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

В ч. 1 ст.156 ЖК РФуказано, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст.155 ЖК РФплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, договором управления установлен срок до 25 числа месяца, следующего за истекшим.

В силу ч. 2 ст.155 ЖК РФплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, договором управления установлен срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим.

На основании ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя изнормативовпотребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленнуюзаконодательствомРоссийской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета,применяютсяповышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), согласно п. 69 которых, в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного п.п. 42 и 42(1) настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с п.п. 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Пунктом 71 Правил предусмотрено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендация по ее заполнению.

В судебном заседании установлено, что Алтухов В.Н. является собственником квартиры по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Молодежная, д.2, кв.4.

АО «Тамбовская областная сбытовая компания» в рамках заключенных агентских договоров осуществляет прием денежных средств от граждан за жилищно-коммунальные услуги, как в наличной, так и безналичной форме.

Прием платежей от потребителей осуществляется на основании единого платежного документа, сформированного в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п. 69 Правил.

Истец считает, что платежный документ на оплату коммунальных услуг не содержит полной и достоверной информации, в результате чего образовалась переплата коммунальных услуг. В связи с чем, в адрес АО «Тамбовская областная сбытовая компания» Алтуховым В.Н. неоднократно направлялись заявления по вопросу расхождения оплаченных сумм. Также 15 августа 2022 года была направлена претензия о предоставлении потребителю информации в части не соответствия начисленных сумм.

В обоснование своих доводов истцом представлены оплаченные платежные документы в период с января по август 2022 года, а также представлен расчет образовавшейся переплаты.

Так, согласно таблице №3 расчета, в указанный период переплата за энергоснабжение составила 421,19 руб., за холодное водоснабжение – 2054, 82 руб., в Фонд капитального ремонта истец переплатил 2229,37 руб., всего 4705,38, руб. Истец считает, что указанную сумму переплаты ответчик АО «Тамбовская областная сбытовая компания» должен ему засчитать в счет будущей оплаты за коммунальные услуги.

Также судом установлено, что по вопросам расчёта и расшифровки начислений за спорный период ответчиком истцу неоднократно предоставлялась информация, в которой подробно даны пояснения по начислениям и оплате по всем видам жилищно-коммунальных услуг, представленных по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Молодежная, д.2, кВ.4 за период с января по август 2022 года.

Кроме этого, в отзыве АО «Тамбовская областная сбытовая компания» № 180/212 от 24 августа 2023 года представлен подробный расчет размера платы за коммунальные услуги в период с января по август 2022 года. Согласно данному расчету переплата по услуге электроснабжение, которую предоставляет непосредственно АО «Тамбовская областная сбытовая компания», на 01 сентября 2022 года составила 0,39 руб.

При этом представитель ответчика Малина М.А. в судебном заседании пояснила, что счета на оплату за холодное водоснабжение выставляет ООО «Сосновские коммунальные сети», а размер взносов на капитальный ремонт выставляет НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области», за что АО «Тамбовская областная сбытовая компания» ответственности не несет, а лишь осуществляет прием платежей от граждан, перечисляя затем данные суммы на основании агентских договоров в соответствующие организации.

Истцом данный факт не оспаривается.

Из пояснений представителя ответчика ООО «Сосновские коммунальные сети» Гоцевой Н.Н. следует, что переплата за холодное водоснабжение отсутствует.

Согласно акту сверки, представленного Фондом капитального ремонта Тамбовской области задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01 июня 2014 года по 01 сентября 2023 год у Алтухова В.Н. отсутствует.

Таким образом, судом установлено, что обязанность АО «Тамбовская областная сбытовая компания» предъявлять к оплате платежные документы по примерной форме, утверждена приказом Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр. Данный платежный документ используется с 2018 года и содержит все необходимые сведения для потребителя.

В период с января по август 2022 года ответчиком истцу предъявлены к оплате оспариваемые платежные документы, которые содержат все обязательные необходимые сведения, указанные в п. 69 Правил, в том числе банковские реквизиты.

Доводы истца о том, что платежный документ не содержит полной информации, в нем не указан период оплаты, сумма задолженности за предыдущий период, не возможно понять, каким образом производится расчет, что вводит потребителя коммунальных услуг в заблуждение, не нашил свое подтверждения в судебном заседании и опровергаются материалами дела.

В силу ч. 3 ст.196 ГПК РФсуд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Оценивая установленные судом обстоятельства и приведенные нормы права суд считает, что доводы истца о несоответствии оспариваемого платежного документа требованиям п. 1 ст.153, п. 2 ст.154 ЖК РФ, п.п. 69, 70 Правил, не нашли своего подтверждения. В связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку нарушения прав Алтухова В.Н. со стороны АО «Тамбовская областная сбытовая компания» и ООО «Сосновские коммунальные сети» судом не установлено. Оснований для признания незаконным предъявленного ответчиком АО «Тамбовская областная сбытовая компания» истцу платежного документа на оплату коммунальных услуг, не усматривается.

Расчет оплаты за коммунальные услуги за период с января по август 2022 года представленный АО «Тамбовская областная сбытовая компания» суд считает арифметически верным. Переплата на 01 сентября 2022 год составила 0,39 руб. за энергоснабжение, перешла в счет оплаты за следующий месяц.

Требования истца о возложении обязанности произвести платежным агентом Акционерным Обществом «Тамбовская областная сбытовая компания» перерасчет размера начисленной и оплаченной истцом платы, за оказанные коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета, переданные истцом и указанные в платежных документах нормативов начислений за капремонт и ТБО за период августа 2022 года по август 2023 год, суд считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно расчету АО «Тамбовская областная сбытовая компания» за период январь-август 2022 года, акту сверки Фонда капитального строительства Тамбовской области за период с 01 июня 2014 года по 01 сентября 2023 год, а также пояснениям представителя ответчика - ООО «Сосновские коммунальные сети» Гоцевой Н.Н., истцу размер платы за коммунальные услуги рассчитывался исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых показаниями приборов учета, в связи с чем, переплата за предоставленные коммунальные услуги отсутствует.

Разрешая требования истца о признании кассового чека версии 1.05, подтверждающего оплату коммунальных услуг, не соответствующей полной и достоверной информации, предусмотренной приказом ФНС России №ЕД-7-20/662@ от 14 сентября 2020 года, суд приходит к следующему.

В силу п.п.1, 2 ст.5 Федерального закона от 3 июня 2009г. №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", прием платежным агентом отплательщиканаличных денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа (1). Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиямзаконодательстваРоссийской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (2).

Содержание кассового чека (реквизитов кассового чека) определяется двумя основными документами: Федеральным законом от 22 мая 2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и приказом ФНС №ЕД-7-20/662@ от 14 сентября 2020г. В них перечислены основные реквизиты кассового чека, форма их представления, вид. Порядок расположения реквизитов в чеке законодательством не устанавливается.

На основании ч.1 ст. 4.7 Федеральногозаконаот 22 мая 2003 г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, содержат с учетом положенийпункта 1.1настоящей статьи, следующие обязательные реквизиты: наименование документа; порядковый номер за смену; дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя); наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя; идентификационный номер налогоплательщика пользователя; применяемая при расчете система налогообложения; признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода); наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке; должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет"); регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа; адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака; абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен; адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме; порядковый номер фискального документа; номер смены; фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных); QR-код.

В силу ч.2 ст. 4.7 Федеральногозаконаот 22 мая 2003 г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек, выдаваемый платежным агентом или платежным субагентом при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии сФедеральным закономот 3 июня 2009 года N103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", наряду с реквизитами, указанными впункте 1настоящей статьи, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (покупателем (клиентом) платежному агенту или платежному субагенту в случае его взимания;

номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежей платежным субагентом.

Таким образом, оценивая кассовый чек, выдаваемый потребителям в момент осуществления платежа за коммунальные услуги, суд приходит к выводу, что данный документ соответствует требованиями предусмотренным Федеральногозаконаот 22 мая 2003 г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", в нем указаны все предусмотренные законодательством Российской Федерации реквизиты. Кассовый чек прав истца не нарушает, в связи с чем, требования истца о признании кассового чека версии 1.05, подтверждающего оплату коммунальных услуг не соответствующей полной и достоверной информации, удовлетворению не подлежат.

Кроме этого, в судебном заседании не нашли своего подтверждения требования истца о признании понуждений платежным агентом Акционерным Обществом «Тамбовская областная сбытовая компания» гражданина – потребителя без его согласия и учета наличия или отсутствия возможностей исполнять обязанности по передаче показаний приборов учета 23-25 числа текущего месяца, неправомерными действиями.

Согласно п.п.ж п.31 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель предоставляющий коммунальные услуги обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренныхпунктами "г" - "ж" пункта 17настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом. В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается нагарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренномПравиламипредоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или)решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных иобщих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания вжурнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

Судом установлено, что в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг указано отдельной строкой, что АО «ТОСК» «просит 23-25 числа каждого месяца сообщать показания приборов учета электрической энергии».

При этом в судебном заседании представитель ответчика АО «ТОСК» Малина М.А. пояснила, что на потребителя обязанность о передаче показания приборов учета не возлагается, данная обязанность возложена на поставщика коммунальных услуг, который не позднее 23-25 числа текущего месяца обязан снимать показания и заносить их в соответствующий журнал. На основании представленных показаний формируется платежный документ.

При таких обстоятельствах, требования истца в данной части суд признает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Кроме этого, не подлежат удовлетворению требования истца о признании действий платежного агента Акционерного Общества «Тамбовская областная сбытовая компания» при приеме и учете платежей от потребителей коммунальных услуг не отвечающими требованиям Закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Деятельность платежных агентов по приему платежей физических лиц регулируется Федеральным законом от 03июня 2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).

В соответствии сч.3 ст.2Закона № 103-ФЗ платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - это платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (ч. 4 ст. 2Закона N 103-ФЗ).

Согласночасти 1 статьи 3Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение икоммунальныеуслугив соответствии сЖилищным кодексомРоссийской Федерации, а также осуществлениеплатежнымагентомпоследующих расчетов споставщиком.

До начала приема платежей от физических лиц лицо, выступающее в качестве оператора по приему платежей, подлежит постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (ч. 5 ст. 4Закона № 103-ФЗ,п. 9 ст. 7Федерального закона от 07 августа 2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 115-ФЗ)),пп. "в" п. 2"Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами...", утвержденногопостановлениемПравительства РФ от 27 января 2014 № 58.

В судебном заседании установлено, что Акционерное Общество «Тамбовская областная сбытовая компания» зарегистрировано в качестве оператора по приему платежей в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по центральному Федеральному округу, а также состоит на учете в Росфинмониторинге как лицо, осуществляющее операции с денежными средствами за номером 716011715.

Сведения о видах деятельности АО «Тамбовская областная сбытовая компания» указаны в выписки из ЕГРЮЛ от 21 августа 2023 года.

В связи с чем, деятельность платежного агента Акционерного Общества «Тамбовская областная сбытовая компания» при приеме и учете платежей от потребителей коммунальных услуг отвечает требованиям Закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В силу ст.15Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии с п. 6 ст.13Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя, продавца, уполномоченной организации за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В связи с тем, что судом нарушений прав Алтухова В.Н. ответчиком не установлено, доказательств причинения ему морального вреда не представлено, требования о компенсации морального вреда, взыскании штрафа, удовлетворению не подлежат. Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании с платежного агента Акционерного Общества «Тамбовская областная сбытовая компания» в пользу истца расходы за печать и копирование документов в сумме 2200 рублей, почтовые расходы в размере 239 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Алтухова В.Н. к платежному агенту Акционерное общество «Тамбовская областная сбытовая компания» и Обществу с ограниченной ответственностью «Сосновские коммунальные сети» о защите прав потребителя коммунальных услуг – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновский районный суд Тамбовской области.

В кассационную инстанцию решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что сторонами были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования решения до вступления его законную силу.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 октября 2023 года.

Судья Измалкова О.А.