Дело № 2а – 846\2020
УИД 74RS0038-01-2020-000019-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года | с. Долгодеревенское |
Сосновский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи | ФИО1 |
при секретаре | ФИО2 |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 22 по Челябинской области к ФИО3 о взыскании задолженности по налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России № 22 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к ФИО3 ИНН №, просит взыскать недоимки по:
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2015-2017 год в размере 3131 руб., пеня за 2014-2017 год в размере 291 руб. 25 коп., на общую сумму 3422 руб. 25 коп.
В обоснование заявленных требований указывает, что ФИО3 является собственником имущества, указанного в налоговых уведомлениях. Налогоплательщику направлены налоговые уведомления от 14.07.2018 №, от 10.05.2015 №, в которых исчислены налоги, подлежащие уплате. На основании положений ст.ст. 69 и 70 НК РФ налоговым органом в 3-х месячный срок со дня выявления недоимки должнику ФИО3 направлены требования от 15.10.2015 №, от 04.02.2019 № об уплате налога и соответствующих сумм пени со сроком исполнения, которые до настоящего времени не исполнены. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора. По состоянию на дату составления настоящего заявления по данным лицевого счета у ФИО3 числится задолженность в размере 3422 руб. 25 коп.
(л.д. 5-6)
Административный истец извещен о времени и месте рассмотрения дела, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик ФИО3 с иском не согласен, поскольку в 2017 году ему направлялись налоговые уведомления с указанием размера земельного налога - 0, ссылается на то, что закон обратной силы не имеет. Пояснил, что обращался в прокуратуру Сосновского района о нарушении ст. 57 Конституции РФ, но безрезультатно. Полагает, что истец пропустил сроки для взыскания налога.
Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав все материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. п. 1, 2 ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 388 НК Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Статьей 23 НК Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем, следует учитывать специальные сроки обращения в суд за взысканием задолженности исходя из суммы налога, предусмотренные положениями п. 2 ст. 48 НК РФ.
Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора (пени, штрафа) с физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, только если суммарная задолженность превышает 3000 руб. (абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Если же в течение трех лет "накопленная" задолженность не достигла указанной величины, то налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании имеющейся задолженности в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16.11.2010г. № 98 утверждено Положение "Об установлении земельного налога (в новой редакции). Статьей 8 указанного Положения определены налоговые льготы в соответствии со ст. 395 НК РФ, согласно которым от налогообложения освобождаются, в том числе, пенсионеры, владеющие личным подсобным хозяйством, садовыми участками и участками, занятыми под огородничество.
(л.д. 69-70)
Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 08.09.2014г. № 248 внесены изменения в Положение "Об установлении земельного налога (в новой редакции), утвержденное Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16.11.2010г. № 98, а именно: абзац 4 статьи 8 "налоговые льготы" изложен в редакции: "пенсионеры, владеющие садовыми участками и участками, занятыми по огородничество".
(л.д. 72)
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
В силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, рассматривая вопрос о конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса, признал их не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
С учетом изложенного, применение Решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 08.09.2014г. №, которым отменена льгота для пенсионеров в отношении земельных участков, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, возможно не ранее, чем с 01.01.2015 года.
Установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 1200 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под жилую застройку индивидуальную АДРЕС с 18.03.2004 года по настоящее время и до 18.04.2016 года принадлежал на праве собственности земельный участок земельный участок с кадастровым № площадью 1823 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, АДРЕС
(л.д. 87)
Проверкой, проведенной прокуратурой Сосновского района на основании обращения ФИО3, установлено, что в межрайонную ИФНС России № 22 по Челябинской области решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 08.09.2014г. № поступило 27.04.2018, согласно входящему штампу.
(л.д. 75)
Административному ответчику, как обладателю объектов, подлежащих налогообложению, начислен земельный налог.
В налоговом уведомлении № от 23.08.2017 расчет земельного налога произведен с учетом налоговых льгот, по причине отсутствия информации по внесенным изменениям решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 08.09.2014г. №.
(л.д. 79)
В налоговом уведомлении № от 14.07.2018 расчет земельного налога аза 2015 и 2016г.г. произведен с учетом изменений в части налоговых льгот, внесенных решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 08.09.2014г. №.
(л.д.78)
Налоговой инспекцией направлено налоговое уведомление № от 14.07.2018 об уплате земельного налога на сумму 3131 руб. на земельные участки с учетом периода владения ими административным ответчиком, с указанием даты уплаты - не позднее 03.12.2018 года. (л.д. 19)
В связи с неуплатой земельного налога, ФИО3 04.02.2019 направлено требование № об уплате земельного налога в сумме 3131 руб. и пени 49 руб. 82 коп. и разъяснено, что в случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в срок до 18 марта 2019 года, то налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (статья 48 НК РФ) меры по взысканию в судебном порядке налогов (сборов, штрафов, пени). (л.д. 18)
23.04.2019 в связи с неуплатой земельного налога, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N 3 Сосновского района Челябинской области с заявлением о вынесении судебного приказа. (л.д. 44)
Пунктом 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
На основании положений ст. ст. 60 и 70 НК РФ налоговый орган в 3-х месячный срок со дня выявления недоимки должнику направлено требование об уплате налога и соответствующих сумм пеней.
Также в установленные сроки не позднее 18.09.2019 года (18.03.2019 +6 мес. = 18.09.2019г.) административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье.
03 июля 2019 года на основании заявления МИФНС России № 22 по Челябинской области мировым судьей судебного участка № 3 Сосновского района был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО3 в пользу МИФНС России № 22 по Челябинской области сумму задолженность по налогам и пени в сумме 3525,87 руб., а также взыскана государственная пошлина в размере 200 руб.
В связи с возражениями ФИО3 относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ был отменен определением об отмене судебного приказа от 09 июля 2019 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до 09 января 2020 года.
Согласно штампу на почтовом отправлении, административное исковое заявление было направлено почтой 31.12.2019 года, то есть, в установленный законом срок.
Потому доводы ФИО3 о пропуске срока налоговым органом, судом отклоняются.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового Кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При этом, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
С учетом изложенного, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Из расчета начисления пени по земельному налогу, приложенному к иску, следует, что расчет пени по требованию № от 04.02.2019 года составляет 49 руб. 82 коп.
Потому суд полагает возможным взыскать пени в размере 49 руб. 82 коп. (л.д. 20)
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ФИО3 ИНН № в пользу Межрайонной ИФНС России № по Челябинской области задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2015-2017 г.г. в размере 3131 руб., пеня в размере 49 руб.82 коп.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> ФИО1