НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сосновского районного суда (Челябинская область) от 12.08.2019 № 2А-1465/19

Дело № 2а-1465/2019

74RS0038-01-2019-001190-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С. Долгодеревенское 12 августа 2019 года

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Е.В. Боднарь

при секретаре И.Р. Гредневской,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области к Мишкиной В.Е. о взыскании задолженности по налогам, пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области (далее – МИФНС России № 22) обратилась к Мишкиной В.Е. с административным иском, в котором просила взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2014-2016 гг. в размере 4257 руб., пени в размере 51,57 руб.

В качестве основания административного иска указано, что Мишкина В.Е. в указанные налоговые периоды имела в собственности земельный участок по АДРЕС. В связи с чем ответчику за указанные периоды был исчислен земельный налог в сумме 4257 руб. со сроком уплаты ДАТА В связи с неисполнением указанной обязанности в срок до ДАТА было выставлено требование от ДАТА по уплате земельного налога в размере 4257 руб.

МИФНС № 22 по Челябинской области обращалось к мировому судье судебного участка № 2 Сосновского района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени с Мишкиной В.Е. в установленные п. 2 ст. 48 НК РФ сроки. Определением мирового судьи от 26.11.2018 г. в связи с поступившими возражениями судебный приказ от 06.11.2018 г. отменен.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен.

Административный ответчик Мишкина В.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований со ссылкой на то, что является <данные изъяты> и пенсионером, в связи с чем у нее имеется налоговая льгота в размере 100%. Также указала, что ее дата рождения в административном иске указана не верно, дата ее рождения ДАТА, место жительства указано верно.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ и о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом статья 52 НК РФ позволяет налоговому органу исчислить налог, подлежащий уплате физическими лицами, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

В силу положений п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ (ст. 75 НК РФ).

Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Из материалов дела суд установил, что Мишкина В.Е. с ДАТА является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым , расположенного по АДРЕС, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДАТА В связи с чем ей был исчислен к уплате земельный налог за 5 месяцев 2014 г., 2015 и 2016 гг. и направлено соответствующее налоговое уведомление ДАТА.

Впоследствии в связи с принятием решения совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области «Об утверждении положения о земельном налоге» (в редакции от ДАТА) от ДАТА, в соответствии с которым снижена налоговая ставка с 0,3% до 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка, налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за 2014-2016 гг. и сформировано новое налоговое уведомление от ДАТА, согласно которому сумма земельного налога за 5 месяцев 2014 года составила 1218 руб., за 2015 год - 1949 руб., за 2016 год – 1090 руб. Срок уплаты по налоговому уведомлению составлял ДАТА.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с неуплатой указанного земельного налога в срок до 29.12.2017 г. Мишкиной В.Е. сформировано требование от ДАТА на общую сумму 4308,57 руб., со сроком уплаты до ДАТА, в том числе земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, со сроком уплаты ДАТА – 4257 руб., пени по данному виду земельного налога – 51,57 руб.

Соответствующее требование от ДАТА было направлено ответчику ДАТА, что подтверждается реестром почтовых отправлений.

Частью 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ если физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок не исполнена обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей установленных настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 48 НК PФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из представленных мировым судьей судебного участка № 2 Сосновского района Челябинской области по запросу суда материалов административного дела № 2а-2883/2018 усматривается, что заявление о выдаче судебного приказа МИФНС № 22 по Челябинской области зарегистрировано вх. от ДАТА

ДАТА вынесен судебный приказ о взыскании с Мишкиной В.Е. задолженности по земельному налогу в сумме 4257 руб., пени по нему – 51,57 руб. В связи с возражениями должника судебный приказ мировым судьей отменен, о чем ДАТА вынесено соответствующее определение. Административный иск о взыскании налога, пеней в порядке административного производства истец подал в Сосновский районный суд ДАТА, то есть в пределах шести месяцев с даты отмены мировым судьей судебного приказа.

Таким образом, судом установлено, что административным истцом соблюдена процедура и сроки взыскания с административного ответчика недоимки и пени по земельному налогу.

Согласно расчету административного истца у Мишкиной В.Е. имеется задолженность в сумме 4308,57 руб., в том числе земельный налог за 2014-2016гг. в размере 4257 руб., пени по земельному налогу – 51,57 коп.

Расчет задолженности судом проверен, является правильным.

Учитывая, что административным ответчиком не исполнены в добровольном порядке требования Межрайонной ИФНС № 22 по Челябинской области по уплате налога и пени, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о том, что в связи с тем, что она является <данные изъяты> и пенсионером, она должна быть освобождена от уплаты земельного налога за 2014-2016 годы со ссылкой на Положение о земельном налоге, утвержденное советом депутатов Полетаевского сельского поселения Челябинской области от 25.11.2010 г. , не нашли своего подтверждения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 вышеуказанного Положения о земельном налоге от уплаты налога освобождаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, что, по мнению суда, следует толковать как инвалиды ВОВ и участники ВОВ.

Судом направлялся запрос в МИФНС России № 22 по Челябинской области об истребовании сведений о том, какая налоговая льгота и на каком основании предоставляется Мишкиной В.Е., ДАТА рождения за 2014-2016гг., отраженной в налоговых уведомлениях; обращалась ли Мишкина В.Е. с заявлением о предоставлении налоговой льготы как пенсионер, как <данные изъяты>; подпадает ли Мишкина В.Е. как <данные изъяты> по общему заболеванию под категорию льготных граждан по п.3 ст.10 Положения о земельном налоге в Полетаевской сельском поселении Сосновского района Челябинской области от 25.11.2010г. .

Согласно поступившему ответу МИФНС России № 22 по Челябинской области в соответствии с решением совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области "Об утверждении положения о земельном налоге" (в ред. от ДАТА N 136) от ДАТА льгота по земельному налогу инвалидам 2 группы и пенсионерам не предусмотрена. В соответствии с данным решением пенсионеры уплачивают земельный налог по ставке 0,2% с ДАТА В связи с этим, Инспекцией в октябре 2017 г. был произведен перерасчет земельного налога за 2014-2016 гг., с учетом предусмотренной решением ставки 0,2%, сформировано в соответствии со ст. 52 Кодекса, сводное налоговое уведомление по сроку уплаты 29.12.2017г. В связи с тем, что по техническим причинам в налоговом уведомлении невозможно отобразить налоговую ставку 0,2%, только для пенсионеров разница сумм налога отображена в разделе - размер налоговых льгот. В установленный срок сумма налога не поступила. С 2017 года в соответствии с п. 5 ст. 391 Кодекса, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством. Таким образом, исчисление земельного налога за налоговый период 2017 г. произведено Инспекцией с учетом вычета в размере 600 кв.м. предусмотренного ст. 391 Кодекса и ставки 0,2 %, предусмотренного решением.

При таких обстоятельствах оснований для освобождения ответчика от уплаты начисленного земельного налога за 2014-2016 гг. не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с тем, что административный истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 400 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области к Мишкиной В.Е. о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить.

Взыскать с Мишкиной В.Е., зарегистрированной по АДРЕС, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области задолженность в сумме 4308,57 руб., в том числе недоимку по земельному налогу за 2014-2016 годы в сумме 4257 руб., пени по земельному налогу в размере 51,57 руб.

Взыскать с Мишкиной В.Е. в доход Сосновского муниципального района Челябинской области государственную пошлину в сумме 400 (Четыреста) руб.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Боднарь