НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сортавальского городского суда (Республика Карелия) от 17.12.2020 № 2А-1086/20

УИД 10RS0017-01-2020-000165-69

Дело №2а-1086/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2020 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л., с участием:

представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия - Милюковой И.В.,

представителя административного ответчика - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» - Карельской А.Н.,

административного ответчика - главного врача филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах Дугиной Т.В.,

в отсутствие надлежащим образом извещенных:

представителя административного истца БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» Васяниной Т.В.,

административного ответчика - начальника отдела, заместителя главного государственного врача по Республике Карелия в г. Сортавала Туруевой М.В.,

представителей заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал», Казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия», Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление бюджетного учреждения Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» к руководителю филиала – главному врачу филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах» Дугиной Т.В., Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», начальнику отдела – заместителю главного государственного врача по Республике Карелия в г. Сортавала Туруевой М.В., Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия о признании решений незаконными,

установил:

административное исковое заявление подано по тем основаниям, что БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» владеет на праве оперативного управления зданием аэровокзала, взлётно - посадочной полосой, складом ГСМ аэропорта «Сортавала», расположенными по адресу: г. Сортавала, пгт. Хелюля, ул. Фабричная, на земельном участке с кадастровым номером 10:07:0042810:56.

В Генеральном плане Хелюльского поселка городского типа, утвержденного решением Совета Сортавальского муниципального района №12 от 13.11.2013, в таблице 4.1 указаны «Сведения о планируемых для размещения на территориях поселения объектах федерального и регионального значения». В строке - 3 «Схема территориального планирования Республики Карелия» указано: «Восстановление, реконструкция, модернизация аэропортов малой авиации для улучшения транспортного сообщения между населенными пунктами», Аэропорт «Сортавала», к югу от пгт. Хелюля, (на месте существующего).

22.04.2019 между Казённым учреждением Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» (далее КУ РК «УКС РК») и акционерным обществом «Проектно - изыскательский и научно - исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» заключён государственный контракт №Зк-19 на выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту «Реконструкция сети посадочных площадок, обеспечивающих функционирование воздушного транспорта на территории Республики Карелия. Реконструкция посадочной площадки, пгт. Хелюля».

В пунктах 1, 5, 10, 11 Задания на проектирование (Приложение № 1 к Государственному контракту № Зк-19 от 22.04.2019) указано, что основанием для проектирования является Федеральная целевая программа «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года; Адресная инвестиционная программа Республики Карелия на 2019 год и на период 2020 и 2021 годов. В процессе прохождения государственной экспертизы проектной документации требованиям государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, установлено, что здание аэровокзала, взлётно-посадочная полоса, склад ГСМ аэропорта «Сортавала», находятся на территории пгт. Хелюля, в границах второго пояса зон санитарной охраны водозабора г. Сортавала.

23.01.2020г. в БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» поступил ответ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (исх. №751 от 22.01.2020), согласно которому границы зон санитарной охраны водозабора г. Сортавала утверждены на основании санитарно - эпидемиологического заключения №10.СР.01.000.Т.000009.07.13 от 31.07.2013, выданного на основании Экспертного заключения №489 от 19.07.2013 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах».

С заявлением об утверждении проекта зон санитарной охраны обратилось ЗАО «Карелводоканал», которое, согласно выписке из ЕГРЮЛ, прекратило свою деятельность, с 20.07.2015, деятельность по организации водоснабжения в г. Сортавала осуществляет ООО «Карелводоканал». В «Экспертном заключении» о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям №489 от 19.07.2013 на стр. 3 говорится: «В границы второго пояса зон санитарной охраны водозабора г. Сортавала вошёл пгт. Хелюля».

В проекте поясов зон санитарной охраны водозабора г. Сортавала, разработанном АО «ЛВК» и экспертном заключении о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям (регистрационный №489 от 19.07.2013г.), содержится недостоверная информация, не содержатся сведения о наличии на территории второго пояса зон санитарной охраны водозабора г. Сортавала: здания аэровокзала, взлётно-посадочной полосы, склада ГСМ аэропорта «Сортавала», расположенных в пгт. Хелюля. Отсутствует информация о Федеральной целевой программе «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года, в соответствии с которой запланирована реконструкция аэропорта «Сортавала», площадью 47,4 га, АЗС со складом ГСМ, на месте существующего. В «Экспертном заключении» о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям №489 от 19.07.2013, на стр. 4 говорится: «В пределах второго и третьего поясов зон санитарной охраны проектом предусмотрены следующие мероприятия: п. 6 «в пределах второго и третьего поясов пояса зон санитарной охраны запрещается: размещение отходов производства и потребления, размещение складов ГСМ...которые могут вызвать химическое загрязнение источника водоснабжения, размещение кладбищ, скотомогильников...».

Административный истец указывает, что руководитель филиала - главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах», Дугина Т.В., нарушила требование п. 9 Порядка, перед выдачей «Экспертного заключения» №489 от 19.07.2013 о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям не произвела обследование всей территории зон санитарной охраны водозабора г. Сортавала, не выявила во втором проектируемом поясе зон санитарной охраны водозабора г. Сортавала Аэропорт «Сортавала» АЗС со складом ГСМ. Не поставила вопрос об уточнении границ второго пояса или о мерах по ликвидации из второго пояса зон санитарной охраны - АЗС со складом ГСМ с территории Аэропорт «Сортавала», источниках финансирования проведения данных работ и исполнителях работ. При проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами ответчиком не выполнены мероприятия на территории зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения, регламентированные п. 3.2.2.4 (запрещение размещения складов горюче-смазочных материалов и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод) и п. 3.3.2.1 (выявление объектов, загрязняющих источники водоснабжения, с разработкой конкретных водоохранных мероприятий, обеспеченных источниками финансирования, подрядными организациями и согласованных с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора) СанПиН 2.1.4.1110-02 во втором поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Начальник отдела, заместитель главного государственного врача по Республике Карелия в г. Сортавала Туруева М.В. не выполнила требование п. 56 Административного регламента, не провела проверку соответствия информации, изложенной в документах, указанных в пункте Регламента, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также полноту проведенных исследований и испытаний, их соответствие методикам. Санитарно - эпидемиологическое заключение №10.СР.01.000.Т.000009.07.13 от 31.07.2013 выдано Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия (территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах) в нарушение п.п. 24, 56 Административного регламента, утверждённого приказом №775 от 18.07.2012, так как основано на недостоверном экспертном заключении №489 от 19.07.2013 (отсутствуют обследования территории у пояса зоны санитарной охраны источника водозабора г. Сортавала с фиксацией на территории второго пояса (пгт. Хелюля) наличия двух складов ГСМ, в том числе склада ГСМ аэропорта «Сортавала», скотомогильника (яма Беккери). Не разработаны мероприятия по исполнению Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года, связанных с реконструкцией аэропорта «Сортавала», со складом ГСМ на месте существующего, источники финансирования и подрядные организации.

Ссылаясь на положения п. 2 статьи 18, ст. 43 Водного кодекса РФ, абз. 2 п. 4 и абз. 2 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13, п. 1.6, п. 1.10, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.2 приложения № 1 СанПиН 2.1.4.1110-02, Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 г. № 224 «О санитарно - эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», п. 24 Административного регламента Федеральной службы Роспотребнадзора России по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно - эпидемиологических заключений, утв. Приказом №775 от 18.07.2012, ст. 218 КАС РФ, административный истец просит признать незаконным выводы руководителя филиала - главного врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах» сделанные в экспертном заключении о нахождении земельного участка с кадастровым номером 10:07:0042810:56 (аэропорт «Сортавала») и объекта капитального строительства с кадастровым номером 10:07:0000000:2643 «склад ГСМ Аэропорт» в границах 2 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Сортавала; признать незаконным выводы главного государственного врача территориального отдела в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, сделанные в санитарно - эпидемиологическом заключении №10.СР.01;000.Т.000009.07.13 от 31.07.2013 о нахождении земельного участка с кадастровым номером 10:07:0042810:56 (аэропорт «Сортавала») и объекта капитального строительства с кадастровым номером 10:07:0000000:2643 «склад ГСМ аэропорт» в границах 2 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Сортавала.

До судебного заседания от административного истца поступили уточненные требования, в которых БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» просит суд признать незаконным действие главного врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах Дугиной Т.В. по выдаче экспертного заключения №489 от 19.07.2013 о соответствии проектной документации «г. Сортавала. Водозаборные сооружения, насосная станция I подъема и насосная станция II подъема. Проект зон санитарной охраны водозабора» СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Признать незаконным действие главного государственного санитарного врача территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах Туруевой М.В. по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения №10.СР.01.000.Т.000009.07. 13 от 31.07.2013 о соответствии проектной документации «г. Сортавала. Водозаборные сооружения, насосная станция I подъема и насосная станция II подъема. Проект зон санитарной охраны водозабора» СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Обязать административного ответчика – главного государственного санитарного врача территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца путем выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о несоответствии проектной документации «г. Сортавала. Водозаборные сооружения, насосная станция I подъема и насосная станция II подъема. Проект зон санитарной охраны водозабора» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В судебное заседание представитель административного истца БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не явился, извещен надлежащим образом. Суду представлены письменные пояснения, в которых административный истец указывает, что аэропорт был действующим на момент оспариваемого экспертного заключения. Тем самым проектная документация зон санитарной охраны не была согласована со всеми владельцами объектов пгт. Хелюля, потенциально опасных для источника водоснабжения г. Сортавала. Эксперту Дугина Т.В. должно было быть известно о наличии действующей в пгт. Хелюля посадочной площадки, в связи с чем заключение о соответствии проектной документации зон санитарной охраны СанПиНу 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» необоснованно. В связи с тем, что экспертное заключение №489 от 19.07.2013, по мнению административного истца, недостоверно, заключение главного санитарного врача ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпхоском и Олонецком районах Туруевой М.В. от 31.07.2013 является незаконным и нарушающим пункты 56, 57 Административного регламента Роспотребнадзора, утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 №775.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия - Милюкова И.В. возражала по доводам административного иска. Суду пояснила, что оспариваемое санитарно-эпидемиологическое заключение от 31.07.2013 выдано Территориальным отделом в соответствии с положениями п.2 и п.3 статьи 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на основании экспертного заключения №489 от 19.07.2013 Филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в РК в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах. Филиал является аккредитованной в установленном порядке организацией. При этом санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежал проект зон санитарной охраны уже существующего водозабора г. Сортавала, т.е. проводилась экспертиза представленных документов. Проектная документация согласована с администрацией Сортавальского муниципального района, администрацией Сортавальского городского поселения, администрацией Хелюльского городского поселения. Проектной документацией предусмотрены мероприятия на территориях ЗСО, которые приняты к исполнению органами местного самоуправления и перечень мероприятий, согласованный с землепользователями. Информация о складе горюче-смазочных материалов в проекте отсутствует.

Положения п. 3.3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», устанавливают мероприятия по второму поясу ЗСО поверхностных источников водоснабжения - в пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения подлежат выполнению мероприятия, в т.ч. пункта 3.2.2.4, а именно: запрещение размещения складов горюче - смазочных материалов. При этом запрет на использование посадочной площадки аэропорта санитарными правилами не установлен. Отмечает, что административным истцом не представлены доказательства наличия и осуществления деятельности объектов аэропорта в 2013 году. Наличие договора безвозмездного пользования от 28.03.2007, заключенного между муниципальным образованием «Сортавальский муниципальный район» и ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» на использование посадочной площадки пгт. Хелюля в г. Сортавала не подтверждает факт использования объектов аэропорта, в т.ч. и в 2013 г. на момент проведения экспертизы проектной документации. Основания для отказа ЗАО «Карелводоканал» в предоставлении государственной услуги Территориальным отделом отсутствовали. Таким образом, у начальника Территориального отдела Туруевой М.В. отсутствовали основания для сомнений как в качестве проведенной экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РК», так и в правильности установлений Проекта, представленного ЗАО «Карелводоканал» в целях оказания государственной услуги. Кроме того, согласовывая указанный проект, администрация Сортавальского муниципального района фактически подтверждает факт отсутствия деятельности на объектах аэропорта на 2013 год. Полагает, что оспариваемые экспертное заключение №489 от 19.07.2013 и санитарно-эпидемиологическое заключение от 31.07.2013 не нарушают права и законные интересы БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск».

Представитель административного ответчика - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» - Карельская А.Н. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований. В обоснование указала, что центр является некоммерческой организацией, не является органом государственной власти, не наделено надзорными, контрольными, государственными, публичными полномочиями и правом издавать нормативные акты и иные акты, содержащие обязательные предписания и определения, а потому к центру и его работникам не могут предъявляться требования в порядке главы 22 КАС РФ. Руководитель Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в городе Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах» Дугина Т.В. не является должностным лицом, лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями. Она является врачом, экспертом. Оформленное Дугиной Т.В. экспертное заключение не возлагает на истца каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления деятельности, не обладает признаками нормативности. Экспертное заключение не нарушает и не оспаривает права заявителя. Экспертное заключение выполнено на основании заключенного между Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в городе Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах» и Закрытым акционерным обществом «Карелводоканал» договора на выполнение платных работ и услуг от 11.07.2013 № 223. Согласно условиям договора «Исполнитель» обязуется на условиях настоящего договора оказать услуги (работы) по санитарно - эпидемиологической экспертизе проектной документации зон санитарной охраны водозабора г. Сортавала № 1217.12/1258-1-0-ЗСО на соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам в порядке и в сроки, предусмотренные договором. Согласно пункту 2.3. договора «Заказчик» обязуется передать «Исполнителю» необходимую для выполнения работы информацию и материалы для исследований в достаточных объемах.

ЗАО «Карелводоканал» предоставил в Филиал Центра проектную документацию «Проект зон санитарной охраны водозабора» №1217.12/1258-1-0-ЗСО, разработанную проектной организацией ЗАО «СВЕКО Ленводоканалпроект», согласованную с Администрацией Сортавальского муниципального района, Администрацией Сортавальского городского поселения, Администрацией Хелюльского городского поселения и ЗАО «Карелводоканал». Ответственность за достоверность информации, содержащейся в проектной документации, несет проектная организация, которая подготовила данную документацию, органы местного самоуправления, согласовавшие данную информацию согласно проекту, и Заказчик услуг ЗАО («Карелводоканал»), предоставивший данный проект на экспертизу. В представленных на экспертизу проектных материалах (согласованных с органами местного самоуправления) нет информации о наличии на территории в границах второго пояса ЗСО водозабора г. Сортавала аэропорта «Сортавала», АЗС со складом ГСМ.

Отмечает, что в соответствии с «Порядком организации и проведения санитарно - эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно - эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентам, государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам. В состав проектной документации, представленной на экспертизу, входит согласование органов местного самоуправления, планы земельных участков, ответственность за достоверность и полноту представленной документации несет проектная организация и органы местного самоуправления. Полагают, что заявленное истцом к Центру требование не подлежит рассмотрению в суде.

Административный ответчик - главный врач филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах Дугина Т.В. поддержала позицию представителя Центра Карельской А.Н. Просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица КУ РК «УКС РК» в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, представлен отзыв на административный иск. Указали, что основной целью деятельности КУ РК «УКС РК» является реализация адресной инвестиционной программы Республики Карелия в части объектов капитального строительства социально-культурного, коммунального и жилищного назначения, относящихся к собственности Республики Карелия и сформированных по главному распорядителю - Министерству строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (п.2.1 Устава КУ РК «УКС РК»). Предметом деятельности КУ РК «УКС РК» является организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству и реконструкции объектов капитального строительства социально-культурного, коммунального и жилищного назначения, относящихся к собственности Республики Карелия. Для достижения цели и реализации предмета деятельности КУ РК «УКС РК» осуществляет виды деятельности, в том числе функции заказчика по проектно-изыскательским и строительным работам, осуществляет контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ. Работы по подготовке проектной документации по объекту «Реконструкция сети посадочных площадок, обеспечивающих функционирование воздушного транспорта на территории Республики Карелия. Реконструкция посадочной площадки, г. Сортавала, пос. Хелюля» выполняются в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» (реконструкция сети посадочных площадок, ^ обеспечивающих функционирование воздушного транспорта на территории Республики Карелия), целью которой является развитие и реализация экономического потенциала Республики Карелия. Согласно концепции указанной ФЦП непосредственная близость посадочной площадки г. Сортавала с карельским участком российско-финляндской государственной границы, активная деятельность республиканских туристических фирм, набирающее темпы экономическое сотрудничество предприятий Республики Карелия с Финляндской Республикой обусловливают растущий спрос на авиационные перевозки. В соответствии с частью 1 статьи 763 ГК РФ проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (часть 2 статьи 763 ГК РФ). Статьей 768 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной названным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок КУ РК «УКС РК» было размещено извещение об осуществлении закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту «Реконструкция сети посадочных площадок, обеспечивающих функционирование воздушного транспорта на территории Республики Карелия. Реконструкция посадочной площадки, г. Сортавала, пос. Хелюля» посредством проведения открытого конкурса в электронной форме. По результатам подведения итогов открытого конкурса в электронной форме между КУ РК «УКС РК» и АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту «Реконструкция сети посадочных площадок, обеспечивающих функционирование воздушного транспорта на территории Республики Карелия. Реконструкция посадочной площадки, г. Сортавала, пос. Хелюля» от 22.04.2019 г. № Зк-19. В силу норм действующего законодательства, а также условий государственного контракта, разработанная Подрядчиком документация может быть использована заказчиком только при условии получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, разработанных на условиях государственного контракта. В ходе оказания услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости организацией по проведению государственной экспертизы был выявлен ряд замечаний по представленным материалам, в том числе не соблюдены требования к размещению объектов в границах 2-го пояса зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения: - не обоснована возможность размещения вновь проектируемого устройства для оперативного хранения (УЗВС) с ёмкостями для хранения ГСМ объемом 2 шт. х 10 куб.м.; - не предусмотрен демонтаж существующего склада ГСМ. В предусмотренный для устранения замечаний срок требования выполнены не были, часть замечаний в отведенный срок устранить не представляется возможным. По соглашению сторон государственный контракт от 22.04.2019 г. № Зк-19 был расторгнут 22.04.2019. Из сведений Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, размещенных в информационно-коммуникационной сети «Интернет», КУ РК «УКС РК» стало известно об отрицательном заключении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В настоящее время денежные средства на разработку проектной: документации по объекту Адресной инвестиционной программой на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов не предусмотрены.

Относительно заявленных исковых требований КУ РК «УКС РК» считает их обоснованными по следующим основаниям. Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию. Решением Верховного Суда Республики Карелия от 12.03.2020 по административному делу № За-48/2020 по административному исковому заявлению бюджетного учреждения Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» о признании решения Совета Сортавальского муниципального района Республики Карелия от 13.11.2013 № 12 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Хелюльского городского поселения» недействующим в части установлено, что в тексте генерального плана, а также в его картографическом материале границы второго пояса зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения не обозначены. Кроме того, суд, не усматривая правовой неопределенности, считает примечание в генеральном плане Хелюльского городского поселения нормой, отсылающей к нормативным документам, определяющим границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110.2» (далее - Санитарные правила). Согласно пункту 1.6 Санитарных правил организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (пункт 1.9 Санитарных правил). Решением XXXV сессии II созыва Совета Сортавальского муниципального района Республики Карелия от 04.04.2012 № 246 утверждена схема территориального планирования Сортавальского муниципального района, в соответствии с которой на схеме границ зон с особыми условиями использования территории отражены границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Границы второго пояса ЗСО водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. В перечне мероприятий по организации ЗСО и в экспертном заключении о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям Ответчиком не поставлен вопрос об уточнении границ второго пояса и о мерах по ликвидации из границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения АЗС со складом ГСМ с территории аэропорта, не выявлены объекты, загрязняющие источник водоснабжения с разработкой конкретных водоохранных мероприятий.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены /или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.

Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Вопросы установления границ зон санитарной охраны регулируются, в том числе нормами водного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (абзаца 2 пункта 4 и абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ).

В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02.

Границы второго пояса зон санитарной охраны водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (пункт 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как установлено судом, Решением XXXV сессии II созыва Совета Сортавальского муниципального района Республики Карелия от 04.04.2012 № 246 утверждена схема территориального планирования Сортавальского муниципального района, в соответствии с которой на схеме границ зон с особыми условиями использования территории отражены границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

Оспариваемое экспертное заключение № 489 и санитарно - эпидемиологическое заключение выданы 19.07.2013 и 31.07.2013 соответственно.

БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» владеет на праве оперативного управления зданием аэровокзала, взлётно-посадочной полосой, складом ГСМ аэропорта «Сортавала», расположенными по адресу: г. Сортавала, пгт. Хелюля, ул. Фабричная, на земельном участке с кадастровым номером 10:07:0042810:56, с 02.11.2018 на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № 568-р от 07.09.2018,года.

22.04.2019 по результатам подведения итогов открытого конкурса в электронной форме между КУ РК «УКС РК» и акционерным обществом «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (далее - Подрядчик) был заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту «Реконструкция сети посадочных площадок, обеспечивающих функционирование воздушного транспорта на территории Республики Карелия. Реконструкция посадочной площадки, г. Сортавала, пос. Хелюля» № Зк-19.

По условиям контракта Застройщиком является БУ РК «Аэропорт» Петрозаводск».

В силу п. 29 Задания на проектирование, являющегося неотъемлемой частью государственного контракта № Зк-19 от 22.04.2019, на Застройщика возлагалась обязанность по предоставлению правоустанавливающих документов, в том числе, на земельный участок с кадастровым номером 10:07:0042810:56.

02.12.2019 БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» стало известно, что сдача работ по проектной документации по реконструкции посадочной площадки находится под угрозой срыва. Одной из причин явилось отрицательное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации по объекту «Реконструкция посадочной площадки, пгт. Хелюля», сделанное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК».

Согласно экспертному заключению №489 от 19.07.2013 руководитель филиала – главный врач Дугина Т.В. провела экспертизу «Проект зон санитарной охраны водозабора» на основании заявления на проведение экспертизы ЗАО «Карелводоканал» и проекта зон санитарной охраны водозабора, разработанного ЗАО «СВЕКО ЛЕНВОДОКАНАЛПРОЕКТ».

Санитарно-эпидемиологическое заключение - это документ, выдаваемый в установленных международными договорами РФ, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет государственную услугу, предоставляемую в том числе федеральным органом исполнительной власти, как деятельность по реализации функций этого федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органа, предоставляющего государственную услугу, и возлагает на этот орган обязанность предоставлять государственную услугу в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной услуги (пункты 1 и 4 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 6). Согласно статье 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях установления соответствия (несоответствия) требованиям этого Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности; главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьями 18, 20, 26 - 28 и 40 данного Федерального закона (подпункт 3 пункта 1, пункт 2). В сиул п. 3 ст. 42 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается Административным регламентом Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775).

В соответствии с п. п. 15 и 16 указанного Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются: выдача санитарно-эпидемиологического заключения и внесение сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиеническим нормативам. При этом рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) представленных заявителем документов для предоставления санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

Пункт 24 Регламента предусматривает, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) сведений о государственной регистрации заявителя; наличие недостоверных сведений в документах, содержащих результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок и представленных заявителем для предоставления государственной услуги.

Пункт 57 Регламента предписывает, что в случае обнаружения уполномоченным специалистом-экспертом недостоверных сведений в документах для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения им готовится письменное уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа, которое направляется заявителю письмом, телефонограммой или посредством электронной почты.

Из представленного заключения следует, что представленный проект зон является составной частью проекта «Водозаборные сооружения, насосная станция 1-го подъема и насосная станция второго подъема г. Сортавала».

В частности, проектом предусмотрено, что граница второго пояса ЗСО для реки Хелюлянойки устанавливается от устья реки вверх по течению на расстоянии 16,8 км. В границы второго пояса ЗСО вошел п. Хелюля.

В генеральном плане Хелюльского городского поселения сведения о зонах санитарной охраны содержатся в примечании к таблице 2.1.36, согласно которому вся территория поселения находится во втором поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Сортавала и пгт. Хелюля, расположенных вне территории поселения.

По результатам изучения представленного проекта Дугиной Т.В. сделан вывод о соответствии «Проекта зон санитарной охраны водозабора» санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

31.07.2013 на основании экспертного заключения №489 от 19.07.2013 главным государственным санитарным врачом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах Туруевой М.В. выдано санитарно - эпидемиологическое заключение №10.СР.01.000.Т.000009.07.13 о соответствии проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Проект зон санитарной охраны г. Сортавала утвержден Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия от 25.12.2013.

Сведения о границах второго пояса зоны санитарной охраны внесены в ЕГРН 11.12.2015 и отображены на публичной кадастровой карте.

Таким образом, суд находит, что порядок утверждения зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения соблюден, принят уполномоченным лицом в пределах своей компетенции, оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения не установлено.

Довод административного истца о том, что должностным лицом не проводилось натурное обследование территории, суд находит несостоятельным ввиду того, что Дугиной Т.В. проводилась экспертиза документов, что следует из договора на выполнение работ и услуг №223 от 11.07.2013.

Так согласно п. 1.1. Договора исполнитель обязался на условиях настоящего договора оказать услугу (работы) по санитарно - эпидемиологической экспертизе проектной документации зон санитарной охраны водозабора г. Сортавала №1217.12/1258-1-0-ЗСО на соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормам, в порядке и в сроки, предусмотренные договором.

При этом именно заказчик устанавливает правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов на территории поясов зон санитарной охраны, что отражено в разделе 5.4 Проекта.

Кроме того, суд принимает во внимание, что доказательств тому, что на момент составления экспертного заключения на территории п. Хелюля действовал аэропорт в материалах дела не имеется.

Из Генерального плана Хелюльского городского поселения следует, что на территории пгт. Хелюля расположен аэропорт (раздел 6.3), в реестре потенциально - опасных объектов значится склад авиационного бензина Сортавальского авиаотделения (таб. 6.3).

При этом указание в генеральном плане на аэропорт и склад авиационного бензина не опровергает данный вывод, так как Генеральный план Хелюльского поселка городского типа, утвержден решением Совета Сортавальского муниципального района №12 от 13.11.2013, в таблице 4.1 указаны «Сведения о планируемых для размещения на территориях поселения объектах федерального и регионального значения», в то время как экспертное заключение о соответствии санитарно - эпидемиологическим требованиям №489 было составлено 19.07.2013, санитарно-эпидемиологическое заключение №10 СР.01.000.Т.000009.07.13, то есть до утверждения Генерального плана.

При этом, следует учитывать, что представленные на экспертизу Проект зон санитарной охраны водозабора согласован с администрацией Сортавальского муниципального района, администрацией Сортавальского городского поселения, администрацией Хелюльского городского поселения.

В связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, на момент вынесения экспертного заключения № 489 и санитарно - эпидемиологического заключения права административного истца нарушены не были.

Как установлено судом, БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» владеет на праве оперативного управления зданием аэровокзала, взлётно-посадочной полосой, складом ГСМ аэропорта «Сортавала», расположенными по адресу: г. Сортавала, пгт. Хелюля, ул. Фабричная, на земельном участке с кадастровым номером 10:07:0042810:56, с 02.11.2018.

Тем самым, оспариваемые заключения на момент их принятия не затрагивали права административного истца, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска на основании п. 2 ст. 3 КАС РФ, согласно которой судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы организаций.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, суд

решил:

административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

Судья Л.П. Вакуленко

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2020.