Дело 12-14/2020
УИД 10MS0033-01-2020-000003-72
РЕШЕНИЕ
10 февраля 2020 года г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Михеев А.В., при секретаре Павлюченя М.А. с участием представителя УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) ФИО1, представившей доверенность от <Дата обезличена>, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Сортавала Республики Карелия от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «<Данные изъяты>» Макуха Л.И.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г.Сортавала Республики Карелия от <Дата обезличена>, производство по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «<Данные изъяты>» Макуха Л.И., было прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
ГУ УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) обратилось в суд с жалобой, указав, что управление с постановлением суда не согласно по следующим основаниям.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Товарищество собственников жилья «<Данные изъяты>» <Дата обезличена> зарегистрировано в УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное). Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица по состоянию на <Дата обезличена> являлась председатель Товарищества Макуха Л.И.
В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) Товарищество является страхователем.
Обязанность страхователя предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их учета сведения о работающих застрахованных лицах установлена ст. 11 Закона №27-ФЗ. За неисполнение данной обязанности установлена ответственность для работодателей и их должностных лиц в виде штрафов.
В соответствии с ч.2 ст. 16 Закона №27-ФЗ органы ПФР обязаны осуществлять контроль за правильностью предоставления страхователями сведений персонифицированного учета.
К застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст.7 Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) относятся граждане РФ, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
В соответствии со статьей 17 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
В силу положений ЖК РФ (ч.1 ст. 135) и ГК РФ (п.2 ст.123.14, ст.144-147) на председателя Товарищества возложено выполнение определенных функций по этой выборной должности, в связи с чем, его деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ТСЖ «<Данные изъяты>» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Согласно ст. 144 и 147 ЖК РФ органами управления Товарищества являются общее собрание членов Товарищества и правление, правление избирает из своего состава председателя правления, в обязанности правления входит наем рабочих и служащих, заключение договоров, председатель правления Товарищества подписывает платежные документы и совершает сделки, то есть председатель правления Товарищества выполняет определенные функции по этой выборной должности (ст. 149 ЖК РФ).
Даже при отсутствии заключенного в письменной форме трудового договора, при фактическом допуске работника к работе с ведома или по поручению работодателя, возникают трудовые отношения между работником и работодателем, следовательно, такое лицо является застрахованным лицом в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 167-ФЗ и в отношении такого лица подлежат предоставлению сведения по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.
Таким образом, председатель ТСЖ «<Данные изъяты>» Макуха Л.И. являлась работающим лицом, следовательно, страхователь обязан был представить о нем индивидуальные сведения в установленные сроки.
Действующее законодательство не предусматривает положений, освобождающих какие-либо организации от обязанности предоставлять сведения о работниках по причине отсутствия выплат в пользу работников.
Поскольку председателем Товарищества Макуха Л.И. в нарушение установленного п.п.2.2 ст.11 Закона №27-ФЗ срока не представлено сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за <Дата обезличена>, в ее действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Просит постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия от <Дата обезличена> о прекращении производства по делу об административном правонарушении (<Номер обезличен>) в отношении председателя ТСЖ «<Данные изъяты>» Макуха Л.И. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель УПФР в <Адрес обезличен> Республики Карелия (межрайонное) ФИО1 жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Макуха Л.И., в суд не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав явившееся лицо, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Порядок и сроки представления сведений о страховых взносах и страховом стаже регламентируются ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также Закон № 27-ФЗ), в силу п. 1 которой страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (форма СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. № 83п).
Из материалов дела следует, что основанием для составления в отношении председателя ТСЖ «<Данные изъяты>» Макуха Л.И., протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, явилось то, что Макуха Л.И., являясь должностным лицом, в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» <Дата обезличена> представила в УПФР в г. Сортавала РК (межрайонное) сведения по списочной форме СЗВ-М за <Дата обезличена> в отношении одного застрахованного лица, со сроком представления не позднее <Дата обезличена>.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении мировой судья посчитала, что отсутствуют доказательства того, что Макуха Л.И. является застрахованным лицом и о том, что она получает какие-либо выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами, в связи с чем, прекратила дела на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Между тем, прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировым судьей не учтено следующее.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами, то есть лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом, являются работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
В силу статьи 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В соответствии с частью 3 статьи 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.
На основании части 1 статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества (часть 2 статьи 149 ЖК РФ).
Положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.
В соответствии со статьей 17 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Таким образом, поскольку жилищным законодательством на председателя правления товарищества собственников жилья возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность является трудовой деятельностью.
В судебном заседании установлено, что с <Дата обезличена> и на момент вменяемого административного правонарушения Макуха Л.И. являлась председателем «<Данные изъяты>».
Учитывая изложенные обстоятельства, прихожу к выводу, что избранный председатель правления товарищества собственников жилья является застрахованным лицом и на него в полной мере распространяется требование представления отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП РФ, составляет один год.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия от <Дата обезличена> подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка <Номер обезличен><Адрес обезличен> Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6., 30.7. КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Сортавала Республики Карелия от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «<Данные изъяты>» Макуха Л.И. отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 г.Сортавала Республики Карелия.
Судья А.В. Михеев