Дело №2а-1588/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Сорочинск 25.10.2016 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области,
в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретаре Соколовой Н.В.,
с участием старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Петрова В.Ю.,
представителя административного ответчика ГКУ «Сорочинское лесничество» Слободчикова <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оренбургского природоохранного прокурора к ГКУ «Сорочинское лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров и обязании устранить нарушения
У С Т А Н О В ИЛ:
Оренбургский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия ГКУ «Сорочинское лесничество» по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. В обоснование своих требований указал, что основными целями деятельности ГКУ «Сорочинское лесничество являются обеспечение устойчивого управления лесами, охрана, защита и воспроизводство лесов. К одной из функций этой организации относится осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах, наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами.
Леса расположенные в границах ГКУ «Сорочинское лесничество» относятся к I-V классу опасности.
В соответствии со статьями 53, 53.2 ЛК РФ меры пожарной безопасности лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.
Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах лесных пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 7-9 «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» (утвержден приказом Минприроды России от 23.06.2014 года № 276) наземное патрулирование лесов, в частности осуществляется:
-при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа;
- при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 9 до 21 часа не реже одного раза в час;
- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.
Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничестве лесопарка.
Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системам наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах I зависимости от условий погоды:
- при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 10 до 20 часов не реже 1 раза в 2 часа;
- при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 9 до 21 часа не реже 1 раза в час;
- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 6 до 24 часов не реже 1 раза в час.
По сведениям ГУ МЧС России по Оренбургской области в лесах на территории Сорочинского лесничества:
- 8.05.-10.05.2016г. установился 3 класс пожарной опасности;
- 19.05-22.05.2016г. установился 4 класс пожарной опасности;
- 05.07.- 07.07.2016г. установился 5 класс пожарной опасности.
Согласно полученным из Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области данным навигационных приборов ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система - российская система глобального позиционирования), установленных на автомобилях лесничества:
1) на автомобиле марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование:
- 08, 09, 10.05.2016 г. с 12.51-14.06 часов (начало патрулирования) до 19.35-20.48 (окончание патрулирования);
- 19, 20, 21, 22.05.2016 г. с 09.41-12.45 часов (начало патрулирования) до 13.51-19.30 часов (окончание патрулирования);
- 05.07.- 07.07.2016 г. с 09.36-09.38 часов (начало патрулирования) до 19.30- 23. 08 часов (окончание патрулирования);
2) на автомобиле марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование:
- 08, 09, 10.05.2016 г. с 11.06-15.43 часов (начало патрулирования) до 12.19-17.37 часов (окончание патрулирования);
- 19, 20, 21, 22.05.2016 г. с 09.22-11.38 часов (начало патрулирования) до 16.33-21.22 часов (окончание патрулирования);
- 05.07.- 07.07.2016 г. с 09.18-15.44 часов (начало патрулирования) до 18.10- 23.29 часов (окончание патрулирования);
3) на автомобиле марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование:
- 08, 09, 10.05.2016 г. с 12.34-15.28 часов (начало патрулирования) до 21.23-23. 43 часов (окончание патрулирования);
- 19, 20, 21, 22.05.2016 г. с 09.36-12.14 часов (начало патрулирования) до 21.16- 22.57 часов (окончание патрулирования);
- 05.07.- 07.07.2016 г. с 07.11-09.43 часов (начало патрулирования) до 20.26-23. 02 часов (окончание патрулирования);
4) на автомобиле марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование:
- 08, 09, 10.05.2016 г. с 09.37-11.32 часов (начало патрулирования) до 12.18-14.51 часов (окончание патрулирования);
- 19, 20, 21, 22.05.2016 г. с 08.57-18.03 часов (начало патрулирования) до 18.04— 19.26 часов (окончание патрулирования);
- 05.07.- 07.07.2016 г. с 09.05-10.39 часов до 16.26-20.37 часов.
Полагает, что в нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Сорочинское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом - осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах не ведется в связи с их отсутствием, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится, не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.
Кроме того, в нарушение п. 16 Порядка ГКУ «Сорочинское лесничество» вместо карточки учета лесного пожара заполняет акт о лесном пожаре, в котором отсутствуют сведения о географических координатах пожара и иные необходимые сведения.
Просит признать незаконным бездействие ГКУ «Сорочинское лесничество» по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; обязать ГКУ «Сорочинское лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров организовать пожарные наблюдательные пункты, осуществлять наземное патрулирование, а также учет лесных пожаров в полном соответствии с Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденным приказом Минприроды России от 23.06.2014 года № 276.
В судебном заседании старший помощник Сорочинского межрайонного прокурора Петров В.Ю. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГКУ «Сорочинское лесничество» Слободчиков А.А. с требованиями прокурора не согласился, суду пояснил, что мониторинг пожарной опасности и лесных пожаров включает в себя, в том числе, организацию патрулирования лесов. На балансе Сорочинского лесничества находится 33086 га. лесов, которые расположены на территории пяти районов. В штате лесничества имеется 6 лесничих. С учетом того, что разработанные в соответствии с планом тушения пожаров маршруты патрулирования имеют протяженность от 100 до 150 км., силами только лесничих невозможно осуществить патрулирование по всем маршрутам 2 раза в день. С этой целью разрабатываются графики совместного патрулирования, к которому привлекаются охотоведы, сотрудники лесхоза, отдела надзорной деятельности, представители местной администрации и землепользователи. Данные лица осуществляют патрулирование на транспорте, который не закреплен за ГКУ «Сорочинское лесничество» и, соответственно, не имеет датчиков ГЛОНАСС. С учетом разработанных графиков патрулирования периодичность, предусмотренная порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров соблюдается. Также не обоснован довод об отсутствии пожарных наблюдательных пунктов, представленными актами осмотров подтверждается, что они имеются и используются. Карточки учета пожаров действительно ранее не велись, поскольку данные требования не были своевременно доведены, однако в настоящее время у всех лесничих данные карточки имеются, в случае обнаружения лесного пожара они заполняются и сведения передаются в региональную диспетчерскую службу.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Оренбургский природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что ГКУ «Сорочинское лесничество» не надлежащим образом осуществляет мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Приказом Минприроды России от 23.06.2014 года № 276 утвержден Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (далее – Порядок).
В соответствии с п.3 данного Порядка мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
1) наблюдение за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
3) организацию патрулирования лесов;
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Наземное патрулирование лесов осуществляется:
5) при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в течение светлого времени суток на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, - круглосуточно.
Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам наземного патрулирования лесов, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка (п. 7, 8 Порядка).
В обоснование нарушения административным ответчиком периодичности и времени патрулирования прокурор сослался на данные систем навигации ГЛОНАСС, установленных на служебных автомобилях ГКУ «Сорочинское лесничество». Вместе с тем, указанный выше Порядок не предполагает осуществление патрулирования лесов исключительно штатными работниками лесничеств с использованием только служебного транспорта. С учетом площади лесничеств, протяженности маршрутов патрулирования и количества лесничих выполнение нормативов патрулирования только силами административного ответчика физически невозможно. В связи с этим суд соглашается с позицией представителя административного ответчика о том, что на ГКУ «Сорочинское лесничество» возлагается обязанность организовать патрулирование лесов. В подтверждение исполнения данной обязанности представитель административного ответчика представил суду утвержденные графики межведомственного патрулирования участков лесного фонда, действовавшие в дни, указанные прокурором в административном исковом заявлении. Доказательств того, что совместное патрулирование осуществлялось не в соответствии с периодичностью, установленной Порядком, прокурор суду не представил, в связи с чем его исковые требования об обязании административного ответчика осуществлять наземное патрулирование в точном соответствии с порядком необоснованны.
Требования прокурора об обязании ответчика создать пожарные наблюдательные пункты также являются необоснованными. Представителем ответчика представлены в материалы дела акты натурного осмотра пожарных наблюдательных пунктов от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что на указанную дату на территории всех участковых лесничеств данные пункты имеются. В опровержение этих доводов прокурор никаких доказательств суду не представил. В материалах дела отсутствует акт проверки, подписанный работником прокуратуры с участием представителя ГКУ «Сорочинское лесничество», объяснение директора ГКУ «Сорочинское лесничество» не имеет даты составления, в связи с чем суд не может принять его в качестве доказательства допущенного нарушения.
Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров, при обнаружении лесного пожара заполняет карточку учета лесного пожара, в которой указывается:
1) географические координаты лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды;
2) азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта;
3) лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище, квартал (если есть возможность - выдел);
4) дата и время обнаружения лесного пожара;
5) площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом);
6) целевое назначение лесов и категория земель;
7) сведения о гражданах, юридических лицах, которым предоставлен лесной участок, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии);
8) основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений);
9) предварительная причина лесного пожара;
10) дополнительная информация, которая может оказать помощь при организации тушения лесного пожара.
Представитель административного ответчика Слободчиков А.А. не отрицал тот факт, что на момент проведения проверки такие карточки лесничими не велись. Однако после проведенной проверки данное нарушение было устранено. В подтверждение этому представил суду приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-п, которым участковым лесничим предписано при выполнении работ по мониторингу лесных пожаров иметь при себе карточки, в случае обнаружения лесного пожара заполнять карточку учета лесного пожара установленного образца. Исполнение данного приказа подтверждается копией карточки от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что выявленное нарушение устранено еще до подачи прокурором административного искового заявления, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика и возложения на него в принудительном порядке обязанности, добровольно им исполняемой.
При установленных обстоятельствах исковые требования Оренбургского природоохранного прокурора необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Оренбургского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия ГКУ «Сорочинское лесничество» по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров и обязании устранить нарушения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31.10.2016 года.
Судья: Р.Р. Кучаев