НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область) от 11.04.2016 № 2-2137/2016

Дело № 2-2137/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2016 года город Нижний Новгород

Судья Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода Умилина Е.Н., при секретаре ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> города ФИО1 о назначении досрочной трудовой пенсии,

установил:

Истец обратился в суд с иском, в котором просит включить ему в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобуса первого класса городских пассажирских регулярных маршрутов НПАП № <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц и назначить ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований указал, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ в <адрес> г. Н.ФИО6<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа на момент обращения. С данным решением он не согласен, считает его необоснованным, нарушающим его законные права и интересы. В специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, ответчиком включено <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня. Исключены из специального стажа следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобуса первого класса городских пассажирских регулярных маршрутов НПАП № <данные изъяты>, в связи с тем, что в указанные периоды ему не выплачивалась премия за регулярные рейсы, тарифная ставка за <данные изъяты> годы не определена, коллективные договоры с тарифными ставками и положения об оплате труда за <данные изъяты> годы не представлены. Однако в расчетных листах в графе «часы на линии» количество отработанных часов ежемесячно превышает норму <данные изъяты> часов, таким образом, тарификация производилась из расчета часовой тарифной ставки, характерной для водителей автобусов городских регулярных маршрутов. Он осуществлял городские пассажирские перевозки по строго определенному маршруту, утвержденному Администрацией города ФИО1 и работодателем <данные изъяты><данные изъяты> - <данные изъяты><данные изъяты> (автобусный маршрут № <данные изъяты>), Красное Сормово - Щербинки (автобусный маршрут № <данные изъяты>), пл. <данные изъяты> (автобусный маршрут № <данные изъяты>), из чего следует, что эти маршруты являются регулярным городским пассажирским маршрутом. Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда ФИО7, президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГФИО13, предусмотрен раздел XXXIII «Транспорт», в котором пунктом 198 предусмотрена профессия - «Водитель автобуса регулярных линий, в том числе и заказных» и установлена продолжительность дополнительного отпуска 12 рабочий дней; «Водитель автомобиля, работающего на автобусе регулярных линий, в том числе и заказных» и установлена продолжительность дополнительного отпуска 12 рабочий дней. В архивной копии его личной карточки приведены сведения о продолжительности отпусков, представляемых ему в спорные периоды. Ежегодные оплачиваемые отпуска ему предоставлялись за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 37 дней; за <данные изъяты> года: с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год - 35 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 39 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ - 37 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 44 дня; за <данные изъяты> года: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 38 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 38 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 38 дней. Исходя из общей продолжительности предоставляемого ему отпуска, продолжительность дополнительного отпуска была установлена ему именно как «водителю регулярных городских пассажирских маршрутов» («водителю автомобиля, работающему на автобусе регулярных линий»), так как выполнялись условия, предъявляемые в п. 8, 9 Инструкции, а именно занятость по соответствующей профессии в течении года не менее 11 месяцев. В расчетных листах о начислении заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в отношении него имеются сведения о количестве отработанных часов, в том числе повременно, имеется начисление заработной платы за работу в ночное время, за сверхурочное время, за ремонт, премии за выполнение графика, за кондуктора, за экономию бензина, доплаты наставникам. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских пассажирских маршрутах, заработная плата начислялась за часы, отработанные на линии по повышенным тарифным ставкам. Начисление заработной платы иным водителям (пригородных маршрутов) производилась по общим тарифным ставкам. Таким образом, указание в ведомости по начислению заработной платы на повременную оплату труда свидетельствует, что водитель работал на автобусах на регулярных городских пассажирских маршрутах. Также предусматривалось премирование водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах за соблюдение маршрутного расписания движения автобуса. За каждый невыполненный или нерегулярный рейс размер премии уменьшался. Из расчетных листов видно, что он работал водителем именно на городских регулярных маршрутах, так как заполнены графы «повременно», «сверхурочно», «ремонт». При этом из расчетных листов видно, что заработная плата исчислялась исходя из размера повышенной тарифной ставки, установленной для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, с учетом отработанных часов на линии. Оплата труда водителей, которые работали на заказе, а не на маршрутной линии, рассчитывалась иначе, в связи с чем в ведомости по оплате труда графы «повременно» и «регулярность» не заполнялись, заполнялась графа «заказ». Водителям при работе на городских автобусах регулярных линий, устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов. Часовая тарифная ставка для водителей 2 класса при работе на автобусах, отнесенных к большим на городских автобусах регулярных линий в городах с численностью более 500 тысяч человек (без прицепа) установлена в размере 91 рубль 80 копеек. Водителям при работе на городских маршрутах в городах с численностью населения 500 тысяч человек, устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов. Часовая тарифная ставка для водителей при работе на автобусах, отнесенных к большим (свыше 9,5 до 12 м.) установлена в размере 104 копейки. То обстоятельство, что в некоторые месяцы ему выплачивалась заработная плата меньше установленных ставок, не может являться основанием для исключения периодов из специального стажа, поскольку заработная плата ему выплачивалась с учетом участия в ремонте автомобиля. Например, в сентябре <данные изъяты> года ему производилось начисление только за ТО, однако согласно письму Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 13-пр О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах при переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе. Водители автобусов городских маршрутов получали доплату за реализацию билетной продукции и абонементских талонов на городских маршрутах - при начислении премии за продажу абонементских талонов производилось начисление сумм по классификатору видов начислений заработной платы, которая отражалась при начислении зарплаты отдельной графой, действовала только на городских маршрутах. В автобусах устанавливалось специальное оборудование (кассы-копилки, кассы-полуавтоматы и компостеры), а на водителя возлагались дополнительные обязанности по оформлению документов по инкассации выручки, получению билетов, их учету после каждого рейса. Оплата «безкондуктор» в расчетных листах свидетельствует о том, что он работал на регулярных городских маршрутах, поскольку реализация абонементов осуществлялась только водителями городских пассажирских маршрутов на основании пункта 62 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте и Методических указаний о порядке перехода на бескассовый метод обслуживания пассажиров городского автобусного транспорта, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Анализ составляющих частей его заработной платы и отработанного времени позволяет придти к выводу, что тарификация его работы производилась из расчета часовой тарифной ставки, характерной для водителей автобусов городских регулярных маршрутов. Он отработал на линии городских регулярных маршрутов более ДД.ММ.ГГГГ часов, то есть более 80 процентов рабочего времени.

ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил свои требования, просит включить в стаж его работы для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобуса первого класса городских пассажирских регулярных маршрутов НПАП № 4 - 7 лет 9 месяцев, назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель истца ФИО9, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> города ФИО2 Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, оснований для включения в специальный стаж указанного периода работы ФИО5 не имеется.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 9 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» от ДД.ММ.ГГГГ признается право каждого человека на социальное обеспечение.

На основании ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно статье 2 указанного Закона страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Досрочная страховая пенсия в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях», Закон ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении граждан в ФИО7», Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (подпункт «б» пункта 1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № 10.

При этом время выполнявшихся до ДД.ММ.ГГГГ работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от ДД.ММ.ГГГГ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 665, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление № 665), утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, в стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого гражданам досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы, когда ими постоянно в течение полного рабочего дня выполнялись работы, дающие в соответствии с законодательством право на указанную пенсию.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Списки № 1 и № 2 применяются к работникам организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Указанное означает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют работники государственных, кооперативных, акционерных и других организаций, где осуществляются работы, предусмотренные этими Списками.

Не имеет так же значения, к какой отрасли экономики относится организация, в которой организовано то или иное производство, предусмотренное Списками № 1 и № 2. Во всех случаях работники данного производства приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списками № 1 и № 2. При этом в указанное время включаются периоды выполнения подготовительных, вспомогательных работ, текущих ремонтных работ.

Согласно пункту 1 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованного с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо Минтранса России от 02.07.1992г. № 13-пр) право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 «к» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

Из материалов дела усматривается, что ФИО5 осуществлял трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автобуса 1 класса городских пассажирских регулярных маршрутов в Горьковском пассажирском автотранспортном предприятии № 4 (в настоящее время филиал «Нижегородское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» филиал ГП НО»Нижегородпассажиравтотранс»).

ДД.ММ.ГГГГФИО5 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением ГУ-УПФ РФ по <адрес> города ФИО1 № 35 от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу отказано в связи с тем, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО5 не выплачивалась премия за регулярные рейсы, также тарифная ставка за 1994-2003 годы не определена, коллективные договоры с тарифными ставками и положения об оплате труда за 1994-2001 годы не представлены, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год отсутствует в выписке застрахованного лица.

В специальный стаж не вошли периоды работы ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса 1 класса городских пассажирских регулярных маршрутов в Горьковском пассажирском автотранспортном предприятии № 4 (в настоящее время филиал «Нижегородское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» филиал ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс»).

Судом исследованы лицевые счета о начислении заработной платы, расчетные листки, из которых усматривается, что в отношении истца имеются сведения о количестве отработанных часов, имеется начисление заработной платы за работу в ночное время, за сверхурочное время, за ремонт, за регулярность, премии за выполнение графика, за кондуктора, за экономию авто топлива.

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских пассажирских маршрутах, заработная плата начислялась за часы, отработанные на линии по повышенным тарифным ставкам. Начисление заработной платы иным водителям (пригородных маршрутах) производилась по общим тарифным ставкам. Также предусматривалось премирование водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах за соблюдение маршрутного расписания движения автобуса. За каждый невыполненный или нерегулярный рейс размер премии уменьшался. Из имеющихся в материалах дела лицевых счетов видно, что истец работал водителем именно на городских регулярных маршрутах, так как заполнены графы «сверхурочно», «ремонт» (когда производил ремонт). При этом из лицевых счетов видно, что заработная плата исчислялась исходя из размера повышенной тарифной ставки, установленной для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, с учетом отработанных часов на линии.

В соответствии с п. 4 приложения № 21 к Постановлению ЦК КПСС, Совмина ФИО7, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № 1115 О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства водителям при работе на городских маршрутах в городах с численностью населения 500 тыс. человек, устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов. Часовая тарифная ставка для водителей при работе на автобусах, отнесенных к большим (свыше 9,5 до 12 м.) установлена в размере 104 копейки. Кроме того, при применении Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 1115, устанавливающего тарифную ставку в размере 104 копейки следует учитывать, что Закон ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ «О предприятиях в ФИО7 предоставил предприятиям право самостоятельно устанавливать формы, системы и размер оплаты труда своих работников». Таким образом, начиная с 1990 года, названное Постановление может быть использовано как основа для установления структуры тарифной системы. Как следует из приказов работодателя, оплата истцу устанавливалась на основании Положения.

Кроме того, суд отмечает, что оплата «без кондуктора» под шифром «131» в лицевых счетах свидетельствует о том, что истец работал на регулярных городских маршрутах, поскольку реализация абонементов осуществлялась только водителями городских пассажирских маршрутов на основании п. 62 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте и Методических указаний о порядке перехода на бескассовый метод обслуживания пассажиров городского автобусного транспорта, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 200. Методическими указаниями от ДД.ММ.ГГГГ № 200 установлено, что водители за соблюдение графика премируются. Из представленных в материалах дела документов усматривается, что в состав заработной платы истца при его работе в спорные периоды включалась премия за график. Ее размер зависел от качества работы водителя. В случае установления работодателем факта каких-либо нарушений, допущенных водителем, как, например, нарушение маршрутного расписания, невыполнение месячного плана выручки, работодатель мог вынести приказ о депремировании работника.

Особенности регулирования труда и отдыха водителей автотранспорта предусмотрены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Госкомтруда ФИО7, Секретариата ВЦСПС № 255/16 от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, которым предусматривалось, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 41 часа в неделю и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 16 от ДД.ММ.ГГГГ нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Следовательно, в месяц истцом должно быть отработано 160 часов, таким образом, норма рабочего времени (занятость не менее 80%) должна составлять 128 часов (160 часов x 80%).

Из сведений лицевых счетов за спорный период усматривается, что истец отработал на линии городских регулярных маршрутов более 128 часов (за исключением времени нахождения на больничном, отпуске, на работах по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей), то есть более 80 процентов рабочего времени.

Анализ составляющих частей заработной платы истца и отработанного времени исходя из данных расчетных ведомостей по начислению заработной платы позволяет суду прийти к выводу, что тарификация работы истца производилась из расчета часовой тарифной ставки, характерной для водителей больших автобусов на городских регулярных маршрутах.

В расчетных листах ФИО5 о начислении заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеются сведения о количестве отработанных часов, согласно которым норма рабочего времени истцом в спорные периоды выполнена.

Истец осуществлял городские пассажирские перевозки по строго определенному маршруту утвержденному Администрацией города ФИО1 и работодателем – <данные изъяты>.

В соответствии со статьей 67 Кодекса законов о труде Российской Федерации, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Порядок исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска определяется законодательством.

Государственным комитетом ФИО4 по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального ФИО4 Профессиональных Союзов Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № 273/П-20 утверждена Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

В соответствии с п. 8, 9 Инструкции, полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев; если рабочий, инженерно-технический работник или служащий в рабочем году проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списке, менее 11 месяцев, то ему дополнительный отпуск предоставляется пропорционально проработанному времени.

Согласно п. 1 Инструкции, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставляются рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному Постановлением Государственного комитета ФИО4 по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № 298/П-22.

Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда ФИО7, президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № 273/П-20, предусмотрен раздел ХХХIII «ТРАНСПОРТ», в котором пунктом 198 предусмотрена профессия:

«Водитель автобуса регулярных линий, в том числе и заказных» и установлена продолжительность дополнительного отпуска 12 рабочих дней (редакция Списка от ДД.ММ.ГГГГ),

«Водитель автомобиля, работающего на автобусе регулярных линий, в том числе заказных» и установлена продолжительность дополнительного отпуска 12 рабочих дней (редакция Списка от ДД.ММ.ГГГГ).

В материалах дела имеется копия личной карточки работника ФИО5, в которой имеются сведения о продолжительности отпуска, предоставляемого истцу в спорные периоды. Так, ежегодные оплачиваемые отпуска истцу предоставлялись: за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 37 дней; за <данные изъяты> года: с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год - 35 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 39 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ - 37 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 44 дня; за <данные изъяты> года: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 38 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 38 дней; за <данные изъяты> годы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 38 дней.

Исходя из общей продолжительности предоставляемого ФИО5 отпуска, продолжительность дополнительного отпуска была установлена ему именно как «водителю регулярных городских пассажирских маршрутов» («водителю автомобиля, работающему на автобусе регулярных линий»), так как выполнялись условия, предъявляемые в п. 8, 9 Инструкции, а именно, занятость истца по соответствующей профессии в течение года не менее 11 месяцев.

Как указано в решении ответчика, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не учтены в специальный стаж в связи с тем, что тарифная ставка определена, но не имеется Положения по оплате труда, а так же отсутствует премия за регулярные рейсы.

С данным доводом суд не соглашается, поскольку в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тарифная ставка определена, в Положении об оплате труда указано, что премированию подлежали водители, осуществляющие рейсы, отмеченные в системе АСДУ-А по всем контрольным пунктам, согласно лицевым счетам истцу начислялась премия.

Также суд не соглашается с мнением ответчика о том, что периоды работы истца, которые он просит включить, не подлежат включению в связи с отсутствием премии за регулярные рейсы, поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица указаны особые условия труда. Кроме того, премирование водителей за регулярность в соответствии с Приказами Минтранса, всегда носило не обязательный, а рекомендательный характер.

Таким образом, судом установлено, что истец в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял работу в должности водителя автобуса, постоянно трудился на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Доводы ответчика, приведенные в решении об отказе в назначении досрочной пенсии о невключении спорных периодов, опровергаются приведенными доказательствами.

Кроме того, суд учитывает, что ответчиком не было представлено суду и доказательств наличия обстоятельств, подтверждающих иные условия и характер труда истца в качестве водителя автобуса в спорные периоды, в сравнении с работой в том же качестве в периоды, засчитанные в специальный стаж. Представленные по делу доказательства не свидетельствуют о выполнении истцом в спорные периоды работы иного объема и характера, чем в периоды, подтвержденные ответчиком как работа, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости.

В связи с изложенным, исковые требования о включении в стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующих периодов - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве водителя 1 класса НПАП №4, подлежат удовлетворению.

В силу статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии - ДД.ММ.ГГГГФИО5 было 54 года, у ФИО5 право на получение досрочной трудовой пенсии возникло при достижении 55 лет, таким образом досрочная трудовая пенсия подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с учетом включенных в специальный стаж периодов, на указанную дату, он выработал 20 лет в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, имеет страховой стаж 25 лет и достиг возраста 55 лет.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> города ФИО1 включить в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы ФИО5 в качестве водителя автобуса первого класса городских пассажирских регулярных маршрутов НПАП № 4: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> города ФИО1 назначить ФИО5 трудовую пенсию по старости досрочно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд города ФИО1 в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий- подпись

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в материалах дела № 2-2137/2016

Копия верна:

Судья Сормовского районного суда

Г.Н.Новгорода Е.Н.Умилина