Дело №2-33/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2014 года пос. Сонково
Сонковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Никитиной Ж.В.,
с участием помощника прокурора Сонковского района Тверской области Тагирова Р.Р.,
представителя ответчика Администрации Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» Комарова Н.С., действующего на основании доверенности №2 от 09 января 2014 года,
при секретаре Ракитиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда гражданское дело по иску прокурора Сонковского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» в подготовке и утверждении документов территориального планирования и возложении обязанности по утверждению генерального плана городского поселения,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора Сонковского района Тверской области В.П. Борисов, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования (МО) «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» в подготовке и утверждении документов территориального планирования и возложении обязанности по утверждению генерального плана городского поселения. В обоснование заявленных требований указывается, что прокуратурой Сонковского района по поступившему обращению из Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций проведена проверка исполнения законодательства о градостроительной деятельности. В ходе проведённой проверки установлено, что в городском поселении посёлка Сонково не утверждены документы территориального планирования. В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Согласно п. 20 ст. 6 Устава Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство в настоящее время относится к вопросам местного значения муниципального образования городского поселения посёлка Сонково. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений. Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к документам территориального планирования относится генеральный план поселения. Согласно ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Одним из важных документов, определяющих систему и структуру застройки населённых пунктов, являются правила землепользования и застройки. Подготовка проекта правил землепользования и застройки в соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ осуществляется с учётом положений по территориальному планированию, содержащихся в документах территориального планирования, с учётом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Согласно требованиям ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населённых пунктов могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам (жилым, общественно-деловым, производственным, рекреационным, сельскохозяйственного использования и т.д.). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Вышеназванные требования земельного и градостроительного законодательства на территории муниципального образования городское поселение посёлок Сонково не действуют, поскольку соответствующее решение на муниципальном уровне не принято. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно ч. 5 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Важнейшим фактором, оказывающим негативное воздействие на развитие и застройку поселения, является отсутствие генерального плана и правил землепользования и застройки. Интересы муниципального образования городского поселения посёлок Сонково заключаются в соблюдении на территории поселения градостроительных и строительных норм и правил застройщиками, обеспечения баланса жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных и иных зон, недопущении изменения архитектурного облика городского поселения с нарушением принципа зонирования территорий. Интересы Российской Федерации заключаются в точном единообразном исполнении законов на всей территории России, недопущении произвольного толкования закона. В соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ. Принятие генерального плана поселения, а также правил землепользования и застройки обеспечит права граждан, владельцев земельных участков и объектов капитального строительства. Неисполнение органом местного самоуправления городского поселения возложенных на него законом обязанностей нарушает права неопределённого круга лиц, поскольку, согласно требованиям ч.ч. 1.2, 1.3 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», при отсутствии документов территориального планирования с 31 марта 2013 года не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую; не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории городского поселения в случаях, предусматривающих размещение: объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, энергетики, высшего профессионального образования, здравоохранения; объектов регионального значения; объектов местного значения муниципального района. В соответствии с требованиями п. 2 ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ в целях принятия мер прокурорского реагирования и защиты прав и интересов неопределённого круга лиц Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций и была направлена информация в прокуратуру Сонковского района о неисполнении органами местного самоуправления городского поселения посёлка Сонково Тверской области полномочий по утверждению генерального плана городского поселения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 45, 131 ГПК РФ, ст.ст. 21, 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» в подготовке и утверждении документов территориального планирования, обязать Администрацию Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» утвердить генеральный план поселения.
В ходе судебного разбирательства прокурором Сонковского района Тверской области представлено уточнённое исковое заявление, в котором с учётом положений ч.ч. 1.2, 1.3 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 8, ч ч. 1, 3, 4 ст. 9, ч. 1 ст. 18, ст.ст. 24, 25 Градостроительного кодекса РФ, п. 20 ст. 6 Устава Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области», принимая во внимание результаты проведённой прокуратурой Сонковского района проверки, в ходе которой установлено, что в городском поселении возложенные действующим законодательством полномочия в градостроительной сфере по развитию территорий, в частности, территориальному планированию, градостроительному зонированию и планировке территорий осуществляются не в полной мере, а именно, не подготовлен и не утверждён генеральный план поселения, что препятствует созданию условий для обеспечения безопасности при осуществлении градостроительной деятельности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, не обеспечивает ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и охрану и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» в подготовке и утверждении генерального плана поселения, обязать Администрацию Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» в срок до 31 марта 2015 года подготовить и внести на утверждение представительного органа Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» генеральный план поселения в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В ходе судебного разбирательства и.о. прокурора Борисов В.П., помощник прокурора Сонковского района Тверской области Тагиров Р.Р. уточнённые исковые требования поддержали. Из пояснений, данных представителями прокуратуры Сонковского района в судебных заседаниях, следует, что в соответствии с ч.ч. 1.2 и 1.3 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2004 года №191 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» после 31 марта 2013 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами местного самоуправления решений, в том числе о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую. Учитывая, что Градостроительный кодекс РФ вступил в законную силу в январе 2005 года, с учётом того, что подготовка данных документов, в частности, генерального плана поселения, подразумевает значительные финансовые затраты, у ответчика имелся длительный срок (9 лет) для решения этого вопроса, но на сегодняшний день генеральный план городского поселения посёлок Сонково не подготовлен и не утверждён. Ответчик ссылается на дефицит бюджетных средств, тот факт, что администрация поселения подавала заявку на включение в областную программу по проведению работ по территориальному планированию и градостроительному зонированию муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы, в рамках которой на условиях софинансирования расходов из областного и местного бюджетов должен был готовиться генеральный план поселения, но 31 декабря 2012 года Постановление Администрации Тверской области об утверждении данной целевой программы утратило силу. Вопрос о возможности получения софинансирования в 2014 году администрацией поселения не решён. На сегодняшний день генеральный план поселения не подготовлен и не утверждён, и, поскольку по смыслу законодательства данные действия должны были быть выполнены до 31 марта 2013 года, имеет место бездействие администрации посёлка на протяжении длительного периода. Генеральный план предусмотрен законом и является составной частью градостроительных документов и основополагающим документом для развития поселения и создания благоприятной среды, улучшения условий для проживания населения. Генеральным планом определяется зонирование территории, расположение проездов, дорог, площадок для отдыха и парковки, а также для создания технических, промышленных объектов, для их расширения, позволяет выполнить размещение всех объектов на территории с учётом требований нормативных документов, СНиПов и ГОСТов, с указанием мест подключений к существующим инженерным сетям. С разработки генерального плана в первую очередь начинается работа над каждым новым проектом, и он является частью исходной разрешительной документации, без которой строительство посёлка невозможно. Бездействие администрации может привести к невозможности создания нормальных условий для планирования и устойчивого развития территории поселения, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе и правообладателей земельных участков, а также объектов капитального строительства. Непринятие нормативных актов по подготовке и утверждению генерального плана влечёт за собой неэффективную реализацию закона, нарушение конституционных прав граждан и затрагивает интересы Российской Федерации, нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. Срок для исполнения решения суда до 31 марта 2015 года определён с учётом требований разумности, необходимости проведения ряда работ по подготовке технической составляющей генерального плана и мнения специалиста ООО «Титан-проект», осуществляющего подготовку проектов документов территориального планирования. Прокурор обратился в суд на основании поступившего обращения из Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций с иском как с наиболее действенной мерой реагирования, проверка в администрации посёлка по вопросу подготовки и утверждения генерального плана поселения прокуратурой не проводилась.
Представитель ответчика администрации МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» Комаров Н.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в части бездействия администрации городского поселения посёлка Сонково. Согласился, что генеральный план поселения необходим, поскольку это установлено законом, и администрация городского поселения посёлка Сонково, не имея достаточных средств в бюджете поселения для производства необходимых работ по подготовке проекта генерального плана поселения, изыскивала возможность софинансирования, участвовала в областных конкурсах инвестиционных проектов. На разработку генерального плана необходимо около 1500000 рублей, тогда как местный бюджет составляет примерно 10000000 рублей. На 2009 - 2013 года администрацией Тверской области принималась программа по подготовке документов территориального планирования, на участие в которой была подана заявка и администрацией городского поселения посёлка Сонково. Несмотря на нехватку в бюджете городского поселения посёлка Сонково денежных средств, в 2012 году были заложены расходы для участия на условиях софинсирования в указанной областной программе в 2013 году, однако инвестиционная программа поселения – посёлок Сонково в числе некоторых других муниципальных образований Тверской области не была включена в адресную инвестиционную программу Тверской области. По сообщению Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области о возможности в дальнейшем участвовать в конкурсе инвестиционных программ, финансируемых из областного фонда софинансирования расходов на 2014 год, администрации городского поселения посёлка Сонково будет сообщено дополнительно. На разработку проекта генерального плана денежные средства предусмотрены и в бюджете поселения на 2014 год. Выделить средства в полном объёме из резервных фондов на данные цели не представляется возможным. Участвовать в каких-либо кредитных программах поселение также не имеет возможности из-за отсутствия залоговой базы. Администрация городского поселения посёлка Сонково также не может использовать имеющиеся денежные средства на проведение какого-либо определённого этапа разработки генерального плана, поскольку основным условием при получении положительного решения об участии в областной инвестиционной программе является наличие средств в бюджете поселения для подтверждения готовности софинансирования. Кроме того, Градостроительный кодекс РФ предусматривает не только разработку генерального плана поселения, но и правил землепользования и застройки, которые администрация смогла разработать и принять также на условиях софинансирования из областного бюджета ещё в 2006 году. Также 19 февраля 2013 года Главой Администрации МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» принято постановление о подготовке проекта генерального плана поселения, администрацией подготовлены необходимые документы, утверждена муниципальная целевая программа по подготовке и разработке генерального плана городского поселения для получения ассигнований из областного фонда софинансирования. На настоящий момент в администрацию городского поселения посёлка Сонково обращений по вопросам распоряжения земельными участками либо строительства, разрешение которых невозможно при отсутствии генерального плана, не поступало. Инвестиционных проектов в отношении строительства каких-либо объектов в администрацию поселения также не поступало, поскольку поселение инвесторов не привлекает. В Постановлении Правительства Тверской области об утверждении программы территориального планирования детально описаны все необходимые действия для разработки генерального плана и сроки их выполнения, в частности, составление топографических съёмок длится более года, разработка самого генерального плана также занимает около года, ещё около полугода уходит на процессы согласования и утверждения разработанной документации, не менее трёх месяцев - на проведение процедуры конкурса и аукциона, что в целом составляет около трёх лет. В связи с чем, представлялось возможным разработать генеральный план поселения к 2017 году при условии участия в областной программе софинансирования. Однако в ходе судебного заседания по данному делу по сообщениям из различных организаций, осуществляющих работы по подготовке проектов документов территориального планирования и градостроительного зонирования, возможно определить более приемлемую для поселения стоимость и более короткие сроки выполнения работ. Так, ООО «Титан-проект» стоимость работ по разработке проекта генерального плана и правил землепользования оценивается в 600000 рублей. Поскольку на 2014 год бюджет поселения уже распланирован, а вопрос о бюджете на 2015 год будет рассматриваться в конце текущего 2014 года, и администрация городского поселения посёлка Сонково будет иметь возможность рассмотреть вопрос о финансировании в полном объёме необходимых работ по разработке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки поселения, в случае удовлетворения иска просил определить срок для исполнения решения до 31 декабря 2015 года.
Представитель третьего лица Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду представлен письменный отзыв, в котором указано, что Министерство поддерживает требования прокурора Сонковского района Тверской области, а также изложены доводы, аналогичные содержанию искового заявления. В дополнительных пояснениях, представленных в суд по уточнённым исковых требованиям прокурора, указано, что требования о подготовке и внесении на утверждение генерального плана городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области в представительный орган МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» до 31 марта 2015 года являются обоснованными.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» при рассмотрении дел названной категории по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действия (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действий (бездействия), соблюдён ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий, (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:
утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Пунктом 20 статьи 6 Устава Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области», утверждённого решением Совета депутатов городского поселения посёлка Сонково Сонковского района №13 от 06 февраля 2006 года, с изменениями, к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учётом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
На основании ч.ч. 1, 2, 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления. Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учётом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.
В силу п. 5.7 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 года №244, органы местного самоуправления могут поручить подготовку задания на проектирование генерального плана соответствующим уполномоченным органам в области градостроительной деятельности (органам архитектуры и градостроительства).
Согласно ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за: 1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; 2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствии с требованиями настоящего Кодекса; 3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков. Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право: 1) проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций; 2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; 3) получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны: 1) направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений; 2) направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором; 3) принимать меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1.1 ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ, Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п. 1, п.п. «е» п. 10, п.п. «о» п. 11, п.п. «н» п. 12 Положения о Министерстве Тверской области по обеспечению контрольных функций, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года №95-пп, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в сфере государственного контроля и надзора. Основными задачами Министерства являются, в том числе предупреждение, выявление и пресечение нарушений градостроительного законодательства при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области полномочий в области градостроительной деятельности. В соответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области законодательства о градостроительной деятельности, в том числе за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков. Министерство для осуществления возложенных на него задач и функций обладает правом проводить проверки деятельности органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, а также подведомственных им организаций.
Как указано в абз. 1 п. 1, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, в том числе органами местного самоуправления. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно копии решения Совета депутатов городского поселения посёлка Сонково от 23 мая 2006 года №19 «Об утверждении Правил землепользования и застройки посёлка Сонково Тверской области» Советом депутатов городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области утверждены указанные правила.
Как усматривается из представленной копии Технического задания на разработку проекта генерального плана городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области, названное техническое задание утверждено Главой Администрации городского поселения посёлка Сонково 20 февраля 2012 года, указан расчётный срок генерального плана - 2013 год.
Постановлением Администрации Тверской области от 01 сентября 2008 года №306-па «Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области «Территориальное планирование и градостроительное зонирование муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы» Администрацией Тверской области утверждена указанная программа с целью обеспечения Тверской области документами территориального планирования и градостроительного зонирования.
В соответствии с копией выписки из приложения 12 «Распределение расходов бюджета Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов на 2013 год» к решению Совета депутатов городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области от 26 декабря 2012 года №137 «О бюджете Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» в бюджете городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области на муниципальную целевую программу «Подготовка и разработка проекта генерального плана городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области на 2013 год» выделено 153 тыс. руб.
Из копии постановления Администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области от 19 февраля 2013 года №7-па «О подготовке проекта генерального плана городского поселения пгт Сонково Сонковского района Тверской области» следует, что в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ администрацией городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области принято решение разработать проект генерального плана пгт Сонково Сонковского района Тверской области.
В соответствии с копией постановления Администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области от 19 февраля 2013 года №8-па «Об утверждении муниципальной целевой программы «Подготовка и разработка проекта генерального плана городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области на 2013 год» администрацией городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области в целях планирования устойчивого социально-экономического развития городского поселения методами территориального планирования на основе рационального использования земель и их охраны, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, охраны природы, защиты территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного воздействия, повышения эффективности управления территорий городского поселения утверждена указанная программа со сроком реализации – 2013 год, общий объём финансирования программы – 1500 тыс. руб., в том числе средства фонда софинансирования бюджет Тверской области – 1347 тыс. руб., средства бюджета городского поселения посёлка Сонково – 153 тыс. руб.
Как указано в приложении 2 к Порядку проведения конкурса по определению инвестиционных программ социальной сферы, жилищно-коммунального и газового хозяйства, подлежащих финансированию из областного фонда софинансирования расходов в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области, Муниципальным образованием «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» 25 февраля 2013 года составлена бюджетная заявка на ассигнования из областного фонда софинансирования расходов для финансирования инвестиционных программ на 2013 год, а именно адресной инвестиционной программы «Подготовка и разработка генерального плана городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области», необходим общий объём ассигнований для финансирования из областного бюджета в размере 1347 тыс.руб.
В соответствии с копией постановления Администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области от 06 ноября 2013 года №46-па «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципального образования городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области на 2014-2016 годы» администрацией городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области утверждена указанная программа. Согласно паспорта указанная муниципальная программа состоит из подпрограмм, реализация подпрограммы 1 «Повышение эффективности муниципального управления» связана с решением задачи 3 «Управление имуществом муниципального образования», куда входит, в том числе утверждение генерального плана городского поселения посёлка Сонково, и выполняется путём проведения мероприятий по подготовке материалов для участия в конкурсе инвестиционных программ на право получения субсидий за счёт средств областного фонда софинансирования расходов на разработку документов территориального планирования и обеспечения финансирования расходов на разработку документов территориального планирования. Общий объём бюджетных ассигнований, выделенный на реализацию задачи 3 подпрограммы 1, составляет 309,3 тыс. руб.
В соответствии с копией выписки из приложения 12 «Распределение расходов бюджета Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» на 2014 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов» к решению Совета депутатов городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области от 26 декабря 2013 года №15 «О бюджете Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» на 2014 год» в бюджете городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области на подпрограмму 1 «Повышение эффективности муниципального управления» выделено 100 тыс. руб.
В сообщении №443 от 21 октября 2013 года администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области на имя начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области указано, что в соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ в 2006 году утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области. В виду дефицита бюджета администрацией городского поселения посёлка Сонково подана заявка на включение в план мероприятий по разработке генерального плана в Департамент градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области. Постановлением администрации Тверской области №306-па от 01 сентября 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области «Территориальное планирование и градостроительное зонирование муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы», куда непосредственно были включены работы по проведению топографической съёмки, подготовке цифровой картографической основы и генерального плана городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области. Все мероприятия планировалось провести до 2013 года, однако по неизвестным причинам мероприятия программы не были реализованы в установленные сроки. Для выполнения вышеуказанных мероприятий администрацией городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области в 2013 году вновь сформирован пакет документов и материалы направлены в конкурсную комиссию Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области для участия в конкурсе на разработку проектной документации. По результатам рассмотрения Главным управлением архитектуры и градостроительства Тверской области доведена информация о включении муниципального образования городское поселение посёлок Сонково в актуализированный план-график разработки и утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки городских округов и поселений Тверской области на апрель-декабрь 2013 года. В бюджете муниципального образования городское поселение посёлок Сонково на 2013 год предусмотрены расходы на проведение мероприятий по подготовке и разработке генерального плана городского поселения посёлка Сонково с учётом предоставления субсидий за счёт средств областного фонда софинансирования расходов на эти цели. До настоящего времени реализация мероприятий не проведена, информация о причинах неисполнения в администрацию городского поселения посёлка Сонково не поступала. На основании изложенного, администрация городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области просит сообщить о возможности осуществления разработки и утверждения генерального плана городского поселения в текущем году.
Как следует из сообщения администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области №498 от 14 ноября 2013 года на запрос Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций, которое по содержанию аналогично сообщению администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области №443 от 21 октября 2013 года, направленного в адрес начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области, до настоящего времени реализация мероприятий по разработке и утверждению генерального плана городского поселения посёлка Сонково в текущем году не проведена, информация о причинах неисполнения в администрацию городского поселения посёлка Сонково не поступала.
В сообщении Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций №6295/08 от 31 декабря 2013 года на имя прокурора Сонковского района Тверской области указано, что Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций в целях осуществления полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области законодательства о градостроительной деятельности, исполнения п. 3 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по территориальному планированию в Российской Федерации от 02 октября 2013 года №10 истребовало от руководителей органов местного самоуправления городских округов и городских поселений информацию о состоянии подготовки и утверждения документов территориального планирования по состоянию на 10 декабря 2013 года. Рассмотрением информации установлено, что в городском поселении посёлок Сонково не утверждены документы территориального планирования. Требования земельного и градостроительного законодательства на территории муниципального образования городское поселение посёлок Сонково не действуют, поскольку соответствующее решение на муниципальном уровне не принято. В соответствии с требованиями п. 2 ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ в целях принятия мер прокурорского реагирования и защиты прав и интересов неопределённого круга лиц прокурор проинформирован о неисполнении органами местного самоуправления городского поселения посёлок Сонково Тверской области полномочий по утверждению генерального плана городского поселения. О принятых мерах прокурорского реагирования и их реализации просят сообщить в Министерство.
Согласно сообщению Администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области №33 от 31 января 2014 года на запрос прокуратуры Сонковского района Тверской области, Решением Совета депутатов городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области №19 от 23 мая 2006 года в соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области. В виду дефицита бюджета администрацией городского поселения посёлка Сонково подана заявка на включение в план мероприятий по разработке генерального плана в Департамент градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области. Постановлением Администрации Тверской области №306-па от 01 сентября 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области «Территориальное планирование и градостроительное зонирование муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы», куда непосредственно были включены работы по проведению топографической съёмки, подготовке цифровой картографической основы и генерального плана городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области. В 2013 году администрацией городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области повторно был сформирован пакет документов и материалы направлены в конкурсную комиссию Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области для участия в конкурсе на разработку проектной документации. 13 ноября 2013 года Главным управлением архитектуры и градостроительства Тверской области доведена информация о том, что инвестиционная программа поселения не включена в адресную инвестиционную программу Тверской области на 2013 год, о возможности участия в конкурсе инвестиционных программ, финансируемых из областного фонда софинансирования расходов в 2014 году извещение будет направлено дополнительно. Решения органов местного самоуправления городского поселения посёлка Сонково о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую в период с 31 марта 2013 года и по 31 января 2014 года не принимались.
В соответствии с представленной информацией Администрацией городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области №88 от 03 марта 2014 года заявлений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую в администрацию не поступало.
Как указано в ответе ООО «Титан-проект» №28 от 17 марта 2014 года на запрос прокурора Сонковского района Тверской области, процесс подготовки и утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки городского поселения посёлок Сонково будет включать следующие основные этапы и характерные для них временные затраты: подготовка конкурсной документации и проведение открытого конкурса с целью выбора организации-подрядчика, заключение муниципального контракта по итогам процедуры закупки – 2 месяца; разработка проектов генерального плана и правил землепользования и застройки городского поселения посёлок Сонково - 2 месяца; предварительное рассмотрение администрацией городского поселения проектов, их корректировка и подготовка для процедуры согласования и опубликования – 1 месяц; осуществление процедуры согласование проекта генерального плана, проведение публичных слушаний по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки – 3 месяца; проведение согласительной комиссии в рамках процедуры согласования проекта генерального плана – 1 месяц; утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления – 1 месяц.
Согласно сообщению ООО «Тверское Кадастровое Бюро» №41 от 02 апреля 2014 года на запрос администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области стоимость работ по подготовке проекта «Генеральный план посёлка городского типа – посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» составит: изготовление ЦКО – 350000 руб., подготовка проекта «Генеральный план» - 600000 руб., срок выполнения работ – 180 дней.
Из коммерческого предложения ООО «Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» №126 от 04 апреля 2014 года с приложенным к нему расчётом по запросу администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области следует, что указанная организация имеет возможность осуществить разработку проекта генерального плана городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области за 1296500 руб. в течение 6 месяцев.
В сообщении ООО «Титан-проект» №28 от 17 марта 2014 года по запросу администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области указано, что ООО «Титан-проект» готово выполнить работы по разработке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» на следующих условиях: создание актуальной цифровой картографичечкой основы, разработка проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, стоимость работ 1200000 руб., сроки выполнения работ – 4 месяца без учёта периода согласования и проведения публичных слушаний; использование картографической основы в виде растра (ортофотоплан по состоянию на 2006 год), разработка проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, стоимость работ 600000 руб., сроки выполнения работ – 3 месяца без учёта периода согласования и проведения публичных слушаний.
Таким образом, в ходе судебного заседания судом установлено, что, с учётом указанных выше норм, градостроительная деятельность в отношении подготовки и утверждения документов территориального планирования городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области, в том числе генерального плана поселения, входит в круг полномочий Администрации МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области», реализация которых направлена на обеспечение устойчивого развития территории поселения, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также обеспечения учёта интересов граждан и их объединений. И хотя в суде нашёл подтверждение тот факт, что до настоящего времени Администрацией МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» не разработан и не утверждён генеральный план поселения, у суда отсутствуют основания для вынесения судебного решения о понуждении ответчика к исполнению определённых законом полномочий по подготовке и утверждению генерального плана поселения.
По мнению суда, бездействие ответчика по разработке проекта генерального плана поселения и его утверждению также своего подтверждения в судебном заседании не нашло, поскольку установлено, что Администрацией МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области», несмотря на недостаточность финансовых средств, с 2006 года ведётся работа по разработке и утверждению документов территориального планирования и градостроительного зонирования поселения. Так, решением Совета депутатов городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области от 23 мая 2006 года №19 утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области, постановлением Администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области от 19 февраля 2013 года №7-па принято решение разработать проект генерального плана пгт Сонково Сонковского района Тверской области. С целью участия в долгосрочной целевой программе Тверской области «Территориальное планирование и градостроительное зонирование муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы» администрацией городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области 19 февраля 2013 года была утверждена муниципальная целевая программа «Подготовка и разработка проекта генерального плана городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области на 2013 год», на реализацию которой были выделены бюджетные средства поселения в сумме 153 тыс.руб., впоследствии подана заявка и направлены документы для участия в конкурсе по определению инвестиционных программ социальной сферы, жилищно-коммунального и газового хозяйства, подлежащих финансированию из областного фонда софинансирования расходов в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области. Однако, по результатам конкурса инвестиционная программа Администрации МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» не была включена в адресную инвестиционную программу Тверской области на 2013 год. 06 ноября 2013 года Администрацией МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» утверждена муниципальная программа «Обеспечение органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципального образования городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области на 2014-2016 годы», одной из задач которой является утверждение генерального плана поселения, на реализацию поставленной задачи в 2014 году из бюджета поселения выделено 100 тыс.руб. В период рассмотрения дела ответчиком также предпринимались меры по подысканию организаций для выполнения работ по разработке проектов генерального плана и на его основе правил землепользования и застройки МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области», на которые планируется выделить в бюджете МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» на 2015 год денежные средства в сумме 600 тыс.руб.
Кроме того, судом установлено, что обязанность органа местного самоуправления утвердить генеральный план к определённому сроку законом не предусмотрена, так как Градостроительным кодексом РФ введены ограничения на решения органов местного самоуправления, касающиеся порядка включения земельных участков в границы населённых пунктов или их исключения, а именно, не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии генерального плана поселения. Соответственно, незаконным является только принятие органами местного самоуправления решений, указанных в ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, при отсутствии генерального плана. Как установлено в судебном заседании, в администрацию городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области заявлений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую не поступало. Доказательств обратного суду прокурором не представлено, в связи с чем доводы истца о том, что оспариваемое бездействие Администрации МО «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» нарушает права неопределённого круга лиц, являются несостоятельными, так как основаны на предположениях, а не на достоверных доказательствах.
В статье 8.1 Градостроительного кодекса РФ определены основы правового механизма контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, одной из сфер которого является контроль за соблюдением процедур подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ. Контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности в отношении органов местного самоуправления осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. В случае выявления фактов нарушения закона органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности должностное лицо органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, обязано направить в орган местного самоуправления обязательное предписание об устранении выявленных нарушений и установить срок для устранения таких нарушений, в органы прокуратуры - информацию о фактах нарушения закона для принятия мер прокурором, а также обязано принять меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в случае установления факта нарушения закона органами местного самоуправления прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона. Однако, как установлено судом, ни Министерством контрольных функций Тверской области, ни прокурором Сонковского района Тверской области предписаний и представлений о нарушении законодательства о градостроительной деятельности в адрес администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области не выносилось, срок для устранения выявленных нарушений установлен не был.
То есть, механизм контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности чётко указан в законе, и факт неисполнения ответчиком возложенных на него полномочий не требует в интересах неопределённого круга лиц признания незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» в подготовке и утверждении генерального плана поселения, а также возложения обязанности в указанный прокурором срок подготовить и внести на утверждение представительного органа Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» генеральный план поселения в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности в порядке гражданского судопроизводства.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст. 39, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Сонковского района Тверской области к Администрации Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» о признании незаконным бездействия администрации городского поселения посёлка Сонково Сонковского района Тверской области в подготовке и утверждении генерального плана поселения и возложении обязанности в срок до 31 марта 2015 года подготовить и внести на утверждение представительного органа Муниципального образования «Городское поселение посёлок Сонково Сонковского района Тверской области» генеральный план поселения в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд через Сонковский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2014 года.
Председательствующий Ж.В. Никитина