НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Солтонского районного суда (Алтайский край) от 07.02.2020 № 2А-12/20

Дело № 2а-12/2020

УИД: 22RS0048-01-2019-000308-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2020 года село Солтон Солтонского района

Алтайского края, улица Ленина - 15

Солтонский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,

При секретаре судебного заседания Савочкине Е.Ю.,

С участием:

- административного ответчика Атояна П.Х.,

В отсутствие:

- административного истца в лице Межрайонной ИФНС № 1 по Алтайскому краю,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-12/2020, возбужденное по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю к Атояну Платону Хнканосовичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

31 декабря 2019 года в Солтонский районный суд Алтайского края поступило административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю к Атояну Платону Хнканосовичу, в котором административный истец просит взыскать с последнего по реквизитам, указанным в требовании, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3 002 рублей и пени на недоимку за указанный налоговый период в размере 43 рублей 78 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что согласно учетным данным, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об объектах налогообложения, административному ответчику в 2017 году принадлежало следующее имущество:

- Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

- Гараж, расположенный по адресу: <адрес>

- Гараж, расположенный по адресу: <адрес>

В соответствие со статьями 3, 23, 45, 400, 401, 402, 405, 408, 409 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком данного налога, обязан уплатить его до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог исчисляется налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 01 января каждого года и процентной ставки по установленной нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Административному ответчику направлялось налоговое уведомление о необходимости оплатить налог, однако налог своевременно уплачен не был.

Расчет налога за 2017 год:

- за жилой дом: 184345*1/2*2 %*12/12=1843 рубля;

- за гараж с кадастровым номером 22:44:210004:180: 150078*1*2%*12/12=3002 рубля;

- за гараж с кадастровым номером 22:44:210004:181: 992865*1*2%*12/12=19857 рублей.

При этом административному ответчику предоставлена льгота в отношении объектов налогообложения - жилого дома и гаража с кадастровым номером 22:44:210004:181. Итого начисленная для оплаты сумма налога на имущество за 2017 год составила 3 002 рубля.

За несвоевременную уплату налога начисляется пеня в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расчет пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц:

за период с 04 по 16 декабря 2018 года: 13 дней*3002*0,000249=9,71 рубль;

за период с 17 декабря 2018 года по 29 января 2019 года: 44 дня*3002*0,000258=34,07 рублей.

Итого пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц: 43 рубля 78 копеек.

Административному ответчику направлялось требование об уплате налога, которое до настоящего времени не исполнено, требование налогового органа не обжаловалось.

29 июля 2019 года мировым судьей судебного участка Солтонского района Алтайского края вынесено определение об отмене судебного приказа (листы дела 6-7).

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением в материалах дела (лист дела 52), отчетом о размещении на сайте сведений по делу (лист дела 55), в судебное заседание не явился, прося в административном исковом заявлении дело рассмотреть в отсутствие административного истца и его представителя (лист дела 7).

Административный ответчик Атоян Платон Хнканосович в судебном заседании пояснил, что если будет судом принято решение о взыскании недоимки по налогу, он ее оплатит, однако с исковыми требованиями он не согласен, так как являясь ветераном боевых действий в Афганистане, инвалидом второй группы, он освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц, при этом в собственности у него действительно имеется два гаража и один дом, соответственно на один гараж ему предоставляется льгота с учетом наличия в собственности двух гаражей и так как он не имеет квартиры, а только дом, ему за второй гараж также должна быть предоставлена льгота. Наличие в собственности гаражей он не оспаривает, однако их инвентаризационная стоимость завышена и не соответствует их рыночной стоимости, ему указанные гаражи не нужны, приобрел он их за сто тысяч рублей, от гаражей осталось одно название. Никакого уведомления в 2017 году о необходимости оплатить налог за указанный гараж он не получал, так как в тот период болел, а в 2019 году, когда получил документы из налогового органа, он оплатил за гараж налог в размере 3 120 рублей.

Огласив административное исковое заявление, заслушав административного ответчика Атояна П.Х., исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить установленные налоги и сборы.

Согласно пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с положениями статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствие с положениями статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, в том числе жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж.

Согласно учетным данным об объектах налогообложения (лист дела 13) и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на обект недвижимости, административному ответчику Атояну П.Х. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- жилой дом, расположенный в селе <адрес>

- нежилое помещение - гараж, расположенный в селе <адрес> (единоличная собственность с 24 апреля 2014 года);

- нежилое помещение - гараж, расположенный в селе <адрес> (единоличная собственность с 31 октября 2012 года).

В соответствии с положениями статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (действующей с 01 января 2015 года), налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно положениям статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года налоговая база в отношении объектов налогообложения (для исчисления налога на имущество физических лиц) определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пункта 2 указанной статьи, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

На территории Алтайского края в спорный период времени единая дата начала применения на территории всего субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, не была установлена, ввиду чего для определения налоговой базы при исчислении налога на имущество физических лиц в спорной ситуации должна применяться инвентаризационная стоимость жилого дома.

Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения предусмотрен статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, согласно указанной статьи, с 01 января 2014 годаналоговая база при исчислении налога на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Согласно материалам административного дела, по состоянию на 01 января 2017 года инвентаризационная стоимость выше указанных объектов недвижимости составляла:

- жилого дома 184 345 рублей;

- гаража с кадастровым номером - 992 865 рублей;

- гаража с кадастровым номером - 150 078 рублей.

Согласно положениям статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования.

Таким образом, суммарная стоимость указанных объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности в 2017 году Атояну П.Х. и расположенных на территории Сузопского сельсовета Солтонского района Алтайского края, составила 1 235 116 рублей (992865 (1 доля)+92345 (так как 1/2 доля)+150078 (1 доля).

Согласно решения Сузопского сельского Совета народных депутатов Солтонского района Алтайского края № 14 от 10 ноября 2014 года «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Сузопский сельсовет Солтонского района Алтайского края», введена налоговая ставка для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику в налоговом периоде, при этом налоговая ставка при суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости свыше пятисот тысяч рублей установлена в 2 % (листы дела 34-35). Учитывая, что в 2017 году суммарная инвентаризационная стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному ответчику Атояну П.Х составила 1 235 116 рублей, при расчете налога должна применяться налоговая ставка в 2 %.

Таким образом, расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год следующий:

- за жилой дом: 184345*1/2*2 %*12/12=1843 рубля, где 184345 - инвентаризационная стоимость объекта, 1/2 - доля в праве собственности, 2% - налоговая ставка, 12/12 - количество месяцев, в течение которых объект находился в собственности ответчика в 2017 году;

- за гараж с кадастровым номером 22:44:210004:180: 150078*1*2%*12/12=3002 рубля, где 150078 - инвентаризационная стоимость объекта, 1 - доля в праве собственности, 2% - налоговая ставка, 12/12 - количество месяцев, в течение которых объект находился в собственности ответчика в 2017 году;

- за гараж с кадастровым номером 22:44:210004:181: 992865*1*2%*12/12=19857 рублей, где 992865 - инвентаризационная стоимость объекта, 1 - доля в праве собственности, 2% - налоговая ставка, 12/12 - количество месяцев, в течение которых объект находился в собственности ответчика в 2017 году.

В соответствие с положениями статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно налогового уведомления № 75696843 от 28 августа 2018 года, которое было направлено административному ответчику Атояну П.Х. заказным письмом с почтовым идентификатором 400921 27 75517 6 (листы дела 14, 15), последнему следовало в срок до 03 декабря 2018 года оплатить налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3 002 рублей, а также транспортный налог, земельный налог за 2017 год.

Согласно выписке из лицевого счета налогоплательщика Атояна П.Х. (листы дела 56-58), указанная сумма налога на имущество физических лиц за 2017 год не поступала.

Доводы административного ответчика о том, что им произведена оплата налога на имущество физических лиц за спорный период 25 октября 2019 год (листы дела 39-40, 41) суд находит несостоятельными, так как указанная сумма налога на имущество физических лиц уплачена последним за спорный объект недвижимости за налоговый период 2018 года, что также подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика.

В порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3 002 рублей и пени за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 43 рублей 88 копеек № 8716 от 30 января 2019 года, срок оплаты установлен до 26 марта 2019 года (листы дела 16, 17).

Согласно списка почтовых отправлений, указанное требование административному ответчику было направлено 20 февраля 2019 года заказным письмом с почтовым идентификатором 650976 32 73497 4 (лист дела 17).

Суд находит несостоятельными доводы административного ответчика Атояна П.Х. о том, что налоговым органом в его адрес ни налоговое уведомление, ни налоговое требование не направлялось, так как согласно отчета об отслеживании почтовых отправлений с указанными идентификаторами в сети Интернет с официального сайта Почты России, налоговое уведомление им было получено 05 октября 2018 года (листы дела 59-60), налоговое требование - 07 марта 2019 года (листы дела 61-62).

Таким образом, налоговым органом возложенные на него Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности были исполнены в полном объеме, в то время как административным ответчиком до настоящего времени установленная Конституцией Российской Федерации обязанность по оплате налога на имущество физических лиц за 2017 год не исполнена, недоимка по налогу на имущество физических лиц не оплачена, что подтверждается выше указанной выпиской из лицевого счета налогоплательщика, доказательств обратному административным ответчиком не представлено.

При оценке доводов административного ответчика Атояна П.Х. о том, что являясь ветераном боевых действий и инвалидом второй группы, он освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц, так как у него в собственности не имеется квартир, в силу чего должна быть льгота по уплате налога за второй гараж, суд учитывает следующее.

Налоговые льготы для налогоплательщиков налога на имущество физических лиц установлены статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом право на налоговую льготу имеют в том числе инвалиды I и II групп инвалидности, а также ветераны боевых действий.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно сведений с официального сайта налогового органа, административный ответчик индивидуальным предпринимателем не является (лист дела 26), налоговая льгота Атояну П.Х. налоговым органом за спорный период по налогу на имущество физических лиц предоставлена в отношении гаража с кадастровым номером 22:44:210004:181 в размере исчисленного налога в сумме 19 857 рублей и жилого дома в размере 1 843 рублей.

Вопреки доводам административного ответчика, частями 3 и 4 указанной статьи в редакции, действовавшей в спорный период времени, налоговая льгота предоставлялась лишь в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот, в частности - в отношении следующих видов объектов налогообложения: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.

Таким образом, учитывая, что в 2017 году в собственности Атояна П.Х. из видов объектов недвижимости - жилых домов, находился лишь один жилой дом, ему правомерно налоговым органом предоставлена льгота и он освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц за жилой дом. Ввиду того, что в 2017 году в собственности Атояна П.Х находилось два гаража, которые относятся к самостоятельному виду объектов недвижимости для целей статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом правомерно предоставлена налоговая льгота административному ответчику по одному из гаражей. Учитывая, что льгота по уплате налога на имущество физических лиц, а именно налога за второй гараж, законом не предусмотрена, налоговым органом обоснованно заявлена ко взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3 002 рублей, ввиду чего в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.

Налоговым органом также заявлено о взыскании с административного ответчика пени за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 43 рублей 78 копеек, однако как следует из выписки по лицевому счету и квитанции, указанная сумма административным ответчиком уплачена 15 января 2020 года, ввиду чего в этой части административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Налоговое уведомление о необходимости административному ответчику оплатить налог на имущество физических лиц направлено в установленные законом сроки.

Согласно пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как установлено в судебном заседание, налоговым органом соблюден также и срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, а также с настоящим административным исковым заявлением в суд, установленный положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, установив наличие в собственности налогоплательщика объектов недвижимости и обязанность административного ответчика производить уплату установленных законом налогов, установив факт неоплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц, а также установив размер недоимки и соблюдение административным истцом сроков обращения в суд, суд находит требования административного искового заявления в части взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц законными и обоснованными, ввиду чего подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю к Атояну Платону Хнканосовичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Атояна Платона Хнканосовича недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3 002 рублей по следующим реквизитам:

Получатель: УФК ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю), ИНН 2204019780, КБК 18210601030101000110, счет 40101810350041010001, БИК 040173001, ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ г. БАРНАУЛ, ОКТМО 01644492, в остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Административному ответчику также направить копию требования об уплате налога.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 10 февраля 2020 года.

Не позднее чем через три дня после принятия решения суда в окончательной форме его копию направить лицам, участвующим в деле.

Судья Е.А. Понамарева