НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 24.01.2019 № 2А-1226/19

29RS0024-01-2019-001399-64

Дело № 2а-1226/2019

30 сентября 2019 года г. Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Беляевой Н.С.,

при секретаре Мажура Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Архангельску к Лебедевой Марине Владимировне о взыскании задолженности по земельному налогу,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (далее - ИФНС России по г.Архангельску, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Лебедевой М.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере <данные изъяты>, за 2017 год в размере <данные изъяты>.

В обоснование требований указано, что Лебедева М.В. является плательщиком налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов. Инспекцией в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление на уплату налогов, которое в установленный срок не исполнено, в связи с чем налоговым органом в отношении должника выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ в котором сообщалось о наличии у него задолженности. Требование исполнено не было. В связи с чем, Инспекция просила взыскать земельный налог за 2015 год в размере <данные изъяты> рублей, за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей. В ходе судебного разбирательства Инспекция требования уточнила и просила взыскать доначисленный земельный налог за 2015 год в размере 92352 рублей.

Представитель административного истца Корельская А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала. Сообщила, что срок исковой давности не пропущен. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Оплата земельного налога за 2015 год, должна быть осуществлена налогоплательщиком не позднее ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.397 Налогового кодекса. Доначисление налога произошло в связи с тем, что при начислении земельного налога была использована ставка 0,3%. В ходе анализа базы данных налоговым органом в 2018 году было установлено, что для категории земель, которая была в собственности Лебедевой М.В., была применена некорректная ставка. Земельный участок с разрешенным использованием «для использования в целях обслуживания административного здания». Решением Совета депутатов города Полярные Зори для такой категории участков на 2015 год налоговая ставка составляет 1,5%. В связи с чем и произошло доначисление налога. Положения п.2.1 ст.52 Налогового кодекса не подлежат применению, поскольку данная норма была введена с 1.01.2019, а налоговое уведомление было направлено налогоплательщику в 2018 году

Административный ответчик Лебедева М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Сообщила, что налог за 2015 год был ею оплачен в полном объеме в размере, установленном в налоговом уведомлении, полученном в 2016 году в размере 27338 рублей. Ее вины в том, что налог был неверно рассчитан нет. Полагала, что в силу положений п.2.1 ст.52 Налогового кодекса требования удовлетворению не подлежат. Не оспаривала того, что у земельного участка разрешенное использование «для использования в целях обслуживания административного здания».

Представитель административного ответчика по ордеру Усенко М.М. в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями по основаниям изложенным в письменных возражениях. Указал, что пропущен срок исковой давности, а также силу положений п.2.1 ст.52 Налогового кодекса требования удовлетворению не подлежат. Ссылался на пункт 3 статьи 5 Налогового кодекса (о придании обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, устраняющих ответственность за нарушение этого законодательства либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков). Также сообщил, что на земельном участке расположен фитнесклуб, в связи с чем, необходимо относить земельный участок к землям под объектами спорта и применять налоговую ставку в размере 0,3%. Не оспаривал того, что у земельного участка разрешенное использование «для использования в целях обслуживания административного здания».

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить, законно установленные налоги и сборы.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Как следует из статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила <данные изъяты> рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <данные изъяты> рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ст. 403, 405, 406, 408, 409 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 статьи 406 НК РФ.

Спорный земельный участок расположен по адресу: <адрес>, <адрес> зори, <адрес>. Кадастровый , площадь 2101. Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Совета депутатов города Полярные Зори Мурманской области № 562 от 19.11.2014 утверждены ставки земельного налога на 2015 год.Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 НК РФ.

В соответствии с указанным решением ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков установлена равной 1,5 % от кадастровой стоимости участка. Для размещения объектов физкультуры и спорта 0,3%

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.

В случае если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ с учетом положений пункта 8 указанной статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

П. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Из материалов дела следует, что на основании сведений из Росреестра Лебедевой М.В. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ содержащее требование оплатить земельный налог земельному участку расположенному по адресу: 184230, Россия, <адрес> зори, <адрес>, кадастровый :ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей. кадастровая стоимость <данные изъяты> рублей, налоговая ставка – 0,3%, период владения – 12 месяцев).

В ходе анализа базы данных в 2018 году было установлено, что при исчислении налога за 2015 года была применена некорректная налоговая ставка, поскольку для разрешенной категории использования земельного участка «для использования в целях обслуживания административного здания» необходимо использовать налоговую ставку 1,5% как для прочих земельных участков.

В связи с этим Лебедевой М.В. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ переданное через личный кабинет налогоплательщика, в котором содержался перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению по земельному участку расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> зори, <адрес>. Кадастровый . С учетом ранее уплаченного налога в размере <данные изъяты> рублей. Административному ответчику было предложено доплатить доначисленный земельный налог за 2015 год в размере <данные изъяты> рубля (кадастровая стоимость <данные изъяты> рублей, налоговая ставка – 1,5, период владения – 12 месяцев). Срок для оплаты был установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

По данным Инспекции в исчисленном размере земельный налог за 2015 год налогоплательщиком в установленный срок уплачен не был. Административным ответчиком данный факт не оспаривается.

В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес Лебедевой М.В. налоговым органом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога, в том числе доначисленного за 2015 года в размере <данные изъяты>. Требование также исполнено не было.

Судебный приказ мирового судьи судебного участка Соломбальского судебного района г. Архангельска о взыскании указанной задолженности отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ в установленный шестимесячный срок.

Таким образом, вопреки доводам административного ответчика срок исковой давности не пропущен.

Согласно сведениям из публичной кадастровой карты по земельному участку с кадастровым номером разрешенное использование земельного участка для использования в целях обслуживания административного здания.

Допустимых доказательств, устанавливающих или подтверждающих иное разращенное использование земельного участка с кадастровым номером , в том числе для размещения объектов физкультуры и спорта, административным ответчиком не предоставлено. В связи с чем, суд отклоняет довод административного ответчика о неправомерности применения ставки 1,5 для исчисления налога.

Подлежат отклонению также доводы административного ответчика о недопустимости перерасчета земельного налога за прошедшие налоговые периоды в сторону его увеличения в связи со вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 334-ФЗ), которым статья 52 Кодекса «Порядок исчисления налога, страховых взносов» дополнена пунктом 2.1.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 (в редакции Закона № 334-ФЗ) перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац второй пункта 2.1 статьи 52).

Однако в соответствии с прямым указанием в пункте 2 статьи 3 Закона № 334-ФЗ статья 1 данного Закона, предусмотревшая дополнение статьи 52 Кодекса пунктом 2.1, вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ направлено налогоплательщику до вступления в силу статьи 1 Закона № 334-ФЗ.

Поскольку, исходя из содержания абзаца первого пункта 2.1 статьи 52, правовое значение для начала его применения имеет момент направления налогоплательщику налогового уведомления (с календарным годом направления которого законодатель связывает возможность осуществления перерасчета сумм ранее исчисленных налогов), а налоговое уведомление в котором содержалось требование об оплате доначисленного налога направлено налогоплательщику до ДД.ММ.ГГГГ, положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ на спорные правоотношения не распространяются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Закон № 334-ФЗ о дополнении статьи 52 НК РФ пунктом 2.1 является актом законодательства о налогах и сборах, устраняющим обязанности налогоплательщиков. Следовательно, он может иметь обратную силу, только если это прямо предусматривает.

Придание статье 1 Закона № 334-ФЗ (предусмотревшей дополнение статьи 52 Кодекса пунктом 2.1) обратной силы данным Законом не предусмотрено, напротив, согласно пункту 2 статьи 3 этого Закона статья 1 вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка административного ответчика на пункт 3 статьи 5 Кодекса (о придании обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, устраняющих ответственность за нарушение этого законодательства либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков) в данном случае является необоснованной.

Таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию земельный налог за 2015 год в размере <данные изъяты>.

На основании ст. 114 КАС РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Архангельску к Лебедевой Марине Владимировне о взыскании задолженности по земельному налогу удовлетворить.

Взыскать с Лебедевой Марины Владимировны, ИНН зарегистрированной по адресу: г.Архангельск, ул<адрес> в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Архангельску земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских округов за 2015 год в размере <данные изъяты>, с перечислением взысканных сумм на счет , БИК , Отделение Архангельск, г.Архангельск ИНН УФК по <адрес> и Ненецкому автономному округу (ИФНС России по <адрес>).

Взыскать с Лебедевой Марины Владимировны в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение составлено 4 октября 2019 года.

Судья Н.С.Беляева