Дело № 2-1133/2018 г. Архангельск
15 августа 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Долгиревой Т.С.,
при секретаре Кузнецовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу Страховая Компания «Росгосстрах» о понуждении выдать страховой акт, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» о понуждении выдать страховой акт, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что 11.08.2018 по адресу: <...> произошло ДТП с участием автомобилей ***, принадлежащего истцу, ***, под управлением и принадлежащего ФИО2 ФИО2 признал свою вину в столкновении автомобилей, в связи с чем был оформлен европротокол. 16.08.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о наступлении страхового случая и выплате страхового возмещения. 30.05.2018 ответчик выплатил истцу страховое возмещение в размере 8800 руб., однако как был рассчитана страховая выплата, ответчик разъяснить отказался. Истец дважды (14.02.2018 и 08.06.2018) обращался в страховую компанию с требованием выдать страховой акт, второй раз в заявлении прямо было указано, что требуется страховой акт, соответствующий п.4.23 Приложения 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС», т.е. содержащий расчет выплаты страхового возмещения. В установленные законом сроки ответчик выдал истцу копию страхового акта, но в нарушении п.4.23 Приложения 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС» страховой акт, выданный ответчиком, не содержит расчета выплаты страхового возмещения. В графе «расчет страхового возмещения» указан только размер ущерба, т.е. итоговая сумма размера ущерба. Использование страховой компанией формы бланка, текст которого не содержит полного расчета, нарушает права потребителя на получение полной информации, в связи с чем потерпевший вправе требовать от страховой организации выдачи указанных документов. Считает, что действиями ответчика нарушены его потребительские права на полную и достоверную информацию, связанную со страховой выплатой, а также длительным уклонением от выдачи документов, и необходимостью обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав, в связи с чем ему причинен моральный вред, который истец оценивает в 3000 руб. Просит обязать ответчика выдать страховой акт по делу 15667039, соответствующий п. 4.23 Приложения 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», содержащий расчет выплаты страхового возмещения, вид ремонта и его стоимость, взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО3 в судебном заседании на иске настаивал.
Представитель ПАО СК «Росгосстрах» ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась, считает, что поскольку ответчиком по требованию истца была предоставлена копия акта о страховом случае, форма и содержание которой в полной мере соответствует Положению о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 №431-П), основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Имеющиеся, по мнению истца, недостатки акта о страховом случае не могут служить основанием для возложения на ответчика обязанности составлять иной акт после выплаты страхового возмещения. Данные недостатки не являются препятствием для защиты истцом своих прав. Полагает, что наличие оснований для компенсации морального вреда истцом не доказано.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в связи с дорожно-транспортным происшествием 11.08.2017 истец 16.08.2017 обратился в ПАО СК «Росгосстрах» с заявлением о возмещении убытков по ОСАГО.
30.05.2018 ПАО СК «Росгосстрах» выплатило истцу страховое возмещение в размере 8800 руб.
14.02.2018 и 08.06.2018 истец обращался в ПАО СК «Росгосстрах» с заявлениями о выдаче страхового акта, 08.06.2018 истцу выдан акт о страховом случае. Однако выданный страховой акт не содержал расчета выплаты страхового возмещения, указан только размер ущерба.
Обосновывая заявленные требования, истец указал на неисполнение ответчиком обязанности предоставить ему надлежащим образом оформленный акт о страховом случае, чем были нарушены его права как потребителя услуг страхования.
Согласно п. 11 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ обязанность страховщика ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, обусловлена, исходя из содержания указанной нормы, необходимостью определить наличие противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества до составления страхового акта и не ограничивает право потерпевшего на получение указанных сведений в ином порядке.
Согласно пункту 4.23 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19.09.2014 N 431-П (далее - Положение об ОСАГО), в акте о страховом случае на основании имеющихся документов производится расчет страховой выплаты и указывается ее размер. Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).
Из буквального содержания п. 4.23 указанных Правил следует, что в тексте такого акта в обязательном порядке на основании имеющихся документов должен быть приведен расчет страховой выплаты и указан ее размер, соответственно, при таком расчете в Акте должны содержаться сведения о поврежденном транспортном средстве, его частях и деталях, степени и характере таких повреждений, виде требуемого ремонта и его стоимости, в то время, как в акте ПАО СК «Росгосстрах» указана только итоговая сумма возмещения.
С учетом разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Право ФИО1 требовать предоставления необходимой и достоверной информации прямо предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителя".
Использование ПАО СК «Росгосстрах» формы бланка, текст которого не содержит полного расчета, нарушает права потребителя на получение полной информации, в связи с чем потерпевший вправе требовать от страховой организации акта о страховом случае.
Согласно ст.15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Учитывая, что действиями ответчика нарушены потребительские права истца на полную и достоверную информацию, связанную со страховой выплатой, длительное уклонение ответчика от выдачи таких документов, суд с учетом характера нарушений, полагает возможным удовлетворить требования о компенсации морального вреда в размере 500 руб.
В силу ст.103 ГПК РФ, ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.1 ст.333.19 НК РФ, поскольку истец был освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к публичному акционерному обществу Страховая Компания «Росгосстрах» о понуждении выдать страховой акт, компенсации морального вреда удовлетворить.
Обязать публичное акционерное общество Страховая Компания «Росгосстрах» выдать ФИО1 страховой акт по делу 15667039, соответствующий п. 4.23 Приложения 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», содержащий расчет выплаты страхового возмещения, вид ремонта и его стоимость.
Взыскать с публичного акционерного общества Страховая Компания «Росгосстрах» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
Взыскать с публичного акционерного общества Страховая Компания «Росгосстрах» в доход бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
Решение в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска.
Судья Т.С.Долгирева
Решение в окончательной форме составлено 20 августа 2018 года.