НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 12.08.2019 № 2А-1160/19

УИД 29RS0024-01-2019-001293-91

Дело № 2а-1160/2019 *** 12 августа 2019 года город Архангельск Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Соломбальский районный суд города Архангельска в составе судьи Долгиревой Т.С., при секретаре Пищухиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по г. Архангельску к Парфенову Павлу Евгеньевичу о взыскании страховых взносов, пени, УСТАНОВИЛ: ИФНС России по г. Архангельску обратилась в суд с административным иском к Парфенову П.Е. о взыск12 августа 2019 года город Архангельск

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соломбальский районный суд города Архангельска

в составе судьи Долгиревой Т.С.,

при секретаре Пищухиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по г. Архангельску к Парфенову Павлу Евгеньевичу о взыскании страховых взносов, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Архангельску обратилась в суд с административным иском к Парфенову П.Е. о взыскании страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ за 2017 год на выплату страховой пенсии в размере 23 400 руб., за 2018 год – 14 128,79 руб., пени за неуплату страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.07.2018 по 25.09.2018 в размере 696,85 руб., общая сумма – 46 065,60 руб.; о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2017 год в размере 4 590 руб., за 2018 год – 3 108,39 руб., пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 01.07.2018 по 25.09.2018 в размере 141 руб. 57 коп.

В ходе судебного разбирательства административный истец заявил об уменьшении исковых требований, просит взыскать с административного ответчика страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ за 2017 год на выплату страховой пенсии в размере 23 400 руб., пени за неуплату страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 493,75 руб. за период с 01.07.2018 по 25.09.2018; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2017 год в размере 4 590 руб., пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 01.07.2018 по 25.09.2018 в размере 96,85 руб.

Страховые взносы за 2018 год и соответствующие пени на суммы взносов сторнированы на основании решения Соломбальского районного суда г. Архангельска от 13.03.2019 № 2а-439/2019.

В обоснование требований указано, что административный ответчик состоял на учете в качестве оценщика, прекратил деятельность 12.07.2018. В силу ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" являлся плательщиком страховых взносов. Полномочия по администрированию страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" переданы налоговому органу. На основании ст. 69 НК РФ ответчику направлялось требование об уплате взносов, которое до настоящего времени требования не исполнено.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Архангельску в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик в суд не явился, ранее в предварительном судебном заседании его представитель Фадеев Д.А. с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенном в отзыве.

Указал, что основанием для начисления административному ответчику сумм страховых взносов послужило то, что с 01.01.2017 оценщики, занимающиеся частной практикой, относятся к категории лиц, которые обязаны уплачивать страховые и пенсионные взносы. Административный ответчик с данной позицией не согласен, поскольку частной практикой не занимается. Считает, что если оценщик осуществляет оценочную деятельность по трудовому договору с организацией, то уплата страховых взносов производится данной организацией в общем порядке с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых в его пользу в рамках трудовых отношений. Обстоятельства регистрации ответчика в качестве страхователя не влекут обязанности ответчика уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя дважды как за оценщика, занимающегося частной практикой, так и от организации – работодателя. Обратное привело бы к двойному зачислению страховых взносов, что недопустимо и приводит к двойному взысканию суммы с одного лица по одинаковым основаниям. С 2008 года и по настоящее время административный ответчик работает в ООО «ЭКСОценка» в должности генерального директора, также заключено соглашение о том, что на период действия трудового договора Парфенов П.Е. совмещает должность генерального директора с должностью оценщик-эксперт. Для подтверждения данных фактов имеются доказательства, которые направлялись в адрес административного истца. Полагает, что начисление задолженности по уплате страховых взносов является ошибочным и двойным, поскольку оплата взносов была произведена ранее работодателем, повторное предъявление указанных сумм нарушает права ответчика. Решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 13.03.2019 по делу № 2а-439/2019 требование ИФНС России по г. Архангельску № 30905 от 25.09.2018 об уплате страховых взносов в ПФ РФ и ФФОМС, начисленных по тем же основаниям, признано незаконным. Данное решение имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

С 01.01.2017 вопросы начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование регулируются главой 34 НК РФ.

В соответствии с положениями статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Положениями п. 6 ст. 83 НК РФ постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Пунктом 4.1 статьи 85 НК РФ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Функция надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".

Согласно п. 11 ст. 85 НК РФ органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Оценочная деятельность регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 10, 11 указанного закона в случае осуществления оценщиком оценочной деятельности самостоятельно договоры на проведение оценки заключаются самим оценщиком (оценщик является непосредственно стороной (исполнителем) в таких договорах). Подписывая отчет о проведении оценки объекта оценки, оценщик скрепляет его личной печатью.

Вторая из предусмотренных форм осуществления оценочной деятельности заключается в том, что оценщик заключает с юридическим лицом трудовой договор и проводит оценку объектов оценки в рамках исполнения трудовых обязанностей.

Соответственно, в случае, если оценщик является работником юридического лица, то договоры на проведение оценки заключаются этим юридическим лицом.

В соответствии со ст. 15 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик обязан представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе информацию о соответствии такого юридического лица условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона, а также сведения о любых изменениях этой информации в течение десяти дней с даты заключения трудового договора и (или) возникновения изменений.

В утвержденной форме и формате (сведений, представляемых в налоговые органы о членах саморегулируемых организаций оценщиков) присутствует тип информации о наличии (отсутствии) в сводном реестре членов саморегулируемых организаций оценщиков сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор.

При предоставлении указанных сведений налоговые органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов работодателем, осуществляющим выплату такому оценщику.

Таким образом, если в отношении оценщика отсутствует информация о наличии у него действующего договора с юридическим лицом, то он считается оценщиком, занимающимся частной практикой, и в его отношении осуществляется процедура постановки на учет в соответствии с п. 6 ст. 83 НК РФ, он признается плательщиком страховых взносов в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ.

При этом исчисление и уплата страховых взносов данной категорией плательщиков страховых взносов производятся самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов оценщиком, занимающимся частной практикой, в установленный НК РФ срок сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, определяет налоговый орган.

При наличии недоимки плательщику страховых взносов направляется требование в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ.

Из материалов дела следует, что Парфенов П.Е. с 29.02.2008 до 12.07.2018 состоял в реестре членов ООО «Российское общество оценщиков» (л.д. 62-66).

Данное обстоятельство установлено решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 13.03.2019, которым требование ИФНС России по г. Архангельску № 30905 от 25.09.2018 об уплате страховых взносов в ПФ РФ и ФФОМС, начисленных по тем же основаниям, признано незаконным

Также решением суда установлено, что Парфенов П.Е. в 2016, 2017, 2018 годах работал в должности генерального директора ООО «ЭКС Оценка» по трудовому договору, и на период действия трудового договора с данной организацией Парфеновым П.Е. заключались соглашения о совмещении должности генерального директора с должностью оценщик – эксперт.

Информация о заключении соглашения о совмещении должностей между Парфеновым П.Е. и ООО «ЭКС Оценка» не направлялась ООО «Российское общество оценщиков», в связи с чем Инспекции передана информация о Парфенове П.Е. как оценщике, занимающемся частной практикой, и ему определена сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный период.

В силу ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением суда от 13.03.2019 установлено, что страховые выплаты за спорный период 2018 года должен осуществлять работодатель, осуществляющий выплату оценщику, - ООО «ЭКС Оценка».

При рассмотрении настоящего дела суд приходит к аналогичному выводу относительно периода 2017 года, поскольку факт работы ответчика в ООО «ЭКС Оценка» в указанный период установлен.

Организациями, в которых осуществлялась трудовая деятельность Парфенова П.Е., в том числе ООО «ЭКС Оценка», отчетность по страховым взносам за Парфенова П.Е. за 2017 год представлялась (л.д. 70).

Как следует из представленной в материалы дела копии свидетельства о членстве Парфенова П.Е. в СРО срок его действия истек 02.03.2017, что исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности.

Таким образом, анализируя все установленные обстоятельства, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для начисления страховых взносов для оплаты в ПФ РФ и ФФОМС за период 2017 года Парфенову П.Е. как лицу, осуществляющему частную оценочную деятельность. Соответственно, не подлежат взысканию и начисленные пени.

Учитывая изложенное, административное исковое ИФНС России по г. Архангельску удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Архангельску к Парфенову Павлу Евгеньевичу о взыскании страховых взносов, пени отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска.

Судья Т.С.Долгирева

Решение в окончательной форме составлено 14 августа 2019 года.