НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Солнечногорского городского суда (Московская область) от 27.06.2023 № 2А-3479/2023

Дело № 2а-3479/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2023 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при ведении протокола помощником судьи Рукавишниковым С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Солнечногорского городского прокурора Московской области к Совету депутатов городского округа Солнечногорск Московской области, Байрашевскому Дмитрию Андреевичу о признании незаконным бездействия при рассмотрении представления об устранении нарушений федерального законодательства, досрочном прекращении полномочий, по административному иску Байрашевского Дмитрия Андреевича, Мартиросяна Алексея Рафаэловича к Солнечногорскому городскому прокурору Московской области о признании незаконными действий по проведению проверки, наложению грифа «для служебного пользования», признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении материалов проверки и представления прокурора, признании незаконным представления прокурора,

У С Т А Н О В И Л:

Солнечногорский городской прокурор Московской области, уточнив требования, обратился в суд с административным иском к Совету депутатов городского округа Солнечногорск Московской области, Байрашевскому Д.А. о признании незаконным бездействия при рассмотрении представления об устранении нарушений федерального законодательства, досрочном прекращении полномочий.

В обоснование заявленных требований указал, что Солнечногорской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области в рамках декларационных компаний за 2019-2021 годы. Байрашевский Д.А. является депутатом Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области, как следствие должностным лицом, на которого возложены обязанности по выполнению антикоррупционных норм федерального законодательства. По результатам проведенной городской прокуратурой проверки выявлены многочисленные нарушения требований законодательства в сфере противодействия коррупции при предоставлении Байрашевским Д.А. справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за указанные периоды. В частности, проверкой установлено, что Байрашевским Д.А. предоставлены в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019-2021 годы недостоверные сведения о банковских счетах, а также не отражено транспортное средство, находящееся на дату проверки в собственности Байрашевского Д.А., не указан факт получения и отчуждения (продажи) жилого помещения. Указанные нарушение порядка декларирования доходов, расходов, имущества и обязательствах имущественного характера административным истцом расценены, как существенные проступки, вследствие чего Солнечногорским городским прокурором Московской области 27 февраля 2023 года в Совет депутатов г.о. Солнечногорск Московской области внесено представление № 07-01-2023 об обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции, прекратив полномочия депутата Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области Байрашевского А.Д. Вместе с тем, 27 марта 2023 года на заседании Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области указанное представление рассмотрено, принято решение, которым определено считать требования городской прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства, изложенные в представлении в отношении депутата Байрашевского Д.А. необоснованными. Прокурором указано, что при наличии безусловных оснований для прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления административный ответчик своим решением фактически исключил возможность наступления для Байрашевского Д.А. предусмотренной законом ответственности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами № 273-ФЗ и № 131-ФЗ, нарушив права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит суд: признать бездействие Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области при рассмотрении представления Солнечногорской городской прокуратуры Московской области об устранении нарушений федерального законодательства от 27 февраля 2023 года № 7-01-2023 в части прекращения полномочий депутата Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области Байрашевского Д.А., незаконным; прекратить полномочия депутата Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области Байрашевского Д.А. досрочно в связи с несоблюдением указанным лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Байрашевский Д.А. и Мартиросян А.Р. обратились в суд с административным иском к Солнечногорскому городскому прокурору Московской области о признании незаконными действий по проведению проверки, наложению грифа «для служебного пользования», признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении материалов проверки и представления прокурора, признании незаконным представления прокурора.

В обоснование заявленных требований указали, что являются депутатами Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области и осуществляют свои полномочия на постоянной основе. 27 февраля 2023 года Солнечногорским городским прокурором Московской области в Совет депутатов городского округа Солнечногорск Московской области внесено представление № 7-01-2023 «Об обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции, прекратив полномочия депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области Мартиросяна А.Р. и Байрашевского Д.А.». До настоящего времени указанное представление истцам не вручено, материалы проверки для ознакомления и снятия копий не предоставлены, на письменные обращения с просьбой предоставить материал проверки и само представление дан отказ со ссылкой на наложенный городским прокурором гриф «Для служебного пользования». В ходе проведения проверки городской прокуратурой допущены существенные нарушения процедуры проверки. Так, декларации депутатов за 2019-2021 годы направлены Советом депутатов в Солнечногорскую городскую прокуратуру соответственно в 2020, 2021, 2022 году по требованию Солнечногорской городской прокуратуры. Таким образом, внесение акта прокурорского реагирования (представления) в Совет депутатов городского округа Солнечногорск Московской области 27 февраля 2023 года свидетельствует о нарушении прокуратурой ч. 4, 7, 12 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре», поскольку при проведении проверки прокурором допущено существенное превышение установленных сроков проведения проверки (6 месяцев). Вынесение представления прокурора за пределами такого срока не может считаться надлежащим и законным. Кроме того, административные истцы не были в установленный законом срок уведомлены прокурором о проведении проверки, не были ознакомлены с основаниями и поводами такой проверки. При проведении проверки не была предоставлена информация об основаниях и причинах проведения проверки, не разъяснены права и обязанности, истцы не были ознакомлены с материалами проверки, им не вручена копия представления прокурора. Наложенный прокурором на материалы проверки и само представление гриф «ДСП» использовался им исключительно для целей запрета на изготовление копий представления прокуратуры, фактически лишил административных истцов дать объяснения по существу предъявленных требований.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Мартиросян А.Р. и Байрашевский Д.А. просят суд: признать незаконными действия Солнечногорского городского прокурора по проведению проверки за пределами установленного законом срока и с нарушением установленной законом процедуры; по наложению грифа «для служебного пользования» на материалы проверки и представление городского прокурора № 7-01-2023 «Об обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции, прекратив полномочия депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области Мартиросяна А.Р. и Байрашевского Д.А.»; признать незаконным бездействие Солнечногорского городского прокурора, выразившееся в непредоставлении материалов проверки и представления городского прокурора № 7-01-2023 «Об обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции, прекратив полномочия депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области Мартиросяна А.Р. и Байрашевского Д.А.» для ознакомления и снятия копий; признать незаконным и отменить представление Солнечногорского городского прокурора № 7-01-2023 «Об обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции, прекратив полномочия депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области Мартиросяна А.Р. и Байрашевского Д.А.», как вынесенное по результатам незаконной проверки.

Определением суда указанные административные исковые заявления объединены в одно производство.

В судебном заседании заместитель Солнечногорского городского прокурора Московской области Жуков Ю.Н. и помощник Солнечногорского городского прокурора Московской области Грищенко А.А. поддержали заявленные прокурором требования, против удовлетворения административного иска Мартиросяна А.Р. и Байрашевского Д.А. возражали.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области - Федотова Е.А. с административным иском Солнечногорского городского прокурора согласилась, против удовлетворения административного иска Мартиросяна А.Р. и Байрашевского Д.А. возражала.

Представители административного ответчика Байрашевского Д.А., действующие также в интересах административного истца по самостоятельному иску - Мартиросяна А.Р. - Локшина И.Г. и Еланцев Ю.А. против удовлетворения административного иска Солнечногорского городского прокурора возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что решение Советом депутатов г.о. Солнечногорск Московской области о досрочном прекращении полномочий депутата Байрашевского Д.А. не принято, в нарушение действующего законодательства представление прокурора не рассмотрено на постоянно действующей комиссии. Кроме того, в действующее законодательство внесены изменения, согласно которым на момент рассмотрения дела отсутствует обязанность депутата представительного органа представлять справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Доводы административного иска Мартиросяна А.Р. и Байрашевского Д.А. поддержали в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, и соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств в силу ч. 11 ст. 226 названного Кодекса возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно ч. 2 указанной статьи в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что Байрашевский Д.А. на основании решения Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области от 15 апреля 2019 года № 93/8-5 является депутатом Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области.

Солнечногорской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции депутатов городского округа Солнечногорск Московской области Мартиросяна А.Р., Байрашевского Д.А. в рамках декларационных компаний за 2019-2021 годы.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере противодействия коррупции при предоставлении Мартиросяном А.Р. и Байрашевским Д.А. справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019-2021 годы.

В отношении Байрашевского Д.А. установлено, что в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019-2021 годы, в Разделе 4. Сведения о счетах в банках и иных организациях, не указаны следующие банковские счета: ПАО «Банк ВТБ» №№ , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года; , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года; , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года (закрыт ДД.ММ.ГГГГ года); , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года (закрыт ДД.ММ.ГГГГ года); , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года; АО «БМ-Банк» №№ , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года (закрыт ДД.ММ.ГГГГ года); , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года (закрыт ДД.ММ.ГГГГ года); , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года (закрыт ДД.ММ.ГГГГ года); ПАО «БАНК УРАЛСИБ» № , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года; в КИВИ Банк (АО) № , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года (закрыт ДД.ММ.ГГГГ года); АО «Альфа-Банк» №№ , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года, , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года, , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года; ПАО «Сбербанк России» № № , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года, , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года, , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года; АО «Тинькофф Банк» № , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года; ПАО «Восточный экспресс банк» № , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года (закрыт ДД.ММ.ГГГГ года); ПАО «Промсвязьбанк» № , дата открытия ДД.ММ.ГГГГ года.

В справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019-2021 годы, в Разделе 3. Сведения об имуществе, п. 3.2. Транспортные средства, не указан автомобиль ВАЗ 210930, 2003 года выпуска, регистрационный знак , находящийся на дату проведения проверки в собственности Байрашевского Д.А.

В справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год, в Разделе 3. Сведения об имуществе, п. 3.1. Недвижимое имущество, Байрашевским Д.А. не указан факт получения и отчуждения (продажи) жилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 43,90 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ года, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ года.

27 февраля 2023 года Солнечногорской городской прокуратурой Московской области в Совет депутатов г.о. Солнечногорск Московской области внесено представление № 7-01-2023 об устранении требований законодательства о противодействии коррупции, в котором предложено в месячный срок с момента поступления представления внести в повестку на очередное заседание Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области рассмотрение представления с обязательным участием представителя городской прокуратуры; прекратить полномочия депутата Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области Байрашевского Д.А., в связи с неисполнением последним обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; прекратить полномочия депутата Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области Байрашевского Д.А., в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Совет депутатов г.о. Солнечногорск Московской области направил Солнечногорскому городскому прокурору Московской области информационное письмо, согласно которому рассмотрение представления прокуратуры № 7-01-2023 запланировано на очередном заседании Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области, назначенном на 28 февраля 2023 года. Из-за отсутствия кворума внеочередное заседание Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области назначено на 10 марта 2023 года, ввиду не утверждения повестки дня, рассмотрение представления перенесено на очередное заседание, назначенное на 21 марта 2023 года, на котором вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов Мартиросяна А.Р. и Байрашевского Д.А. не рассмотрены, в связи с чем, продолжение заседания Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области по нерассмотренным вопросам назначено на 23 марта 2023 года, которое, не состоялось из-за отсутствия кворума на заседании. Продолжение заседания Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области по нерассмотренным вопросам назначено на 27 марта 2023 года, на котором, в ходе открытого голосования, решения Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области о прекращении досрочно полномочий депутатов Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области Мартиросяна А.Р. и Байрашевского Д.А. не приняты. По вопросу «О досрочном прекращении полномочий депутата Байрашевского Дмитрия Андреевича» «за» проголосовало 9 депутатов, «против» - 12 депутатов, «воздержались» - 2 депутата.

Согласно абзацам 13, 20 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения; лицо, замещающее муниципальную должность.

В соответствии с частям 4 и 5 статьи 12.1 Федерального закона 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1-1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность. Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

На основании ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Аналогичное положение содержится в части 8 ст. 38 Устава городского округа Солнечногорск Московской области, принятым решением Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области от 13.06.2019 года № 71/5 (в редакции от 17.06.2021 года) (далее – Устав).

С учетом изложенного, поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия.

В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 27.12.2012 года № 34-П и в Определении от 26.01.2017 года № 104-О, следует, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, в свою очередь гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.

Таким образом, гражданин Российской Федерации, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

В соответствии со ст. 30 Устава Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области, Совет депутатов городского округа Солнечногорск Московской области является выборным представительным органом местного самоуправления. Численный состав Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области - 25 депутатов.

Совет депутатов городского округа Солнечногорск Московской области по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Московской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа (ч. 7). Совет депутатов городского округа Солнечногорск Московской области принимает регламент, регулирующий вопросы организации его деятельности, а также порядок принятия решений.

В соответствии со ст. 32 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области находится, в том числе принятие решений о досрочном прекращении полномочий депутатов, Совета депутатов, самороспуске Совета депутатов в случае и порядке, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Уставом.

В силу ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Аналогичные предписания содержатся в п. 3 ст. 36 Устава, регламентирующей вопросы досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области и закрепившей, что решение Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области принимается не позднее чем через тридцать дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если данное основание появилось в период между сессиями Совета депутатов городского округа, то не позднее чем через 3 месяца со дня появления такого основания.

Основной формой деятельности Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области являются заседания, которые созываются председателем Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области согласно утвержденному Советом депутатов городского округа Солнечногорск Московской области графику. Внеочередные заседания собираются по инициативе главы городского округа Солнечногорск Московской области, председателя Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области или по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области (ст. 35 Устава).

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

При осуществлении этого надзора прокурор, наряду с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления вопрос о прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у представительного органа местного самоуправления с момента поступления представления прокурора о прекращении полномочий депутата, возникает обязанность рассмотреть на заседании Совета депутатов данное представление и принять решения по вопросу о прекращении полномочий депутата, в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений, следовательно, представление Солнечногорской городской прокуратуры Московской области № 7-01-2023, поступившее в Совет депутатов г.о. Солнечногорск Московской области 27 февраля 2023 года, должно было быть рассмотрено не позднее 27 марта 2023 года.

Из представленных Советом депутатов г.о. Солнечногорск Московской области протоколов заседаний Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области, судом усматривается, что очередное заседание Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области 28 февраля 2023 года перенесено на 10 марта 2023 года, в связи с отсутствием кворума.

На внеочередном заседании, состоявшемся 10 марта 2023 года, вопросы о прекращении полномочий депутатов Байрашевского Д.А. и Мартиросяна А.Р. не включены в повестку и не рассмотрены.

21 марта 2023 года состоялось 67 очередное собрание Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области, на котором депутатами вопрос № 1 «О досрочном прекращении полномочий депутата Мартиросяна А.Р.» и вопрос № 2 «О досрочном прекращении полномочий депутата Байрашевского Д.А.» не рассмотрены.

Заседание Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области, назначенное на 23 марта 2023 года, не состоялось в связи с отсутствием кворума.

27 марта 2023 года состоялось 67 заседание Совета депутатов г.о. Солнечногорск по рассмотрению вопросов о досрочном прекращению полномочий депутата Мартиросяна А.Р. (вопрос № 1) и о досрочном прекращении полномочий депутата Байрашевского Д.А. (вопрос № 2), на котором присутствовали 23 депутата, а также приглашенные Солнечногорский городской прокурор Московской области Шишов А.В. и Глава г.о. Солнечногорск Московской области Михальков К.А.

Указанные вопросы поставлены Председателем Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области на голосование, однако решения по поставленным вопросам не приняты. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом 67 заседания Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области (закрытая часть) от 27 марта 2023 года.

Решением Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области от 17 апреля 2019 № 2/1 утвержден Регламент работы Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области. Указанным Регламентом (в редакции от 25 октября 2021 года № 540/45) утвержден порядок принятия и обнародования решений Совета депутатов.

В соответствии с п. 12.1 Регламента Совет депутатов на своих заседаниях принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Солнечногорск, иные решения в пределах своей компетенции, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов.

Решения Совета депутатов принимаются на его заседаниях открытым (в том числе поименным) или тайным голосованием. Депутаты обязаны лично и непосредственно осуществлять свое право на голосование. Депутат не вправе отказаться от голосования. Результаты голосования определяются подсчетом голосов, поданных депутатами «за», «против» и «воздержался». Каждый депутат голосует по данному вопросу один раз: либо «за», либо «против», либо «воздержался». Депутат Совета депутатов, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования (п. 12.2 Регламента).

Согласно п. 12.8 Регламента решения Совета депутатов, принятые на заседаниях Совета депутатов, оформляются не позднее 2 дней после подписания. Решения Совета депутатов подписываются в одном экземпляре (оригинал), который хранится в Совете депутатов. Заверенные копии решений Совета депутатов рассылаются аппаратом Совета депутатов согласно рассылочной ведомости не позднее чем в 7-дневный срок со дня их подписания. Иные решения рассылаются в тот же срок после подписания их председателем Совета депутатов.

Дав оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, с учетом правовой позиции Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области по заявленному прокурором административному иску, суд приходит к выводу о том, что представление Солнечногорского городского прокурора Московской области № 7-01-2023, внесенное в связи с выявлением нарушения депутатом Байрашевским Д.А. требований законодательства в сфере противодействия коррупции, о досрочном прекращении полномочий депутата Байрашевского Д.А., Советом депутатов г.о. Солнечногорск Московской области, в исключительной компетенции которого находится прекращение полномочий депутата представительного органа, рассмотрено, при этом решение по постановленному прокурором в представлении вопроса о прекращении полномочий депутата Байрашевского Д.А. Советом депутатов г.о. Солнечногорск Московской области не принято. Из протокола 67 заседания Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области не усматривается, что по данному вопросу Советом депутатов г.о. Солнечногорск Московской области принято решение либо о досрочном прекращении полномочий депутатов, либо об отклонении представления прокурора, а надлежащим образом оформленное в соответствие с утвержденным Регламентом решение Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области по результатам рассмотрения представления прокурора № 7-01-2023 административным ответчиком не представлено.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о допущенном административным ответчиком бездействии при рассмотрении представления прокуратуры № 7-01-2023, выразившемся в нарушении нормативных правовых актов и нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым с учетом допущенного им бездействия обязать Совет депутатов г.о. Солнечногорск Московской области повторно рассмотреть представление Солнечногорской городской прокуратуры Московской области об устранении нарушений федерального законодательства от 27 февраля 2023 года № 7-01-2023 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области Байрашевского Д.А., в связи с несоблюдением указанным лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

При этом суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска в части требования о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области Байрашевского Д.А., исходя из следующего.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является формой осуществления народом своей власти, самостоятельно и под свою ответственность решает населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения (статья 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ), следовательно, принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области Байрашевского Д.А. представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, к исключительной компетенции которого относятся полномочия по принятию решения о прекращении полномочий депутата, тем более, что административным ответчиком указанный вопрос по внесенному представлению по существу не рассмотрен, решение о досрочном прекращении полномочий депутата не принято.

Поскольку суд не вправе выходить за пределы судебного контроля принимаемых представительным органом решений и предрешать существо решения, которое должно быть принято административным ответчиком по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, заявленное прокурором требование о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г.о. Солнечногорск Московской области Байрашевского Д.А. является ограничением права представительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение в пределах предоставленных законодательством полномочий, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, вследствие чего данное требование административного искового заявления удовлетворению не подлежит.

Разрешая требования административного иска Байрашевского Д.А. и Мартиросяна А.Р. о признании незаконными действий Солнечногорского городского прокурора Московской области по проведению проверки, наложению грифа «для служебного пользования», признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении материалов проверки и представления прокурора, признании незаконным представления прокурора, суд не усматривает оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В силу пункта 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно пункту 2 указанной статьи при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5.2 Постановления от 17 февраля 2015 года № 2-П, следует, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке, перечень поводов для проведения прокурорской проверки не конкретизирован, компетенция прокуроров в решении вопроса о наличии оснований для принятия необходимых мер прокурорского реагирования не ограничена.

Из материалов дела следует, что информация о декларациях депутатов получена органами прокуратуры с использованием Информационной системы межведомственного электронного взаимодействия при реализации надзорных полномочий в порядке ст.ст. 6, 22 Закона о прокуратуре. Необходимости подтверждать или опровергать эту информацию не имелось, иных проверочных мероприятий (выход на место, осмотр) не выполнялось; проверка исполнения закона в отношении Совета депутатов в смысле, определенном в ст. 21 Закона о прокуратуре, не проводилась, обязанность принятия решения, указанного в данной норме, отсутствовала.

Проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области, по результатам которой принято оспариваемое административными истцами представление, проведена на основании полученных сведений об открытых счетах и имуществе депутатов в рамках декларационных компаний за 2019-2021 годы, которые позволяли сделать вывод о наличии нарушений антикоррупционного законодательства, по результатам проведенной проверки прокурором в адрес Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 27 февраля 2023 года № 7-01-2023.

При таких данных, дав оценку действиям Солнечногорского городского прокурора Московской области с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что установленные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о наличии оснований для принятия прокурором мер реагирования путем внесения представления в адрес Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области, в связи с чем оснований для признания действий прокурора по проведению проверки и представления незаконными, не имеется. Нарушений прокурором сроков и порядка проведения проверки не установлено. При этом суд учитывает, что представление прокурора является определенным, содержит конкретные сведения о допущенном нарушении; не содержит неясности, не позволяющие определить пределы, в которых его следует исполнить.

Оснований для признании незаконным бездействия прокурора, выразившегося в непредставлении материалов проверки и представления прокурора, также не имеется, поскольку из протокола 67 заседания Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 27 марта 2023 года следует, что с результатами проверки и представлением прокурора Байрашевский Д.А. ознакомлен 02 марта 2023 года, Мартиросян А.Р. – 03 марта 2023 года, при этом каждый из административных истцов имел возможность представить свои объяснения по представлению прокурора и данную возможность реализовал, равно как реализовал право на оспаривание данного представления в судебном порядке.

Доводы административных истцов о признании незаконными действий прокурора по наложению на представление грифа «для служебного пользования» также не свидетельствуют о нарушении Солнечногорским городским прокурором Московской области требований закона и прав административных истцов, поскольку с учетом наличия в материалах проверки сведений о персональных данных граждан, действия прокурора по присвоению материалам проверки грифа «ДСП» соответствует Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденному приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 249. Документы с пометкой «Для служебного пользования» копируются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя, однако при этом истцы не были лишены права на ознакомление с материалами проверки.

Поскольку оспариваемое представление вынесено без нарушения прав административных истцов и на законных основаниях в связи с выявленными фактами нарушения законодательства о противодействии коррупции, в пределах полномочий прокурора, который самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных мер прокурорского реагирования и вправе требовать устранения выявленных нарушений, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Байрашевского Д.А. и Мартиросяна А.Р. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Солнечногорского городского прокурора Московской области – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области при рассмотрении представления Солнечногорской городской прокуратуры Московской области об устранении нарушений федерального законодательства от 27 февраля 2023 года № 7-01-2023 в отношении депутата Байрашевского Дмитрия Андреевича.

Обязать Совет депутатов городского округа Солнечногорск Московской области повторно рассмотреть представление Солнечногорской городской прокуратуры Московской области об устранении нарушений федерального законодательства от 27 февраля 2023 года № 7-01-2023 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области Байрашевского Дмитрия Андреевича, в связи с несоблюдением указанным лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В удовлетворении административного иска Солнечногорского городского прокурора Московской области в части требования о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области Байрашевского Дмитрия Андреевича, в связи с несоблюдением указанным лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - отказать.

В удовлетворении административного иска Байрашевского Дмитрия Андреевича, Мартиросяна Алексея Рафаэловича к Солнечногорскому городскому прокурору Московской области о признании незаконными действий по проведению проверки, наложению грифа «для служебного пользования», признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении материалов проверки и представления прокурора, признании незаконным представления прокурора – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 07 июля 2023 года.

Судья Байчоров Р.А.