НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Солнечного районного суда (Хабаровский край) от 01.02.2017 № 2-45/2017

Дело № 2-45/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Солнечный 1 февраля 2017 года

Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Лесниковой Л.П.,

при секретаре Плотниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе поселка Хурмули Солнечного муниципального района <адрес> о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к МБОУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес> о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя тем, что с ответчиком она состоит в трудовых отношениях в должности уборщика служебных помещений. В части оплаты труда ей установлен должностной оклад в размере 2796 рублей в месяц, районный коэффициент в размере 50% к должностному окладу, северные надбавки в размере 50% к должностному окладу, выслуга за работу в учреждениях образования 15% к должностному окладу, надбавка за вредные условия труда 8%, доплата до МРОТ 5594 руб. 84 коп. Считает, что установленная ей заработная плата не соответствует действующему трудовому законодательству, так как так называемая доплата до МРОТ нивелирует такую надбавку к заработной плате, как доплата за выслугу за работу в учреждениях образования, которая у нее вырастет скоро до 20%, при этом пропорционально будет снижена доплата до МРОТ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010г. № 1305-О-О доплата до минимального размера оплаты труда нарушает принцип равной оплаты за труд равной ценности. В законе не указано, что заработная плата состоит из доплаты. Поскольку работодатель определил доплату как часть заработной платы, значит он должен применить к части заработной платы, названной им «доплата до МРОТ» районный коэффициент и процентные надбавки. В соответствии с позицией Верховного суда РФ к заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях. Ей заработная плата работодателем установлена в размере регионального МРОТ 12408 рублей, значит ее заработная плата должна составлять с 1 июля 2016 г. не менее 16200 рублей с учетом НДФЛ. При этом региональное соглашение не может применяться к данным правоотношениям, поскольку противоречит Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату в размере 18960 рублей.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, просит рассмотреть дело с участием ее представителя.

Представитель истца ФИО8 исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные истцом в исковом заявлении, дополнив суду, что в 2017 г. у ФИО2 будет увеличена выслуга лет до 20%, следовательно, уменьшится пропорционально доплата до МРОТ. Заработная плата останется прежней. Оплата за вредность может изменяться в ходе работы, процентная надбавка может измениться в сторону увеличения, по результатам аттестации. Понятие надбавки нивелируется. Истец просит взыскать надбавку за 5 месяцев 2016 г. Надбавки должны начисляться на федеральный МРОТ 7500 руб., за исключением надбавки за выслугу лет. Надбавки за коэффициент и северную надбавку у всех работников разные. Районный коэффициент должен начисляться на весь заработок, тогда необходимо начислять коэффициент и северную надбавку за доплату на МРОТ. Если у работника увеличится объем работы, то оплата все равно будет такая же, кроме работы по внутреннему совместительству.

Представитель ответчика ФИО5 иск не признала, суду пояснила, что начисление заработной платы истцу производится согласно Положения по оплате труда работников МБОУ СОШ <адрес>. Заработная плата работника складывается из оклада, из выплат компенсационного и стимулирующего характера. У истца оклад составляет 2796 руб., районный коэффициент 50 %, северная надбавка 50 %, выслуга 15 % и 8% за вредные условия труда. В Хабаровском крае МРОТ составляет 12 408 руб. У истца размер заработной платы меньше, по этой причине ей производится доплата до МРОТ в размере 5594,84 руб. Но при привлечении уборщиков служебных помещений для выполнения работ отсутствующего работника, возникают трудности, так как назначаемая доплата за увеличение объема работ и расширение зоны обслуживания нивелируется минимальным размером заработной платы, установленным в Хабаровском крае, путем уменьшения доплаты до МРОТ. Тоже самое происходит, когда она премирует работника младшего обслуживающего персонала. Премирование обозначено только в приказе. Закон Хабаровского края имеется, но механизм начисления отсутствует. Нарушений в начислении заработной платы истцу нет. Просит отказать в удовлетворении иска.

Свидетель ФИО6 суду пояснила, что механизм начисления состоит в следующем, на оклад начисляется надбавка за выслугу лет, за вредность, затем на общую сумму начисляется северная надбавка и районный коэффициент. Если сумма меньше установленного в регионе МРОТ, то производится доплата до МРОТ, все это производится согласно Постановления № 922 от 24.12.2007г. Доплата до МРОТ не является заработной платой, ни компенсационной, ни стимулирующей выплатой. Так как у истца маленькая заработная плата, поэтому и производится доплата. Повысить заработную плату, не входит компетенцию Централизованной бухгалтерии, это в ведении главы Солнечного муниципального района. С июля 2016 г. размер заработной платы не изменялся. Повышение истцу надбавки за выслугу лет не повлияет на размер получаемой ею заработной платы, выслуга увеличится, но доплата до МРОТ уменьшится. С 01.01.2017 вводится персональная надбавка в виде коэффициента, за счет этого будет увеличиваться оклад и будут увеличиваться все надбавки. Заработная плата без компенсационных выплат будет составлять 12 000 рублей. С 2017 г. внесены изменения в штатное расписание, директора школ издадут соответствующие приказы.

Свидетель ФИО7 суду пояснила, что Централизованная бухгалтерия замещение рассчитывает отдельно, премирование также производится отдельно от начисления заработной платы. Централизованная бухгалтерия пытается различными способами влиять на размер заработной платы. На сегодняшний день, внесены изменения в штатное расписание, вводятся персональные надбавки, с помощью которых увеличится оклад истца, следовательно, произойдет увеличение заработной платы.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Частью третьей статьи 37 Конституции Российской Федерации предусматривается право каждого гражданина на вознаграждение за труд, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, тем самым запрещается любая дискриминация в оплате труда равной ценности.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии частями 1,2 ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частями 4,5 ст. 135 Трудового кодекса РФ, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 состоит в трудовых отношениях с МОУ СОШ <адрес> сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края с ДД.ММ.ГГГГ в должности уборщика служебных помещений. Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГФИО2 за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, устанавливается заработная плата в размере:

должностной оклад, ставка заработной платы 2796 рублей в месяц;

выплаты компенсационного характера: районный коэффициент за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 1,5, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера- 50%, за работу в неблагоприятных условиях 8%;

выплаты стимулирующего характера: надбавка за стаж непрерывной работы в образовательном учреждении - 15%;

разовые выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно Положению об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> муниципального района <адрес>.

Согласно Положению об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> муниципального района <адрес>, утвержденному приказом директора МБОУ СОШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-к и согласованному с председателем профсоюзного комитета ДД.ММ.ГГГГ, размеры окладов по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» составляют 2796 рублей (раздел 6 п. 6.1 Положения).

Из пункта 5 Положения следует, что месячная заработная плата работника Учреждения, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда; пункт 8.2. - выплаты компенсационного характера (кроме районного коэффициента и процентной надбавки за стаж в районах Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока), установленные в процентном отношении, применяются к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы по соответствующим ПКГ, без учета повышающих коэффициентов; пункт 8.4 - к заработной плате работников в соответствии с постановлением главы Солнечного муниципального района от 27.08.2008 г. N 76 "О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Солнечного муниципального района" применяются: районные коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и процентные надбавки за стаж работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размерах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Положения главы 50 Трудового кодекса РФ регламентируют особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Таким образом, действующим трудовым законодательством предусмотрено, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по смыслу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, его составной частью.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует, о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

На основании статьи 1 Федерального закона от 02 июня 2016 года N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в сумме 7500 руб. в месяц.

24 марта 2016года между Союзом "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края" в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", Законом Хабаровского края "О социальном партнерстве в сфере труда" заключено Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 апреля 2016г. № 115-пр, в целях реализации Соглашения о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Союзом "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края от 24 марта 2016 г., с 01 апреля 2016 г. работникам государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Хабаровского края, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в т.ч. Солнечный район, минимальная заработная плата установлена в размере 12408 рублей.

Из расчетных листков уборщика служебных помещений ФИО2 следует, что на должностной оклад 2796,00 руб. исчислены 15% выслуги, что составляет 419,40руб., 8% вредность, что составляет 223,68 руб., затем районный коэффициент и северные надбавки по 1719,54 руб., итого совокупная месячная заработная плата составила 6878,16 руб., после чего применена доплата до МРОТ 5529,84 руб., итого начислено 12408,00 руб.

Таким образом, учитывая исследованные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что месячная заработная плата ФИО2 исчисляется работодателем в соответствии с действующей в Учреждении системой оплаты труда, ст. 135 Трудового кодекса РФ, постановления главы Солнечного муниципального района от 27.08.2008 г. N 76 "О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Солнечного муниципального района", локальным актом Учреждения - Положением об оплате труда работников МБОУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес>, утвержденного приказом директора школы от ДД.ММ.ГГГГ N 1к и согласованного ДД.ММ.ГГГГ с председателем Профсоюзного комитета, согласно п. 8.2. которого выплаты компенсационного характера (кроме районного коэффициента и северной надбавки) применяются в процентном отношении к должностному окладу истца за выслугу лет 15% (419,40 руб. от оклада) и за вредность 8% (223,68 руб. от оклада.) и согласно п. 8.4. Положения начисление 50% районного коэффициента и 50% надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, предусмотренных ст. ст. 315 - 317 Трудового кодекса РФ, применяется к заработной плате истца в размере по 1719,54руб.., в отличие от ухудшающих положение истца условий оплаты труда определенных трудовым договором, согласно п. 8 которого районный коэффициент и северная надбавка устанавливаются к должностному окладу, и определенный таким образом совокупный размер заработной платы истца в сумме 6878,16 руб. на 5529,84 руб. ниже установленной региональным Соглашением от 24.03.2016 в Хабаровском крае минимальной заработной платы в размере 12408 руб. (учитывающей социально-экономические условия и величину прожиточного минимума трудоспособного населения края), то работодателем истцу осуществляется доплата до минимальной заработной платы в размере 5529,84 руб.

Доводы истца о том, что с 01.07.2016 ее заработная плата должна составлять не менее 16200 рублей (исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом), суд не принимает во внимание, поскольку действующим в Российской Федерации трудовым законодательством и действующими у работодателя локальными нормативными актами не предусмотрено оснований для установления истцу заработной платы путем начисления районного коэффициента, северной надбавки, надбавки за выслугу лет и за вредные условия труда на установленный федеральным законом МРОТ, также как и на установленную по Хабаровскому краю минимальную заработную плату в размере 12408 руб.

Конституционный суд РФ в определении от 1 октября 2009 г. N 1160-О-О разъяснил, что институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение, выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, отработавшему полностью норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполняющему простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в редакции ФЗ от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ). Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, признанные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника. Приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда (ч. 2) и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ. В соответствии с ТК РФ в редакции названного Федерального закона величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий (ст. 130) и устанавливается федеральным законом (ст. 133), его правовая природа и основное назначение в механизме правового регулирования изменений не претерпели. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление оклада ниже этого размера.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом ФИО2 исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО2 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе поселка <адрес> Солнечного муниципального района Хабаровского края о взыскании недоначисленной заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Солнечный райсуд.

Судья:

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.