НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Соликамского городского суда (Пермский край) от 22.08.2016 № 2А-2450/16

Дело № 2а-2450/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Соликамск 22 августа 2016 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Новиковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Мартиной Н.В.,

с участием

помощника Соликамского городского прокурора Суворова М.Ю.,

представителя административного истца Петракова В.Е.,

представителя административного ответчика Козициной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск административное дело по административному исковому заявлению Ракитиной Е.Г. к Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты,

у с т а н о в и л:

Ракитина Е.Г. обратилась в Соликамский городской суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что решением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата> года отказано в регистрации кандидату в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу Ракитиной Е.Г. по причине недостаточного количества достоверных подписей. С данным решением истец не согласна, считает его подлежащим отмене, указав, что в соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от <дата> года количество достоверных, действительных подписей равно 3, при этом 14 подписей избирателей содержат нарушения в адресе сборщика подписей Б.. – указание в адресе места жительства сборщика подписей улицы «Кузнецова» вместо «Кузнецова В.И.». В подписных листах сборщиком подписей Б.. указано наименование улицы, соответствующее отметке о регистрации гражданина по месту жительства в её паспорте и адресной табличке на доме, где она проживает. Полагает, что указание сборщиком подписей в адресе места жительства улицы «Кузнецова» не препятствует однозначному толкованию данных о лице, осуществляющем сбор подписей, в том числе, поскольку одновременно улицы Кузнецова и улицы Кузнецова В.И. в составе Соликамского городского округа не существует. Такое наименование улицы Кузнецова указано не только в адресных табличках домов, но и в официальных документах, поэтому считает, указание улицы «Кузнецова» нельзя расценивать как предоставление лицом сведений о себе не в полном объеме или отсутствие в адресе места жительства наименование улицы. Кроме того, в нарушение п. 14 ст. 36 Закона № 525-ПК копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов кандидату не позднее, чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос регистрации кандидата не передавалась, была передана только спустя день после заседания комиссии, что исключило возможность принесения возражений. В получении копии официального документа, на основании которого подписи были признаны недействительными, кандидату было отказано. Указанные действия привели к нарушению избирательного права административного истца. Просила признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата> года, восстановить нарушенные избирательные права административного истца, обязав административного ответчика зарегистрировать кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу Ракитину Е.Г. и выдать соответствующее удостоверение.

Административный истец Ракитина Е.Г. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя Петракова В.Е.

На основании ч. 3 ст. 243 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца Петраков В.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил административный иск удовлетворить в полном объеме, пояснив, что указание сборщиком подписей Б.. в качестве своего места жительства адреса с улицей «Кузнецова» на основании паспорта гражданина Российской Федерации соответствует положениям действующего законодательства и разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и не является основанием к признанию подписей недействительными, поскольку в городе Соликамске улица Кузнецова одна, на адресных табличках наименование улицы инициалов «В.И.» не содержит, как не содержится их в наименовании указанной улицы и в некоторых официальных документах. Полагает, что решение территориальной избирательной комиссии не соответствует нормам действующего законодательства.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Козицина О.В., действующая на основании постановления Избирательной комиссии Пермского края от <дата> года, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать. В судебном заседании пояснила, что Ракитиной Е.Г. были представлены документы для регистрации кандидата, в том числе и подписные листы на 18 листах, в каждом по 1 подписи с указанием сведений о сборщике подписей. В 15 подписных листах сборщиком подписей числилась Б.., указавшая в качестве места жительства адрес с улицей «Кузнецова», что не соответствует действительности. Полагала, что подписи обоснованно были признаны недействительными, поскольку Постановлением администрации города Соликамска от <дата> года утвержден перечень наименований элементов улично-адресной сети города Соликамска, в котором числится улица «Кузнецова В.И.». Учитывая, что количество действительных подписей недостаточно для регистрации кандидата, в регистрации кандидата Ракитиной Е.Г. было отказано. Возражения относительно признания подписей недействительными представить Ракитина Е.Г. имела возможность, поскольку была своевременно извещена о данных обстоятельствах.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, представленные сторонами письменные доказательства, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленный административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, гак и через своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно, либо в составе списка кандидатов в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом; непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

В силу пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичное основание содержится и в п. «ж» ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

В силу положений ч. 2 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидата составляет 14 подписей.

В судебном заседании установлено, что Ракитина Е.Г. уведомила <дата> года Территориальную избирательную комиссию Соликамского городского округа о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

<дата> года Ракитиной Е.Г. представлены в ТИК Соликамского городского округа для регистрации подписные листы, содержащие 18 подписей избирателей, заявленных для проверки в полном объеме.

На основании п. 6.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Закрытый перечень оснований для признания подписей недействительными содержится в п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, среди которого указание в подписном листе сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума не в полном объеме или не соответствующих действительности.

В соответствии с п. 3.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, а также положений ч. 5.1 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК установление достоверности сведений, содержащихся в подписных листах Ракитиной Е.Г., проводилось по ГАС «Выборы»; результаты проверки нашли свое отражение в акте проверки подписных листов от <дата> года.

Судом установлено, что созданной в соответствии с ч. 5 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» решением Территориальной избирательной комиссией Соликамского городского округа от <дата> года при ТИК Соликамского городского округа рабочей группой 15 подписей избирателей, полученных сборщиком подписей Б.., признано недействительными по причине указания недостоверных сведений о месте жительства (неправильное указание наименования улицы Кузнецова).

В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ по окончании проверки подписных листов <дата> года был составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копию которого представлена в материалы дела.

<дата> года ТИК Соликамского городского округа было принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу Ракитиной Е.Г. на основании п. «ж» ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (недостаточное количество достоверных подписей избирателя, представленных для регистрации кандидата).

Не соглашаясь с данным решением от <дата> года , административный истец полагает, что сборщик подписей Б.. на основании Методических рекомендаций, утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, указала сведения о месте жительства, соответствующие сведениям ФМС, внесенным в паспорт, согласно которому Б.. зарегистрирована по улице «Кузнецова». Наименование улицы соответствует адресным табличкам на домах указанной улицы и используется в официальных документах, поэтому подписи избирателей в указанных подписных листах являются действительными.

Указанный довод административного истца суд считает необоснованным.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6 утверждены Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации.

В п. 12 и п. 5 подраздела 3.2 Методических рекомендаций разъяснено, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, например, наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений. Вместе с тем при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры и т.д. данные сведения в подписном листе не указываются.

Таким образом, адрес места жительства должен соответствовать полному наименованию фактического адреса.

В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Постановлением Администрации г. Соликамска от <дата> года «Об утверждении перечня наименований улиц г. Соликамска» утвержден Перечень наименований элементов улично-адресной сети г. Соликамска, в котором под номером указана «улица Кузнецова В.И.»; в данном Перечне улица «Кузнецова» отсутствует.

Исследованные судом фотографии адресных табличек «ул. Кузнецова», не содержащих инициалов «В.И.», не свидетельствуют об ином наименовании улицы «Кузнецова В.И.».

Показания свидетеля Б.., пояснившей в судебном заседании, что она зарегистрирована по улице Кузнецова, на основании данных своего паспорта вносила сведения в подписные листы, а также копию паспорта Б.., имеющуюся в материалах дела, суд не может принять во внимание при вынесении решения, поскольку данные доказательства не свидетельствуют о достоверности сведений, указанных Б.. в подписных листах.

Таким образом, местом жительства Б.. с учетом сведений, предоставленных отделом по вопросам миграции МО МВД России «Соликамский», является «<...>», что не соответствует сведениям, указанным Б.. в подписных листах, следовательно, в соответствии с п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ подписи избирателей, содержащихся в подписных листах , обоснованно были признаны недействительными.

Свидетель В.. в судебном заседании пояснял, что является руководителем рабочей группы по проверке подписных листов. Проверял подписные листы кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва Ракитиной Е.Г. по ГАС «Выборы» и было установлено, что из 18 подписей действительными являются 2 подписи. Подписи, полученные сборщиком подписей Б.., были признаны недействительными, поскольку наименование улицы было указано «Кузнецова» без инициалов, которые имеются в официальном наименовании улицы в Постановлении № 201 от 2001 года. При проверки подписей Ракитина Е.Г. присутствовала, о результатах проверки ей было сообщено, но, не дожидаясь оформления итогового протокола проверки подписей, она ушла. О дате рассмотрения вопроса о регистрации кандидата Ракитиной Е.Г. было сообщено.

Показания свидетеля В.. подтверждают соблюдение процедуры проверки подписных листов, согласуются с вышеперечисленными письменными доказательствами, ничем не опровергнуты, а потому суд признает их достоверными.

При указанных обстоятельствах решение ТИК об отказе в регистрации кандидата Ракитиной Е.Г. от <дата> года на основании п. «ж» ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» является законным и обоснованным.

Довод административного истца о том, что копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов кандидату в установленный п. 14 ст. 36 Закона № 525-ПК срок не передавалась, что исключило возможность принесения возражений, не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии.

Более того, как установлено в ходе рассмотрения дела на основании показаний свидетеля В.., признанных судом достоверными, проверка подписных листов проводилась <дата> года в присутствии кандидата Ракитиной Е.Г., до неё были доведены сведения о недействительности подписей.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата> года.

Учитывая, что необходимых в силу п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ оснований для регистрации кандидата Ракитиной Е.Г. не имеется, не подлежат удовлетворению и требования о возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу Ракитину Е.Г. и выдать соответствующее удостоверение.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,

р е ш и л:

Отказать Ракитиной Е.Г. в удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата> года, о возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу Ракитину Е.Г. и выдать соответствующее удостоверение.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 5 дней со дня его принятия в окончательной форме (с 23.08.2016 года).

Судья О.В. Новикова