НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Соликамского городского суда (Пермский край) от 20.03.2019 № 2-394/19

дело № 2-394/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2019 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,

при секретаре Осьмушко С.В.,

с участием истицы ФИО1,

представителя истицы адвоката Тупицына А.С., действующего на основании ордера,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Управления имущественных отношении администрации города Соликамска ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному образованию Соликамский городской округ в лице администрации города Соликамска о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании недействительным свидетельства о праве собственности на землю,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что ответчиком в органы Росреестра и в налоговые органы были предоставлены недостоверные сведения о наличии у нее в собственности земельного участка с адресными ориентирами: <...>, <...> с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1 000 кв.м. При этом, ответчик ссылается на выданное ей Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам города Соликамска свидетельство на право собственности на землю, бессрочного(постоянного)пользования землей от <дата>, наряду с этим, данное свидетельство ей не выдавалось, она не подавала заявление о выделении ей земельного участка, решения органом местного самоуправления о предоставлении ей земельного участка для садоводства и огородничества в отношении ее не выносилось, в фактическое владение и пользование земельным участком она не вступала, никогда не являлась членом <данные изъяты>. Законодательство Российской Федерации не предусматривает наделение гражданина правом собственности помимо его воли. В оформленном на ее имя свидетельстве на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей не указан адрес и место положения земельного участка, отсутствует ее подпись, как лица, которому выдавался земельный участок, отсутствует и не указано решение местной администрации, на основании которого выдано данное свидетельство, установить место нахождения земельного участка с указанными адресными ориентирами не предоставляется возможным, данные о межевании земельного участка отсутствуют, согласно ответа Комитета по архитектуре и градостроительству в натуре указанный земельный участок не выделялся. Указание ее собственником земельного участка, который никогда ей не передавался, неправомерно накладывает на нее бремя уплаты земельного налога и содержания земельного участка, при указанных обстоятельствах зарегистрированное за ней в Управлении Росреестра право собственности на земельный участок должно быть признано отсутствующим в связи с отсутствием законной сделки и законных оснований по его приобретению, а свидетельство о праве собственности должно быть признано недействительным, в связи с чем истица согласно исковых требований просила признать недействительным свидетельство праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от <дата>, признать отсутствующим право собственности на земельный участок ФИО1 с адресными ориентирами: <...><...> садовый участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1 000 кв.м.

В судебном заседании истица на иске настаивала по приведенным в исковом заявлении основаниям, суду пояснила, что в 90-х годах сдавала деньги на корчевание садовых участков, планировалось создание садоводческого товарищества от <данные изъяты>, но данное предприятие ликвидировалось, садовые участки так и не были выделены, сданные ею денежные средства пропали. С <дата> года налоговым органом ей предъявлялся к уплате земельный налог по данному земельному участку, решением мирового судьи судебного участка города Соликамска налоговой инспекции было отказано в удовлетворении заявленных к ней исковых требований о взыскании с нее земельного налога в отношении спорного земельного участка, после <дата> года Межрайонная ИФНС России № 11 обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании земельного налога в отношении спорного земельного участка, по ее заявлению судебные приказы отменялись, далее налоговый орган в суд с иском о взыскании земельного налога не выходил.

Представителем истицы заявленные истцом исковые требования были поддержаны, дополнительно указано, что по смыслу положений ст. 66 Земельного кодекса РСФСР в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, земельные участки для коллективного садоводства, огородничества предоставлялись местными Советами народных депутатов и должны были состоять из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, наряду с этим, на кадастровом учете стоит земельный участок, правообладателем которого указана истица в <...>. Истица членом садоводческого товарищества никогда не являлась, членская книжка садовода ей не выдавалась, земельный участок не выделялся, предположительно согласно публичной кадастровой карты в районе предполагаемого размещения спорного земельного участка находится лес.

Представитель ответчика администрации города Соликамска возражала против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что муниципальное образование и администрация города Соликамска не могут являться надлежащими ответчиками по иску, поскольку после ликвидации в <дата> году Комитета по земельной реформе города Соликамска выданные комитетом документы (в том числе свидетельства на право собственности на землю, бессрочного(постоянного) пользования землей) были переданы в федеральные органы, администрация города Соликамска не являлась правопреемником Комитета по земельной реформе. Выданное истцу свидетельство о праве постоянного(бессрочного) пользования землей от <дата> является правоустанавливающим документов на земельный участок.

Представитель третьего лица –Управления имущественных отношений администрации города Соликамска возражала против исковых требований, указывая что по смыслу положений п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право постоянного(бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается, принятие дополнительно каких-либо решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется, истица в соответствии со ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации имела и имеет возможность отказаться от предоставленного ей права на соответствующий земельный участок, неиспользование земельного участка по назначению не освобождает истца от уплаты обязательных платежей.

Представитель третьего лица, Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю, был извещен о времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве по иску указал, что истцу на основании сведений регистрирующих органов, представленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <...> в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу : <...><данные изъяты>, садовый участок , за <дата> годы предъявлялся к уплате земельный налог, по решению суда от <дата> была списана недоимка истицы по земельному налогу за <дата> год, последующая задолженность по земельному налогу была списана в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами № 330-ФЗ от 21.11.2011г., № 436-ФЗ от 28.12.2017г., по состоянию на <дата>. за истцом числятся недоимка по земельному налогу за <дата> годы в сумме 702 руб. и пени.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю был извещен о времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражал против заявленных требований, указав в письменном отзыве по иску, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимого имущества <...><...>, садовый участок с кадастровым номером отсутствует информация о зарегистрированных правах, сделках, ограничениях(обременениях). Сведения о земельном участке с адресными ориентирами: <...><...>, садовый участок с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости <дата> в соответствии с Решением исполнительного комитета Соликамского городского совета народных депутатов от <дата>. В качестве правообладателя земельного участка, права которого не зарегистрированы, указана истица. Указанные сведения внесены в ЕГРН на основании имеющегося в материалах реестрового дела оригинала свидетельства на право собственности на землю, бессрочного(постоянного) пользования землей от <дата>.

Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы гражданского дела, материалы гражданского дела г. по иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермской области к ФИО1 о взыскании земельного налога, суд находит заявленные истцом исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с положениями Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

Согласно пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Согласно п. 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

До 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное(бессрочное) пользование. В дальнейшем в ходе проведения земельной реформы законодатель обеспечил гражданам по их выбору возможность продолжить пользоваться земельными участками на праве постоянного(бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования, получение земли в частную собственность.

При этом, оформление прав осуществлялось исключительно по инициативе граждан.

Указом Президента РФ от 27.12.1991 N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками было постановлено о проведении приватизации земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, настоящим Указом установлено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

В развитие данного Указа Роскомземом 20.05.1992г. был утвержден Порядок выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю, которым была утверждена форма свидетельства о праве собственности на землю.

Данным порядком предусматривалась возможность использования данного свидетельства временно (до момента выдачи государственного акта) для удостоверения права граждан на пожизненное наследуемое владение и права предприятий, учреждений, организаций на бессрочное (постоянное) пользование землей. Свидетельства выдавались гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.

Выдаваемые гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям Свидетельства регистрировались в специальной книге выдачи Свидетельств, которая велась в районном, городском комитете по земельной реформе и земельным ресурсам либо главой сельской, поселковой, городской администрации. Лицо, которому выдавалось Свидетельство, расписывалось в его получении в Книге выдачи Свидетельств и на втором экземпляре Свидетельства.

Как установлено судом согласно данным Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимого имущества <...><...> садовый участок с кадастровым номером отсутствует информация о зарегистрированных правах, сделках, ограничениях(обременениях). Сведения о земельном участке с адресными ориентирами: <...><...>, садовый участок с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости <дата> в соответствии с Решением исполнительного комитета Соликамского городского совета народных депутатов от <дата>. В качестве правообладателя земельного участка, права которого не зарегистрированы, указана истица. Указанные сведения внесены в ЕГРН на основании имеющегося в материалах реестрового дела оригинала свидетельства на право собственности на землю, бессрочного(постоянного) пользования землей от <дата>.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в статье 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Пунктом 3 статьи 28 указанного федерального закона закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.

Граждане, обладающие такими земельными участками, вправе зарегистрировать права собственности на них в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятия решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков не требуется.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 названного федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Таким образом, исходя из смысла указанных положений закона, гражданин, обладающий дачным земельным участком, имеет право приобрести бесплатно в собственность соответствующий земельный участок, если земельный участок в целом был предоставлен данному некоммерческому объединению граждан и объединение было создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

С учетом изложенного, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими проверке при рассмотрении настоящего дела, являются установление следующих фактов: земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23 апреля 1998 года; гражданин должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Как установлено судом, основанием для регистрации данных об истце, как правообладателе спорного земельного, участка послужило решение исполнительного комитета Соликамского городского совета народных депутатов от <дата>, согласно данного решения земельный участок площадью <данные изъяты> га в <...> для организации коллективных садов-огородов, Комитету по земельной реформе предлагалось до <дата> переоформить документы на отвод.

Со слов ответчика и третьего лица Управления имущественных отношений данных о произведении отвода земли <данные изъяты> не имеется, доводы истца о том, что <данные изъяты> не получив отвода земли было ликвидировано, ответчиком и третьими лицами не опровергнуты. Согласно сведений Межрайонной ИФНС России № 11 Пермскому краю садоводческое товарищество <данные изъяты> как юридическое лицо никогда не регистрировалось.

Согласно имеющегося в материалах гражданского дела г акта обследования земельного участка, предоставленного <данные изъяты> в <...> для организации коллективного сада от <дата> территория обследуемого участка не раскорчевана, на участке естественный лес (ель, пихта) и кустарники, отсутствуют дороги, какие-либо постройки, заборы и следы использования в целях огородничества. Земельный участок не освоен и не используется по целевому назначению. Письмом от <дата> Управление недвижимости администрации города Соликамска обращалось к руководителю Соликамского филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» об исключении из списка садоводов граждан, указывая что решение исполнительного комитета Соликамского городского Совета народных депутатов от <дата> в части оформления отвода не выполнено, земельный участок не передан МПО ЖКХ по акту приема-передачи.

Совокупность указанных обстоятельств подтверждают доводы истца о том, что в регистрирующий орган были переданы формально оформленные документы.

Фактически у истца право пользования земельным участком не возникло, поскольку земельный участок не был сформирован и передан садоводческому товариществу либо истцу лично.

В оформленном на имя истицы свидетельстве на право собственности на землю, бессрочного(постоянного) пользования землей от <дата> отсутствуют данные о решении органа местного самоуправления, на основании которого выдано свидетельство, свидетельство не содержит приложений о фактических границах отведенного земельного участка, доводы истца о том, что данное свидетельство ей не выдавалось, у истца отсутствовало намерение о его получении, ответчиком не опровергнуты.

Сама истица на протяжение нескольких лет последовательно поясняла, что намерения по приобретению в собственность либо на ином праве земельного участка у нее не было, оспаривала решения налогового органа о начислении и предъявлению к уплате земельного налога по спорному участку.

Доводы истца о том, что она сдавала деньги на освоение земли не свидетельствуют о том, что земельный участок был сформирован в установленном порядке и передан для организации сада садоводам.

В отсутствие передачи земельного участка садоводческому товариществу либо истцу лично правовые основания для выдачи свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного(постоянного) пользования землей в 1994 году на имя истца помимо ее воли отсутствовали.

В соответствии с положениями п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Внесенная в Единый государственный реестр недвижимости запись об истце, как правообладателе ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером нарушает права истца, необоснованно возлагая на истца обязанности нести бремя содержания имущества, а потому заявленные истцом исковые требования суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительным свидетельство праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от <дата>.

Признать отсутствующим право собственности на земельный участок ФИО1 с адресными ориентирами: <...><...>, садовый участок с кадастровым номером площадью 1 000 кв.м.

Взыскать с Муниципального образования Соликамский городской округ в лице администрации города Соликамска в пользу ФИО1 расходы по госпошлине в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (28.03.2019г.), с принесением апелляционной жалобы в Соликамский суд.

Судья Т.А.Старчак