Солецкий районный суд Новгородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Солецкий районный суд Новгородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело Номер обезличен
Решение
Именем Российской Федерации
14 января 2011 года р.п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Виюк А.М.,
с участием заместителя прокурора Шимского района Новгородской области Жердецких И.Ю.,
представителя заинтересованных лиц - Совета депутатов Уторгошского сельского поселения, Администрации Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области - Кукушкиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части Устава Уторгошского сельского поселения,
установил:
Прокурор Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части Устава Уторгошского сельского поселения. В обоснование заявленных требований указал, что решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года внесены изменения в Устав Уторгошского сельского поселения, утвержденный Решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №5 от 24 декабря 2005 года в соответствии с областным законом №140-ОЗ от 12 июля 2007 года. Указанные изменения зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции РФ по Новгородской области 06 августа 2009 года, в связи с чем действуют и применяются. 23 апреля 2010 года прокурором Шимского района Новгородской области принесен протест на отдельные положения Устава Уторгошского сельского поселения, который был удовлетворен на заседании Совета депутатов Уторгошского сельского поселения. Однако, до настоящего времени изменения, внесенные в Устав сельского поселения, не зарегистрированы, в связи с чем не действуют и не применяются. Решение Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года противоречит требованиям федерального законодательства, в связи с чем должно быть признано незаконным. Так, абзацем 1 части 1 статьи 25а Устава установлены следующие социальные гарантии для главы района: после прекращения своих полномочий он продолжает получать установленное Советом депутатов Уторгошского сельского поселения денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в случаях преобразования или упразднения Уторгошского сельского поселенияа; не избрания на должность после окончания срока полномочий; отставки Главы Уторгошского сельского поселения района по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года; в случае увеличения численности избирателей Уторгошского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Уторгошского сельского поселения или объединения его с городским округом. В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 ст. 25а Устава в случае, если заработная плата главы поселения на новом месте работы ниже размера денежного содержания, установленного Советом депутатов Уторгошского сельского поселения, а также если Глава поселения получает пособие по безработице, то ему производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий. Частью 2 ст. 25а Устава установлено, что предоставление данных социальных гарантий, указанных в части 1 настоящей статьи Устава, осуществляется за счет средств бюджета Уторгошского сельского поселения. Вместе с тем, указанные нормы решения Совета депутатов Уторгошского сельского совета от 20 июля 2009 № 140, которым внесены изменения в Устав Уторгошского сельского поселения, противоречат требованиям Федерального законодательства, поскольку нормами ТК РФ установлен прямой запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. По смыслу ТК РФ гарантии работникам, в том числе занимающим выборные должности, могут быть предоставлены только на период выполнения полномочий, а не по окончании срока полномочий, как это предусмотрено Уставом. В связи с тем, что ни ТК РФ, ни иным федеральным законом не предусмотрено для лиц, замещавших муниципальные должности прекративших выполнение своих полномочий, предоставленных Уставом, полагает, что при их установлении представительным органом превышены полномочия, поскольку у органов местного самоуправления отсутствуют основания для закрепления вышеуказанных оспариваемых норм в уставах муниципальных образований. В связи с чем, учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 86 Бюджетного кодекса РФ размер и условия оплаты труда выборных должностных лиц устанавливаются органами местного самоуправления только в отношении действующих выборных должностных лиц, установление таких компенсаций и гарантий выборным должностным лицам, прекратившим свои полномочия, является незаконным, противоречит требованиям федеральных законов, в связи с чем решение об установлении таких компенсаций и гарантий принято органами местного самоуправления с превышением своих полномочий. Полагает, что последствием применения оспариваемых положений Устава Уторгошского сельского поселения может стать установление социальных гарантий, требующих значительных бюджетных средств, лицам, не несущим никаких обязанностей по решению вопросов местного значения и не выполняющим никаких функций в интересах муниципального образования, что не соответствует интересам населения. В связи с чем просил суд признать недействующими абзац 2 части 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 25а Устава Уторгошского сельского поселения, утвержденного Решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №5 от 24 декабря 2005 года (в редакции решения Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года).
В судебном заседании заместитель прокурора Шимского района Новгородской области Жердецких И.Ю. поддержала заявленные требования по мотивам и основаниям, изложенным в заявлении. Уточнила заявленные требования, указав, что недействующими и не подлежащими применению указанные нормы - абзац 2 части 1, пункты 2,3 части 1 статьи 25а Устава Уторгошского сельского поселения должны быть признаны с момента внесения соответствующих изменений решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года и вступления их в силу, то есть со дня их официального опубликования в газете «Шимские вести» - 12 августа 2009 года. Пояснила, что исковые требования предъявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в случае применения оспариваемых положений Устава сельского поселения будут затрачиваться денежные средства из бюджета муниципального района, расходование данных средств является незаконным, поскольку расходуются денежные средства на содержание лиц, которые не выполняют никаких обязанностей по решению вопросов местного значения; бюджет сельского поселения формируется в основном за счет налогов и сборов налогоплательщиков, в связи с чем в случае расходования указанных средств на выплату денежного содержания бывшего главы поселения будут ограничены возможности использования указанных денежных средств для решения вопросов местного значения, чем будут нарушены права лиц, проживающих и пребывающих на территории Уторгошского сельского поселения, являющихся налогоплательщиками. Просила суд удовлетворить завяленные требования, поскольку до настоящего времени внесенные в Устав на основании протеста прокурора изменения не опубликованы в установленном законом порядке, в связи с чем не действуют и не применяются. До настоящего времени действует Устав Уторгошского сельского поселения в редакции решения Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009, часть норм которого противоречит требованиям федерального закона.
Представитель заинтересованных лиц - Администрации Уторгошского сельского поселения Шимского муниципального района Новгородской области, Совета депутатов Уторгошского сельского поселения Кукушкина А.Г., являющаяся главой Администрации Уторгошского сельского поселения и председателем Совета депутатов Уторгошского сельского поселения, признала требования прокурора о признании недействующими абзаца 2 части 1, пункта 2., пункта 3 части 1 статьи 25а Устава Уторгошского сельского поселения, поскольку указанные положения устава действительно противоречат требованиям федерального законодательства - ТК РФ и БК РФ, а также Конституции РФ, в связи с чем должны быть признаны недействующими со дня их принятия и вступления в силу, до настоящего времени они не утратили силу, изменения в Устав зарегистрированы в органах юстиции, однако, не опубликованы в установленном законом порядке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В связи с чем для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативно правового акта необходимо наличие следующих условий: оспариваемый акт должен являться нормативно правовым, данный акт должен быть издан органом государственной власти, органом местного самоуправления, устанавливать определенные правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и подлежащие неоднократному применению, данный акт должен быть опубликован в установленном законом порядке, нарушить права определенного либо неопределенного круга лиц, должен быть действующим.
В судебном заседании установлено, что 24 декабря 2005 года Советом депутатов Уторгошского сельского поселения принято решение №5 «Об Уставе Уторгошского сельского поселения», которым утвержден Устав муниципального образования - Уторгошское сельское поселение. Согласно указанному решению, Устав вступает в силу после его государственной регистрации и официального опубликования в газете «Шимские вести».
Указанный Устав Уторгошского сельского поселения зарегистрирован в Главном Управлении Министерства юстиции РФ по Северо-Западному округу 30 декабря 2005 года, государственный регистрационный номер 5352113082005001.
20 июля 2009 года Решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 внесены изменения в Устав Уторгошского сельского поселения; данное решение зарегистрировано 06 августа 2009 года в Главном Управлении Министерства юстиции РФ по Северо-Западному округу, государственный регистрационный номер 535213082009001.
Также в судебном заседании установлено, что 26 января 2006 года в номере 6-11 газеты «Шимские вести» опубликован Устав Уторгошского сельского поселения; 12 августа 2009 года в номере 61-66 газеты «Шимские вести» опубликованы изменения в Устав Уторгошского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года.
Согласно ст. 44 ФЗ РФ №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устав муниципального образования, является нормативно-правовым актом. При этом устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В связи с чем, учитывая, что Устав Уторгошского сельского поселения является нормативно-правовым актом, является действующим нормативно-правовым актом, принят органом местного самоуправления, был опубликован в средствах массовой информации, решение о внесении изменений в Устав также были зарегистрированы и опубликованы, в связи с чем Устав действует с учетом внесенных в него изменений, внесенные в Устав изменения не зарегистрированы и не опубликованы в установленном законом порядке, суд находит, что имеются законные основания для проверки соответствия отдельных норм (положений) Устава федеральному законодательству в порядке главы 24 ГПК РФ, в связи с чем у прокурора имелись законные основания для обращения с заявлением об оспаривании Устава - признании его недействующим в части.
В соответствии с указанными изменениями, внесенными решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года, в статью 25 а Устава Уторгошского сельского поселения, действует Устав Уторгошского сельского поселения в редакции решения Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 25а Устава Уторгошского сельского поселения, главе Уторгошского сельского поселения устанавливаются следующие социальные гарантии: глава Уторгошского сельского поселения после прекращения своих полномочий продолжает получать установленное Советом депутатов Уторгошского сельского поселения денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в случаях преобразования или упразднения Уторгошского сельского поселения, не избрания на должность после окончания срока полномочий, отставки Главы сельского поселения по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года, в случае увеличения численности избирателей Уторгошского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ сельского поселения или объединения его с городским округом. В соответствии с пунктом 2 части 1 указанной статьи Устава, в случае, если заработная плата на новом месте работы ниже размера денежного содержания, установленного Советом депутатов Уторгошского сельского поселения, Главе сельского поселения производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий. Согласно пункту 3 части 1 статьи 25а Устава Уторгошского сельского поселения, в случае, если Глава сельского поселения получает пособие по безработице, то ему производится доплата до прежнего уровня его денежного содержания, установленного Советом депутатов Уторгошского сельского поселения, но не более одного года со дня прекращения его полномочий.
Прокурор полагает, что указанные нормы Устава Уторгошского сельского поселения противоречат требованиям федерального закона.
Суд находит указанные доводы прокурора обоснованными и законными, а оспариваемые им нормы (положения) Устава Уторгошского сельского поселения, а именно абзац 2 части 1, пункт 2, пункт 3 части 1 ст. 25а Устава Уторгошского сельского поселения противоречащими федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Из содержания ст. 76 Конституции РФ следует, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с требованиями пунктов «н,к» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится трудовое законодательство; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Вопросы трудовых правоотношений регулируются Трудовым Кодексом РФ (федеральным законом).
В связи с чем нормативно-правовые акты, принимаемые органом местного самоуправления в области трудовых отношений, не должны противоречить нормам Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и иным федеральным законом, регулирующим трудовые правоотношения.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 64 Трудового кодекса РФ установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров относится к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Частями 2 и 3 статьи 6 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, но только по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, исходя из содержания и смысла указанных норм, Трудовой кодекс РФ устанавливает прямой запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесённым к ведению федеральных органов государственной власти, которые уже урегулированы федеральными законами.
Согласно статье 164 Трудового кодекса РФ гарантии применительно к трудовым отношениям - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Случаи предоставления гарантий и компенсаций установлены и определены статьей 165 ТК РФ, согласно которой помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Из указанной нормы следует, что предоставление иных гарантий и компенсаций работникам возможно только в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами. В связи с чем не предусмотрено установление иных по сравнению с указанными в федеральном законе гарантий законами субъекта Российской Федерации, в том числе для лиц, исполняющих (исполнявших) государственные обязанности.
В соответствии со статьей 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
По смыслу названных норм Трудового кодекса РФ гарантии работникам, в том числе занимающим выборные должности, могут быть предоставлены только на период выполнения ими полномочий, а не по окончании срока их полномочий, как это предусмотрено в оспариваемых нормах Устава Уторгошского сельского поселения.
Исходя из изложенного, вопросы расторжения трудовых договоров власти и последствия такого расторжения также регулируются нормами федерального законодательства.
В связи с чем, учитывая, что ни Конституцией РФ, ни ТК РФ не предусмотрено установление гарантий и компенсаций представительным органом субъекта РФ, муниципального образования для лиц, замещавших муниципальные должности и прекративших выполнение своих полномочий, предоставленных Уставом, а также то, что вопросы предоставления таких гарантий и компенсаций урегулированы федеральными законами, решение вопроса об установлении дополнительных, не предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций относится исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти, суд находит, что при их установлении Советом депутатов Уторгошского сельского поселения были превышены полномочия.
Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно статье 3 ФЗ РФ №25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч.2,3 ст. 23 указанного федерального закона, при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации. Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно части 10 статьи 5 ТК РФ, органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В связи с чем Совет депутатов Уторгошского сельского поселения правомочен принимать нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти и урегулированы соответствующими федеральными законами.
Вместе с тем, при проверке оспариваемых норм Устава относительно их соответствия федеральным законам необходимо помимо норм ТК РФ также обратиться к нормам Бюджетного кодекса РФ, который также регулирует вопросы трудовых правоотношений, в том числе относительно компетенции органов местного самоуправления в области принятия нормативно-правовых актов, решений в сфере трудовых отношений, включая размер и условия оплаты труда, установление и определение размера, условий выплат компенсаций, установления гарантий.
Так, согласно ч.1, 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. При этом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. Аналогичные требования содержаться в ч.2 ст. 53 ФЗ РФ №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно ч.1 ст.53 указанного федерального закона, расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Из содержания указанных норм права следует, что органы местного самоуправления наделены правом устанавливать за счет муниципального бюджета размеры и условия оплаты труда только в отношении действующих выборных должностных лиц; установление таких гарантий и компенсаций в отношении выборных должностных лиц, которые прекратили свои полномочия, является превышением полномочий органа местного самоуправления при отсутствии таких положений (норм) в федеральном законе.
На основании вышеизложенного, учитывая, что ни Конституция РФ, ни иные федеральные законы РФ (ТК РФ, БК РФ), регулирующие трудовые правоотношения, не предусматривают возможность установления, начисления и выплаты компенсаций, гарантий выборным должностным лицам после прекращения их полномочий; все установленные этими нормами гарантии и компенсации распространяются в соответствии с требованиями федерального закона только на действующих выборных должностных лиц, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, то есть только на должностных лиц, полномочия которых не прекращены по какому-либо из предусмотренных законом оснований, суд находит, что положения Устава Уторгошского сельского поселения, содержащие возможность получения выборным должностным лицом, полномочия которого прекращены, компенсаций и гарантий, которые были установлены для него на время исполнения возложенных на него Уставом полномочий, а именно абзац 2 части 1, пункты 2,3 части 1 статьи 25а Устава Уторгошского сельского поселения, внесенные Советом депутатов Уторгошского сельского поселения решением №140 от 20 июля 2009 года, приняты и введены в действие с превышением полномочий, предоставленных органу местного самоуправления в сфере трудовых правоотношений; данные положения противоречат требованиям федеральных законов - Трудового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем не подлежат применению.
В соответствии с п.2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно ч.2 ст. 1 ФЗ РФ №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В связи с чем, учитывая, что в результате применения оспариваемых положений Устава бюджет Уторгошского сельского поселения понес расходы на обеспечение гарантий и компенсаций лицам, не исполняющим никаких обязанностей по решению вопросов местного значения, то есть несение незаконных расходов, что не отвечает интересам населения данного муниципального района, как налогоплательщиков, за счет налогов которых в основном формируется бюджет Уторгошского сельского поселения, суд находит обоснованным подачу прокурором заявления в интересах неопределенного круга лиц.
Учитывая, что прокурором заявлены требования о признании оспариваемых положений (норм) Устава Уторгошского сельского поселения с момента принятия данных положений и вступления их в силу, то обстоятельство, что данные нормы Устава действуют и применяются лишь со дня их официального опубликования (обнародования), решение о внесении изменений в Устав, которые в настоящее время оспариваются прокурором, опубликовано в газете «Шимские вести» как того требует закон 12 августа 2009 года, суд находит необходимым признать оспариваемые положения Устава - абзац 2 части 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25а Устава Уторгошского сельского поселения недействующими и неподлежащими применению со дня вступления их в силу, то есть со дня вступления в силу решения Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года, которым были внесены оспариваемые изменения, то есть с - 12 августа 2009 года - дня опубликования данных изменений в газете «Шимские вести».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части Устава Уторгошского сельского поселения удовлетворить:
Признать абзац 2 части 1, пункт 2, пункт 3 части 1 статьи 25а Устава Уторгошского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №5 от 24 декабря 2005 года, внесенные решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления их в силу - 12 августа 2009 года.
Обязать Совет депутатов Уторгошского сельского поселения в течение 14 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу опубликовать в газете «Шимские вести» сообщение о решении суда о признании абзаца 2 части 1, пункта 2, пункта 3 части 1 статьи 25 а Устава Уторгошского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №5 от 24 декабря 2005 года, внесенные решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения №140 от 20 июля 2009 года, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления их в силу - 12 августа 2009 года.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области со дня составления мотивированного решения, а именно, начиная с 19 января 2011 года.
Председательствующий: А.М. Виюк
Мотивированное решение составлено 18 января 2011 года.