Солецкий районный суд Новгородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Солецкий районный суд Новгородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Батецкий 10 ноября 2011года
Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой В.А.,
при секретаре Макаровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Батецкого района Новгородской области о признании пунктов 1 и 2 части 1 ст. 20.2 Устава Батецкого муниципального района, утвержденного решением Думы Батецкого муниципального района от 13.12.2005г. № 14-РД, противоречащими федеральному законодательству и недействующими,
установил:
Прокурор Батецкого района Новгородской области обратился в суд с заявлением о признании пунктов 1 и 2 части 1 ст. 20.2 Устава Батецкого муниципального района, утвержденного решением Думы Батецкого муниципального района от 13.12.2005 г. № 14-РД, противоречащими федеральному законодательству и недействующими, в обоснование указал следующее:
Ч. 1 ст. 20.2 Устава Батецкого муниципального района установлено, что Главе района в случае досрочного прекращения своих полномочий осуществляются выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, по следующим основаниям: преобразования или упразднения района; в случае увеличения численности избирателей района более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ района.
Согласно ч. 5 ст. 20.2 Устава расходы, предусмотренные настоящей статьей, возмещаются за счет средств бюджета района.
Пункты 1 и 2 части 1 ст. 20.2 Устава противоречат требованиям действующего федерального законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ от 06.10.2003 № 131 - ФЗ), правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ч.1 ст. 6 Трудового Кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам.
Статьей 5 Трудового Кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормами Трудового кодекса РФ установлен прямой запрет органам местного самоуправления на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесённым к ведению федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ, установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В нарушение указанных норм федерального законодательства в оспариваемом нормативном правовом акте установлено преимущество одного работника перед другим в зависимости от должностного положения при осуществлении единовременной выплаты компенсации.
Согласно ст.164 Трудового кодекса РФ гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Случаи предоставления гарантий и компенсаций регламентируются статьёй 165 Трудового кодекса РФ. Указанной статьёй также определено, что иные гарантии и компенсации работникам предоставляются только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Установление гарантий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено.
Поскольку ни Трудовой кодекс РФ, ни иные федеральные законы не предусматривают для лиц, замещающих должность Главы муниципального образования, гарантий, предусмотренных Уставом Батецкого муниципального района, при их установлении органом местного самоуправления превышены представленные ему полномочия.
Таким образом, пункты 1 и 2 части 1 статьи 20.2 Устава противоречат имеющему большую юридическую силу федеральному законодательству.
В судебном заседании помощник прокурора Батецкого района Новгородской области Савченко О.В., заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Думы Батецкого муниципального района ФИО1 с требованиями прокурора согласилась.
Выслушав помощника прокурора Батецкого района Новгородской области Савченко О.В., представителя Думы ФИО1, проверив материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено в судебном заседании, ч. 1 ст. 20.2 Устава Батецкого муниципального района установлено, что Главе района в случае досрочного прекращения своих полномочий осуществляются выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, по следующим основаниям: преобразования или упразднения района; в случае увеличения численности избирателей района более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ района.
Согласно ч. 5 ст. 20.2 Устава расходы, предусмотренные настоящей статьей, возмещаются за счет средств бюджета района.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится трудовое законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акта, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 9 ТК РФ в трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления. Трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права и снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Оспариваемые положения устава Батецкого муниципального района устанавливают преимущество одних работников перед другими в зависимости от должностного положения Главы при осуществлении единовременной выплаты компенсации, что противоречит вышеназванным нормам федерального законодательства.
Кроме того, ст. 65 Трудового кодекса РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных кодексом, установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций, определено, что иные гарантии и компенсации работникам предоставляются только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора о признании пунктов 1 и 2 части 1 ст. 20.2 Устава Батецкого муниципального района, утвержденного решением Думы Батецкого муниципального района от 13.12.2005 № 14-РД, противоречащими федеральному законодательству и недействующими, подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что решение суда первой инстанции, которым оспариваемый акт признается противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, не является подтверждением его недействительности, его отмене самим судом, тем более лишения его юридической силы с моменты издания, а означает лишь признание его недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу, а также то, что каких-либо существенных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости признать п. 1 и 2 ч.1 ст. 20.2 Устава Батецкого муниципального района недействующими и не подлежащими применению со дня издания Устава судом не установлено, суд полагает возможным признать указанную часть нормативного акта недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 12, 56,194-199, 245 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Батецкого района Новгородской области удовлетворить.
Признать пункты 1 и 2 части 1 статьи 20.2 Устава Батецкого муниципального района, утвержденного Думой Батецкого муниципального района от 13.12.2009 № 14-РД, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда путем подачи кассационной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Председательствующий: В.А. Новикова