дело № 2а-1068/2016 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 29.09.2016 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ботвиновской Е.А.,
при секретаре Ихсановой А.А.,
представителя административного ответчика Балабановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Соль-Илецкое лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров,
установил:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав следующее. ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» является предоставление услуг в области лесоводства. Основными целями деятельности учреждения являются обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений; осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере; осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров установлен Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» (утв. приказом Минприроды России от 23.06.2014 года № 276). В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах в деятельности ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» установлено, что в нарушение требований федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом - осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах ведется с отличающейся от установленной периодичностью, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам. Кроме того, ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» вместо карточки учета лесного пожара заполняется акт о лесном пожаре, в котором отсутствуют сведения о географических координатах пожара (в точностью не менее одной угловой секунды), азимут, общей и покрытой лесом площади лесного пожара на момент его обнаружения, целевом назначении лесов и категории земель, основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений). Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании вышеизложенного, просит суд: признать незаконным бездействие ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» по надлежащему осуществлению ДД.ММ.ГГГГ мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Обязать ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование и осмотр лесов на пожарных наблюдательных пунктах в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23.06.2014 года № 276.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика Балабанова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно представленному отзыву, в соответствии с «Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» на ДД.ММ.ГГГГ», в целях обнаружения и учета лесных пожаров, наблюдения за их развитием, предусмотрено наземное патрулирование в Буранном и Соль-Илецком участковых лесничествах по двенадцати маршрутам. При наступлении пожароопасного периода и устойчивой положительной погоды увеличивается нагрузка на лесные массивы в определенных местах лесного фонда. В связи с этим ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» приходиться увеличивать кратность патрулирования по одним маршрутам, а по другим его сокращать. Для достижения установленных целей ГКУ «СольИлецкое лесничество» в установленном законодательством РФ и Уставом порядке в границах земель лесного фонда, закрепленных за учреждением, занимается не только мониторингом пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, но выполняет и другие работы. В штатном расписании ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» отсутствует ставка пожарного наблюдателя. Наблюдательный пункт расположен в 16 квартале Соль-Илецкого участкового лесничества и находится в 13 километрах от конторы лесничества. В связи с этим, учреждение лишено возможности вести наблюдения за пожарной обстановкой с установленной периодичностью на наблюдательных пунктах. Данный наблюдательный пункт расположен в 200 метрах от арендатора лесного участка ФИО1, который осуществляет помощь проводить наблюдения за пожарной обстановкой в лесном фонде. ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» каждый месяц составляет графики дежурств и патрулирования межведомственными группами Соль-Илецкого лесничества по предотвращению и пресечению нарушений лесного законодательства в течение всего пожароопасного периода. Наземное патрулирование лесного фонда периодически осуществляется с арендаторами лесных участков на их транспорте. По этому, данные навигационных приборов ГЛОНАСС не отвечают приказу министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 276. кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» осуществляло патруль на автомобиле «Волга» до 20.00 часов, а не до 16.32 часов как указано в исковом заявлении. Так как в 18.30 ч ДД.ММ.ГГГГ был составлен административный протокол на гражданку ФИО2. ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» заполняет карточки учета лесного пожара и направляет их в ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области», тем самым не нарушает пункт 16 «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров». При рассмотрении настоящего гражданского дела, истцом не представлено достаточно веских доказательств, что именно невыполнение ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» требований актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав РФ как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с ч. 6 статьи 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 53.2 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.
Приказом Минприроды России от 23.06.2014 года № 276 утвержден Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (далее - Порядок), согласно которому мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.
В соответствии с пунктами 7-9 «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» наземное патрулирование лесов, в частности, осуществляется:
- при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды не менее 2 раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I, II и IIIклассам природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;
- при IVклассе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды не менее 3 раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных средств наблюдения;
- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в течение светлого времени суток на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к 1, II и III классам природной пожарной опасности лесов - круглосуточно.
Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка.
Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:
- при IIIклассе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 10 до 20 часов не реже 1 раза в 2 часа;
- при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 9 до 21 часа не реже 1 раза в час;
- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 6 до 24 часов не реже 1 раза в час.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» является предоставление услуг в области лесоводства,
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ.) Учреждение является некоммерческой организацией. Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений; осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере; осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории.
Для достижения этих целей Учреждение, в установленном
законодательством РФ и данным уставом порядке в границах земель лесного фонда, закрепленных за ним, выполняет, в частности, следующие виды деятельности: контроль за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами выполнения требований, норм, правил, установленных законодательством РФ в сфере лесных отношений; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; контроль за соблюдением гражданами правил противопожарной и санитарной безопасности в лесах, ограничением пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах; контроль за соблюдением требований и условий проектов освоения лесов, договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений; осуществление производства по делам об административных правонарушениях; выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений лесного законодательства.
В ходе проведенной Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» не в полной мере организован надлежащим образом, в частности, осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах ведется с отличающейся от установленной периодичностью, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.
Так, согласно данным, представленным ГУ МЧС России по Оренбургской области в лесах на территории района: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установился 3 класс пожарной опасности, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - 4 класс пожарной опасности; с ДД.ММ.ГГГГ - 5 класс пожарной опасности.
Согласно сведениям Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, по данным навигационных приборов ГЛОНАСС, установленных на автомобилях лесничества: 1) на автомобиле марки «Волга» с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование: ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ с часов 08.05-16.32 до часов (патрулирование ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 12,5 до 212,7 км; ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ с 08.01-22.02 часов до 15.22-05.40 часов (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 4,0 до 348,6 км; ДД.ММ.ГГГГ с 08.30-16.49 часов до 12.09-18.13 часов, протяженность пройденного в день пути варьировалась от 9,8 км до 272,1 км; 2) на автомобиле марки «УАЗ» с государственным регистрационным знаком № осуществлялось патрулирование: ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ с 09.08-16.14 часов до 16.13-00.28 часов (патрулирование ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 3,8 до 191,9 км; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ с 07.37-18.06 часов до 14.37-05.55 часов, протяженность пройденного в день пути варьировалась от 9,1 км до 159,9 км; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с 09.13-11.52 до 12.25-22.58 (патрулирование ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялось),протяженность пройденного в день пути варьировалась от 1,5 км до 125,5.
Кроме того, в нарушение пункта 16 вышеуказанного «Порядка осуществления мониторинга пожаров пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» вместо карточки учета лесного пожара заполняется акт о лесном пожаре, в котором отсутствуют сведения о географических координатах пожара (в точностью не менее одной угловой секунды), азимут, обшей и покрытой лесом площади лесного пожара на момент его обнаружения, целевом назначении лесов и категории земель, основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений).
Таким образом, в ходе разбирательства дела в судебном заседании установлено, что в нарушение законодательства Российской Федерации административный ответчик ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» не надлежащим образом осуществляет свои обязанности по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, что установлено проверкой, проведенной Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой, и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
В обоснование возражений на иск, ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» ссылается на отсутствие ставки пожарного наблюдателя и расположение Соль-Илецкого участкового лесничества в значительной отдаленности от конторы лесничества.
Вместе с тем, отсутствие в штате организации определенной должности, равно как и отсутствие финансовой и другой возможности не освобождают административного ответчика от выполнения обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Ссылка ответчика на частичное возложение обязанностей по осуществлению мониторинга на арендатора земель, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении дела не является.
Действующим законодательством на лесопользователя могут возлагаться только обязанности по предупреждению лесных пожаров незамедлительном сообщении о пожаре в специализированную диспетчерскую службу, принятию всевозможных мер по недопущению распространения лесного пожара. Возложение на арендатора иных обязанностей, не предусмотренных законом, неправомерно.
Поскольку проведение мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и финансируется из средств бюджета, возложение обязанности на арендатора за свой счет обеспечивать проведение указанных мероприятий, не соответствует закону.
Доводы ответчика об ошибочности данных, полученных с помощью приборов глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС позволяют достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь. Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих правомерность работы системы ГЛОНАСС, а также недостоверность представленных истцом данных.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчиком не надлежащим образом осуществляется деятельность по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Вместе с тем, указанные требования являются обязательными для исполнения ответчиком, поскольку несоблюдение вышеуказанных требований влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Соль-Илецкое лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров – законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями ст.ст. 175 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения «Соль-Илецкое лесничество» по надлежащему осуществлению ДД.ММ.ГГГГ мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Обязать Государственное казенное учреждение «Соль-Илецкое лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование и осмотр лесов на пожарных наблюдательных пунктах в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23.06.2014 года № 276.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.А. Ботвиновская
Решение в окончательной форме принято 30.09.2016 год.
Судья: Е.А. Ботвиновская