НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область) от 18.11.2020 № 2-386/20

2-386/2020

56RS0032-01-2020-000265-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года г. Соль-Илецк

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Сидоренко Ю.А.,

при секретаре Титановой Э.А.,

с участием представителя истца Буслаевой Л.Н.,

представителя ответчика Семенченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по прокурора Соль-Илецкого района к индивидуальному предпринимателю Бравичевой Ольге Николаевне, индивидуальному предпринимателю Бравичевой Ольге Игоревне об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Соль-Илецкого района обратился в суд с вышеназванным иском указав, что по обращению ФИО8 проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, о защите прав потребителей, природоохранного законодательства ИП Бравичевой О.Н. при реализации жидкого моторного топлива на автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что Бравичева О.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2019 года. Земельный участок, на котором расположена автозаправочная станция, используется ИП Бравичевой О.Н. на основании договора аренды от 25.07.2019 года. На территории АЗС расположены операторная, две топливораздаточных колонки, два контейнера наземных для хранения бензина, дизельного топлива, предназначенные для розничной продажи топлива потребителям. В ходе осмотра территории АЗС и ее элементов выявлены следующие нарушения. В нарушение ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» отсутствует вывеска в наглядной и доступной форме с указанием необходимой информации для потребителей: сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляющем деятельность, о государственной регистрации такого лица, книга жалоб и предложений, не размещен закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В нарушение п. 3.2 ТР ТС 013/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» на топливно-раздаточном оборудовании, с помощью которого реализуется топливо АИ-92-К5, не размещена информация об экологическом классе топлива. Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения пожарной безопасности при осуществлении деятельности автозаправочной станции, а именно: в нарушение п. 6.37 свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» СП 156.13130.2014 территория, здания и сооружения автозаправочной станции не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением для тушения пожаров ; в нарушение п. 20 Правил на наружной установке (по хранению топлива) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главой 7 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; в нарушение п. 7.7 СП 156.13130.2014 на боковых поверхностях ограждающей конструкций контейнера хранения топлива отсутствует полоса желтого цвета шириной 40 см с надписью «Огнеопасно», выполненная световозвращающей краской красного цвета, а также отсутствует надписи с указанием вида хранимого топлива; в нарушение п. 6 Приложения №4 НПБ 111-98* контейнер хранения топлива не оборудован автоматической установкой пожаротушения; в нарушение п. 7.5 СП 156.13130.2014 при использовании в качестве вертикальных ограждающих конструкций для контейнера хранения топлива преграды с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50% не предусмотрен вывод горловины патрубков для метроштоков за пределы ограждающих конструкций контейнеров и оснащение технологической системы двустенными трубопроводами, находящимися во внутреннем пространстве, образуемом этими конструкциями, с обеспечением непрерывного автоматического контроля за герметичностью межтрубного пространства, либо оборудование контейнера хранения топлива аварийной вентиляцией; в нарушение п. 445 Правил наполнение резервуара топливом производится открытым способом; в нарушение п. 7.18 СП 156.13130.2014 резервуар для хранения топлива не оборудован системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек.; в нарушение п. 7.17 СП156.13130.2014 резервуар не оснащен системой деаэрации; в нарушение п. 7.10 СП156.13130.2014 резервуар для хранения топлива не оборудован системой контроля его герметичности; в нарушение п. 450 (б) Правил на АЗС отсутствуют металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении, в нарушение п. 7.3, таблицы №3 СП 156.13130.2014 расстояние от операторной АЗС до ТРК менее 9 метров (составляет 8,4 метра); в нарушение п. 85, п/п 4 примечания 1 приложения №4 НПБ 111-98* в нижней части технологического отсека контейнера хранения топлива не предусмотрены поддоны для сбора аварийного пролива топлива, в нарушение п.7.35 СП 156.13130.2014 для контроля заземления АЦ не применяются специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ; в нарушение п. 6.1, п. 6.2 СП156.13130.2014 не предоставлена технико-эксплуатационная документация, подтверждающее применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС. Техническая документация на технологическую систему АЗС должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования; в нарушение п. 14 Правил не обеспечено размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности «Пользование открытым огнем запрещено», в нарушение п. 457 Правил заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не обеспечен 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый), либо 1 воздушно-эмульсионным огнетушителем (вместимостью не менее 25 литров) и 2 ручными воздушно-пенными огнетушителями (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества по 9 килограммов каждый), либо 1 воздушно-эмульсионным огнетушителем (вместимостью не менее 25 литров) и 4 покрывалами для изоляции очага возгорания. Фактически установлен один огнетушитель вместимостью 50 литров (ОП – 50), в нарушение п. п. 6.34 СП 156.13130.2014 АЗС не обеспечено системой громкоговорящей связи. Владелец опасного объекта не осуществил обязательное страхование; в нарушение пп. «в» п. 450 Правил на покрытии дорог автозаправочной станции отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели (указывающие на расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, при этом обеспечивающие для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции); в нарушение п. 6.21 СП 156.13130.2014 планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; в нарушение п. 35* НПБ 111-98* площадка для АЦ не оборудована отбортовкой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистрены, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ; в нарушение п. 4.2.5 СП 1.13130.2009, п. 33 Правил при эксплуатации эвакуационных выходов руководитель организации не обеспечил соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (по размерам эвакуационных выходов). Ширина эвакуационного выхода в свету из помещения операторной наружу менее 0,8 метра. (0,72 метра), в нарушение п. 6.39 СП 156.13130.2014 помещения операторной не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в нарушение п. 455 Правил автозаправочная станция не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции. Проверкой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха, а именно: инвентаризация объектов размещения отходов не проводилась, паспорта на отходы I-IV классов опасности отсутствуют. В установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления по форме, установленной Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Порядок учета в области обращения с отходами» не ведется. Кроме того, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена, проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разрабатывались и не направлялись на согласование в Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий не разрабатывались. По выявленным нарушениям прокуратурой района 25.12.2019 года в адрес ИП Бравичевой О.Н. внесено представление, которое рассмотрено, приняты меры по устранению нарушений в сфере защиты прав потребителей в части размещения необходимой информации, установленной ФЗ «О защите прав потребителей», а также уточнению информации о классе реализуемого топлива. Между тем, нарушения в сфере пожарной безопасности, а также в сфере охраны окружающей среды, атмосферного воздуха не устранены до настоящего времени. Просил суд обязать ИП Бравичеву О.Н., ИП Бравичеву О.И. устранить выявленные нарушения пожарной безопасности по месту осуществления деятельности – <адрес> - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

- обеспечить территорию, здания и сооружения автозаправочной станции не наружным противопожарным водоснабжением для тушения пожаров (пожарные гидранты, водоемы) в соответствии с п. 6.37 СП 156.13130.2014;

- обеспечить на наружной установке (по хранению топлива) обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главой 7 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 20 Правил противопожарного режима в РФ;

- обеспечить размещение на боковых поверхностях ограждающей конструкций контейнера хранения топлива полосы желтого цвета шириной 40 см с надписью «Огнеопасно», выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива в соответствии с п. 7.7 СП 156.13130.2014.

- обеспечить оборудование контейнера хранения топлива не автоматической установкой пожаротушения в соответствии с требованиями п. 6 Приложения №4 НПБ 111-98*;

- оборудовать вывод горловины патрубков для метроштоков за пределы ограждающих конструкций контейнеров при использовании в качестве вертикальных ограждающих конструкций для контейнера хранения топлива преграды с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50% и технологической системы двустенными трубопроводами, находящимися во внутреннем пространстве, образуемом этими конструкциями, с обеспечением непрерывного автоматического контроля за герметичностью межтрубного пространства, либо оборудование контейнера хранения топлива аварийной вентиляцией в соответствии с требованиями п. 7.5 СП 156.13130.2014;

- не допускать наполнение резервуара топливом производится открытым способом на основании п. 445 Правил;

- оборудовать резервуар для хранения топлива системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек в соответствии с требованиями п. 7.18 СП 156.13130.2014;

- оборудовать резервуар для хранения топлива системой деаэрации в соответствии с п. 7.17 СП156.13130.2014;

- оборудовать резервуар для хранения топлива системой контроля его герметичности в соответствии с п. 7.10 СП156.13130.2014;

- обеспечить наличие на территории автозаправочной станции металлических ящиков с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении в соответствии с требованиями п. 450 (б) Правил;

- обеспечить расстояние от операторной АЗС до ТРК не менее 9 метров в соответствии с п. 7.3, таблицы №3 СП 156.13130.2014;

- обеспечить в нижней части технологического отсека контейнера хранения топлива наличие поддонов для сбора аварийного пролива топлива в соответствии п. 85, п/п 4 примечания 1 приложения №4 НПБ 111-98*;

- обеспечить для контроля заземления АЦ применение специализированных автоматизированных устройств заземления, осуществляющих автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ в соответствии с требованиями п.7.35 СП 156.13130.2014;

- обеспечить наличие технико-эксплуатационной документации, подтверждающей применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС в соответствии с требованиями п. 6.1, п. 6.2 СП156.13130.2014, в том числе содержащая сведения требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования;

- обеспечить размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности «Пользование открытым огнем запрещено» в соответствии с требованиями п. 14 Правил противопожарного режима в РФ;

- обеспечить заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники средствами пожаротушения в соответствии с нормативами, установленными п. 457 Правил противопожарного режима в РФ;

- обеспечить автозаправочную станцию системой громкоговорящей связи в соответствии с требованиями п. 6.34 СП 156.13130.2014;

- исполнить обязанность по страхованию опасного объекта (автозаправочной станции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

- обеспечить наличие на покрытии дорог автозаправочной станции отличительной разметки или иных визуальных указателей (указывающие на расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, при этом обеспечивающие для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции) в соответствии с пп. «в» п. 450 Правил противопожарного режима в РФ;

- обеспечить исключение возможности растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, обеспечить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения в соответствии с требованиями п. 6.21 СП 156.13130.2014;

- оборудовать площадку для АЦ отбортовкой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистрены, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ в соответствии с п. 35* НПБ 111-98*;

- обеспечить ширину эвакуационного выхода наружу из операторной в свету не менее 0,8 метра в соответствии с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009, п. 33 Правил при эксплуатации эвакуационных выходов;

- оборудовать помещения операторной автоматической установкой пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями п. 6.39 СП 156.13130.2014;

- обеспечить оснащение автозаправочной станции жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции в соответствии с п. 455 Правил;

- провести инвентаризацию объектов размещения отходов;

- составить паспорта на отходы I-IV классов опасности;

- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

- разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- разработать и направить на согласование в Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

- разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.

Запретить ИП Бравичевой О.Н. эксплуатацию автозаправочной станции до устранения указанных нарушений в связи с возникновением угрозы жизни и здоровью лиц, пользующихся услугами указанного объекта и проживающих в непосредственной близости от него.

Определением суда от 08.07.2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена ИП Бравичева О.И.

Определением суда от 05.11.2020 г. производство по делу в части предъявленных исковых требований к ИП Бравичевой О.Н. прекращено.

В судебном заседании представитель истца, с учетом того, что часть выявленных нарушений устранена, заявленные исковые требования поддержала в части возложения на Бравичеву О.И. обязанности по обеспечению на наружной установке (по хранению топлива) обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главой 7 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 20 Правил противопожарного режима в РФ; обеспечения расстояния от операторной АЗС до ТРК не менее 9 метров в соответствии с п. 7.3, таблицы №3 СП 156.13130.2014; обеспечения оборудования контейнера хранения топлива автоматической установкой пожаротушения в соответствии с требованиями п. 6 Приложения №4 НПБ 111-98* исполнения обязанности по страхованию опасного объекта (автозаправочной станции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»; обеспечения ширины эвакуационного выхода наружу из операторной в свету не менее 0,8 метра в соответствии с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009, п. 33 Правил при эксплуатации эвакуационных выходов; разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и направить на согласование в Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий. Поскольку большая часть нарушений Бравичевой О.И. устранена, полагала, что необходимости в запрете эксплуатации автозаправочной станции не имеется.

Ответчик ИП Бравичева О.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, по правилам гл. 10 ГПК РФ.

Представитель ответчика ИП Бравичева О.И.- Семенченко В.С. в судебном заседании исковые требований не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, поступившие в суд 02.09.2020 г.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии ответчика.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу пункта 1 статьи 1065 ГК РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 69-ФЗ), обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ, руководители организаций, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии абз. 2 ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

Согласно положениям статьи 20 Закона N 69-ФЗ, частей 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Из статьи 6 Закона N 123-ФЗ следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР в РФ).

В силу пункта 20 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Пунктом 6 приложения № 4 НПБ 111-98* контейнеры хранения топлива должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения (например, самосрабатывающими огнетушителями).

Аналогичные требования установлены п.6 приложения Б Свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. СП 156.13130.2014", утвержденного приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221.

Пунктом 6 Приложения N 4 Норм пожарной безопасности111-98* установлено, что контейнеры хранения топлива должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения (например, самосрабатывающими огнетушителями).

Аналогичные требования предусмотрены пунктом Б6 приложения Б СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности".В соответствии с таблицей № 3 п. 7.4. СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» расстояния от ТРК до здания для персонала АЗС должно составлять не менее 9-ти метров. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации автозаправочные станции жидкого моторного топлива. При этом владельцем опасного объекта признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта. Страхователь - владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 2 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте). Пунктом 4.2.5. "СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» предусмотрено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации автозаправочные станции жидкого моторного топлива. При этом владельцем опасного объекта признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта. Страхователь - владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 2 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте). Статьей 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлены общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, в соответствии с которыми в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (п. 1); действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 8).Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридическим и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" установлен соответствующий порядок, согласно пунктам 5 - 7 которого, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной иной деятельности). Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников осуществляется в установленном законодательством порядке. Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650. В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Бравичева О.И. является индивидуальным предпринимателем с 29.05.2015 г., дополнительным видом деятельности является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 01.09.2020 г., также является собственником земельного участка по адресу: г. Соль-Илецк, земельный участок расположен в северо- Западной части кадастрового квартала, вид разрешённого использования- размещение автозаправочных станций, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также собственником расположенной на указанном земельном участке АЗС.Бравичева О.Н. является индивидуальным предпринимателем с 29.05.2019 г., основным видом деятельности является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 20.11.2019 г. 25.07.2019 г. между ИП Бравичевой О.И. (арендодатель) и ИП Бравичевой О.Н. (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок, расположенный в северо- западной части кадастрового квартала , предназначенный для размещения автозаправочных станций и находящейся на данном земельном участке контейнерной АЗС. Пунктом 4.1. договора срок действия договора определен с 27.07.2019 г. по 01.01.2020 г. 01.01.2020 г. между теми же лицами заключен аналогичный договор аренды со сроком действия с 01.01.2020 г. по 01.07.2020 г. Согласно карточки регистрации контрольно- кассовой техники контрольно- кассовая техника АТОЛ 30Ф принадлежит Бравичевой О.Н., установлена по адресу: <адрес>. 19.12.2019 г. прокуратурой Соль-Илецкого района, с участием заместителя ОНД и ПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району, ведущего специалиста ЦТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, о защите прав потребителей, природоохранного законодательства ИП Бравичевой О.Н. при реализации жидкого моторного топлива на автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>. По результатам проверки выявлены следующие нарушения: территория, здания и сооружения автозаправочной станции не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением для тушения пожаров (пожарные гидранты, водоемы); на наружной установке (по хранению топлива) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главой 7 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; на боковых поверхностях ограждающей конструкций контейнера хранения топлива отсутствует полоса желтого цвета шириной 40 см с надписью "Огнеопасно", выполненная световозвращающей краской красного цвета, а также отсутствует надписи с указанием вида хранимого топлива; контейнер хранения топлива не оборудован автоматической установкой пожаротушения (например, самосрабатывающими огнетушителями); при использовании в качестве вертикальных ограждающих конструкций для контейнера хранения топлива преграды с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50% не предусмотрен вывод горловины патрубков для метроштоков за пределы ограждающих конструкций контейнеров и оснащение технологической системы двустенными трубопроводами, находящимися во внутреннем пространстве, образуемом этими конструкциями, с обеспечением непрерывного автоматического контроля за герметичностью межтрубного пространства, либо оборудование контейнера хранения топлива аварийной вентиляцией; наполнение резервуара топливом производится открытым способом; резервуар для хранения топлива не оборудован системой предотвращения его переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек.; резервуар не оснащен системой деаэрации; резервуар для хранения топлива не оборудован системой контроля его герметичности; на АЗС отсутствуют металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении; расстояние от операторной АЗС до ТРК менее 9 м. (по факту 8,4 м.); в нижней части технологического отсека контейнера хранения топлива не предусмотрены поддоны для сбора аварийного пролива топлива; для контроля заземления АЦ не применяются специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ; не предоставлена технико-эксплуатационная документация, подтверждающее применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС. Техническая документация на технологическую систему АЗС должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования; не обеспечено размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности "Пользование открытым огнем запрещено"; заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не обеспечен 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый), либо 1 воздушно-эмульсионным огнетушителем (вместимостью не менее 25 литров) и 2 ручными воздушно-пенными огнетушителями (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества по 9 килограммов каждый), либо 1 воздушно-эмульсионным огнетушителем (вместимостью не менее 25 литров) и 4 покрывалами для изоляции очага возгорания. Фактически установлен один огнетушитель вместимостью 50 литров (ОП – 50); АЗС не обеспечено системой громкоговорящей связи; владелец опасного объекта (автозаправочная станция жидкого моторного топлива) не осуществил обязательное страхование; на покрытии дорог автозаправочной станции отсутствует отличительная разметка или иные визуальные указатели (указывающие на расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, при этом обеспечивающие для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции); планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; площадка для АЦ не оборудована отбортовкой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ; при эксплуатации эвакуационных выходов руководитель организации не обеспечил соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (по размерам эвакуационных выходов). Ширина эвакуационного выхода в свету из помещения операторной наружу менее 0,8 м. (фактически 0,72 м.); помещения операторной не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; автозаправочная станция не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции. Не проведена инвентаризация объектов размещения отходов; отсутствует паспорта на отходы I-IV классов опасности; не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; не разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не разработан и не направлен на согласование в Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработаны мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.01.2020 г. вынесенное заместителем начальника ОНДиПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району – заместителем главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожарному надзору ФИО9, ИП Бравичева О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Вступившим в законную силу 18.02.2020 г. решением Соль-Илецкого районного суда от 18.02.2020 г. постановление по делу об административном правонарушении от 24.01.2020 г. по <данные изъяты> КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба ИП Бравичевой О.Н. без удовлетворения. Из вышеназванного решения следует, что ИП Бравичева О.Н. в ходе рассмотрения дела не оспаривала факт выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о нарушении требований к проведению проверки, установленных ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не заявляла, в установленном законом порядке результаты проведенной 19.12.2019 г. проверки не оспаривала. С вынесенным решением суда согласилась, не оспаривала его. Таким образом, решение Соль-Илецкого районного суда от 18.02.2020 г., подтверждает факт нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведения проверки 19.12.2019 г. при эксплуатации АЗС, расположенной по адресу: <адрес>. ИП Бравичева О.Н. 01.06.2020 г. направила в адрес ИП Бравичевой уведомление о расторжении договора аренды от 01.01.2020 г. земельного участка и находящейся на данном земельном участке контейнерной АЗС, ввиду того, что на АЗС осталось неиспользованное топливо, просила расторгнуть договор аренды с 06.07.2020 г.

Поскольку срок договора аренды от 01.01.2020 г., заключенный между ИП Бравичевой О.И. и Бравичевой О.Н. истек, судебным приставом исполнителем Соль-Илецкого РОСП 08.07.2020 г. вынесено постановление об окончании исполнительного производства возбужденного на основании определения Соль-Илецкого районного суда от 03.07.2020 г. о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ИП Бравичевой О.Н. эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>.

Между тем, в ходе выездного судебного заседания 05.11.2020 г. установлено, что автозаправочная станция, расположенная по адресу: <адрес> эксплуатируется ИП Бравичевой О.И., что также подтверждается кассовым чеком от 05.11.2020 г., подтверждающим факт реализации топлива АИ-92 ИП Бравичевой на сумму <данные изъяты> рублей.

Кроме того, из сообщения МИФНС № 5 от 12.10.2020 г. следует, что ИП Бравичева О.И. зарегистрировала контрольно- кассовую технику АТОЛ 50Ф по адресу: <адрес>, место установки АЗС - 06.07.2020 г. 02.09.2020 г. Бравичева О.И. сняла с учета контрольно- кассовую технику АТОЛ 50Ф, а 02.10.2020 г. повторно зарегистрировала ее по адресу: <адрес>, место установки АЗС . За период с 06.07.2020 г. по 01.09.2020 г. по адресу: <адрес>, зд 5, осуществлялись операции по реализации товара на сумму <данные изъяты> руб.

Таким образом, у суда не возникает сомнений в том, что после истечения срока договора аренды от 01.01.2020 г. ИП Бравичева О.И. осуществляет предпринимательскую деятельность, реализуя моторное топливо на АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, при этом осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности, природоохранного законодательства, выявленных в ходе проведения проверки 19.12.2019 г.

Представитель ответчика в качестве доказательств устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, о защите прав потребителей, природоохранного законодательства представил: суточный акт оценки исправности и работоспособности пожарных гидрантов от 23.12.2019 г.; протокол испытаний водопроводной сети на водоотдачу от 18.09.2020 г. по адресу: <адрес>; договор от 30.06.2020 г. заключенный между ИП Бравичева О.И. и ООО «Центр Пожарной Безопасности», предметом которого является выполнение услуги в виде выполнения расчета категории по взрывопожарной и пожарной опасности и определение класса пожаро- взрывоопасной зоны наружного технологического оборудования АЗС , по адресу: <адрес>; техническое задание на проектирование автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании автозаправочной станции по адресу: <адрес>; паспорта отходов I –IV классов опасности, утвержденных 27.10.2020 г.; отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух АЗС ИП Бравичева О.И.; протокол результаты КХА проб отходов от 26.10.2020 г., выполненные ООО «ЭкоВторРесурс» по заказу ИП Бравичева О.И., место осуществления деятельности: <адрес> и акт отбора проб отходов от 22.10.2020 г.; копию журнала учета первичных средств пожаротушения начатый 01.07.2019 г. и паспорта огнетушителей порошковых; паспорт муфты сливной МС-2Н; паспорт клапана приемного нефтепродуктов; паспорт двигателя синхронного с короткозамкнутым ротором взрывозащищенным АИМ 71; паспорт датчика номинального уровня ДНУ-2; паспорт сигнализатора многоканального; паспорт датчика номинального уровня ДНУ-2; паспорт совмещенных механических дыхательных клапанов СМДК-50; технический паспорт на горизонтальный резервуар № 2 аварийного пролива АЗС 2 ИП Бравичева О.И.; заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду от 16.11.2020 г.; протокол измерения сопротивления заземляющих устройств от 30.08.2020 г.; протокол проверки наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами оборудования.

В ходе выездного судебного заседания 17.11.2020 г. с участием специалиста заместителя начальника отдела НД и ПР управления НД и ПР- заместителя главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожарному надзору ФИО9 установлено, что ряд нарушений, выявленных в ходе проведения проверки 19.12.2019 г. устранены, между тем, до настоящего времени имеют место нарушения в виде: отсутствия на наружной установке (по хранению топлива) обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны; контейнер хранения топлива не оборудован автоматической установкой пожаротушения; расстояние от операторной АЗС до ТРК менее 9 метров; не исполнена обязанность по страхованию автозаправочной станции в; ширина эвакуационного выхода наружу из операторной в свету менее 0,8 метра; не разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не разработаны и не направлены на согласование в Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработаны мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.

Представитель ответчика ИП Бравичева О.И. в судебном заседании не оспаривал, что в настоящее время в полном объеме выявленные в результате проверки 19.12.2019 г. нарушения не устранены, между тем его доверитель проводит работы по устранению оставшихся нарушений.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, владея АЗС на законном праве, эксплуатируя ее, ИП Бравичева О.И. несет обязанность по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, посещающих вышеуказанные АЗС, охране их жизни и здоровья, а также оборудования АЗС в соответствии с требованиями пожарной безопасности, обеспечение соблюдения которых возложено вышеуказанными положениями закона и правилами пожарной безопасности на владельца АЗС, в результате нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки 19.12.2019 г. и не устраненных в полной мере на момент рассмотрения дела, могут привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей на данном объекте, могут повлечь за собой реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих АЗС и работающих на ней, в связи с чем суд удовлетворяет заявленные требования.

Довод ответчика ИП Бравичевой О.И. о том, что в отношении нее, как отдельного субъекта гражданско- правовых отношений проверка не проводилась, в связи с чем требования прокурора являются незаконными и нарушающими интересы субъектов малого и среднего бизнеса являются несостоятельными, поскольку судом установлено, что ИП Бравичева О.И. эксплуатирует АЗС с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, природоохранного законодательства, выявленных в ходе проверки от 19.12.2019 г., тот факт, что в отношении ИП Бравичевой О.И. проверка не проводилась, не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей в пределах, допустимых действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Соль-Илецкого района удовлетворить.

Обязать ИП Бравичева О.И. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности по месту осуществления деятельности- <адрес>, а именно: обеспечить на наружной установке (по хранению топлива) обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главой 7 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; обеспечить контейнер хранения топлива автоматической установкой пожаротушения; обеспечить расстояние от операторной АЗС до ТРК менее 9 метров; исполнить обязанность по страхованию автозаправочной станции; обеспечить ширину эвакуационного выхода наружу из операторной в свету не менее 0,8 метра; разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и направить на согласование в Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Ю.А. Сидоренко

Решение суда в окончательной форме принято 25.11.2020 г.

Судья: Ю.А. Сидоренко