НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сокольского районного суда (Вологодская область) от 26.01.2021 № 12-15/2021

Дело № 12-15/2021

РЕШЕНИЕ

26 января 2021 года г. Сокол

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Новикова С.Е., рассмотрев жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области на постановление и.о. главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Рыбаковой О.А. от 10 августа 2020 года № 35/5-407-20-ЗП/12-3503-И/168, которым ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения, решение и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. № 35/4-557-20-ПВ от 09 сентября 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением и.о. главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Рыбаковой О.А. № 35/5-407-20-ЗП/12-3503-И/168 от 10 августа 2020 года ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Согласно постановлению, в ходе мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области 25 июня 2020 года установлено нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении осужденного ФИО2, а именно: в нарушение требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации осужденному ФИО1 не выплачена компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы в период с января 2020 года по апрель 2020 года; в нарушение требований статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации осужденному ФИО3 не производятся выплаты компенсационного характера (районный коэффициент) – выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1992 года № 494 введен с 01 июля 1992 года районный коэффициент в г. Вологде, районах Вологодской области – 1,15, в г. Череповце – 1,25.

Не согласившись с данным постановлением, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратилось с жалобой в Государственную инспекцию труда в Вологодской области.

Решением и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. № 35/4-557-20-ПВ от 09 сентября 2020 года жалоба ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми актами, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратилось в суд с жалобой, в которой указало, что осужденные не могут рассматриваться в качестве работников, поскольку их трудовые отношения с исправительным учреждением носят специфичный характер. Осужденные не вступают в трудовые отношения с работодателем, трудовой договор с ними не заключается, следовательно, нормы трудового законодательства, предусматривающие применение районных коэффициентов к заработной плате работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на осужденных не распространяются. Нарушений сроков выплаты заработной платы осужденному ФИО4 не допущено, поэтому компенсация ФИО6 не положена. Порядок, сроки выплаты заработной платы работающим осужденным в 2020 году регламентированы приказом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области от 31 декабря 2019 года № 255 «Об учетной политике ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области на 2020 год», где в пункте 2.10 определено: срок выдачи заработной платы осужденным установлен 15 числа следующего месяца, аванса – 30 числа текущего месяца. Считают, что учреждение имеет право самостоятельно принимать решение о порядке, сроках выплаты заработной платы работающим осужденным. Осужденный ФИО5 в заявлениях подтвердил, что порядок оплаты труда ему разъяснялся, претензий он не имеет. ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области просит признать недействительным и отменить протокол № 35/5-407-20-ЗП/12-3392-И/22-178 от 29 июля 2020 года; постановление от 10 августа 2020 года № 35/5-407-20-ЗП/12-3503-И/168 и решение и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области № 35/4-557-20-ПВ от 09 сентября 2020 года признать незаконными и отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области Атрепьева Е.Б. доводы жалобы поддержала, пояснила, что в 2020 году при выплате заработной платы осужденным учреждение не применяло Положение о системе оплаты труда осужденных, привлеченных к труду в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области, утвержденное 24 февраля 2016 года в части сроков выплат заработной платы, а руководствовалось приказом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области от 31 декабря 2019 года № 255 «Об учетной политике ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области на 2020 год», имеющим равную юридическую силу, в котором определены сроки выплаты заработной платы осужденным - до 15 числа следующего месяца, аванса - до 30 числа текущего месяца. При выплате заработной платы ФИО7 нарушений не допущено, поэтому оснований для выплаты компенсации не имелось. Согласно разъяснениям ФСИН России, которым руководствуется ФКУ ИК-4, применение районных коэффициентов и процентных надбавок при расчете заработной платы осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неправомерно. В ходе проверки должностным лицам прокуратуры и государственной инспекции труда были представлены все документы, сотрудники учреждения давали объяснения, но они не были приняты во внимание государственным инспектором. По результатам проверки в адрес учреждения внесено представление об устранении нарушений закона, в котором отсутствует вывод о нарушении учреждением сроков выплаты заработной платы осужденному, положений по применению районного коэффициента.

Представитель Государственной инспекции труда в Вологодской области государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Смирнова Ю.А. в судебном заседании поддержала отзыв, считает, что в ходе проверки исследовались представленные учреждением документы, при изучении которых, подтвердился факт нарушения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области трудового законодательства, считает постановление и решение должностных лиц законными и обоснованными, жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области не подлежащей удовлетворению.

Осужденный ФИО8 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, поддержал позицию государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области.

Заместитель Вологодского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области Кузьмин С.К. считал принятые акты законными и обоснованными, пояснил, что в июне 2020 года совместно с представителем Государственной инспекции труда в Вологодской области в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области проводилась проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства. Государственная инспекция труда в Вологодской области представила в адрес прокуратуры заключение. На основании заключения в адрес учреждения внесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства в части выплаты осужденному Зорину И.А. заработной платы в размере менее минимального размера оплаты труда.

ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области представлено ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Аналогичные положения содержатся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Из материалов дела следует, что постановление от 10 августа 2020 года обжаловано ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции труда в Вологодской области в установленный законом срок. Решение по жалобе получено учреждением 15 сентября, направлено в суд через два дня после получения копии решения.

Оценив доводы представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области о праве на обжалование постановления вышестоящему должностному лицу, в целях соблюдения права заявителя на судебную защиту, судья считает возможным восстановить срок обжалования постановления и решения должностных лиц.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, и заслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Положениями части 8 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в частности, на некоторых лиц, если это установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Как видно из обжалуемого постановления, виновность ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области применительно к соблюдению в отношении осужденных к лишению свободы законодательства Российской Федерации о труде заключается, среди прочего, в невыполнении администрацией исправительного учреждения требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей обязанность работодателя выплатить работнику компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы, установленных статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации.

Между тем, при исследовании вопроса о том, в какой мере положения статей 236 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации распространяется на осужденных к лишению свободы, необходимо исходить из того, что трудовое законодательство Российской Федерации состоит не только из Трудового кодекса Российской Федерации, но и согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации - иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Положениями статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются понятия «работник» и «работодатель» и регламентируются в общем виде их права и обязанности в трудовых отношениях.

Принимая решение о привлечении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области к ответственности за нарушение положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении осужденных к лишению свободы, должностное лицо государственной инспекции труда не учло, что труд осужденных к лишению свободы осуществляется не в рамках трудового договора и трудовые отношения между осужденным, привлекаемым к труду, и администрацией исправительного учреждения в том понимании, которое закреплено в статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации, не возникают.

По смыслу приведенных норм, администрация исправительного учреждения не является работодателем, а осужденный к лишению свободы - работником, что с учетом иных федеральных законов, устанавливающих порядок отбывания наказания осужденными в исправительных учреждениях, обусловливает специфику взаимных прав и обязанностей, а также пределы распространения на их отношения положений Трудового кодекса Российской Федерации.

Анализ правовых отношений, возникающих в связи отбыванием наказания осужденными к лишению свободы, показывает, что законодательство Российской Федерации не содержит запрета и не исключает регулирование вопроса порядка начисления и выплаты заработной платы таким осужденным подзаконными и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Таким локальным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, является приказ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области от 31 декабря 2019 года № 255 «Об учетной политике ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области на 2020 год». Указанный приказ предусматривает самостоятельное правовое регулирование порядка оплаты труда осужденных к лишению свободы с учетом особенностей оснований привлечения их к труду и самой специфики труда и устанавливает порядок, согласно которому срок выдачи заработной платы осужденным установлен 15 числа следующего месяца, аванса – 30 числа текущего месяца.

Таким образом, установленный в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области порядок, согласно которому заработная плата выплачивается осужденным к лишению свободы 15 числа следующего месяца, а аванс – 30 числа текущего месяца, не противоречит законодательству Российской Федерации о труде и корреспондирует другим положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось участниками процесса, оплата труда осужденному ФИО9 произведена: 30 января 2020 года, 14 февраля 2020 года, 28 февраля 2020 года, 13 марта 2020 года, 30 марта 2020 года, 15 апреля 2020 года, 30 апреля 2020 года, 15 мая 2020 года, то есть в установленные локальным нормативным актом сроки.

На основании изложенного, прихожу к выводу об отсутствии у ФКУ ИК-4 УФСИН России оснований для выплаты ФИО10 компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы.

Доводы представителя Государственной инспекции труда в Вологодской области о не предоставлении в ходе проверки приказа ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области от 31 декабря 2019 года № 255 «Об учетной политике ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области на 2020 год» на выводы суда не влияют, свидетельствуют о том, что проверка была проведена не в полном объеме. В материалах надзорного производства имеются пояснения главного бухгалтера Малковой Н.Н. и заместителя начальника центра трудовой адаптации осужденных Антоновича В.Л. от 26 июня 2020 года о том, что сроки выплаты заработной платы осужденным определены в приказе от 31 декабря 2019 года № 255 «Об учетной политике ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области на 2020 год», имеется копия указанного приказа.

То обстоятельство, что на дату проведения проверки не было отменено Положение о системе оплаты труда осужденных привлеченных к труду в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области, утвержденное 24 февраля 2016 года, предусматривающие иные даты выплат заработной платы (аванс – до 25 числа месяца, за который начисляется заработная плата, заработная плата – до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется заработная плата) не свидетельствует о нарушениях сроков выплаты заработной платы, поскольку ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области руководствовалось иным, равнозначным по юридической силе, локальным актом, принятым в 2019 году.

На основании вышеуказанных положений закона, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

В силу части 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, однако при этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, тогда как Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространяет свое действие на лиц, работающих по найму (то есть на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Поскольку трудовой договор с ФИО11 не заключался, осужденный привлекался к труду в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области и ФИО12., не были основаны на трудовом договоре, обязанности по оплате труда осужденного с применением районного коэффициента учреждение не имеет.

Таким образом, прихожу к выводу, что в действиях ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для отмены постановления и.о. главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Рыбаковой О.А. от 10 августа 2020 года № 35/5-407-20-ЗП/12-3503-И/168, решения и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. № 35/4-557-20-ПВ от 09 сентября 2020 года и прекращения производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено обжалование протокола об административном правонарушении, поэтому требование о признании протокола № 35/5-407-20-ЗП/12-3392-И/22-178 от 29 июля 2020 года недействительным и подлежащим отмене не подлежит отдельному рассмотрению.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

восстановить ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области срок на обжалование постановления и.о. главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Рыбаковой О.А. от 10 августа 2020 года № 35/5-407-20-ЗП/12-3503-И/168, решения и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. № 35/4-557-20-ПВ от 09 сентября 2020 года.

Жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области удовлетворить.

Постановление и.о. главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Рыбаковой О.А. от 10 августа 2020 года № 35/5-407-20-ЗП/12-3503-И/168, которым ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения, решение и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. № 35/4-557-20-ПВ от 09 сентября 2020 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.Е. Новикова