НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сокольского районного суда (Вологодская область) от 19.10.2020 № 12-243

Дело № 12-243,2020

РЕШЕНИЕ

19 октября 2020 года г. Сокол

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Кротова М.Ю., рассмотрев жалобу директора по персоналу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский картонно-бумажный комбинат» Проворовой Г.В. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ директор по персоналу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский картонно-бумажный комбинат» (далее – ООО «Сухонский КБК», Общество) Проворова Г.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Согласно постановлению, директором по персоналу ООО «Сухонский КБК» Проворовой Г.В. нарушены требования ст.ст. 57, 212 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудовых договоров с работниками ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, поскольку сведения об условиях труда на рабочем месте отражены не в полном объеме, а именно не указаны опасные производственные факторы и риски повреждения здоровья, о данных рисках работники не проинформированы.

Не согласившись с данным постановлением, директор по персоналу ООО «Сухонский КБК» Проворова Г.В. обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что Положением о системе управления охраной труда в ООО «Сухонский КБК» от ДД.ММ.ГГГГ, разработанным на основе Типового положения, предусмотрено управление профессиональными рисками, информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях и полагающихся компенсациях (пункт 5.1.). Положением предусмотрены альтернативные формы информирования работников об уровнях профессиональных рисков, в том числе ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте и результатами идентификации опасностей и оценки рисков. Условия труда на каждом рабочем месте, установленные в результате специальной оценки условий труда, включены в трудовые договоры со всеми работниками (пункты 5.1, 6.1 трудовых договоров), что свидетельствует о соблюдении требования статьи 57 ТК РФ. Обязанности, закрепленные в абз. 14 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, выполнены, поскольку проведена специальная оценка условий труда. Работники должным образом проинформированы работодателем о существующих на соответствующих рабочих местах вредных и опасных производственных факторах и уровнях профессиональных рисков путем ознакомления с результатами специальной оценки условий труда, и результатами оценки профессиональных рисков. Требования об обязательном отдельном включении в трудовой договор опасных производственных факторов и рисков повреждения здоровья статья 57 ТК РФ не содержит. Просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Проворова Г.В. не явилась, об отложении слушания дела не ходатайствовала.

Защитники Проворовой Г.В.- Епифанова М.А., Новожилова Н.В. в судебных заседаниях доводы жалобы поддержали.

Государственный инспектор Государственной инспекции труда в Вологодской области ФИО17 в судебное заседание не явилась, представила отзыв, в котором указала, что условия труда на рабочем месте подлежат включению в трудовой договор. Трудовые договоры с работниками ООО «Сухонский КБК» (с ФИО18 и др.) не содержат сведений об условиях труда на рабочем месте, а именно об опасных производственных факторах, следовательно, работник не информирован о них, что создает угрозу жизни и здоровью работника. Нарушается право работника на получение достоверной информации от работодателя об условиях труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также гарантированное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, и заслушав участвующих в деле лиц, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления.

В соответствие с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 статьи и статьей 5.27.1 Кодекса, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для внесения в трудовой договор (статья 57 ТК РФ).

Согласно ст. 209 ТК РФ условия труда это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека.

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, и. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

Согласно ч. 2 ст. 3 названного закона по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона № 426-ФЗ установлено, что для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях могут применяться результаты проведения специальной оценки условий труда.

Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ст.ст. 4, 15 Закона № 426-ФЗ).

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года №438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда, которое разработано в целях оказания содействия работодателя при создании обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о системе управления охраной труда, содержит типовую структуру и основные положения о системе управления охраной труда.

Согласно п. 41 Типового положения с целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.

В пункте 42 Типового положения указано, что информирование может осуществляться в форме: включения соответствующих положений в трудовой договор работника; ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте; размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах; проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров; изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

Приказом генерального директора ООО «Сухонский КБК от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о системе управления охраной труда в ООО «Сухонский КБК. В соответствии с изменениями к Положению от ДД.ММ.ГГГГ в пункт 5.6 Положения внесены изменения, согласно которым информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях может осуществляться в формах, указанных в пункте 42 Типового положения.

Обществом проведена оценка уровней профессиональных рисков, результаты которой отражены в картах идентификации опасностей и оценки рисков, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями карт специальной оценки условий труда, карт идентификации опасностей и оценки рисков.

Трудовые договоры и дополнительные соглашения, заключенные ООО «Сухонский КБК» с работниками, указанными в постановлении по делу об административном правонарушении, содержат информацию об условиях труда на рабочих местах работников по степени вредности (классы и подклассы), установленных по результатам специальной оценки условий труда, что соответствует требованиям ст. 57 ТК РФ, но не содержат сведений об опасных производственных факторах, рисках повреждения здоровья. Однако с этими сведениями работники ознакомлены под роспись при ознакомлении с картами идентификации опасностей и оценки рисков, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями листов из журнала учета и ознакомления с картами идентификации опасностей и оценки рисков.

Таким образом, обязанность, закрепленная в п. 14 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, Обществом также выполнена.

На основании изложенного, принимая во внимание, что обязанность включения в текст трудового договора условий о профессиональном риске, под которым понимается вероятность причинения вреда здоровью, статья 57 ТК РФ не содержит, а информирование работников об условиях труда на рабочем месте, а именно об опасных производственных факторах, рисках повреждения здоровья произведено, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Проворовой Г.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, что влечет прекращение производства по делу.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу директора по персоналу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский картонно-бумажный комбинат» Проворовой Г.В. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор по персоналу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский картонно-бумажный комбинат» Проворова Г.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде предупреждения, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора по персоналу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский картонно-бумажный комбинат» Проворовой Г.В. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья М.Ю. Кротова