Дело № 12-224/2021
РЕШЕНИЕ
г. Сокол, 15 ноября 2021 года
Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Жуковой Л.Ф. на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 35 от 16 апреля 2021 года, которым председатель ТСЖ «Уютный дом» Жукова Л.Ф. освобождена от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей объявлено устное замечание ввиду малозначительности совершённого административного правонарушения, производство по делу прекращено,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 35 от 16 апреля 2021 года председатель ТСЖ «Уютный дом» Жукова Л.Ф. освобождена от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ей объявлено устное замечание ввиду малозначительности совершённого административного правонарушения, производство по делу прекращено.
Не согласившись с указанным постановлением, Жукова Л.Ф. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения, указав в обоснование доводов, что постановление она получила 24 мая 2021 года. Она не имела возможности явиться в судебное заседание в силу преклонного возраста (72 года), однако её позиция по делу была изложена представителем. На май 2020 года она не являлась председателем ТСЖ «Уютный дом», в связи с чем не является субъектом ответственности. ТСЖ «Уютный дом» было создано в 2009 году для проведения капитального ремонта дома по федеральной программе. Согласно Уставу руководство текущей деятельностью осуществляет правление в составе 3 человек, из числа которых избирается председатель сроком на 2 года, вместе с тем, срок её полномочий истёк, ТСЖ «Уютный дом» фактически длительное время не действует, никогда в их многоквартирном доме не было такого способа управления как товарищество собственников жилья или управляющая компания, а сейчас непосредственное управление. То обстоятельство, что в выписке она числится председателем, не имеет юридического значения, полномочия подтверждаются первичными учредительными документами.
Жукова Л.Ф., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
Защитник Жуковой Л.Ф. по ордеру адвокат Гомзякова Н.В., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия и участия Жуковой Л.Ф. Ранее в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава вменяемого Жуковой Л.Ф. правонарушения, пояснила, что срок полномочий председателя ТСЖ «Уютный дом» Жуковой Л.Ф. в указанном многоквартирном доме истек, ТСЖ деятельности не осуществляет, полномочия Жуковой Л.Ф., как председателя, на общем собрании не продлевались, о чем было сообщено в Государственную жилищную инспекцию, при этом ликвидировать его не представляется возможным в связи с отсутствием членов.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по Вологодской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, просил оспариваемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку Жукова Л.Ф. является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав защитника, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В силу положения пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Из материалов дела следует, что ТСЖ «Уютный дом» является плательщиком страховых взносов на основании статьи 419 НК РФ. Налогоплательщики представляют налоговый расчет по страховым взносам не позднее 30 числа месяца следующего за расчетным (отчетным) периодом, то есть за 3 месяца 2020 года – не позднее 30 апреля 2020 года.
Согласно постановлению Правительства РФ № 409 от 02 апреля 2020 года о продлении сроков представления деклараций и сроков уплаты налогов (взносов), срок представления страховых взносов за 1 квартал 2020 года перенесен на 15 мая 2020 года.
ТСЖ «Уютный дом», расположенное по адресу: <адрес>, в Межрайонную ИФНС России № 9 по Вологодской области представлен расчет по страховым взносам за 3 месяца 2020 года позже установленного срока, а именно: расчёт по страховым взносам за 3 месяца 2020 года представлен в налоговый орган 18 мая 2020 года, при этом срок представления налогового расчёта по страховым взносам за 3 месяца 2020 года истёк 15 мая 2020 года.
ТСЖ «Уютный дом» - юридическое лицо, в котором в должности председателя согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц состоит Жукова Л.Ф., на которую возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, в связи с чем она является должностным лицом.
Таким образом, Жукова Л.Ф., являясь председателем ТСЖ «Уютный дом», нарушила установленный законодательством о налогах и сборах срок представления расчёта по страховым взносам за 3 месяца 2020 года, поскольку расчет по страховым взносам за 3 месяца 2020 года представлен в налоговый орган 18 мая 2020 года.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ Жукова Л.Ф. как должностное лицо несет ответственность.
По данному факту в отношении должностного лица ТСЖ «Уютный дом» Жуковой Л.Ф. старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 2 Межрайонной ИФНС России №9 по Вологодской области Сютиной Н.Н. составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 558 от 10 сентября 2020 года, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ТСЖ «Уютный дом» и иными представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
На основании изложенного, мировой судья пришел к выводу о прекращении производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершённого правонарушения с объявлением устного замечания.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что, несмотря на наличие в действиях Жуковой Л.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 КоАП РФ, имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, совершенного Жуковой Л.Ф. впервые, в связи с отсутствием последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении дела судьей с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка материалам дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Жуковой Л.Ф., выводы судьи мотивированы, основаны на материалах дела и требованиях закона, и являются верными.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием мировым судьёй норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьёй допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы стороны защиты о том, что в действиях Жуковой Л.Ф. отсутствует состав вменяемого правонарушения по статье 15.5 КоАП РФ, поскольку срок полномочий ее, как председателя ТСЖ «Уютный дом», истек, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ Жукова Л.Ф. с момента постановки юридического лица ТСЖ «Уютный дом» на налоговый учет 15 мая 2009 года по настоящее время является председателем ТСЖ «Уютный дом».
По сведениям Межрайонной ИФНС России №9 по Вологодской области ТСЖ «Уютный дом» состоит на налоговом учете в инспекции с 15 мая 2009 года, при этом заявлений об исключении ТСЖ «Уютный дом», а также о прекращении полномочий председателя Жуковой Л.Ф. в инспекцию не поступало, последняя отчетность представлена в октябре 2020 года с нулевыми показателями.
По информации Государственной жилищной инспекции Вологодской области согласно данным ГИС ЖКХ проверки в отношении ТСЖ «Уютный дом» не проводились, обращений от Жуковой Л.Ф. в инспекцию не поступало. Инспекция в силу пункта 2 части 6 статьи 20 ЖК РФ вправе обратиться в суд о ликвидации ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия Устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер. Таким образом, инспекция не уполномочена обращаться в суд с иском о ликвидации товарищества в виду неосуществления им деятельности более 10 лет. Процедура ликвидации товарищества урегулирована статьей 141 ЖК РФ, согласно части 2 статьи 141 ЖК РФ решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Согласно данным сайта ГИС ЖКХ ТСЖ «Уютный дом» осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом, поскольку товариществом был заключен договор с организацией на оказание соответствующих услуг.
Таким образом, Жукова Л.Ф. является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 КоАП РФ, поскольку, являясь действующим председателем ТСЖ «Уютный дом», которое не ликвидировано, состоит на налоговом учете как юридическое лицо, в нарушение пункта 7 статьи 431 НК РФ не представила в установленный срок до 15 мая 2020 года в налоговый орган расчет по страховым взносам за 3 месяца 2020 года.
При таких обстоятельствах, мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным и правомерно прекратил производство по делу по статье 2.9 КоАП РФ.
При рассмотрении дела существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 35 от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу Жуковой Л.Ф. – без удовлетворения.
Судья Е.Б. Попова