НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Собинского городского суда (Владимирская область) от 14.05.2019 № 330017-02-2019-000059-37

Дело № 2 – 2 – 94 / 2019

УИД № 33RS0017-02-2019-000059-37

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 мая 2019 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Шульга В.В.

при секретаре Балясниковой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Радужный Владимирской области гражданское дело по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области к Барнягину Максиму Валерьевичу о возмещении расходов, связанных с обучением,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области обратилось в суд с исковыми требованиями к Барнягину М.В. о возмещении расходов, связанных с обучением, указывая, что Барнягин М.В. с 2012 года по 2017 год обучался в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по направлению УФСИН России по Тверской области. ВЮИ ФСИН России является ведомственным высшим учебным заведением уголовно-исполнительной системы. В соответствии со ст.11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения. Федеральным законом от 21.07.1998 №117-ФЗ вышеуказанное Положение распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия Федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

Согласно условиям контракта о службе в уголовно-исполнительной системе №... от дд.мм.гггг. (пункт 6) Барнягин М. В. обязался прослужить в УФСИН России по Тверской области после окончания учебного заведения пять лет. Однако, на основании заключения проверки по факту нарушения условий контракта, он был уволен по п. «д» ч.1 ст.58 Положения (в связи с нарушение условий контракта). Таким образом, контракт, заключенный с ним по окончанию учебного заведения с УФСИН России по Тверской области №... от дд.мм.гггг., был расторгнут досрочно по причине его нарушения условий сотрудником.

Пунктом 5.3. Инструкции о порядке применения Положения в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от дд.мм.гггг.№... установлено, что с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, с оплатой обучения органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Тем самым, старший лейтенант внутренней службы Барнягин М. В. нарушил условия контракта №... от дд.мм.гггг., в пункте 6 которого предусмотрено, что он обязуется по окончании учебного заведения прослужить в УФСИН России по Тверской области пять лет.

Согласно ст.249 ТК РФ, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

В соответствии с представленными документами ВЮИ ФСИН России, затраты на обучение Барнягина М.В., обучавшегося с 2012 года по 2017 год, составили в общем размере 2 144 184 руб. 98 коп., в том числе: - денежное содержание - 908 506 руб. 50 коп., - продовольственное обеспечение - 88 479 руб. 46 коп., - вещевое обеспечение - 44 602 руб. 47 коп., - денежное довольствие - 749 552 руб. 80 коп., - оплата труда гражданских служащих - 135 270 руб. 68 коп., - страховые взносы - 39 778 рублей 42 коп., - обмундирование - 41 439 руб. 29 коп., - услуги связи - 4 702 руб. 80 коп., - коммунальные услуги - 48 114 руб. 41 коп., - прочие услуги - 13238 руб. 38 коп., - услуги по содержанию имущества - 79 869 руб. 48 коп., - увеличение стоимости основных средств - 18 455 руб. 47 коп., - увеличение стоимости материальных запасов - 16 777 руб. 30 коп.

Согласно справке - расчету УФСИН России по Тверской области сумма возмещения расходов на обучение Барнягина М.В. за неотработанный период времени составляет 2 053 914 руб. 79 коп., которая подлежит взысканию с него, как работника, не исполнившего условия контракта.

Федеральная служба исполнения наказаний является главным распорядителем средств федерального бюджета и имеет право распределять средства Федерального бюджета по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств, в рамках действующего порядка применения бюджетной классификации (ст.158 Бюджетного кодекса РФ). ФСИН России финансирует обучение курсантов в ВИЮ ФСИН России, поступающих от УФСИН России по Тверской области, в рамках утвержденной сметы доходов и расходов на содержание ВИЮ ФСИН России, утвержденной на текущий год. Из пункта 1 раздела первого Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области следует, что УФСИН России по Тверской области является территориальным органом ФСИН России, пункт 4 раздел 1 Положения указывает, что УФСИН России по Тверской области организует финансовое обеспечение собственных расходов и расходов подведомственных учреждений. При оплате затрат связанных с обучением Барнягина М. В. денежные средства направлялись с одной статьи федерального бюджета, по которой содержится уголовно-исполнительная система Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Приказа ФСИН России от 05.06.2015г. №512 «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами ФСИН России закреплены бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета по главе 320, Приложением №1 к указанному Приказу утвержден перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, в том числе и УФСИН России по Тверской области.

Просит взыскать с Барнягина М.В. 2 053 914 руб.79 коп. в счет компенсации расходов за обучение с 2012 по 2017 год в ВЮИ ФСИН России, исчисленные пропорционально неотработанному периоду в УФСИН России по Тверской области, для последующего перечисления в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Истец - УФСИН России по Тверской области просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, заявленные требования поддержал полностью и просил удовлетворить.

Ранее в судебном заседании представитель истца по доверенности Соловьева Т.А. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, пояснила, что обучение ответчика в образовательном учреждении осуществлялось по направлению Управления, по окончании по условиям контракта ответчик был обязан отработать в уголовно- исполнительной системе пять лет. Увольнение ответчика ранее обусловленного контрактом времени произошло в связи с нарушением им условий контракта, в связи с чем расходы, связанные с обучением, подлежат возмещению ответчиком в полном объеме. Размер расходов рассчитан в связи с годовым объемом затрат на обучение одного курсанта за каждый год, который был предоставлен ВЮИ ФСИН России за период с 2012 по 2017 годы, и рассчитан по формуле, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1465, согласно утвержденным Правилам возмещение сотрудником затрат на обучение составит 2 053 914,79 руб.

Ответчик Барнягин М.В. в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по адресу регистрации по месту жительства по правилам ст.113 ГПК РФ, представил письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в настоящее время проходит действительную военную службу по призыву, с иском не согласен. Также в письменном заявлении просил допустить в качестве представителя мать Барнягину О.Ф., которая в судебном заседании от дд.мм.гггг. исковые требования не признала, полагала, что увольнение сына случилось вследствие стечения обстоятельств, он добросовестно учился и желал работать в уголовно- исполнительной системе, полагала размер затрат на обучение завышенным (л.д.141, 142).

В силу п.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные документы по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч.1 ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентированы положениями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, действие которого, в силу абзаца первого ст.21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

Из материалов дела следует, что, по условиям контракта о службе в уголовно – исполнительной системе №... от дд.мм.гггг., заключенного между УФСИН России по тверской области и Барнягиным М.В., как сотрудником уголовно-исполнительной системы, последний обязался по окончании образовательного учреждения прослужить в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы не менее пяти лет (п.6 – 6.4 контракта) (л.д.12).

В период с дд.мм.гггг. по июнь 2017 года Барнягин М.В. обучался в ФКОУ «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», что подтверждается приказом о зачислении курсантами на первый курс факультета очного обучения от дд.мм.гггг.№... и приказом о выпуске специалистов от дд.мм.гггг.№... с указанием в приказах его фамилии (л.д.13, 16, 69, 72).

Приказом начальника Управления ФСИН по Тверской области от дд.мм.гггг.№... о назначении сотрудников уголовно- исполнительной системы и зачисление в распоряжение Барнягин М.С. был зачислен на должность по контракту на пять лет с дд.мм.гггг. с соответствующим должностным окладом и надбавками за службу и выслугу лет (л.д.88).

Во исполнение приказа, между Барнягиным М.В. и УФСИН России по Тверской области был заключен соответствующий контракт о службе в уголовно-исполнительной системе от дд.мм.гггг.№..., согласно которому срок действия контракта определен в пять лет (п.3 контракта ) (л.д. 86).

Приказом УФСИН России по Тверской области от дд.мм.гггг.№... Барнягин М.В. уволен из уголовно- исполнительной системы по пункту «д» части 1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (в связи с нарушением условий контракта).

Согласно приказу выслуга лет (общая продолжительность службы) Барнягина М.В. по состоянию на дд.мм.гггг. составила в календарном исчислении 05 лет 02 мес. 02 дня (л.д. 112).

Ссылаясь на п.5.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 06.06.2005 № 76 и ст.249 Трудового кодекса РФ, предусматривающую обязанность работника в случае увольнения без уважительных причин возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, УФСИН России по Тверской области, основываясь на письменных документах, представленных образовательным учреждением о понесенных расходах в размере 2 144 184 руб. 84 коп. на обучение из расчете на одного курсанта за каждый год обучения, произвело расчет возмещения Барнягиным М.В. данных расходов, определив в размере 2 053 914 руб. 79 коп. (л.д. 35 – 37).

В соответствии с представленными документами затраты на обучение состояли:

- денежное содержание - 908 506 руб. 50 коп.,

- продовольственное обеспечение - 88 479 руб. 46 коп.,

- вещевое обеспечение - 44 602 руб. 47 коп.,

- денежное довольствие - 749 552 руб. 80 коп.,

- оплата труда гражданских служащих - 135 270 руб. 68 коп.,

- страховые взносы - 39 778 руб. 42 коп., -

- обмундирование - 41 439 руб. 29 коп.,

- услуги связи - 4 702 руб. 80 коп.,

- коммунальные услуги - 48 114 руб. 41 коп.,

- прочие услуги - 13238 руб. 38 коп.,

- услуги по содержанию имущества - 79 869 руб. 48 коп.,

- увеличение стоимости основных средств - 18 455 руб. 47 коп.,

- увеличение стоимости материальных запасов - 16 777 руб. 30 коп.

Полагая, что указанные виды затрат подлежат возмещению ответчиком, который не выполнил условия контракта и не отработал определенный срок службы без уважительной причины, УФСИН России по Тверской области обратился в суд с настоящим иском и просил взыскать затраты на обучение в размере 2 053 914 руб. 79 коп.

Анализ содержания иска и письменных документов относительно размера затрат на обучение показывает, что не все составляющие части указанных затрат подлежат возмещению.

Как следует из материалов дела, ответчик Барнягин М.В. проходил службу в уголовно- исполнительных органах с 2012 по 2017 годы.

Федеральный закон от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» вступил в силу с 01 августа 2018 года.

Правоотношения, связанные с обучением Барнягина М.В. в образовательном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний России, со службой в уголовно-исполнительной системе и ее прекращением, возникли до дня вступления названного закона в силу, и в этом законе отсутствует указание на придание его нормам обратной силы, поэтому к ним подлежат применению указанные истцом Положение о службе в органах внутренних дел РФ, действовавшее на момент заключения ответчиком контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 13.07.2012, и последующего контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 01.08.2017, а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции РФ от 06.06.2005 №76 (далее по тексту - Инструкция).

Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 названного Положения контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Пунктом 3.1 Инструкции определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Разделом 5 Инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.

Согласно п.5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Названными нормативными правовыми актами последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям, в силу ч.7 ст.11 Трудового кодекса РФ подлежат применению общие нормы трудового законодательства.

В соответствии со ст.249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Вместе с тем нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе не определен.

Конкретный перечень таких затрат нормами Трудового кодекса РФ также не установлен.

Сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, урегулированы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (название документа в редакции, действовавшей до 20.03.2015) (далее по тексту – Правила № 1465).

Затраты на обучение определяются, исходя из средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (п.2 Правил №1465).

В соответствии с п.7 Правил № 1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: - на оплату труда профессорско-преподавательского состава, - на амортизацию учебного оборудования в период обучения, - на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников, - на коммунальные услуги, - на услуги связи для целей образовательного процесса.

Согласно подпункту «б» п.12 Правил №1465, размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле :

РС пс = (5 – Гсл – Мсл/12 – Дсл/365) х (РЗС /5),

где:

Гсл - количество полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательной организации высшего образования;

Мсл - количество полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения;

Дсл - количество дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения;

РЗС - размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательной организации высшего образования, который подлежит включению в контракт.

Исходя из справки ФКОУ ВО «ВЮИ ФСИН» о стоимости обучения одного курсанта, стоимость обучения Барнягина М.В. с 2012 по 2017 годы составила в общем размере 2 144 184, 98 руб., в том числе:

- денежное содержание - 908 506 руб. 50 коп., - продовольственное обеспечение - 88 479 руб. 46 коп., - вещевое обеспечение - 44 602 руб. 47 коп., - денежное довольствие - 749 552 руб. 80 коп., - оплата труда гражданских служащих - 135 270 руб. 68 коп., - страховые взносы - 39 778 рублей 42 коп., - обмундирование - 41 439 руб. 29 коп., - услуги связи - 4 702 руб. 80 коп., - коммунальные услуги - 48 114 руб. 41 коп., - прочие услуги - 13238 руб. 38 коп., - услуги по содержанию имущества - 79 869 руб. 48 коп., - увеличение стоимости основных средств - 18 455 руб. 47 коп., - увеличение стоимости материальных запасов - 16 777 руб. 30 коп.

Принимая во внимание требования п.7 Правил №1465, который носит исчерпывающий характер, к необходимым затратам, подлежащим взысканию с Барнягина М.В., следует отнести:

- денежное довольствие постоянного состава профессорско- преподавательского образовательного учреждения - 749 552 руб. 80 коп.,

- оплата труда гражданских служащих - 135 270 руб. 68 коп.,

- страховые взносы - 39 778 руб. 42 коп.,

- услуги связи - 4 702 руб. 80 коп.,

- коммунальные услуги - 48 114 руб. 41 коп.,

- увеличение стоимости основных средств - 18 455 руб. 47 коп.,

- увеличение стоимости материальных запасов - 16 777 руб. 30 коп.,

всего на сумму 1 012 651, 88 руб.

Учитывая формулу подпункта «б» п.12 Правил №1465, и период времени службы Барнягина М.В. с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. – 2 месяца 16 дней, размер затрат составит 970 019, 23 руб.

(( 5- 0 – 2 /12 – 16/365=0,47895) х (1 012 651,88 / 5) = 970 019, 23 руб.)

Иные расходы, указанные в справке образовательного учреждения при определении размера затрат, как-то: - прочие услуги - 13238 руб. 38 коп., - услуги по содержанию имущества - 79 869 руб. 48 коп., не отражены в перечне п.7 Правил, не обоснованы истцом относительно назначения указанных сумм, вследствие чего не могут быть учтены при включении в перечень затрат на обучение, подлежащих взысканию с ответчика. При этом в дополнительной справке, представленной истцом, обоснования отнесения указанных расходов именно к затратам, перечисленным в п.7 Правил, не приведены.

Денежные сумы, указанные как денежное содержание - 908 506 руб. 50 коп., - продовольственное обеспечение - 88 479 руб. 46 коп., - вещевое обеспечение - 44 602 руб. 47 коп., также не предусмотрены указанным перечнем Правил, и не подлежат взысканию по следующим основаниям.

Делая вывод о том, что денежное довольствие, выплаченное Барнягину М.В. в период его обучения в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, является одной из составных частей затрат на его обучение, подлежащих возмещению по ст.249 ТК РФ, истцом не было учтено, что курсант, зачисленный на обучение в образовательное учреждение ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, вследствие чего на него распространяется законодательство, регулирующее вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.

В этом случае к спорным отношениям применимы положения закона, регламентирующие порядок и условия выплаты сотруднику уголовно-исполнительной системы денежного довольствия, порядок и условия возврата выплаченного сотруднику уголовно-исполнительной системы денежного довольствия.

Отношения урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей (п.1 ст.2 Федерального закона).

Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п.18 ст.2 Федерального закона ).

Приказом Министерства юстиции РФ от 20.12.2006 № 376, действовавшим на момент поступления Барнягина М.В. в 2012 году в образовательное учреждение ФСИН России, и утратившим силу с 06 июля 2013 года, было утверждено Положение о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, в пп.2 п.1 которого определено, что денежное довольствие выплачивается сотрудникам уголовно-исполнительной системы, обучающимся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования ФСИН России.

В соответствии с п.9 Положения денежное довольствие, выплаченное в установленный этим положением срок на основании правил и норм, действовавших к моменту выплаты, возврату не подлежит, если право на него утрачено после выплаты. Выплаченное денежное довольствие может быть взыскано с лица, получившего его, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27.05.2013 № 269 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, пп.2 п.1 которого предусмотрено, что денежное довольствие выплачивается сотрудникам уголовно-исполнительной системы, обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России по очной форме обучения.

Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ соответствующего руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о назначении на штатную должность, зачислении в распоряжение учреждений или органов уголовно-исполнительной системы, зачислении на учебу в образовательные учреждения (п.4 Порядка).

Выплаченное денежное довольствие удерживается (взыскивается) с лица, получившего его, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.14 Порядка).

Такие случаи определены положениями ст.137 ТК РФ, подлежащей применению к спорным отношениям, поскольку денежное довольствие сотрудника уголовно-исполнительной системы, реализующего свое право на труд посредством прохождения службы, по своей правовой природе, является его заработной платой.

В силу ч.1 ст.137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться: для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч.3 ст.155 ТК РФ) или простое (ч.3 ст.157 ТК РФ); при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77 или пп.п.1 и 2 или 4 ст.81, п.п.1,2..5,6,7 ст.83 ТК РФ)(ч.2 ст.137 ТК РФ).

Частью 3 ст.137 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части 2 настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

При этом, в соответствии с ч.4 ст.137 ТК РФ, заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч.3 ст.155 ТК Ф) или простое (ч.2 ст.157 ТК РФ); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Исходя из изложенного, с момента заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе и при прохождении обучения в образовательном учреждении ФСИН России, гражданин является сотрудником уголовно-исполнительной системы, выполняет обязанности, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, и определенные контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе.

Следует также учесть, что после зачисления Барнягина М.В. в образовательное учреждение ФСИН России, в период обучения в образовательном учреждении он, являясь сотрудником уголовно-исполнительной системы, выполнял соответствующие служебные обязанности, в том числе нес службу в суточных нарядах, период обучения включен ему УФСИН России по Тверской области в выслугу лет (общую продолжительность службы).

За осуществление указанной деятельности сотрудник получает денежное довольствие, являющееся для него источником средств существования, то есть заработной платой сотрудника, основания для возврата которой и удержания из которой нормативно регламентированы. В числе оснований для возврата денежного довольствия и удержаний из него такое основание, как невыполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы условия контракта о службе в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет с момента окончания образовательного учреждения, отсутствует.

Контракты о службе в уголовно-исполнительной системе, заключенные с ответчиком в 2012 и 2017 годах, такого условия также не содержат.

В этой связи довод истца о том, что выплаченное за период обучения денежное довольствие является одной из составных частей затрат на его обучение, нельзя признать правомерным, и размер затрат, как денежное содержание - 908 506 руб. 50 коп., - продовольственное обеспечение - 88 479 руб. 46 коп., - вещевое обеспечение - 44 602 руб. 47 коп., взысканию с ответчика не подлежат.

В отношении вещего обеспечения также следует отметить, что контракт от дд.мм.гггг.№... о службе в уголовно-исполнительной системе на 5 лет, заключенный с Барнягиным М.В., который вступил в силу со дня зачисления ответчика в учебное учреждение уголовно-исполнительной системы, предусматривал, что работодатель обязан своевременно предоставлять сотруднику установленные денежное и вещевое довольствие, продовольственное обеспечение и медицинское обслуживание,

Досрочное расторжение контракта по инициативе начальника по пунктам «к» и «м» ст.58 положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации влечет за собой возмещение сотрудником расходов уголовно-исполнительной системе на обеспечение его обмундированием и другим имуществом в сумме, исчисляемой пропорционально срокам носки и использования имущества (п. 9 контракта).

Аналогичные положения содержались в контракте от дд.мм.гггг.№... в п.4.4: при расторжении по пунктам «д», «к» и «м» ст.58 Положения возмещение сотрудником расходов уголовно-исполнительной системе на обеспечение его обмундированием и другим имуществом в сумме, исчисляемой пропорционально срокам носки и использования имущества (п. 9 контракта).

дд.мм.гггг. Барнягин М.В. был уволен из уголовно-исполнительной системы на основании п. «д» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации

В соответствии с общими положениями о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы (приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 22.12.2006 № 789), вещевым имуществом личного пользования являются предметы вещевого имущества, выдаваемые сотрудникам во владение и безвозмездное постоянное личное пользование (пункт 11); сотрудники обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования в соответствии с установленными нормами снабжения, предусмотренными приложением № 4 к Постановлению Правительства РФ от 22.12.2006 № 789 (пункт 12 ).

Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является срок, установленный нормой снабжения на период времени, в течение которого предмет вещевого имущества должен находиться в пользовании сотрудника; сроки носки предметов вещевого имущества личного пользования, выдаваемых сотрудникам, исчисляются со дня присвоения им первого специального звания внутренней службы, курсантам или слушателям образовательных организаций - со дня зачисления в образовательную организацию (п.п.13,14).

Пунктом 24 Положения вещевое имущество, за исключением расходных материалов, передается сотрудникам во владение и безвозмездное пользование с момента его получения. Возврату или возмещению подлежит: -

выданное сотрудникам вещевое имущество личного пользования, сроки носки которого не истекли, при их увольнении за нарушение условий контракта, а также по основаниям, предусмотренным в пунктах «к», «л». «м» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1.

Возврат вещего довольствия при увольнении по п. «д» указанным положением не предусмотрен.

Приказом ФСИН России от 29.04.2014 № 201 утвержден Порядок учета и списания вещевого имущества в учреждениях, организациях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок № 201).

Для выплаты сотрудникам уголовно- исполнительной системы денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования в случаях, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами, оформляется справка (Приложение 9 к Порядку № 201) на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования в двух экземплярах.

Для расчетов с сотрудниками уголовно- исполнительной системы в случаях, когда при их увольнении стоимость обмундирования подлежит возмещению, оформляется справка- расчет (Приложение 10 к Порядку № 201) стоимости вещевого имущества на удержание

Расчет производится по стоимости, установленной для выплаты денежной компенсации, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания сроков носки соответствующих предметов. Начисленная к взысканию сумма проставляется на обходном листе уволенного, и на основании справки-расчета вещевого имущества на удержание закрывается его арматурная карточка.

Истцом представлена копия справки №... на имя Барнягина М.В. о денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования по плану 2017 года, за 26 предметов начислена компенсация на сумму 1 119,32 руб., согласно которой стоимость обмундирования к взысканию ему не предъявлялась, и следовательно, как составляющая часть в затраты на обучение в размере 44 602 руб. 47 коп., к взысканию не подлежит.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ст.158 Бюджетного кодекса РФ, ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, а УФСИН России по Тверской области - территориальным органом ФСИН России, осуществляющим бюджетные полномочия главного администратора доходов, то есть лицом, уполномоченным в соответствии со ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ осуществлять взыскание задолженности по платежам в бюджет.

В этом случае УФСИН России по Тверской области уполномочено взыскивать в доход федерального бюджета расходы, понесенные ФСИН России на обучение ответчика.

Учитывая, что увольнение ответчика последовало по причине нарушения условий контракта с ним, что он не выполнил условие контракта отработать органах уголовно- исполнительной системы 5 лет, то заявленные исковые требования о взыскании затрат работодателя на обучение являются обоснованными.

При таких обстоятельствах заявленные требования УФСИН России по Тверской области подлежат удовлетворению частично в размере 970 019 руб. 23 коп.

По правилам ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу закона (пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ) государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений, вследствие чего возмещение расходов по уплате государственной пошлины в доход местного бюджета подлежит с ответчика в размере 12 900 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области удовлетворить частично.

Взыскать с Барнягина Максима Валерьевича в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области денежные средства в размере 970 019 (девятьсот семьдесят тысяч девятнадцать ) руб. 23 коп. в счет компенсации расходов за обучение в период с дд.мм.гггг. по июнь 2017 года в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», для последующего перечисления в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Взыскать с Барнягина Максима Валерьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 12 900 (двенадцать тысяч девятьсот) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) В.В. Шульга