НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Собинского городского суда (Владимирская область) от 04.08.2021 № 2-1-597/2021

Дело № 2-1-597/2021

УИД 33RS0017-01-2021-001016-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

4 августа 2021 года

г. Собинка Владимирской области

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Стародубцевой А.В.,

при секретаре Бусуриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Калиничеву А. В. о принудительном изъятии объектов недвижимости для нужд Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Российская Федерация в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее – Государственная компания) обратилась в суд с иском к Калиничеву А.В. о принудительном изъятии объекта недвижимости для нужд Российской Федерации, а именно земельного участка с кадастровым номером NN, площадью 2161 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, адрес (описание местоположения): <...>, с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета.

В обосновании иска указано, что Государственная компания осуществляет деятельность по реализации проекта «Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород-Казань, 1 этап км 0 - км 80, Московская, Владимирская область (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения А-180 «Московское большое кольцо» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-7 «Волга») на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в соответствии с ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», распоряжения Федерального дорожного агентства от 17 марта 2021 г. № 1001-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань…». В соответствии с данным распоряжением для нужд Российской Федерации с целью реализации проекта строительства автомобильной дороги подлежит изъятию в установленном порядке земельный участок с кадастровым номером NN, образованный из земельного участка с кадастровым номером NN. Данный земельный участок расположен по адресу: <...>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, общей площадью 2161 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером NN принадлежит ответчику Калиничеву А.В., был разделен с образованием двух земельных участков с кадастровыми номерами NN и NN. Государственной компанией посредством подрядной организации ООО «ЗемлеСтрой» произведена работа по определению рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости, а также размера убытков, которые возникнут у ответчика в связи с изъятием его имущества. Согласно отчету № 20-000-2-ЕЗК-2/21 размер возмещения ответчику составляет: 26260 рублей, в том числе 25910 рублей - рыночная стоимость земельного участка и 350 руб. убытки, причиненные ответчику изъятием земельного участка. 23 апреля 2021 г. Государственная компания вручила ответчику уведомление об изъятии у него объекта недвижимости в установленном порядке, проект соглашения. На данный момент между Государственной компанией и ответчиком соглашение об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд не достигнуто, в связи с чем, истец вынужден реализовать свое право на принудительное изъятие земельного участка в судебном порядке.

Представитель истца Российской Федерации в лице Государственной компании в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д. 134).

Ответчик Калиничев А.В. в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания дела извещался судом надлежащим образом, судебное извещение возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 135). При этом ответчик Калиничев А.В. знал о нахождении гражданского дела в суде (л.д. 116). От его представителя по доверенности Воронкова А.А. поступил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому Калиничев А.В. не возражает против изъятия земельного участка с предоставлением компенсации в предусмотренном законом порядке, однако просит изъять земельный участок с кадастровым номером NN целиком. Изъятие земельного участка в части, а именно 2161 кв.м, повлечет невозможность его дальнейшего использования (л.д. 130-133).

На основании ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно: подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени РФ соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 6 июля 2012 г. № 199 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее – Порядок № 199).

На основании п. 35 Порядка № 199, Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку подготовленной документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в п. 17 настоящего Порядка, в течение 30 дней со дня поступления такой документации на основании письменного заявления подведомственных учреждений или Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

В силу п. 6 Порядка № 199 документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В соответствии с п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В силу абз. 10 пп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных в том числе с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Как указано в п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 1 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем, согласно ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ) устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

В силу ст. 2 указанного закона для его цели под объектами, предназначенными для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, понимаются объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации, а также иные объекты капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации указанных объектов инфраструктуры (п. 1). К объектам инфраструктуры, в том числе, могут быть отнесены: 1) автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса (п. 2). Перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные настоящим Федеральным законом, утверждается Правительством Российской Федерации (п. 3).

Перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ, утверждены Распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2020 г. № 2278-р «Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К ним отнесены, в том числе и автомобильные дороги общего пользования (их участки) федерального, регионального или межмуниципального, местного значений, отнесенные к категориям IА, IБ, IВ, II, III, магистральных городских дорог, магистральных улиц общегородского значения, магистральных улиц районного значения, перечисленные (указанные) в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р, государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации, программе деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги", финансовом плане Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (п. 1).

В данном плане указан объект инфраструктуры, а именно - скоростная автомобильная дорога «Москва - Нижний Новгород – Казань», входящая в состав международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай».

Следовательно, на данный объект инфраструктуры распространяются особенности, установленные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ, а именно п. 9 ст. 4 указанного закона, согласно которому в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.

Судом установлено, что Калиничев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером NN, общей площадью 2433 кв. м, расположенного по адресу: <...>. Из данного земельного участка образованы два земельных участка с кадастровыми номерами NN и NN путем раздела (л.д. 68-72).

В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 17 марта 2021 г. № 1001-р для нужд Российской Федерации для реализации проекта строительства автомобильной дороги подлежит изъятию в установленном порядке земельный участок с кадастровым номером NN, площадью 2161 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером NN (л.д. 53-56).

При этом данное распоряжение, предусматривающее изъятие земельного участка ответчика только в части 2161 кв.м, Калиничевым А.В. не оспаривалось, является действующим, в связи с чем, доводы ответчика являются необоснованными и не могут быть приняты во внимание.

23 апреля 2021 г. Государственной компанией вручено Калиничеву А.В. уведомление от 20 апреля 2021 г. с приложением проекта соглашения об изъятии недвижимости, распоряжения об изъятии от 17 марта 2021 г. и отчета об оценке от 30 марта 2021 г. (л.д.61-67).

До настоящего времени соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд ответчиком Калиничевым А.В. не подписано.

Государственной компанией посредством подрядной организации ООО «ЗемлеСтрой» произведена работа по определению рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости, а также размера убытков, которые возникнут у ответчика в связи с изъятием его имущества.

Согласно отчету № 20-000-2-ЕЗК-2/21 размер возмещения ответчику составляет: 26260 рублей, в том числе 25910 рублей - рыночная стоимость земельного участка и 350 руб. убытки, причиненные ответчику изъятием земельного участка (л.д. 12-60). При этом отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость указанного объекта и размер убытков. Ответчиком Калиничевым А.В. данный отчет не оспаривался, несогласие с определенным размером возмещения не высказывалось.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и положений законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, принимая во внимание соблюдение истцом порядка изъятия земельного участка, отсутствие подписанного сторонами соответствующего соглашения, суд признает возможным удовлетворить исковые требования Государственной корпорации в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Калиничеву А. В. о принудительном изъятии объектов недвижимости для нужд Российской Федерации удовлетворить.

Изъять (путем прекращения права собственности) у Калиничева А. В. для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок с кадастровым номером NN, площадью 2161 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, адрес (описание местоположения): <...>), образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, адрес (местоположение) земельного участка: <...>.

Предоставить Калиничеву А. В. возмещение за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации имущество за счет субсидий из федерального бюджета в размере 26260 рублей, в том числе 25910 рублей - рыночная стоимость участка, 350 рублей - убытки, причиненные изъятием земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Стародубцева

Решение суда принято в окончательной форме 9 августа 2021 г.