Дело № 2-26/2018 «23» января 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Азизовой О. М.
При секретаре Найдановой Н. Ц.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ о возобновлении выплаты пенсии по старости и внесении периодов работы в стаж для исчисления пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В обоснование иска указывает, что проживает в г. Санкт-Петербурге по адресу: <адрес>, работает в ФГКОУ «Санкт-Петербургское Суворовское военное училище», является гражданином Российской Федерации по рождению, как гражданин бывшего СССР, и гражданином Республики Болгария по происхождению (имеет двойное гражданство). Жил и работал в разные периоды времени в Болгарии и Российской Федерации. Имеет право проживать и работать в обеих странах, имеет трудовой стаж для назначения пенсии в обеих странах в соответствии с пенсионным законодательством этих стран.
На основании решений, принятых в 2015 г. и 2016 г. Управлением Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Санкт-Петербурга в нарушение Конституции РФ и норм Федерального закона «О страховых пенсиях», выплата назначенной ему в 2009 г. страховой пенсии по старости незаконно прекращена с 01.11.2015г. Также закрыто его выплатное пенсионное дело и по сей день ему не выплачивается назначенная страховая пенсия по старости.
В связи с достижением необходимого пенсионного возраста в Российской Федерации, в соответствии с российским пенсионным законодательством, с 03.02.2009 г. истцу была назначена страховая пенсия по старости в размере 2 504 руб. 73 коп. Вплоть до 31 октября 2015 года получал назначенную страховую пенсию по старости. Её размер изменялся в соответствии с индексацией и «августовскими» перерасчётами размера страховой пенсии по старости работающего пенсионера в РФ. По состоянию на 31.10.2015 г. размер страховой пенсии по старости составил 8432 руб. 61 коп.
С ноября 2014 г. истец получил право на страховую пенсию по возрасту по законодательству Республики Болгария. В соответствии со ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией «О социальном обеспечении» от 27.02.2009 г. вступившего в силу 20.03.2010 г., лица с двойным гражданством не являются субъектом Договора. На основании этих фактов 31.07.2015 г. истец подал заявление о назначении страховой пенсии по возрасту в Национальный Институт Страхования Болгарии только за годы, проработанные в Болгарии. Место жительства в России он не менял; не просил в своём заявлении в НОИ учитывать стаж, проработанный в России; выплату назначенной болгарской пенсии просил производить в Болгарии на его счёт.
22.11.2015 г. из <адрес> (Республика Болгария) родственники переслали ему уведомление Управления пенсионного фонда России в Центральном районе Санкт- Петербурга «о предварительном расчёте страховой пенсии» (исх. № от 21.10.2015 г.), в котором сообщалось, что с 01.08.2015 г российская часть его пенсии по Договору составляет 4301 рублей 58 копеек в соответствии со ст. 8 ФЗ «о страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.13 с применением ст.6, ст. 10 Договора, и что выплата пенсии, назначенной истцу до вступления указанного Договора в силу, приостановлена с 01.11.2015 г.
Также было указано, что предварительный расчёт размера пенсии произведён с учётом заработной платы за период с 01.01.1997 года по 10.09.1998 года и что страховой стаж в РФ составляет 10 лет 01 месяц и 27 дней. 14.12.2015 года истец обратился с заявлением (вх. №) в УПФР в ЦР СПБ «о возобновлении выплаты трудовой пенсии» на основании того, что не обращался в компетентные органы Болгарии с заявлением о перерасчёте и переводе его российской пенсии для выплаты в Республике Болгария.
Для выяснения оснований и правильности произведённых перерасчётов истец неоднократно обращался в УПФР ЦР СПБ, где затребовал правоустанавливающие документы, при этом приложил копию своего заявления в НОИ <адрес> с вх. № от 31.07.2015 г., где нет его волеизъявления о перерасчёте российской пенсии и включения её, вместе с будущей болгарской пенсией, в пенсию по нормам Договора. Указал, что нарушены его конституционные права гражданина РФ. Однако со ссылкой на то, что решения управления являются внутренними документами ПФ РФ, истцу в предоставлении копий актов было отказано (письмо Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее ОПФР СПБ J10) исх. № от 14.02.2017 г.). До настоящего времени соответствующие акты этих решений (о назначении и об изменениях) истцу не предоставлены.
Впервые, истец ознакомился с частью своего пенсионного дела с разрешения прокурора г. Санкт-Петербурга 03.10.2016 г. в помещении прокуратуры в ходе проводимой проверки по его жалобе на действия должностных лиц Пенсионного фонда.
Позднее, после анализа фотоматериалов по пенсионному делу, истец узнал о некоторых состоявшихся решениях УПФР в ЦР СПБ:
Так в соответствии с решением УПФР в ЦР СПБ УПФР в ЦР СПБ от 06 октября 2015 г., без номера, «о прекращении выплаты пенсии в размере 8 432 руб. 61 коп» выплата страховой пенсии по старости прекращена. Таким образом, нарушена норма ст. 24 Федерального закона № 400-ФЗ «о пенсиях», так как нет оснований для прекращения истцу выплаты пенсии в соответствии с указанной статьёй.
В этот же или последующий день в нарушение п. 2 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ «О пенсиях» УПФР в ЦР СПБ принято решение №, без даты, «о переводе с одной пенсии на другую и назначение страховой пенсии в размере 4 301 руб. 58 коп. на основании заявления пенсионера». Описанное решение так же незаконно, так как такого заявления истец не подавал в компетентные органы ни в России, ни в Болгарии.
25 мая 2016 г. в нарушение п. 5 ч.1 ст.24, 25 Федерального закона № 400-ФЗ «О пенсиях» УПФР в ЦР СПБ принято решение № «о прекращении выплаты пенсии в размере 4 481руб. 14 коп. (с припиской от руки «выплата за пределы РФ»)».
На этапе «мирной» переписки, УПФР в ЦР СПБ могло исправить допущенную ошибку и восстановить конституционное право истца на получение страховой (трудовой) пенсии как продолжающего находиться и работать в России российского гражданина. Однако УПФР в ЦР СПБ в лице заместителя начальника Управления ФИО3 пошло по пути сокрытия своих ошибок и нарушения конституционного права истца на получение пенсии.
В ответе (исх.№ от 24.12.2015 г.) на его заявление УПФР в ЦР СПБ за подписью ФИО3 сообщило, что 06.10.2015 г. УПФР в ЦР СПБ вынесло распоряжение о приостановлении выплаты ему страховой пенсии по старости с 01.11.2015 г., со ссылкой на поступившие документы из НОИ и на п. 5, 4.1, ст.24 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которым, выплата пенсии приостанавливается в связи с выездом пенсионера на постоянное место жительства (далее ПМЖ) за пределы территории Российской Федерации. Доказательства того, что истец, как российский пенсионер не выезжал на постоянное место жительства (далее ПМЖ) в Болгарию являются следующие факты:
- 14 августа 2014 года истец подал в Управление федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уведомление «о наличии у гражданина РФ гражданства Болгарии»;
- не подавал в УПФР в ЦР СПб заявление о выезде на ПМЖ за пределы РФ (требуемое нормой п.1 и 2 ст. 27 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ );
- не менял место жительства (Форма 9 ГКУ «ЖА Центрального района» отдел вселения и учёта СПб от 11.05.2017 г.) и место работы (справка СПб СВУ № от 11.12.2015 г. «О месте работы ФИО1») в г. Санкт-Петербурге, Россия;
- поступающие и по сей день отчисления от заработной платы ФИО1 в Пенсионный фонд Российской федерации (далее ПФ РФ).
В дополнение к принятым незаконным и необоснованным решениям истцу было предложено оформить заявление о пересмотре ранее назначенной ему пенсии по Договору, то есть узаконить ошибку УПФР и сделать то, с чем он как раз и не согласен.
Понимая, что наткнулся на стену непонимания и твердолобость работников УПФР ЦР СПБ 14.02.2016 года истец обратился с жалобой на их действия в Исполнительную Дирекцию Пенсионного фонда Российской Федерации. В своей жалобе подробно все расписал со ссылками на законодательство обеих стран, указал на ошибки УПФР ЦР СПБ, которые ещё возможно было устранить, и тем самым восстановить нарушенное право. Приложил копии всех необходимых документов для принятия решения по его обращению работниками ИД ПФ РФ
Исполнительная Дирекция ПФ РФ в лице заместителя начальника Управления, также не вняла его пояснениям и в нарушение порядка рассмотрения обращений граждан направило его жалобу «для рассмотрения и дачи ответа» в ОПФР СПб и ЛО (исх.№ от 19.02.2016 г.). Дано обещание провести проверку и проконтролировать правильность принятого решения в письме с исх.№ от 16.03.2016 г.. Таким образом, ИД ПФ РФ фактически передало жалобу в УПФР в ЦР СПБ, как её ответы основаны не на собственном разбирательстве, а на пояснениях УПФР в СПБ. Тем самым нарушены п. 6, ст. 8 (запрещается направлять на рассмотрение и ответ жалобу в орган, издавший обжалуемое решение); подпункт 3) и 4), п. 1. ст. 10. ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2015 г.
В ответе ОПФР СПБ ЛО (исх.№ от 29.03.2016 г.) за подписью заместителя управляющего Отделением ФИО4 истец получил разъяснение, практически слово в слово повторяющее письмо УПФР в ЦР СПБ от 24.12.15 г. за исключением указания о том, что в 2009 году пенсия истцу была назначена с учётом общего (болгарского и российского) трудового стажа за работу до 01.01.2002 г. - 22 года 07 месяцев и 15 дней.
Последнее утверждение не соответствует фактам: Договор о социальном обеспечении между СССР и HP Болгария прекратил действовать с 01.01.2004 г.; действующий Договор «о социальном обеспечении» вступил в силу 20.03.2010г. Таким образом, страховой (трудовой стаж) в РФ до 01.01.2002 г. ФИО1 никак не может составлять 22 года, 07 месяцев и 15 дней, а составляет всего лишь 20 месяцев согласно форме СЗИ-6 «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица ФИО1».
22.05.2016 г. истцу снова из <адрес> родственники переслали уведомление УПФР ЦР СПБ «О назначении страховой пенсии» (исх.№ от 28.04.2016 г.), в котором сообщалось (со ссылкой на те же нормы пенсионного законодательства) о новом размере его пенсии - 4481 рублей 14 копеек. Кроме того, его уведомили о том, что выплата будет производиться уже за пределы Российской Федерации.
Эти решения были приняты вопреки требованиям п.5 ст.24 Федерального закона № 400-ФЗ; ст. 11 Соглашения, подписанного между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной политики Республики Болгарии в соответствии со статьёй 16 Договора между РФ и Болгарией «о социальном обеспечении». п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации № от 17.12.2014 г.; только на основании поступивших в ноябре 2015 г. неполного комплекта документов из НОИ <адрес>. Уточняющие запросы в НОИ <адрес> не направлялись, истец не был вызван для дачи разъяснений по вопросам гражданства, места проживания и места работы, запросы в компетентные по этим вопросам органы и учреждения в России не направлялись. Таким образом, решения УПФР ЦР СПБ, основанные на непроверенных и несоответствующих действительности фактах и вопреки требованиям законодательства, не могут быть признаны законными.
Прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка действий должностных лиц ПФР и в ответе исполняющего обязанности начальника управления за исполнением федерального законодательства старшего советника юстиции ФИО5 (исх.№ от 22.07.2016 г.) было указано, что в своих действиях работники ПФР руководствовались нормами Договора. Одновременно был выявлен тот факт, что формуляр № к Соглашению, содержащий заявление пенсионера и какие-либо доказательства выезда истца на постоянное место жительства в иностранное государство, органом ПФ РФ не был представлен. А не представлены они потому, что их не существует.
В представлении прокурора «Об устранении нарушений федерального законодательства» № от 12.08.2016 г. в части, касающейся пенсионных прав ФИО1, было указано на эти факты и на то, что УПФР ЦР СПБ приняло необоснованные решения о приостановлении выплаты пенсии, закрытии выплатного дела и переводе сумм российской пенсии в Республику Болгария. Кроме того, ответ ОПФР СПБ ЛО № от 07.06.2016 г. за подписью управляющего отделением ФИО6 об отсутствии нарушений в своей деятельности был признан прокуратурой г. Санкт-Петербурга необоснованным. Указаны причины выявленных нарушений. Причинами нарушений явилось игнорирование должностными лицами ОПФР СПБ ЛО, УПФР ЦР СПБ требований пенсионного законодательства, законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, и законодательства о противодействии коррупции, что привело к нарушению пенсионных прав истца. Как указано в представлении прокуратуры условием, способствовавшим возникновению указанных нарушений, послужило отсутствие должного контроля со стороны Управляющего ОПФР СПБ ЛО ФИО6 за деятельностью подчинённых сотрудников.
Вышеуказанное представление прокурора не обжаловано, однако, должностные лица Пенсионного фонда не приняли меры по восстановлению конституционных прав на получение пенсии.
Из ответов ИД ПФ РФ явно усматривается, что должностные лица Управления по работе с обращениями граждан не контролируют порядок и правомерность ответов ОПФР СПБ ЛО и УПФР ЦР СПБ направляемых заявителям, а ответ на третье обращение истца в Исполнительную дирекцию ПФР от 22.12.2016 г. повторяет позицию УПФР в ЦР СПБ. В нарушениях и бездействии заместителя начальника Управления ПФР в ЦР СПБ ФИО3, заместителя управляющего ОПФР СПБ ЛО ФИО4 вышестоящие органы ПФ РФ разбираться не пожелали. Истцом трижды поданы в ИД ПФ РФ заявления о восстановлении выплаты пенсии. Решение ИД ПФ РФ об отказе восстановить выплату страховой пенсии по старости, приостановленной 01.11.2015 г., истцу не представлено.
Для расчёта пенсии учтены не все периоды трудовой деятельности в РФ, неправильно отражены учитываемые заработки и таким образом неправильно произведён расчёт размера страховой (трудовой) пенсии:
В форме СЗИ-6 СИЛС ЗЛ, системный номер №, исх. номер персонифицированного учёта №, от 31.01.2017 г. указано, что для назначения истцу пенсии в 2009 г. были учтены следующие данные:
В календарном 1997 году работа в ЗАО «ВО «Рестэк», период работы: 12 мес., 0 дн., и учитываемый заработок в размере 35854424,00 руб. (не деноминированных); в календарном 1998 году работа в ЗАО «ВО «Рестэк», период работы: 8 мес., 10 дн.. и учитываемый заработок в размере 25440,83 руб.; общий трудовой стаж до 2002 г. равен 1год, 8 мес. 10 дн. (т.е. 20 мес.); период с 03.11.2007 г. по 03.02.2009 г. работа в ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» <адрес>, период работы: 1 год, 3 мес., 27 дн. (т.е. 16 мес.), и учитываемая сумма взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 31401,18 руб.; период с 02.12.2008 г. по 16.03.2009 г. работа по дополнительному трудовому соглашению в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» <адрес>, период работы: 3 мес., 14 дн. (т.е. 3 мес. но в стаж не учитывается), и учитываемая сумма взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 909,12 руб. Таким образом, в документе СЗИ-6 на 03.02.2009 г. общий трудовой стаж в РФ составляет 36 мес.
На основании указанных данных размер пенсии на 03.02.2009 г. рассчитан в размере 2504 руб. 73 коп., включающая базовую часть (БЧ) в размере 1794 руб. 00 коп. и страховую часть (СЧ) в размере 710 руб. 73 коп. (т.е. индивидуальный пенсионный коэффициент ИПК фев.2009 = 11,09 определён при стоимости балла 64 руб. 10 коп.).
Размер пенсии по старости изменялся в соответствии с индексацией и «августовских» перерасчётов пенсии работающего пенсионера и на 31 октября 2015 года достиг 8432.61 руб., включающая фиксированную выплату к страховой пенсии (ФВСП) 4383 руб. 59 коп. и страховую часть страховой пенсии (СЧП) 4049 руб. 02 коп. (т.е. индивидуальный пенсионный коэффициент ИПКавг.2015 = 56,10 определён при стоимости балла 71руб. 41 коп.)
При частичном ознакомлении в прокуратуре г. Санкт-Петербурга выяснилось, что при расчёте пенсии учтены не все периоды работы в Российской Федерации в соответствии с записями в трудовой книжке. В справках «о среднемесячном заработке для установления пенсии», выданных Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом за №, № и № от 11.11.2016 г., и выданных ЗАО «ВО «Рестэк» № от 25.10.2016 г.: период с 05.10.1995 г. по 22.01.1996 г. - работа в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», период работы: 3 мес. 17 дн. (т.е. 4 мес.) и учитываемый заработок в размере 704923,08 руб. (не деноминированных); период с 23.01.1996 г. по 15.09.1998 г. - работа в ЗАО «ВО «Рестэк», период работы: 2 года, 8 мес., 10 дн. (т.е. 32 мес.), и учитываемый заработок в размере 78602,86 руб.(с учётом деноминации рубля с 01.01.1998 г.); общий трудовой стаж до 2002 г. должен быть равен 2 год. 11 мес. 27 дн. (т.е. 36 мес.). Остальные периоды в форме СЗИ-6 СИЛС ЗЛ совпадают с записями в трудовой книжке. Таким образом, на 03.02.2009 г. общий трудовой стаж в РФ составляет 52 мес., а не 36 мес. как указано.
Истец считает, что ответчиками необоснованно применены нормы международного права в отношении пенсионного обеспечения гражданина, имеющего двойное гражданство. Истец считает, что нормы Договора неприменимы к лицам с двойным гражданством России и Болгарии, так как они не относятся к кругу лиц по смыслу ст. 3 Договора. Лицам с двойным гражданством РФ и Болгарии нет никакой необходимости использовать Договор, так как: лицо с болгарским гражданством обеспечено правом на пенсию законодательством Болгарии. Лицо с российским гражданством обеспечено правом на пенсию законодательством России. Лицо с двойным гражданством России и Болгарии обеспечено правом на пенсию в обоих государств. Действующим в настоящее время начальником Департамента организации назначения и выплаты пенсий в ПФ РФ кандидатом юридических наук ФИО7 в 2015 году в своей статье «О некоторых вопросах реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении в части пенсионных вопросов» было дано разъяснение о применение норм Договора и Соглашения к нему пенсионерам, проживающим в России и Болгарии.
В статье дана характеристика Договора и Соглашения: к предмету Договора и Соглашения относятся пенсии по старости (для Российской Федерации) и пенсии за страховой стаж и возраст (для Болгарии). Договор и Соглашение основаны на принципе пропорциональности. В соответствии с Договором, для определения права на пенсию суммируется трудовой стаж, имевший место на территории России и Болгарии. Когда периоды стажа в Болгарии и России совпадают по времени их приобретения, то эти периоды не учитываются. Чтобы относиться к кругу лиц (ст. 3 Договора), на которых распространяется действие Договора, необходимо одновременно отвечать следующим условиям: являться гражданином Российской Федерации или Республики Болгария; проживать на территории России или Болгарии: подпадать под действие законодательства Российской Федерации или Республики Болгарии, регулирующего отношения, входящие в предмет Договора.
Статья 4 Соглашения регламентирует выдачу удостоверений о применяемом законодательстве к лицам, на которых распространяется действие Договора.
По мнению истца незаконно произведены перерасчёты страховой (трудовой) пенсии в октябре 2015 г. и в апреле 2016 г.:
Истец считает перерасчёт его российской пенсии, произведённый в октябре 2015 г. и в апреле 2016 г. также незаконным, так как он был произведён с нарушением пенсионного законодательства РФ, норм Договора и Соглашения, норм Порядка «организации работы 11Ф РФ и его территориальных органов по реализации Договора между РФ и Болгарией «о социальном обеспечении» от 27.02.2009 г. в части вопросов пенсионного обеспечения» утверждён Постановлением № 200-п от 06.08.2009 г. Правления ПФ РФ. Более того, перерасчёт произведён без подачи заявления о переводе (соответственно и о перерасчёте) назначенной страховой пенсии по старости в страховую пенсию по нормам Договора, как это требует пенсионное законодательство РФ и ст. 23 Договора.
После произведённого УПФР ЦР СПБ перерасчёта размер страховой пенсии 8 432, 61 рублей значительно уменьшился и составил 4481 рублей 14 копеек. Также прекратилось обслуживание пенсионного обеспечения гражданина РФ - прекратилось изменение размера пенсии при поступлении отчислений в ПФ от работодателя пенсионера, не поступают разовые пенсионные выплаты работающим пенсионерам (например: 5000 руб. в 2017 г.), истца удалили из реестра пенсионеров Санкт-Петербурга, прекратилась выплата ЕДВ, нет возможности пользоваться льготами, предоставляемыми пенсионерам.
Приложение № к Соглашению «о переводе выплаты российской доли пенсии по нормам Договора в Болгарию» истец не подписывал. Формуляр-заявление «о выезде на ПМЖ в Болгарию» истец не подавал. Заявление о проживании гражданина РФ за пределами РФ, а именно в Болгарии с per. № от14.10.2015 истец не подавал, но в неподписанном виде присутствует пенсионном деле. Заявление «о переводе с одной пенсии на другую», т.е. о переводе страховой пенсии по старости в страховую пенсию по нормам Договора per. № от 14.10.2015 г. истец не подавал, но в неподписанном виде присутствует в его пенсионном деле.
Таким образом, решения УПФР в ЦР СПБ №(б/н) от 06.10.2015 г. «о прекращении выплаты трудовой пенсии в размере 8432 руб. 61 коп.»; решения № от (без даты, предположительно ноябрь 2015 г) о назначении пенсии в размере 4301 руб. 58 коп.; решения № от 25.05.2016 г. «о прекращении выплаты с 01.11.2015 г. страховой пенсии по старости в размере 4481 руб. 14 коп.»; решение о изменение размера пенсии от 4301 руб. 58 коп. на 4481 руб. 14 коп. не могли приниматься на основании несуществующих документов.
Истец просит признать незаконными решения и распоряжения Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Санкт-Петербурга, связанные с применением норм Договора, к пенсионному обеспечению истца, как гражданина РФ: распоряжение ГУ УПФР в Центральном районе б/н от 6.10.2015 г. о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии по старости); решение ГУ УПФР в Центральном районе № б/д о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую); решение ГУ УПФР в Центральном районе № от 21.04.2016 г. о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую); решение ГУ УПФР в Центральном районе № от 25.05.2016 г. о прекращении выплаты пенсии /страховой пенсии по старости; признать незаконным требование Отделения Пенсионного Фонда России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области и Управления Пенсионного Фонда России в Центральном районе г. Санкт-Петербурга в оформлении заявления «о выплате российской доли страховой пенсии по нормам Договора на территории Российской Федерации» пенсионером ФИО1; включить в страховой стаж для расчета пенсии по старости периоды работы с 05 ноября 1995 г. по 22 января 1996 г. в качестве руководителя лаборатории Кафедры «Цен и ценообразования» в Федеральном государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Высшего Образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» с занесением в «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица №»; включить в страховой стаж для расчета пенсии по старости периоды работы с 23 января 1996 г. по 31 декабря 1996 г. в качестве руководителя отдела «Маркетинг» в ЗАО «ВО «Рестэк», Санкт-Петербург с занесением в «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица №»; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Санкт- Петербурга возобновить выплату ФИО1 трудовой пенсии с учётом индексации и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, одноразовых доплат к пенсии, от даты её приостановления 01 ноября 2015 г.; признать незаконным бездействие Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ по проверке наличия оснований для приостановки, перерасчёта и прекращения выплаты пенсии ФИО1, и по реализации заявления ФИО1 о возобновлении выплаты пенсии.
Истец ФИО1 и его представитель – ФИО2, действующий на основании доверенности от 29.09.2016 года сроком на три года, явились в судебное заседание, иск поддерживают.
Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга – ФИО8, действующая на основании доверенности № от 09.01.2018 года сроком по 01.01.2019 года, явилась в судебное заседание, иск не признает по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Ответчик - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик - Исполнительная дирекция Пенсионного фонда РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях предусмотрено применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Если в сфере пенсионного обеспечения международным договором Российской Федерации установлены иные правила чем предусмотрены настоящим законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территории Российской Федерации и Республики Болгария, являющихся их гражданами и имеющих периоды работы, выполнявшиеся на территориях названных государств, регулируются Договором между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27.02.2009 года, вступившим в силу 20.03.2010, и Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной политики Республики Болгарии о применении Договора.
Согласно статье 3 данный Договор регулирует социальное обеспечение и обязательное (государственное) социальное страхование лиц, проживающих на территории Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами.
Договором предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, с применением национального законодательства.
Согласно статье 19 Договора любое заявление о назначении или пересмотре пенсии или пособия, поданное согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, также считается заявлением. поданным в соответствии с законодательством другой договаривающейся стороны.
В целях применения Договора и Соглашения компетентные учреждения договаривающихся Сторон (в Российской Федерации - Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в <адрес> страховой институт и его территориальные органы) используют формы документов (формуляры) – формуляры о назначении (пересмотре) пенсии (Приложение №), справка об учитываемом (учтенном) страховом (трудовом) стаже (Приложение №), уведомление о назначении (перерасчете) либо об отказе в назначении (перерасчете) пенсии (Приложение №).
В соответствии со статьей 23 Договора пенсии, назначенные до вступления в силу настоящего договора, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями Договора на основании заявления лица с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления. Такой пересмотр на дату подачи заявления не может повлечь уменьшение размера пенсии. Пересмотр размера пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого по форме, применяемой в стране проживания гражданина, и необходимых документов, представляемых застрахованным лицом в компетентное учреждение той Договаривающейся Стороны, на территории которой он проживает.
В целях недопущения уменьшения размера пенсии на основании статьи 23 Договора в необходимых случаях до принятия решения о пересмотре пенсии компетентные учреждения Договаривающихся Сторон обмениваются соответствующей информацией о предварительном расчете размера пенсии.
Согласно статье 11 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной политики Республики Болгария о применении Договора (Соглашение) компетентное учреждение Договаривающейся Стороны проживания пенсионера осуществляет доставку сумм пенсии на его счет в банке (кредитном учреждении), реквизиты которого предоставляются гражданином в это компетентное учреждение.
Истцу ФИО1 03.02.2009 года была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес>, без применения норм Договора, при установлении которой был учтен стаж, приобретенный на территории Российской Федерации (с 05.10.1995 по 22.01.1996, с 23.01.1996 по 10.09.1998, с 03.11.2007 по 16.03.2009, с 20.05.2009 по 31.12.2009) и на территории Республики Болгария (05.02.1976 по 01.01.1978, с 02.01.1978 по 01.05.1986, с 02.05.1986 по 05.11.1990, с 06.11.1990 по 20.12.1991, с 30.07.1992 по 19.07.1993, с 01.09.1993 по 30.09.1994, с 01.04.2000 по 31.12.2001).
В связи с переездом ФИО1 в г. Санкт-Петербург, на основании его личного заявления от 19.03.2009, выплатное (пенсионное) дело было поставлено на учет по новому месту жительства (<адрес>) в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга с 03.02.2009 (даты назначения пенсии, так как выплата пенсии в Управлении ПФР в <адрес> не производилась).
Как следует из материалов пенсионного дела, 31.07.2015 года истец обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по возрасту в Национальный Институт Страхования Болгарии, где указал, что желает получать пенсию по адресу постоянной регистрации в г. <адрес>. Заявления об осуществлении выплаты российской пенсии по месту жительства на территории Санкт-Петербурга отсутствовало.
В соответствии с абз. 2 ст. 9 Соглашения, заявление об установлении пенсии, поданное лицом, которому пенсия была назначена до вступления в силу Договора по законодательству одной из Договаривающихся Сторон. В связи с приобретением права на пенсию по законодательству другой Договаривающейся Стороны, одновременно считается заявлением о пересмотре пенсии в соответствии с положениями Договора.
Из материалов пенсионного дела истца усматривается, что 01.10.2015 в адрес Управления ПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга поступил формуляр о назначении (пересмотре) пенсии по Приложению № с пометкой «Предварительный расчет по договору» на имя ФИО1.
Из поступившего формуляра усматривалось, что истец является гражданином Республики Болгария и постоянно проживает по адресу: Республика Болгария, г. <адрес>-1715. В качестве документа, удостоверяющего личность в <адрес>, указана личная карта и единый гражданский номер. Согласно справке об учитываемом (учтенном страховом стаже по Приложению 3. Периоды стажа, приобретенные в <адрес> с 05.02.1976 по 01.01.1978 (01 год 10 мес. 26 дней), с 01.01.1978 по 01.05.1986 (08 лет 04 мес. 00 дней), с 01.05.1986 по 05.11.1990 (04 года 06 мес. 04 дня), с 06.11.1990 по 20.12.1991 (01 год 01 мес. 14 дней), с 01.09.1993 по 01.10.1994 (01 год 01 мес. 00 дней), 01.04.2000 по 31.08.2007 (07 лет 05 мес. 00 дней) учтены компетентным органом Республики Болгарии при проведении предварительного расчета пенсии по договору.
Управлением Пенсионного фонда в Центральном районе Санкт-Петербурга, как следует из материалов пенсионного дела истца, по результатам рассмотрения поступивших формуляров были проведены следующие действия.
Во избежание образования значительной суммы переполученной пенсии и в целях контроля за правильностью расходования средств Пенсионного фонда выплата пенсии приостановлена с 01.11.2015. в соответствии с п. 5 части 1 статьи 24 Закона № 400-ФЗ (приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае поступления документов о выезде пенсионера на постоянное место жительство за пределы территории РФ в иностранное государство, с которым РФ заключен международный договор. Согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство. На территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет право на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы). Пенсионным органом произведен предварительный расчет страховой пенсии с 01.08.2015 (со следующего месяца после обращения в компетентный орган Республики Болгария). В соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ. С применением норм договора. В компетентный орган Республики Болгария направлено информационное письмо от 21.10.2015 № о проведении предварительного расчета страховой пенсии по старости и о приостановлении выплаты страховой пенсии на территории РФ с 01.11.2015. В адрес истца направлено информационное письмо от 21.10.2015 №, о результатах предварительного расчета пенсии с учетом норм договора и сведения о приостановлении выплаты пенсии на территории РФ.
Относительно расчета размера страховой (трудовой) пенсии по форме СЗИ-6, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 15.06.2016 № 491 п «Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» указанная форма СЗИ-6 - «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» используется органами Пенсионного фонда РФ для предоставления застрахованному лицу сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, и предназначена для граждан, не реализовавших свои пенсионные права (не являющихся получателями пенсии).
В отношении граждан, уже являющихся получателями пенсий, Раздел 2 «Сведения (пенсионные права застрахованных лиц), на основании которых рассчитана величина индивидуального пенсионного коэффициента за период до 2015 года» формируется не в полном объеме, в пункте 2.2 «Общий стаж до 2002 года» стаж отражается из сведений, занесенных на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, представленных работодателем.
Таким образом, стаж до 1997 года работодателями не представлялся и, соответственно, не отражен в указанной выписке. При этом, данный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации (с 05.10.1995 - 22.01.1996, 23.01.1996 - 31.12.1996) учтен истцу в полном объеме по трудовой книжке при первичном назначении пенсии с 03.02.2009 и при пересмотре пенсии по Договору с 01.08.2015.
Из материалов пенсионного дела истца также усматривается, что по вопросу пенсионного обеспечения ФИО1 по законодательству Российской Федерации в соответствии с договором, Управлением ПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга (письмо от 31.03.2016 №) и Отделением Пенсионного Фонда (письмо от 21.03.2016 №) производились запросы в адрес компетентного органа Республики Болгария, о представлении сведений о принятом решении, в соответствии с формуляром о предварительном расчете пенсии в рамках Договора.
08.04.2016 в адрес Управления ПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга из Компетентного органа Республики Болгарии поступило распоряжение № от 17.02.2016, уведомление о назначении пенсии по Приложению № и формуляры на назначение пенсии по Приложению № в отношении ФИО1 Из поступивших документов видно, что в <адрес> ФИО1 назначена пенсия по страховому стажу и возрасту с 01.08.2015.
На основании поступивших документов решением Управления ПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга от 21.04.2016 ФИО1 произведен пересмотр страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона № 400-ФЗ, с учетом норм Договора, с 01.08.2015. Размер страховой пенсии по старости, сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии и сумма валоризации рассчитаны из стажа, приобретенного на территории Российской Федерации:
1. Страховой стаж в Российской Федерации - 10 лет 05 месяцев 27 дней (05.10.1995 - 22.01.1996, 23.01.1996 - 10.09.1998, 03.11.2007 - 16.03.2009, 20.05.2009 - 01.10.2010, 07.10.2010 - 31.07.2015);
2. Общий трудовой стаж в Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 — 02 года 11 месяцев 06 дней (05.10.1995 - 22.01.1996, 23.01.1996 - 10.09.1998);
3. Стаж для валоризации 02 года 11 месяцев 06 дней (до 01.01.1991 -00 лет 00 мес. 00 дней, после 01.01.1991 -02 года 11 месяцев 06 дней);
4. Отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за этот же период 1,2 (сведения о заработке с 01.01.1997 по 31.08.1998 - 1,22);
5. Суммы начисленных страховых взносов на страховую часть с 03.11.2007 по 31.12.2014-396646,30.
По состоянию на 01.08.2015 размер страховой пенсии составил 4481,14 руб.: страховая пенсия (в том числе валоризация - 41, 24) - 2640,03, фиксированная выплата к страховой пенсии - 1841,11.
В соответствии со ст. 9 договора пенсии, назначенные лицам, проживающим на территории Договаривающихся сторон, компетентными учреждениями этих сторон до вступления в силу договора, могут быть пересмотрены однократно в соответствии с положениями договора на основании заявления лица. При этом выплата ранее назначенной пенсии прекращается, а пенсия в соответствии с положениями договора назначается со сроков, предусмотренных статьей 23 договора.
Заявление об осуществлении выплаты российской пенсии по месту жительства на территории Санкт-Петербурга истцом не подавалось.
В соответствии с Порядком организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27.02.2009 в части пенсионного обеспечения, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 06.08.2010 № 200п, Управлением ПФР в Центральном районе Санкт- Петербурга составлена справка по выплатному (пенсионному) делу, для осуществления выплаты пенсии по месту постоянного жительства за пределами территории Российской Федерации.
На основании информации, представленной Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, суммы российской пенсии, начисленные во 2-ом и 3-м квартале 2016 года, были возращены на счет Пенсионного фонда Российской федерации компетентным органом Республики Болгарии, поскольку ФИО1 не были представлены банковские реквизиты в Национальный институт Болгарии, что не позволило перевести денежные средства на счет.
Представленное истцом в материалы дела заявление о возобновлении выплаты трудовой пенсии от 14.12.2015 года, адресованное УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга не может быть рассмотрено как заявление о восстановлении выплаты российской пенсии по месту жительства на территории Санкт-Петербурга /л. д. 162/, поскольку указанное заявление не содержит вид пенсии, способ выплаты, наименование кредитной организации и номера счета, при этом, на неоднократные обращения истца ФИО1 о восстановлении выплаты страховой пенсии, Отделением и на приемах в Управлении, как в письменной форме, так и в устной, неоднократно разъяснялось о необходимости обращения с личным заявлением в Управление Пенсионного фонда по месту проживания на территории Российской Федерации с указанием способа кредитной организации и номера счета, для осуществления: выплаты и на территории Российской Федерации.
По вопросу обращения истца в Исполнительную Дирекцию Пенсионного фонда, руководствуясь п.3.2 Инструкции по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей в Исполнительной дирекции ПФР и ревизионной комиссии ПФР. утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 02.11.2007 № 275п, письма граждан могут рассматриваться как непосредственно в Исполнительной дирекции ПФР, так и направляться на рассмотрение в отделение ПФР по месту жительства заявителя, для обоснованного принятия решения.
Таким образом, доводы истца о незаконном бездействии Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ по проверке наличия оснований для приостановки, перерасчета и прекращения выплаты пенсии истцу необоснованны.
Правовые основания для удовлетворения исковых требований истца отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ о признании незаконными решений и распоряжений Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга от 06.10.2015 года о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии по старости, о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую №, от 21.04.2016 года о назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии от 25.05.2016 года, признании незаконным требования в оформлении заявления о выплате российской доли страховой пенсии по нормам договора на территории РФ истцом, включении в страховой стаж периодов работы, обязании возобновить выплату пенсии с учетом индексации и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии корректировки размера страховой пенсии, одноразовых доплат к пенсии от даты ее приостановления 01 ноября 2015 года, признании незаконным бездействия исполнительной дирекции Пенсионного фонда по проверке наличия оснований для приостановки, перерасчета и прекращения выплаты пенсии и по реализации заявления истца о возобновлении выплаты пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца путем подачи жалобы через Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2018 года.
Судья: О. М. Азизова