НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 17.10.2017 № 2-4469/17

Дело № 2-4469/17 17 октября 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Яковлевой М.О.

при секретаре Бриали К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимовой О.А. к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Евдокимова О.А. обратилась в суд с иском к ПАО «Сбербанк России» об обязании внести изменения в программное обеспечение, необходимое для идентификации плательщика в системе без ИНН, о взыскании компенсации морального вреда в размере 250.000 рублей.

В обоснование исковых требований истец указывает, что 08 апреля 2016 года сотрудниками отделения Сбербанка № 9055/0414 в г. Санкт-Петербург, расположенного по адресу: 196105, г. Санкт-Петербург, проспект Московский, дом 145, литер А, ей было отказано в принятии платежа государственной пошлины, поскольку у нее отсутствовал ИНН плательщика. Устно ей сообщили, что программное обеспечение ответчика не позволяет принять платеж в счет уплаты государственной пошлины без сообщения плательщиком оператору своего идентификационного номера налогоплательщика.

08 апреля 2016 года ею составлено заявление с просьбой разъяснить причины нарушения ее конституционного права на обращение в суд, на которое 19 мая 2016 года был получен ответ, в котором ответчик сослался на Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 148н «О внесении изменений в Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107к», на основании которого сотрудники ПАО «Сбербанк России» отказались принимать платеж. Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 № 107н, не содержат запрета на осуществлении платежей в бюджетную систему лицами, не располагающими сведениями об ИНН или не имеющими ИНН, разъясняют как осуществить платеж при отсутствии ИНН плательщика.

Согласно пунктам 3, 4 Приложения № 1 к указанному Приказу Министерства финансов Российской Федерации отсутствие ИНН плательщика не препятствует проведению платежа, и не дает права для отказа кредитным организациям в приеме к исполнению платежного документа. 20 августа 2016 года истцом было направленно заявление «О проверке правомерности действий кредитной организации» в Центральный банк Российской Федерации. 08 сентября 2016 года Центральный банк Российской Федерации прислал ответ за № Т2-14- 0-10/37284, в котором приобщил совместное письмо Министерства Финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 18 мая 2016 года №3H-3-1/2224 @. Исходя из 3-4 абзаца Письма следует, что отсутствие у плательщика ИНН не препятствует для проведения платежа, и не дает права для отказа кредитным организациям в приеме к исполнению платежного документа.

В целях досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика 24 апреля 2017 года претензию о внесении изменений в программное обеспечение ПАО «Сбербанк России», необходимое для идентификации плательщика в системе при отсутствии ИНН плательщика. И о выплате компенсации морального вреда в размере 250 000,00 рублей. 08.05.2017 года истец получил ответ № 170503 0413 052300 от ПАО «Сбербанк России», где в удовлетворении требований было отказано.

Из-за действий/бездействия сотрудников и некорректной работы программного обеспечения Банка истица была ограничена в возможности пользоваться гражданскими правами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, что нанесло ей серьезные моральные страдания, ощущение бесправия.

Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2017 г. производство по делу прекращено в части исковых требований об обязании внести изменения в программное обеспечение, необходимое для идентификации плательщика в системе без ИНН, в связи с отказом истца от исковых требований.

Истец Евдокимова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, доверила представление своих интересов Бойцову А.В.

Представитель истца по доверенности Бойцов А.В. в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в части компенсации морального вреда, пояснил, что истице причинен моральный вред действиями ответчика, связанными с непринятием платежа по оплате государственной пошлины.

Представитель ответчика ПАО «Сбербанк России» по доверенности Антонова А.Ю. в судебное заседание явилась, иск не признала, пояснила, что действия банка являлись законными. Поддержала письменный отзыв на иск, из которого следует, что Минфин России по согласованию с Банком России приказом от 12 ноября 2013 г. N 107н утвердил Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 1); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами (приложение N 3); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами) (приложение N 4); Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 5). Соблюдение Правил предусматривает обязательность заполнения всех реквизитов распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 23 сентября 2015 г. N 148н внесены изменения в приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 приложения к приказу Минфина России от 23 сентября 2015 г. N 148н в Правилах указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н (приложение N 2), пункт 4 дополнен абзацем первым, согласно которому в случае указания в реквизите "101" распоряжения о переводе денежных средств в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, одного из статусов "09" - "14" и одновременного отсутствия в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления, указание значения ИНН плательщика - физического лица в реквизите "ИНН" плательщика является обязательным.

Изменения связаны с порядком указания информации, идентифицирующей плательщика и платеж при формировании распоряжения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации платежей, администрируемых налоговыми органами, и приняты в целях совершенствования автоматизированных процедур обработки информации, содержащейся в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Плательщики при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, указывают в распоряжении уникальный идентификатор начисления (УИН). При осуществлении перевода денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в уплату государственной пошлины в распоряжении о переводе денежных средств плательщику предоставляется возможность выбора обязательного указания только одного из реквизитов.

При отсутствии уникального идентификатора начисления (УИН), начиная с 28 марта 2016 г., для плательщиков - физических лиц указание значения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в распоряжении о переводе денежных средств обязательно (письмо ФНС России от 09.12.2015 № ЗН-4-1/21600@ «О направлении приказа Минфина России»).

Письмом Федеральной налоговой службы от 18.05.2016 № 3H-3-l/2224@ «Об указании ИНН физлица в платежном документе на уплату госпошлины» разъяснено, что для осуществления уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, следует сформировать платежный документ с помощью сервисов, размещенных на сайте ФНС России. В этом случае индекс документа (УИН) присваивается автоматически.

Таким образом, у плательщика физического лица имеется выбор указания одного из обязательных реквизитов: ИНН без уникального идентификатора начисления (УИН); либо без указания ИНН, но с указанием УИН (платежный документ может быть сформирован налогоплательщиком самостоятельно с помощью электронного сервиса «Заполнить платежное поручение», размещенного на сайте ФНС России, в этом случае индекс документа (УИН) присваивается платежному документу автоматически). Действия Банка являлись правомерными по требованию о предоставлении ИНН истца для оплаты госпошлины в суд, без предоставления последним уникального идентификатора начисления (УИН).

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Евдокимова О.А. 08 апреля 2016 года обратилась в отделение ПАО Сбербанк № 9055/0414 с целью произведения оплаты государственной пошлины в бюджет Российской Федерации в связи с подачей искового заявления в суд общей юрисдикции. В совершении банковской операции ей было отказано в связи с отсутствием сведений об ее идентификационном номере налогоплательщика.

В ответ на жалобу истицы со стороны Банк был дан ответ, согласно которому в соответствии с правилами приема платежей за государственные услуги, утвержденными приказом Министерства финансов России от 23.09.2015 №148н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н», все платежи за оказание государственных и муниципальных услуг попадают в государственную информационную систему государственных и муниципальных услуг. Идентификационный номер налогоплательщика необходим для идентификации плательщика в данной системе. Дополнительно разъяснено, что способ оплаты не влияет на ввод реквизитов платежа, за исключением квитанций, содержащих штрих-код, либо Уникальный Идентификатор Начисления (УИН), так как ИНН плательщика уже заложен в эти данные.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России, за исключением перечня реквизитов перевода, необходимых для учета поступления платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями, а также за исключением формы распоряжения клиента - физического лица для осуществления указанных платежей, и договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств. Перечень реквизитов перевода, необходимых для учета поступления платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями, а также форма распоряжения клиента - физического лица для осуществления указанных платежей устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

Приказом Министерства финансов России от 12 ноября 2013 г. № 107н были утверждены, в том числе, Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение № 2).

Приказом Министерства финансов России от 23.09.2015 № 148н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н», зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 27.11.2015 за № 39883, были внесены изменения в действующий порядок указания информации, идентифицирующей плательщика при формировании распоряжения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации платежей, администрируемых налоговыми органами.

Подпунктом «а» пункта 2 приложения к Приказу № 148н внесено изменение, согласно которому пункт 4 приложения № 2 (Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами) к Приказу № 107н дополняется абзацем первым следующего содержания: «4. В случае указания в реквизите "101" распоряжения о переводе денежных средств в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, одного из статусов "09" - "14" и одновременного отсутствия в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления, указание значения ИНН плательщика - физического лица в реквизите "ИНН" плательщика является обязательным».

Согласно Письму ФНС России от 18.05.2016 за № ЗН-3-1/2224@, изданному уполномоченным органом в целях разъяснения смысла и содержания нормативных предписаний, для осуществления уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, следует сформировать платежный документ с помощью сервисов, размещенных на сайте ФНС России. В этом случае индекс документа (УИН) присваивается автоматически.

Отсутствие идентификационного номера налогоплательщика в платежном документе при наличии уникального идентификатора не дает оснований для отказа кредитным организациям в приеме к исполнению платежного документа.

Таким образом, начиная с 28.03.2016, для плательщиков - физических лиц при отсутствии уникального идентификатора начисления (УИН) указание значения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в распоряжении о переводе денежных средств является обязательным.

Суд считает несостоятельной ссылку истца на пункты 3, 4 Приложения № 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н, которым утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, предусматривающие в случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице, поскольку в данном случае речь идет о действии истца, направленном на оплату государственной пошлины, которая является платежом, администрируемым налоговым органом. В данном случае подлежит применению приложение № 2 указанных Правил, а не приложение № 1.

Поскольку истицей для оплаты государственной пошлины не был представлен ее идентификационный номер налогоплательщика либо уникальный идентификатор начисления ответчиком правомерно ей было отказано в проведении банковской операции.

Учитывая, что судом не были установлены нарушения прав истицы как потребителя, допущенные со стороны ответчика, отсутствуют основания для взыскания в ее пользу компенсации морального вреда.

На основании ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Евдокимовой О.А. к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.О. Яковлева