НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 30.09.2020 № 3А-52/20

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-52/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2020 г. г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Ивановой О.А.,

при секретаре Трищенкове А.В.,

с участием прокурора Накцевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» о признании недействующим постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 8 апреля 2020 г. № 16 «Об установлении тарифов на водоотведение ООО «Смоленские водные системы» (г. Рославль)»,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» осуществляет деятельность по водоотведению на территории Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области на основании постановления администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области «Об определении гарантирующей организации в сфере централизованной системы водоотведения на территории Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области» № 95 от 24 января 2020 г. (л.д. 71- 72 Том 1).

Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике 8 апреля 2020 г. на основании Заключения Экспертного совета Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по проверке представленных материалов для установления тарифов на водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (г. Рославль) № 30 от 6 апреля 2020 г. в соответствии с Протоколом заседания Правления Департамента по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 8 апреля 2020 г. издано постановление «Об установлении тарифов на водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (г. Рославль) № 16 от 8 апреля 2020 г. (далее по тексту – Постановление № 16 от 8 апреля 2020 г.).

Постановление № 16 от 8 апреля 2020 г. размещено 8 апреля 2020 г. на официальном сайте Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://rek.admin-smolensk.ru/ в разделе «Правление Департамента».

Пунктом 1 указанного постановления установлены одноставочные тарифы на услуги водоотведения для расчетов с потребителями согласно приложению 1 - по 30 июня 2020 г. в размере 22,48 руб. за куб. м, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 23,38 за куб. м.

Пунктом 2 Постановления № 16 от 8 апреля 2020 г. утверждена производственная программа в сфере водоотведения согласно приложению 2, которым в том числе определен планируемый объем принимаемых сточных вод по 31 декабря 2020 г.

Согласно пункту 3 Постановления № 16 от 8 апреля 2020 г. тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, вступают в силу через 10 дней после официального опубликования и действуют по 31 декабря 2020 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления № 16 от 8 апреля 2020 г. не действующим полностью, как не соответствующего законодательству Российской Федерации.

В уточненном административном исковом заявлении от 25 июня 2020 г. общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» просило признать указанное постановление не действующим полностью с даты его принятия (л.д. 3, 5 Том 4).

Общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы», ссылаясь на нарушение частей II, IV Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (в редакции от 29 октября 2019 г.), части 5 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 г. (в редакции от 1 апреля 2020 г.), пунктов 38, 39, 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» от 13 мая 2013 г. № 406, указало, что тарифным органом при установлении экономически обоснованного тарифа неверно определен объем принятых сточных вод, исключены затраты на проведение оценки условий труда, необоснованно снижены затраты на аренду централизованной системы канализации и комплекса очистительных сооружений.

Протокольным определением от 30 июля 2020 г., вынесенным при рассмотрении дела в предварительном судебном заседании, для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрайонная ИФНС России № 1 по Смоленской области, администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области, акционерное общество «ВТР проект» (л.д. 41 - 43 Том 4).

В письменных возражениях относительно административных исковых требований административный ответчик Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике административный иск не признал, ссылаясь на то, что порядок принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден. По доводам требований о том, что тарифным органом при установлении экономически обоснованного тарифа неверно определен объем принятых сточных вод, исключены затраты на проведение оценки условий труда, необоснованно снижены затраты на аренду, указал на то, что величина Qiнп, представляющая собой расчетный объем сточных вод, принятых от новых абонентов, подключившихся к централизованной системе водоотведения в 2020 году, за вычетом объема принятых сточных вод от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить), в 2020 году не была принята в расчет в размере 356, 7 тыс. куб. м., поскольку общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» учитывает не прекращение водоотведения абонентов, а снижение объема принятых сточных вод по обществу с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» с 905,2 тыс. куб. м. в 2019 году до 548,5 тыс. куб. м. в 2020 году, ссылаясь на приложение № 1 к договору, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» и обществом с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» № СВС-РТС/2020 от 10 января 2020 г., который не был предоставлен в Департамент по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для утверждения тарифов по водоотведению, названное приложение таковым не является, иных доказательств снижения объема принятых сточных вод не представлено; затраты регулируемой организации в размере 150 тыс. руб. на оценку условий труда, рассчитанные на все штатные единицы, являются экономически необоснованными расходами, поскольку специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные процессы на рабочем месте не осуществляются, что подтверждается пунктом 15 раздела III Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», и письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041, а также отсутствуют заключенные договоры и иные документы, подтверждающие фактическое проведение оценки условий труда; расходы на арендную плату включены отдельной статьей «Расходы на аренду» в размере 3108,36 тыс. руб., расчет по аренде муниципального имущества произведен с учетом возмещения арендодателю амортизации и исключения сумм начисленной амортизации по самортизированному имуществу по состоянию на 1 января 2020 г., НДС в расчетах при утверждении тарифа не учитывалось, поскольку согласно договору аренды № 31 от 29 ноября 2019 г. общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (арендатор) уплачивает администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области (арендодателю) арендную платы без учета НДС, и, применяя упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, в связи с чем, самостоятельно не может таковой уплатить; расходы на заработную плату, отчисления в страховые фонды и прочие расходы, включенные административным истцом в расходы по аренде комплекса очистительных сооружений не являются обязательными платежами и как экономически необоснованные подлежат исключению (л.д. 98 – 107 л.д. 196 - 203 Том 1).

В письменных возражениях относительно административного искового заявления заинтересованное лицо акционерное общество «ВТР проект» указало на обоснованность заявленных требований, сославшись на то, что между акционерным обществом и обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» заключен договор аренды очистных сооружений № <данные изъяты> от 31 октября 2019 г., согласно которому арендная плата составляет 360тыс. руб. в месяц, в том числе НДС 20 %. Арендная плата включает в себя платежи, а именно – начисленная амортизация, налог на имущество, затраты на аренду земельного участка, другие обязательные платежи, коэффициент коммерческой наценки. Полагает, что при расчете тарифа административному ответчику необходимо было учесть затраты общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные систем» на уплату НДС, обязательные платежи (заработную плату, взносы во внебюджетные фонды, общепроизводственные и общехозяйственные расходы) (л.д. 113, 158 - 159 Том 4).

В письменном отзыве заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области указала, что 29 ноября 2019 г. между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» заключен договор аренды муниципального имущества, используемого в сфере водоотведения, находящегося в собственности муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области № 31, согласно которому размер арендной платы составляет 96383 руб. Поскольку утверждение тарифов в сфере водоотведения в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 г. относится к полномочиям органов исполнительного власти Смоленской области, решение вопроса по заявленным требованиям оставляют на усмотрение суда (л.д. 114 – 115 Том 4).

Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 1 по Смоленской области письменные возражения относительно административных исковых требований не представила. В ходатайстве от 29 сентября 2010 г. № 03-02/18297 о рассмотрении данного дела в отсутствии ее представителя, указала, что решение вопроса по существу заявленного требования оставляет на усмотрение суда

В судебном заседании представитель административного истца Царькова М.Н. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Денисиевский К.А. административные исковые требования не признал, поддержал письменные возражения, представленные ранее на административный иск.

Заинтересованные лица Межрайонная ИФНС России № 1 по Смоленской области, администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области, акционерное общество «ВТР проект» извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела, явку своих представителей в суд не обеспечили. От Межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области, администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области поступили ходатайства о рассмотрении данного дела без участия их представителей.

Заслушав объяснения представителя административного истца Царьковой М.Н., возражения представителя административного ответчика Денисиевского К.А., исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора Накцевой И.С., полагавшей необходимым удовлетворить заявленное требование, Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 данного Закона установление цен в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ, а также контроль за их выполнением отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3.1.36.1, 3.1.36.5 Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 09 июля 2012 г. N 432, Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).

Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике 8 апреля 2020 г. на основании Заключения Экспертного совета Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по проверке представленных материалов для установления тарифов на водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (г. Рославль) № 30 от 6 апреля 2020 г. в соответствии с Протоколом заседания Правления Департамента по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 8 апреля 2020 г. издано постановление «Об установлении тарифов на водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (г. Рославль) № 16 от 8 апреля 2020 г. (далее по тексту – Постановление № 16 от 8 апреля 2020 г.) (л.д. 28 - 45 Том 1).

Постановление № 16 от 8 апреля 2020 г. размещено в соответствии с пунктом 20 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России № 1154-э от 16 июля 2014 г., в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов (8 апреля 2020 г.) на официальном сайте Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» rek.admin-smolensk.ru в разделе «Правление Департамента» (л.д. 14 Том 4).

Постановление № 16 от 8 апреля 2020 г. опубликовано в печатном издании «Смоленская газета» 15 апреля 2020 г. (СГ № 14 (1349) от 15 апреля 2020 г.) (л.д. 113 - 116 Том 1).

Пунктом 7 статьи 1 Закона Смоленской области от 07 мая 2002 г. N 48-з "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" предусмотрено, что датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах "Смоленская газета", "Рабочий путь", "Смоленские новости", в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", в "Вестнике Смоленской областной Думы" или дата его первого размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме и порядку опубликования. По этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.

ООО «Смоленские водные системы» согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (запись о создании юридического лица внесена 29 июля 2019 г.) осуществляет в качестве основного вида деятельности сбор и обработку сточных вод (л.д. 46 Том 1).

Постановлением администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 24 января 2020 г. № 95 общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» наделены статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы водоотведения на территории Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области (л.д. 71 - 72 Том 1).

Общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» 10 февраля 2020 г. обратилось в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике с заявлением об установлении тарифов в сфере водоотведения на 2020 год.

В качестве метода регулирования тарифов Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в силу подпункта «а» пункта 37 раздела VI Основ ценообразования избран метод экономически обоснованных расходов (затрат).

20 февраля 2020 г. органом регулирования открыто дело об установлении тарифов в сфере водоотведения на 2020 г. обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы».

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике «Об установлении тарифов на водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (г. Рославль) от 8 апреля 2020 г. № 16 для общества установлены тарифы на водоотведение (приложение 1), а также утверждена производственная программа в сфере водоотведения, включающая в себя, в том числе, объем сточных вод, принимаемых от абонентов по 31 декабря 2020 г. в размере 2085,61 тыс. куб.м. (приложение 2)(л.д. 28 – 32 Том 1).

Пункт 24 раздела IV Основ ценообразования определяет, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Необходимая валовая выручка регулируемой организации определятся органом регулирования тарифов на каждый период регулирования (пункт 25 раздела IV Основ ценообразования).

Согласно пункту 29 раздела V Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Из положений статьи 32 главы 6 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункта 30 раздела V Основ ценообразования следует, что при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестирования капитала, метод индексации и метод сравнения аналогов.

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 37(1), 53, 55 и 75 Основ ценообразования, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта (пункт 31 раздела V Основ ценообразования).

В силу пункта 38 раздела VI Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

Общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» услуги по водоотведению на территории Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области оказывают с 2020 года. В предшествующий период такой организацией являлось общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоКомплекс».

В соответствии с пунктом 6 раздела II Методических указаний N 1746-э объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения, что может быть применено и при расчете объема принятых сточных вод.

При расчете тарифов на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике принят объем сточных вод в размере 3083 тыс. куб. м., рассчитанный в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э, исходя из фактических объемов и динамики принятых сточных вод обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоКомплекс», ранее осуществлявшее такую деятельность в централизованной системе водоотведения на территории Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области, и совпадающий с расчетами общества с ограниченной ответственностью «Смоленский водные системы», приведенными в административном исковом заявлении, за исключением величины снижения объема в размере 356,7 тыс. куб. м., используемого обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы».

Исключая указанную величину снижения объема Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике обоснованно исходил из того, что величина Qiнп, представляет собой расчетный объем сточных вод, принятых от новых абонентов, подключившихся к централизованной системе водоотведения в 2020 году, за вычетом объема принятых сточных вод от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить), общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» учитывает не прекращение водоотведения абонентов, а снижение объема принятых сточных вод по обществу с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» с 905,2 тыс. куб. м. в 2019 году до 548,5 тыс. куб. м. в 2020 году, ссылаясь на приложение № 1 к договору, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» и обществом с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» <данные изъяты> 10 января 2020 г. (а также приложение № 1 к договору от 10 августа 2017 г. <данные изъяты>), который (договор № СВС-РТС/2020 от 10 января 2020 г.) не был предоставлен в Департамент по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для утверждения тарифов по водоотведению; названное приложение не может быть использовано для подтверждения снижения объемов сточных вод, учитываемых при расчете и утверждении тарифов на водоотведение, так как является неотъемлемой частью договора <данные изъяты> от 10 января 2020 г., самостоятельным документом (заменяющий данный договор) не является и юридической силой не обладает; иных доказательств снижения объема принятых сточных вод не представлено, приборы учета сточных вод отсутствуют.

Довод представителя общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» Царьковой М.Н. о том, что при определении объема сточных вод необходимо руководствоваться приложением № 1 «Сведения о договорных объемах отводимых сточных вод, установленных Абоненту» к договору, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» и обществом с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» № СВС-РТС/2020 от 10 января 2020 г., является несостоятельным ввиду следующего.

В силу пункта 3 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении договор водоотведения является публичным договором.

Из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенные условия договора водоотведения перечислены законодателем в части 5 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Приложение № 1 к договору заключенному между обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» и обществом с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» № СВС-РТС/2020 от 10 января 2020 г., на которое ссылается представитель административного истца как на обоснование своих требований, не содержит соглашение сторон по всем существенным условиям договора водоотведения, предусмотренным частью 5 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, в связи с чем, таковым не является, а является лишь его неотъемлемой частью (л.д. 167 - 170 Том 1).

При таких обстоятельствах довод общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» о том, что Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике необоснованно при определении расчетного объема сточных вод не принял снижение объемов сточных вод, заявленное обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы», является несостоятельным.

Конвенция МОТ № 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981), ратифицированная Российской Федерацией (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде"), содержит положения, обязывающие работодателя: создавать безопасные условия труда; в случае необходимости предоставлять соответствующие защитные одежду и средства, чтобы предотвратить, насколько это осуществимо, возникновение несчастных случаев или вредных последствий для здоровья; принимать меры при возникновении аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи (разд. IV). Иными словами, работодатель обязан так организовать трудовой процесс, чтобы исключить производственные факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работников, или обеспечить снижение уровней их воздействия до значений социально допустимого риска.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу абзаца десятого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно пункту 16 раздела IV Методических указаний N 1746-э при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из источников информации (в приоритетном порядке), определенных данным пунктом.

Материалами дела подтверждается, что в качестве обоснования расходов на проведение специальной оценки условий труда, рассчитанных на все штатные единицы, общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» представило коммерческие предложения общества с ограниченной ответственностью «Эксперт Аналитика» город Тула и Лаборатории учебного центра «Развитие» город Подольск.

Исключая из статьи затрат «Цеховые расходы» затраты на проведение оценки условий труда в размере 150тыс. руб., Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике обоснованно исходил из того, что поскольку цены, указанные в коммерческих предложениях в перечне источников информации о ценах (тарифах) не определены, соответственно не могут являться приоритетными или обязательными при определении расчетных значений расходов регулируемой организации. Иных документов, свидетельствующих об экономической обоснованности расходов регулируемой организации по данной статье не предоставлено.

Вместе с тем, нельзя согласиться с выводом Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике со ссылкой на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041 о том, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» является вновь образованной организацией, рабочие места введены в эксплуатацию также впервые.

Указанное позволяет прийти к выводу о том, что нормами действующего законодательства обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» вменена обязанность по проведению внеплановой специальной оценки условий труда в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Таким образом, ссылка Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041 является необоснованной, поскольку разъяснения, изложенные в названном письме не относятся к существу рассматриваемой ситуации.

Учитывая отсутствие заключенного договора на проведение специальной оценки условий труда или документов, подтверждающих фактическое проведение оценки условий труда, возможность включения таковых в соответствии с пунктом 12 раздела III Методических указаний N 1746-э, согласно которому в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет доходы прошлых периодов регулирования, то такие выпадающие расходы и недополученный доходы, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью, при предъявлении организацией документов, подтверждающих фактическое проведение оценки условий труда при установлении тарифов на следующий период регулирования, Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в целях недопущения включения экономически необоснованных расходов принял правильное решение об исключении по статье затрат «Цеховые расходы» затрат регулируемой организации на проведение специальной оценки условий труда.

Из материалов дела усматривается, что 29 ноября 2019 г. между обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (Арендатор) и Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области (Арендодатель) заключен договор аренды № 31 (л.д. 39 - 50 Том 3).

Согласно пункту 4.3 указанного договора Арендатор обязан не позднее 20 числа каждого месяца вносить арендную плату за текущий месяц в течение срока действия настоящего договора в размере 96383 руб.

НДС в размере 19276,6 руб. в месяц уплачивается Арендатором самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Отказывая обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» во включении указанной суммы НДС по вышепоименованному договору аренды муниципального имущества в счет затрат на арендную плату при расчете тарифа, Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике сослался на то, что общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы», применяя упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, следовательно самостоятельно не уплачивает НДС по указанному договору аренды.

Кроме того, как пояснила допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании от 17 июля 2020 г. (л.д. 29 – 34 Том 4) начальник отдела ценообразования Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Еремина М.Ю., указание в договоре аренды № 31 от 29 ноября 2019 г. на необходимость самостоятельной уплаты обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» суммы НДС было расценено как описка в названном договоре.

Между тем, общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц зарегистрировано в качестве юридического лица в г. Москва по адресу: <данные изъяты> (л.д. 46 Том 1).

03 декабря 2019 г. общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» переведено на упрощенную систему налогообложения по адресу регистрации юридического лица, что подтверждается соответствующим уведомлением о переходе на упрощенную систему налогообложения ИФНС России № 43 по г. Москве (л.д. 174 Том 1).

Приказом общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» от 20 декабря 2019 г. в целях организации деятельности общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» за пределами г. Москвы с 01 января 2020 г. на территории г. Рославль Смоленской области создано обособленное подразделение административного истца, расположенное по адресу: <данные изъяты> Подразделение не является юридическим лицом, филиалом, представительством, не имеет самостоятельного баланса и расчетного счета в банке.

Как пояснила представитель административного истца Царькова М.Н. в процессе рассмотрения дела, общество с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» осуществляет основной вид деятельности по месту нахождения своего обособленного подразделения (г. Рославль).

Названное обособленное подразделение в г. Рославле поставлено на налоговый учет в Межрайонной ИНФС России № 1 по Смоленской области, что подтверждается соответствующим уведомлением от 01 января 2020 г.

Из положений части 2 статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно пункту 3 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства» (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июля 2018 г.) ведение деятельности через обособленное подразделение не является препятствием для применения упрощенной системы налогообложения, если подразделению не придан статус филиала. Однако создание филиала без намерения осуществлять деятельность через это обособленное подразделение не может служить основанием для прекращения применения специального налогового режима до истечения календарного года. Следовательно, само по себе создание обособленных подразделений (рабочих мест) вне места нахождения налогоплательщика не является препятствием для применения упрощенной системы налогообложения, если подразделениям не придан статус филиалов.

Исходя из анализа правовых норм, обособленное подразделение общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (г. Рославль) также находится на упрощенной системе налогообложения.

Указанный выше вывод, равно как факт образования обособленного подразделения административного истца, перечисления сумм НДФЛ (налоговый агент) по месту постановки на учет обособленного подразделения,а такженеобходимость исчисления, удержания и перечисления из доходов, уплачиваемых арендодателю в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 161 Налогового Кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 6 статьи 346.21 Налогового Кодекса Российской Федерации, в бюджет по месту регистрации юридического лица, подтверждаются письменными пояснениями заинтересованного лица Межрайонной ИНФС России № 1 по Смоленской области от 25 августа и 4 сентября 2020 г. (л.д. 92 – 93, 127 Том 4).

Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в частности в качестве налогового агента в соответствии со статьей 161 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Из положений пункта 3 указанной статьи следует, что налоговыми агентами признаются арендаторы федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на расходы в виде суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов.

На основании изложенного Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике необоснованно отказал обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» во включении в затраты сумму НДС по оплате за аренду муниципального имущества (договор аренды № 31 от 29 ноября 2019 г.).

В связи с чем, при расчете затрат на арендную плату по договору аренды № 31 от 29 ноября 2019 г. Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике надлежит принять сумму НДС, прописанную в указанном договоре.

В соответствии с пунктом 44 раздела VI Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Из содержания пункта 29 раздела IV Методических указаний N 1746-э следует, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Учитывая вышеназванные правовые нормы, Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике обоснованно ограничил сумму аренды по договору аренды имущества (комплекса очистных сооружений) № ДА-ВТР-СВС-1, заключенному 31 октября 2019 г. между акционерным обществом «ВТР проект» и обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы», в части принятия в расходы экономически обоснованного размера арендной платы.

Между тем, учитывая, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право включить в расходы суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов, Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике необходимо увеличить сумму аренды, рассчитанную им ранее по вышеуказанному договору за год, на сумму НДС в размере 20%.

Кроме того, при расчете тарифа на водоотведение методом экономически обоснованных затрат в пункте 1.1.3.3. «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике были допущены следующие арифметические ошибки:

- сумма аренды земельного участка за год отражена в сумме 2,03 тыс. руб., что не соответствует данным Договора № 02 аренды земельного участка от 13 января 2020 г., заключенного между администрацией муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области и обществом с ограниченной ответственностью "Смоленские водные системы", согласно пункту 3.1. которого размер арендной платы составляет 2,09 тыс. руб. за год (л.д. 58 – 63 Том 3);

- при включении в тариф платы за аренду комплекса очистных сооружений по договору аренды имущества (комплекса очистных сооружений) № ДА-ВТР-СВС-1, заключенному 31 октября 2019 г. между акционерным обществом «ВТР проект» и обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы», при сложении составных частей неверно посчитана сумма, а именно сумма следующих показателей:

- амортизация в размере 1487,9 тыс. руб.,

- налог на имущество в размере 454,3 тыс. руб.,

- расходы на аренду земельного участка в размере 159,96 тыс. руб.

Таким образом, сумма составляет 2102,16 тыс. руб., а у Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике - 2099,16 тыс. руб.

Итого разница, не учтенная при расчете тарифа, составляет 3,06 тыс. руб.

Помимо этого, в заключении № 30 Экспертного совета Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по проверке представленных материалов для установления тарифов на водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (г. Рославль) от 6 апреля 2020 г. в пункте 5.7. в статье затраты «Арендная плата» указана сумма таковой в размере 2072,24 тыс. руб. (л.д. 40 Том 2), что значительно отличается от суммы арендной платы, указанной в пункте 1.1.3.3. «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» расчета тарифа на водоотведение, которая составляет 3108,36 тыс. руб. (л.д. 112 Том 4).

С учетом изложенных обстоятельств регулирующий орган в отсутствие правовых оснований, устанавливая тариф на водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы», необоснованно не включил суммы НДС по договорам аренды муниципального имущества № 31 от 29 ноября 2019 г., имущества (комплекса очистных сооружений) № ДА-ВТР-СВС-1 от 31 октября 2019 г. в счет затрат на арендную плату, а также допустил арифметические ошибки при расчете соответствующего тарифа, что противоречит вышеуказанным положениям законодательства и является основанием для удовлетворения административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» в части признания недействующим приложения 1 к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 8 апреля 2020 г. № 16 «Об установлении тарифов на водоотведение ООО «Смоленские водные системы» (г. Рославль) об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (г. Рославль) тарифов на водоотведение для расчетов с потребителями.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт частично должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», и учитывая, что нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании это акта были реализованы права граждан и организации, считает необходимым признать вышеуказанное приложение 1 к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 8 апреля 2020 г. № 16 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о данном решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления обществом с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб. согласно платежному поручению от 17 апреля 2020 г. № 336 (л.д. 7, 27 Том 1).

Исходя из изложенного, а также учитывая разъяснения пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» от 25 декабря 2018 г. № 50, пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» от 21 января 2016 г. № 1, указанные расходы подлежат взысканию с Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в пользу общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы».

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приложение 1 к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 8 апреля 2020 г. № 16 «Об установлении тарифов на водоотведение ООО «Смоленские водные системы» (г. Рославль) об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» (г. Рославль) тарифов на водоотведение для расчетов с потребителями.

Возложить на Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим приложение 1 к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 8 апреля 2020 г. № 16 «Об установлении тарифов на водоотведение ООО «Смоленские водные системы» (г. Рославль).

В остальной части заявленных административных исковых требований отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Взыскать с Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Смоленские водные системы» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Иванова

Мотивированное решение составлено 12 октября 2020 г.