НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 21.07.2015 № 21-200

Судья Кудряшов А.В. Дело № 21-200

Р Е Ш Е Н И Е

21 июля 2015 года г. Смоленск

Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора труда в Смоленской области Г. на решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 мая 2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении должностного лица Д.О.Р.,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора труда в Смоленской области Г. от 28.04.2015 должностное лицо ФГБОУ ВПО «ХХХ» Д.О.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию виде штрафа в размере 5 000 руб.

Решением судьи Ленинского районного суда ... от (дата) постановление от (дата) изменено. Наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. заменено административным наказанием в виде предупреждения. Из мотивировочной части постановления исключены выводы о нарушении Д.О.Р. государственных нормативных требований охраны труда, выразившихся в том, что работники ФГБОУ ВПО «ХХХ» не информированы об условиях и охране труда на рабочих местах, о предоставленных им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; отсутствии в ФГБОУ ВПО «ХХХ» разработанного Плана мероприятий по улучшению условий труда на 2015 год, журналов проведения инструктажей по охране труда и локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда в соответствии с деятельностью организации.

В жалобе Государственный инспектор труда считает исключение вмененных нарушений требований охраны труда из постановления о привлечении к административной ответственности должностного лицаД.О.Р. незаконным и необоснованным и просит решение Ленинского районного суда г.Смоленска изменить в части исключения вышеуказанных выводов.

Проверив материалы дела, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В силу ч.ч.1,2 ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

В соответствии с п.п.2.1.1-2.1.3, 2.3.1-2.3.2,3.2,3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29, для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации). Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.Обучение по охране труда проходят: специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

Как следует из представленных материалов, в ходе проведения плановой выездной проверки Государственной инспекцией труда в Смоленской области в период с 06.04.2015 по 20.04.2015 в ФГБОУ ВПО «ХХХ» были выявлены нарушения требований действующего законодательства о труде:

В нарушение ст.212 ТК РФ, п.п.2.1.1, 2.3.1, 3.2, 3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций должностное лицоД.О.Р., не прошедший в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда, осуществлял при принятии на работу в ФГБОУ ВПО «ХХХ» новых работников инструктаж по охране труда; в нарушение ст.212 ТК РФ, ч.1 ст.225 ТК РФ и п.п.2.3, 3 Порядка работники университета-руководители структурных подразделений ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в соответствующем порядке для проведения согласно приказу от 01.09.2014 №01-61 первичных, повторных, внеплановых, целевых инструктажей в своих структурных подразделениях; в нарушение ст.212 ТК РФ, п.3.5.5 Правил внутреннего трудового и учебного распорядка работники ФГБОУ ВПО «ХХХ» не информированы об условиях и охране труда на рабочих местах, о предоставленных им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; в нарушение требований ст.ст.212,226 ТК РФ не разработан план мероприятий по улучшению условий труда на 2015 год, отсутствуют локальные нормативные акты, содержащие требования охраны труда в соответствии с деятельностью организации; в нарушение п.2.1.3 Порядка отсутствуют журналы проведения инструктажей.

В отношении должностного лица Д.О.Р. 24.04.2015 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора труда в Смоленской области Г. от 28.04.2015 Д.О.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Судья районного суда пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что постановление государственного инспектора труда в Смоленской области от 28.04.2015 в отношении должностного лица ФГБОУ ВПО «ХХХ» Д.О.Р. подлежит изменению путем исключения выводов о нарушении государственных нормативных требований охраны труда в части не информированности работников ФГБОУ ВПО «ХХХ» об условиях и охране труда на рабочих местах, о предоставленных им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; отсутствии в ФГБОУ ВПО «ХХХ» разработанного Плана мероприятий по улучшению условий труда на 2015 год, журналов проведения инструктажей по охране труда и локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда в соответствии с деятельностью организации.

Вывод судьи районного суда о наличии вины должностного лица Д.О.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Совершенное Д.О.Р. административное правонарушение квалифицировано правильно и в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Вина Д.О.Р., как должностного лица ФГБОУ ВПО «ХХХ» состоит в невыполнении требований трудового законодательства, а именно в проведении Д.О.Р., не прошедшим в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, вводного инструктажа в отношении принимаемых на работу сотрудников образовательного учреждения, а также в неорганизации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в отношении руководителей структурных подразделений (ФИО4, ФИО5, ФИО6 и другие), проводящих первичные, повторные, внеплановые, целевые инструктажи в своих структурных подразделениях, что подтверждено представленными по делу доказательствами.

В соответствии с должностной инструкцией в обязанности Д.О.Р., как должностного лица, входит организация проведения проверок оборудования на соответствие их требованиям нормативным правовым актам по охране труда; организует работу, пропаганду и информацию по безопасности и охране труда в университете; проводит вводный инструктаж и проверку знаний по охране труда, что не оспаривалось при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении. Изложенные обстоятельства нашли надлежащее отражение в обжалуемом решении судьи.

Административное наказание с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, низкого уровня заработной платы должностного лица и иных обстоятельств обоснованно заменено со штрафа в размере 5000 руб. на предупреждение.

Утверждения заявителя жалобы о том, что исключение вмененных нарушений требований трудового законодательства из постановления о привлечении к административной ответственности Д.О.Р. является незаконным и необоснованным, не опровергают исследованных в суде доказательств, не доверять которым нет оснований, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину должностного лицаД.О.Р.

Таким образом, вывод судьи о наличии вины должностного лица ФГБОУ ВПО «ХХХ» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Другие доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, которые могут повлечь отмену или изменение решения судьи Ленинского районного суда г.Смоленска от 28.05.2015, не установлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах решение судьи районного суда от 28.05.2015 является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.7 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

р е ш и л :

Решение судьи Ленинского районного суда г.Смоленска от 28 мая 2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении должностного лица Д.О.Р. оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора труда в Смоленской области – без удовлетворения.

Судья М.В. Туникене